Урок 7. Лирика А.С. Пушкина. Стихотворение "К***" («Я помню чудное мгновенье…»)
I. Организационный этап
II. Актуализация и мотивация
Проведение теста по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
- 4 урока мы посвятили с вами изучению творчества писателя 18 века, пришла пора двигаться дальше, сегодня мы переходим к следующему этапу в развитии русской литературы - Золотому веку.
- Назовите имя писателя и поэта, являющимся солнцем Золотого века? (А.С.Пушкина)
- С какими произведениями А.С.Пушкина вы уже знакомы? (Стих-ия Во глубине сибирских руд, И.И. Пущину, 19 октября, зимний вечер, зимнее утро, поэма Полтава, повесть Станционный смотритель, роман Дубровский)
Проверка домашнего задания. Пересказ биографии А.С. Пушкина
- Одним из наиболее сложных периодов в жизни писателя и поэта был период ссылки в село Михайловское в 1824-1826гг
III. Формулирование темы и целеполагание
- В этот период в 1825 году было написано ещё одно чудесное стихотворение с загадочным заголовком К***
- Сегодня ему посвящён наш урок. Тема урока: Лирика А.С. Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
- Сформулируйте цель и задачи нашего урока.
IV. Работа по теме урока
Слово учителя.
Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Под влиянием каких событий в жизни Пушкина было написано это стихотворение?
В результате встречи Анны Петровны Керн, которая отличалась редким женским обаянием, живостью ума, образованностью, широтою интересов, и известного уже в то время поэта А.С.Пушкина.
На одном из вечеров в доме президента Академии художеств Оленина А.П.Керн, которой было тогда 19 лет, встретила Пушкина. Поначалу она не заметила его. Но вскоре он дал себя заметить.
- Позволительно ли быть до того прелестною? – воскликнул он. Вскоре вечер закончился, все стали разъезжаться, а Пушкин стоял на крыльце и провожал её глазами.
Прошло 6 лет. Пушкин в ссылке в селе Михайловском. В июне 1825 года А.П.Керн неожиданно приехала в Тригорское, неподалёку от Михайловского, к своей тётке Осиповой. Там-то и произошла новая встреча. А.П.Керн вспоминала: «Мы сидели за обедом и смеялись, вдруг вошёл Пушкин… Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова, робость видна была в его движениях… Мы не скоро познакомились и заговорили. Однажды явился он в Тригорское с большою чёрною книгою… Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган». Я никогда не забуду того восторга, который обхватил мою душу». Как-то вечером, вскоре после приезда А.П.Керн, Прасковья Александровна предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское. Пушкин очень обрадовался. Заложили экипажи. А.П.Керн вспоминала через несколько лет: «Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей… Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно весёлым и любезным… Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый запущенный сад длинными аллеями старых деревьев».
На другой день А.Керн уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощание подарил ей отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных листах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.
Уже через два дня Пушкин писал другу А.Вульфу: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе… Я пишу много стихов – всё это, если хотите, очень похоже на любовь, но, клянусь вам, что это совсем не то».
Стихотворение написано в с.Михайловском в 1825 году.
V. Физминутка
VI. Работа с текстом произведения
Прослушивание выразительного чтения стихотворения "Я помню чудное мгновенье" стр 227
Чтение статьи стр 226-227
Анализ стихотворения
История создания – написан в 1825-ом году и посвящен А. П. Керн.
Тема стихотворения – о любви
Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.
Жанр лирики – любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюблённость – забытье – печаль – возрождение к жизни.
В стихотворении присутствуют метафоры: “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”, “душе настало пробужденье” “сердце бьётся в упоенье”; есть в нём и другие средства выразительности: сравнения: “как мимолётное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты”, “безнадёжная грусть”, “чудное мгновенье”.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Завершается ещё один урок на пути к обретению Пушкина. Хочется верить, что, познакомившись с пушкинской поэзией, вы не впустите в свои души пошлость, жестокость, а научитесь красоте человеческих отношений.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока? Выполнили эти задачи?
Домашнее задание: Выучить стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.