Тезисы работы
Введение
Разнообразие жанров кинолент, снятых по мотивам произведений русского классика Николая Васильевича Гоголя, позволяет привлечь к этим фильмам широкую аудиторию зрителя. Это и комедии, и трагедии, и даже фильмы ужасов. Герои гоголевских произведений подчас комичны, но в целом эти художественные фильмы всегда несут большую смысловую нагрузку. Эти бессмертные произведения киноиндустрии, созданные по одноименным романам, экранизировались не один раз и собирали огромное количество поклонников, независимо от их возраста и интересов.
Цель: изучив современный кинематограф, доказать, что произведения Н.В.Гоголя не теряют свою популярность на протяжении нескольких веков.
Задачи:
1. Изучить монографии, посвященные изучению жизни Н.В.Гоголя .
2. Изучить произведения Н.В. Гоголя и трилогию фильмов «Гоголь».
3. Выяснить, какие произведения использованы в фильмах «Гоголь».
Методы и приёмы, которые будут использованы в этой работе - это изучение теории по данному предмету, анализ, описание.
Основное содержание работы
Вся трилогия фильмов разделена на отдельные главы, что и связывает все три части фильма между собой. Почти все главы несут в себе детали произведений Н.В. Гоголя. Такие как сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и сборник «Петербургские повести». Нами был произведен анализ произведений, схожих с сюжетом трилогии.
Заключение
Подведя итог нашей исследовательской работы, можно сказать, что Николай Васильевич Гоголь - один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Он сделал огромный вклад в развитие российского кинематографа. Автор известных произведений не теряет популярность уже более нескольких веков, и каждый раз возрождается в более привычном для его поклонников виде.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение………………………………………………………………………………..6
2. Глава 1 Монографии, посвященные изучение жизни и литературе Н.В. Гоголя…8
3. Глава 2 Сюжет трилогии фильмов «Гоголя»………………………………………..13
4. Глава 3 Сравнение произведений Н.В. Гоголя с трилогией фильмов «Гоголь»….20
5. Заключение…………………………………………………………………………….23
6. Библиографический список…………………………………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Обыкновенно при упоминании о том или ином известном нам писателе, у нас возникают определенные ассоциации, связанные с его творчеством. Например, имя Достоевского вызывает в нашей памяти сцены отчаяния, срыва, доводящие героев до безумия. Когда мы вспоминаем Тургенева, нам представляется история чьей-то любви, оканчивающаяся, как правило, разлукой. Что же касается Гоголя, то нередко имя его ассоциируется с различными мистическими историями, которые одновременно захватывают и пугают.
Однако талант Гоголя заключается не только в способности наводить ужас на своих читателей. Обратившись к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», мы нередко можем заметить иронию автора по поводу народных представлений о ведьмах, чертях и иных потусторонних силах. Представляя нам в ярких красках истории с ведьмами, призраками и чертями, Гоголь наслаждается этими простыми и сочными образами. Автор раскрывает перед нами всю незамысловатость украинских народных представлений, восхищаясь при этом их цельностью.
Творчество Николая Васильевича Гоголя в современном кино представлено практически всеми жанрами - от комедий до триллеров и детективов. Источником вдохновения для режиссеров всего мира Гоголь стал еще на заре кинематографа. Экранизация произведений Н.В.Гоголя началась в 1909 году с фильмов: «Вий» (немой фильм). Режиссер Василий Гончаров. Фильм утерян; «Мёртвые души». 1909 г. Сценарист и режиссер П.Чардынин. С тех пор только повесть "Тарас Бульба" была экранизирована в шести странах мира - Германии, Франции, Великобритании, Италии, США и Чехословакии.
Актуальность: Разнообразие жанров кинолент, снятых по мотивам произведений русского классика Николая Васильевича Гоголя, позволяет привлечь к этим фильмам широкую аудиторию зрителя. Это и комедии, и трагедии, и даже фильмы ужасов. Герои гоголевских произведений подчас комичны, но в целом эти художественные фильмы всегда несут большую смысловую нагрузку. Эти бессмертные произведения киноиндустрии, созданные по одноименным романам, экранизировались не один раз и собирали огромное количество поклонников, независимо от их возраста и интересов. Независимо от того, старые это фильмы или современные, они всегда будут любимы и популярны среди российского зрителя.
Цель: изучив современный кинематограф, доказать, что произведения Н.В.Гоголя не теряют свою популярность на протяжении нескольких веков.
Задачи:
4. Изучить монографии, посвященные изучению жизни Н.В.Гоголя .
5. Изучить произведения Н.В. Гоголя и трилогию фильмов «Гоголь».
6. Выяснить, какие произведения использованы в фильмах «Гоголь».
Методы и приёмы, которые будут использованы в этой работе - это изучение теории по данному предмету, анализ, описание.
ГЛАВА 1. МОНОГРАФИИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРЕ Н.В.ГОГОЛЯ.
Рождение.
Мать Гоголя имела двоих детей до его рождения, но они являлись на свет мертвыми. Поэтому, в ожидании новых родов, она переехала в Сорочинцы, где жил знаменитый в то время малороссийский врач Трахимовский. Между прочим, она дала обет: если родится у нее сын, наименовать его Николаем, в честь чудотворного образа, называвшегося Николаем Диканьским. Родители Гоголя просили священника села Диканьки молиться до тех пор, пока дадут ему знать о счастливом событии и попросят отслужить благодарственный молебен. (П. А. Кулиш).
У нашей матери было два выкидыша... Тогда трудно было устроить, чтобы приехали к нам вовремя доктор или акушерка. Когда пришло время, отец поехал с матерью к доктору Трахимовскому в его имение Сорочинцы. И вот родился там, в доме доктора, мой брат Николай... Брат любил вспоминать о том, почему назвали его Николаем.
(О. В. Гоголь-Головня по записи А. Н. Моши-на. И. Белоусов. Дорогие места).
Годы учебы.
Гоголь с интересом и увлечением принялся за учебу, но вскоре он охладел к занятиям. Классные наставники были далеки от желания разобраться в интересах своих учеников. К концу учебного года наставник Анастасий Савинский так охарактеризовал успехи своего ученика: «По способностям "туп", в прилежании "слаб", в поведении "резв". С такой аттестацией Гоголь не был допущен к публичным экзаменам и не был переведен во второй класс.
В июне мальчик успешно выдержал вступительные экзамены и был зачислен во второй класс. Плата за учение в привилегированной гимназии была высокая - 1200 рублей в год, и родителям с трудом удалось собрать необходимую сумму. После настоятельных хлопот, при поддержке Трощинского Василию Афанасьевичу удалось в конце первого учебного года перевести сына "в число воспитанников, содержимых на гимназиальном иждивении", то есть в число учеников-пансионеров, обучающихся за счет казны. Гоголь с удовольствием расстался с надоевшим ему педантичным и прижимистым Зельднером и перебрался в гимназию, в стенах которой он жил и учился вплоть до 1828 года.
Первые годы в Петербурге.
Гоголь и Данилевский решили вместе ехать в Петербург: Данилевский для поступления в школу гвардейских подпрапорщиков, Гоголь - на государственную службу. Данилевский, как всегда, явился руководителем Гоголя в отношении путевых издержек, трудностей и хлопот. Было условлено, что он заедет за Гоголем из Толстого в Васильевку, откуда они должны были вместе двинуться в дальний путь. Дело было в декабре 1828 г. Для дороги был приготовлен поместительный экипаж, и после продолжительных проводов и напутствий Марьи Ивановны Гоголь кибитка двинулась.
В. И. Шенрок со слов А. С. Данилевского. Материалы, I, 151.
Тотчас по приезде в Петербург Гоголь, движимый потребностью видеть Пушкина, который занимал все его воображение еще на школьной скамье, прямо из дома отправился к нему. Чем ближе подходил он к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и наконец у самых дверей квартиры развилась до того, что он убежал в кондитерскую и потребовал рюмку ликера. Подкрепленный им, он снова возвратился на приступ, смело позвонил и на вопрос свой: "Дома ли хозяин?", услыхал ответ слуги: "Почивают!" Было уже поздно на дворе. Гоголь с великим участием спросил: "Верно, всю ночь работал?" - "Как же, работал, - отвечал слуга, - в картишки играл". Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесенный школьной идеализации его. Он иначе не представлял себе Пушкина до тех пор, как окруженного постоянно облаком вдохновения.
П. В. Анненков со слов Гоголя. Материалы для биографии Пушкина. Изд. 2-е, 1873, стр. 360.
Начало литературной деятельности.
Гоголь боялся гласности и прокладывал себе дорогу к литературным успехам тайком даже от ближайших друзей своих. Он написал стихотворение "Италия" и отправил его incognito к издателю "Сына Отечества". Стихи были напечатаны в № 12 "Сына Отечества и Северного Архива" 1829 года.
П. А. Кулиш, 1, 65.
У Гоголя была поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная, как сказано на заглавном листке, в 1827 году. Не доверяя своим силам и боясь критики, Гоголь скрыл это раннее произведение свое под псевдонимом В. Алова. Он напечатал его на собственный счет, вслед за стихотворением "Италия", и роздал экземпляры книгопродавцам на комиссию. В это время он жил со своим земляком и соучеником по гимназии Н. Я. Прокоповичем, который поэтому-то и знал, откуда выпорхнул "Ганц Кюхельгартен". Для всех прочих знакомых Гоголя это оставалось непроницаемою тайною. Некоторые из них, - и в том числе П. А. Плетнев, которого Гоголь знал тогда еще только по имени, и М. П. Погодин, получили инкогнито по экземпляру его поэмы; но автор никогда ни одним словом не дал им понять, от кого была прислана книжка. (П. А. Кулиш со слов Н. Я. Прокоповича. Записки, I, 66.).
Гоголь бросился со своим слугою Якимом по книжным лавкам, отобрал у книгопродавцов экземпляры, нанял номер в гостинице (эта гостиница, по указанию Прокоповича, находилась в Вознесенской улице, на углу, у Вознесенского моста) и сжег все экземпляры до одного. (П. А. Кулиш. Записки о жизни Гоголя, I, 67.).
В 1829 году, когда Яким Нимченко, слуга Гоголя, выехал с ним в Петербург, Якиму было лет 26. Он был при Гоголе лакеем и поваром, жил сначала один, потом с женою. Поварскому искусству учился в Орловской губернии, у помещика Филиппова, куда отдан был еще отцом Гоголя. (В. П. Горленко. Миргород и Яновщина. Рус. Арх. 1893, I, 303.).
Гоголь был такой молчаливый и таинственный, что напечатал он в первый раз свое сочинение "Ганц Кюхельгартен или картины", принес ко мне на продажу и через неделю спросил, продаются ли.
Я сказал, что нет, он забрал их - и только и видели; должно быть печка поглотила и тем кончилось, что и теперь нигде нет этой книги и публика не знает и не видала его первого произведения. (Книгопродавец Лисенков - Криворотовым, 13 ноября 1850 г. Рус. Стар., 1898, июнь, 605.).
Последние годы.
Угрюмый в последние годы своей жизни, Гоголь мгновенно оживлялся, к нему возвращался веселый юмор молодости, и во всем доме наступал настоящий праздник каждый раз, когда в их деревню неожиданно приезжал А. С. Данилевский. Ничье появление не имело на него такого волшебного действия, никому не удавалось возбуждать в Гоголе такое отрадное настроение... Даже в последнее посещение Данилевским Гоголя в Васильевке уже не более, как за полгода до смерти последнего, по поводу поданных на стол любимых Гоголем малороссийских вареников приятели затеяли шумный спор о том, от чего было бы тяжелее отказаться на всю жизнь, - от вареников или от наслаждения пением соловьев? (B.И. Шенрок со слов А. С. Данилевского. Шенрок. Материалы, I, 97.).
Николай Васильевич редко когда показывался к гостям, когда они приезжали в Яновщину во время его пребывания там. Если были одни мужчины, то случалось, что он выходил и проводил с ними даже по нескольку часов, но если являлись дамы, то заставить выйти его было нелегко. Только нисходя к просьбам матери и чтобы доставить ей удовольствие, он выходил изредка, да и то на несколько минут. (М. Я. Борисов по записи В. П. Горленко. Родина Гоголя. Молва, 1880, № 22.).
Ходил Гоголь немного сгорбившись, руки в карманы, галстук просто подвязан, платье поношенное, волосы длинные, зачесанные так, что покрывали значительную часть лба и всегда одинаково; усы носил постоянно коротенькие, подстриженные; вообще видно было, что он мало заботился о своей внешней обстановке. Когда встречался, протягивал руку, жал довольно крепко, улыбался, говорил отчетливо, резко, и хотя не изысканно сладко, но фразы были правильные, без поправки, слова всегда отчетливо выбранные. (А. Т. Тарасенков. Шенрок. Материалы, IX, 855.).
Болезнь и смерть.
После уничтожения своих творений, мысль о смерти, как близкой, необходимой, неотразимой, видно, запала ему глубоко в душу и не оставляла его ни на минуту. За усиленным напряжением последовало еще большее истощение. С этой несчастной ночи он сделался еще слабее, еще мрачнее прежнего: не выходил больше из своей комнаты, не изъявлял желания видеть никого, сидя в креслах по целым дням в халате, протянув ноги на другой стул, перед столом. Сам он почти ни с кем не начинал разговора; отвечал на вопросы других коротко и отрывисто. Напрасно близкие к нему люди старались воспользоваться всем, чем было только возможно, чтобы вывести его из этого положения. По ответам его видно было, что он в полной памяти, но разговаривать не желает. Замечательны слова, которые он сказал А. С. Хомякову, желавшему его утешить: "Надобно же умирать, а я уже готов, и умру..." Когда граф А. П. Толстой для рассеяния начинал с ним говорить о предметах, которые были весьма близки к нему и которые не могли не занимать его прежде (о письме Муханова, об образе матери, который затерялся было, - и это также сочтено было за дурное предзнаменование, да нашелся, и проч.), он возражал с благоговейным изумлением: "Что это вы говорите! Можно ли рассуждать об этих вещах, когда я готовлюсь к такой страшной минуте?" Потом он молчал, погружался в размышления и тем заставлял графа замолчать. Впрочем, в эти же дни он делал некоторые неважные завещания насчет своего крепостного человека и проч. и рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки. (У Шевырева осталось около 2000 руб. от вырученных за сочинения денег, прочие пошли на воспитание сестер, на долги матери и в помощь бедным студентам 3000 руб., розданных втайне. От наследства матери он уже давно отказался прежде). Иногда по вечерам он дремал в креслах, а ночи проводил в бдении на молитве; иногда жаловался на то, что у него голова горит, и руки зябнут; один раз имел небольшое кровотечение из носа, мочу имел густую, темно окрашенную, испражнения на низ не было во всю неделю. Прежде сего за год он имел течение из уха, будто бы от какой-то вещи, туда запавшей; других болезней в нем не было заметно. (А. Т. Тарасенков. Последние дни, 13. Шенрок, IV, 854.).
В среду на первой неделе поста граф прислал за мною и объяснил, что происходит с Гоголем. Озабоченный его положением, он желал, чтобы я его видел и сказал свое мнение о его болезни. Иноземцев же отзывался об ней неопределенно и один день предполагал переход ее в тиф, на другой сказал, что ему лучше; однако же запретил ему выезжать. Явившись к графу, я, по его рассказам, наводил его на мысль: не нужно ли подумать о том, как бы заставить его употреблять питательную пищу, если нельзя по убеждению, то хотя против воли? Я передал о нескольких примерах психопатов, мною виденных и исцелившихся после того, как они стали употреблять пищу. Сам Гоголь не изъявлял желания меня видеть; надобно было употребить уловку и войти к графу, когда он там (он мог меня принять у него, как общего знакомого, с которым Гоголь не раз вместе обедал и беседовал): но это не удавалось. (Д-р А. Т. Тарасенков. Последние дни, 14. Шенрок, 855.).
В десятом часу утра, в четверг 21 февраля 1852 г., я спешу приехать ранее консультантов, которые назначили быть в десять (а Овер - в час), но уже нашел не Гоголя, а труп его: уже около восьми часов утра прекратилось дыхание, исчезли все признаки жизни. Нельзя вообразить, чтобы кто-нибудь мог терпеливее его сносить все врачебные пособия, насильно ему навязываемые. Умерший лежал уже на столе, одетый в сюртук, в котором он ходил; над ним служили панихиду; с лица его снимали маску. Когда я пришел, уже успели осмотреть его шкафы, где не нашли ни им писанных тетрадей, ни денег. Долго глядел я на умершего: мне казалось, что лицо его выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную в гроб*. (А. Т. Тарасенков. Последние дни, 21. Шенрок, IV, 863.).
ГЛАВА 2. СЮЖЕТ ТРИЛОГИИ ФИЛЬМОВ «ГОГОЛЬ»
1829 год. Юный Николай Васильевич Гоголь служит судебным писарем в III отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге (хотя в реальности Третье Отделение было не сыскным по уголовным делам, а службой государственной безопасности с довольно широкими полномочиями). Во время несения службы, чаще всего при убийствах, Гоголя мучают припадки, во время которых его преследуют странные видения, и в бессознательном состоянии он записывает, казалось бы, бессмысленные слова.
Неожиданно Гоголь знакомится со знаменитым следователем Яковом Петровичем Гуро, который сразу отмечает необычное свойство молодого писаря: его бессвязные записи оказываются ценными подсказками для расследования, и убийца в кратчайшие сроки оказывается раскрыт. Вечером того же дня Гоголь, разбитый критикой и неуверенностью в собственном таланте, в слезах и бессильной ярости сжигает все скупленные образцы своего первого наивно-романтического произведения «Ганц Кюхельгартен». Следующим утром Гоголя навещает Гуро, тёплым словом поддерживает его и советует не падать духом после первой неудачи пробы пера, и также выражает признательность за короткое сотрудничество. Гуро собирается расследовать таинственные убийства девушек в Полтавской губернии около небольшого села Диканька. Гоголь, ночью имевший виденье об этом, просит Гуро взять его с собой в качестве помощника и писаря, к тому же он родом из тех мест. Гуро, симпатизирующий и заинтригованный припадками-видениями юноши, с лёгкостью даёт своё согласие, и они отправляются в путь.
Прибыв в Диканьку, Гоголь и Гуро начинают расследование. Убийцу описывают как Тёмного Всадника, причем суеверное население крайне неохотно помогает следствию из Петербурга, особенно в лице местного следователя Александра Христофоровича Бинха. Там же Гоголь знакомится с женой помещика Данишевского Елизаветой, поклонницей его творчества, к которой начинает испытывать (как он себя убеждает) платонические чувства, однако вскоре они становятся любовниками. Знакомится он и с самим помещиком Данишевским, человеком странным и загадочным, живущим с женой обособленно от Диканьки, несмотря на близкое соседство. Во время одного из видений Гоголю является Оксана (как оказывается позже, русалка). В обмен на помощь Николая в опознании среди русалок ведьмы, высасывающую из утопленниц силу, Оксана обещает помочь в расследовании. К удивлению и ярости Гуро выясняется, что такие же убийства происходили 30 лет назад и для их раскрытия ничего не было предпринято.
Во время очередного видения Гоголю удаётся опознать среди русалок ведьму, оказавшуюся Ганной с постоялого двора. Утром Гоголь и Гуро обнаруживают у заброшенной мельницы руку (русалки, раздирая ведьму на части, оторвали ей руку). Гоголь и Гуро предполагают, что нашли Всадника и спешат на постоялый двор, где обнаруживают Ганну; у неё отсутствует именно та рука, которая была найдена у мельницы. Разъярённая ведьма легко справляется с Гуро, после чего нападает на Гоголя, но её убивает Бинх. Дело раскрыто, и можно возвращаться в Санкт-Петербург, но ночью к Гоголю приходит Оксана в образе Лизы и говорит ему, что настоящий убийца на свободе, а Ганна была лишь пособницей. В это время в загоревшемся по соседству сарае Всадник сражается с Яковом Петровичем Гуро, сарай рушится, и все полагают, что Гуро и Тёмный Всадник погибли под его обломками. Однако останки Всадника найдены не были. Гоголь решает остаться и закончить расследование самостоятельно.
Ночью Всадник приходит к гробу Ганны и воскрешает её. Ведьма молит Всадника о прощении, говоря о странных способностях Гоголя, но Всадник глух к её мольбам. Из сарая, где держат тело Ганны, раздаётся крик ведьмы.
Через несколько дней в Диканьке происходит новое убийство: баба Хавронья погибает прямо во время свидания при свечах с Поповичем, своим любовником. Тот остаётся жив, но бредит о свиной голове и красной свитке, символе супружеской неверности, который чёрт подбрасывает к порогу. Убийство обставлено так, будто его совершил Тёмный Всадник, но Гоголь во время припадка рисует лист липы («липа» означает подделку), а очнувшись, быстро подмечает, что знак Всадника в избе Хавроньи нарисован с ошибкой. Когда в доме обнаруживается орудие убийства, вину берёт на себя муж покойной.
На помощь Гоголю приводят местного доктора Леопольда Леопольдовича Бомгарта — человека исключительно научного склада ума, отрицающего существование нечистой силы. Вскрытие трупа показывает, что баба Хавронья умерла не от нанесённой раны, а от разрыва сердца из-за сильнейшего испуга. Её призрак начинает являться и угрожать падчерице Параске, у которой скоро свадьба. Гоголя же вновь мучают видения об Оксане и Елизавете: по словам русалки, чтобы научиться управлять своим даром, Николай должен отказаться от мирских привязанностей и, в первую очередь, от чувств к Лизе.
Разгадку Гоголь находит с помощью кузнеца Вакулы и доктора Бомгарта: свеча, купленная Параской у цыган (которая горела во время свидания Хавроньи и Поповича), начинена галлюциногенами — Гоголь, едва вдохнув дым от этой свечи, видит один из своих страхов: насмехающегося над ним Пушкина, чьей критики своего творчества он очень боится. Поняв, что убийца — это Параска, инсценировавшая нападение Всадника, чтобы мачеха не мешала ей выйти замуж, Гоголь изобличает её, но та убегает в лес. С помощью колдовства Параску ловит призрак Хавроньи и отдаёт Всаднику как новую жертву. Пытающиеся нагнать девушку Гоголь, Яким, Вакула и доктор Бомгарт, услышав её крик, хотят помочь, но путь им преграждает убитая Хавронья и колдовством подкидывает и кружит в воздухе. Лишь благодаря свече, зажжённой не замеченным Хавроньей доктором Бомгартом, героям удаётся спастись. Также происходит неожиданное: призрак Хавроньи, встретившись лицом к лицу с Гоголем, неожиданно приходит в ужас и с воплем «Нет! Не подходи ко мне! Тёмный…» исчезает, оставив Гоголя и его друзей в недоумении. Но долго недоумевать не приходится: Параска найдена мёртвой в лодке у берега реки, а на поляне чернеет жуткий символ Тёмного Всадника.
Следующим утром на постоялом дворе Гоголь собирает доктора Бомгарта, кузнеца Вакулу и своего слугу Якима — единственных людей, кому он может доверять во всей Диканьке; все трое соглашаются оказать ему помощь в борьбе со страшным противником. Незаметно для всех в старом зеркале появляется улыбающаяся Оксана. Выясняется, что среди вещей Якова Петровича Гуро оставался сундук, который тот повелел отдать Гоголю в случае непредвиденных обстоятельств. Вакула легко вскрывает замок сундука, на который никто не смог найти ключ. Прикоснувшись к замку, Гоголь получает новое видение: следующей жертвой Тёмного Всадника может стать Лиза. Улыбка сходит с лица Оксаны, и она исчезает.
Глава и первый фильм заканчиваются на сцене, где, казалось, погибший в пожаре, Яков Петрович Гуро обозревает село Диканьку, стоя на обрыве.
Утром в Диканьку прибывает колдун-басурманин Басаврюк: местные его знают и боятся, потому что у него слава охотника за душами христиан. Однако оснований для его ареста нет, и священник предупреждает Гоголя держаться от него подальше.
Когда в Диканьке исчезает очередная девушка (Дарина) и её поиски ни к чему не приводят, Гоголь замечает в записках Гуро список дат — церковных праздников и каждому празднику соответствует одна жертва Тёмного Всадника. В попытках обнаружить Дарину, Гоголь пытается научиться контролировать свой дар и видит красный цветок в «логове зверя». Не зная, как трактовать видение, он наконец принимает помощь Оксаны; её условие — Николай должен принадлежать ей. Цветок оказывается кровоцветом, цветущим раз в году там, где спрятано колдовское золото. Сорвать его и заполучить клад может только невинная душа, если она прольёт кровь другого невинного.
«Логовом зверя» оказывается Медвежий овраг, который местные обходят стороной, считая, что это проклятая земля. В видениях Николай предвидит, что там и произойдёт убийство, и незнакомая девушка задаёт ему вопрос: «Может, ты мой суженый?». Взяв ружьё, Гоголь ночью отправляется туда, но вместо Всадника Дарину туда приводит колдун. Он предлагает жениху сестры Дарины пролить кровь, чтобы тот получил золото (и разбогател, чтобы жениться), а колдун заберёт его душу. Когда тот соглашается, Николай, не сумев отговорить злодеев, убивает его, а колдун исчезает. Раненую Дарину с трудом спасает доктор Леопольд Бомгарт: хотя он зарёкся не оперировать живых после того, как он в прошлом не сумел спасти ребёнка, врач находит в себе смелости попытаться вновь и ему это удаётся.
Однако предотвратить убийство новой жертвы Всадника не удаётся: ей оказывается вторая девушка из видений. Гоголю, Бомгарту, Якиму, кузнецу Вакуле и следователю Бинху ничего не остаётся, кроме как ждать следующего праздника.
На новый праздник Гоголь убеждает Бинха призвать жителей Диканьки не выходить ночью из домов. Хотя ночь проходит без жертв, наутро 7 домов оказываются помечены знаком Всадника. Что необычно, им помечен ещё и дом Данишевских, хотя раньше Тёмный Всадник никогда не притрагивался к дворянам и убивал только крестьян. Не видя других вариантов, Николай предлагает спрятать всех девушек из помеченных домов в тайном месте под охраной казаков. Это предложение не находит поддержки у Бинха, так как тот начинает подозревать Гоголя в связях с убийцей. Данишевский от предложения увезти Лизу тоже отказывается в грубой форме.
Благодаря Василине, маленькой дочери кузнеца Вакулы, Гоголь догадывается, что знаки на домах поставила ведьма из села (знаки нарисованы пёсьей кровью, а в её доме девочка видела мёртвую собаку). Однако допросить ведьму не удаётся: её закалывает осиновым колом неизвестный, сбегая при появлении Николая. Очнувшись на месте убийства, Гоголь попадает под подозрение Бинха (никто, кроме него, не видел убийцу) и находит на полу написанное им же заклинание на латыни.
Изучив улики и оружие незнакомца (Оксана, едва увидев его, в ужасе говорит, что это осина со святой земли, заговорённая против нечистой силы), Николай приходит к выводу, что убийца намеревался совершить обряд над телом, но не успел завершить его, а значит, попытается закончить позже. Убийцу и правда ловят в засаде в сарае, где лежит тело ведьмы; им оказывается странствующий экзорцист Хома Брут. Он прибыл в Диканьку, чтобы вновь сразиться с демоном Вием, а ведьма нужна была ему как приманка. Убедившись, что Гоголь не убийца, Бинх даёт добро на то, чтобы спрятать девушек.
Хома берёт Гоголя в заложники и, вырвавшись из заточения, просит помочь ему одолеть Вия. Запершись в церкви с телом ведьмы и начертив круг, Хома дожидается прибытия Вия, но погибает. Гоголь дочитывает заклинание сам, отчего Вий исчезает, но и сам Николай падает замертво.
В это же время Тёмный Всадник находит тайное место (заброшенный хутор) и убивает всех казаков и девушек внутри него. Прибыв на место, Бинх и Вакула заключают, что Всаднику кто-то раскрыл местоположение убежища, о котором знали только четверо: сам Бинх, его помощник (писарь Тесак), Гоголь и Алексей Данишевский. Первым делом Бинх решает арестовать и допросить Гоголя, но находит его в церкви без признаков жизни.
Сразу после событий предыдущего фильма Николая Гоголя, предположительно умершего, хоронят близ села Диканька. Оказавшись под землёй, Гоголь видит призрак своего отца — заключив договор с таинственным господином с повязкой вокруг носа (впоследствии окажется, что носа вообще нет), Василий Гоголь-Яновский отправился навеки в ад, а Николаю безносый говорит: «Живи, Тёмный!». В результате Гоголь приходит в себя и на глазах у перепуганной толпы выбирается из могилы.
Арестованный Бинхом, Гоголь понимает, что толпа, скорее всего, линчует его как Тёмного Всадника или его помощника: в глазах селян оживший «вурдалак» виновен в гибели девушек. Случайно проговорившись, Яким все же раскрывает барину тайну договора между безносым незнакомцем и Василием Гоголем-Яновским.
Когда казаки поднимают бунт, Гоголя пытаются сжечь на костре, но маленькая дочь кузнеца Вакулы полуосознанно призывает ливень, который гасит огонь. Тогда Гоголя пытаются повесить, и в последний момент его спасает следователь Яков Петрович Гуро, ранее считавшийся погибшим. Все (Гоголь, Гуро и Бинх) решают, что остался только один человек, который мог быть причастен к убийствам — граф Алексей Данишевский.
Сам Данишевский в это время приходит к Оксане (которую видит, хотя та ему не являлась) и предлагает ей сделку: возвращение к жизни, чтобы та увезла Николая из Диканьки; Оксана за это непременно попадёт в ад после смерти, но в противном случае Данишевский вынужден будет устранить угрозу в лице Гоголя, убив его. Русалка, не колеблясь, соглашается.
Обыскивая имение Данишевского, Гоголь, Бинх и Гуро находят тайный подвал, а в нём Данишевского и на алтаре Оксану, воскресшую из мертвых. Бинх стреляет в Данишевского и тот неожиданно легко умирает (Всадник всегда был неуязвим для пуль). Едва Оксана приходит в себя, как появляется настоящий Тёмный Всадник и тут же убивает её. Следом, едва 13-я жертва перестаёт дышать, Всадник возвращается к человеческому облику. Им, ко всеобщему удивлению, оказывается Лиза Данишевская.
События настоящего времени (1829 год) и 163-летней давности (1666 год) показываются параллельно.
В 1666 году казачий атаман отправляется давать отпор польским захватчикам во главе с колдуном Казимиром Мазовецким. Из всего войска возвращается лишь один казак и говорит, что поляки разбили их, убили атамана и скоро нападут. Дочери атамана, Лиза и Мария, обращаются к колдунье-отшельнице, и та говорит, что польского колдуна можно одолеть, надев на него заговорённый обруч; тогда Казимир утеряет свою силу и сделается смертным, но цена за его убийство будет страшна. Тем не менее, Лиза и Мария, прокравшись в палатку Казимира, захватывают его и увозят прочь, чтобы отдать на суд. По пути Казимир говорит им, что его проклятие кончается только тогда, когда он кого-то полюбит, и просит Марию отпустить его — если она ответит ему взаимностью, он сможет отречься от колдовства и стать нормальным человеком. Но Лиза решает убить колдуна и вступает с Марией в бой и в итоге Мария, оступившись, падает в пропасть. В гневе, обезглавив Казимира, Лиза сама оказывается под тем же проклятием: каждые 30 лет приносить в жертву 12 девушек и одного воскресшего, не зная смерти, пока не полюбит сама. Марию же на том свете встречает огненный голос, велящий отправляться назад: если она убьёт сестру, то сможет жить, а пока будет скитаться в облике старухи.
В 1829 году Гуро сковывает Лизу тем же заговорённым обручем и во время допроса сознаётся, что не собирается предавать её суду — по заданию тайного общества он должен доставить бессмертного Тёмного Всадника в Петербург, чтобы тот поделился секретом бессмертия с Российской Империей. В случае отказа он угрожает убить Гоголя. Подслушав разговор, Гоголь и Бинх бросаются остановить Якова Петровича. Гуро предлагает Биниху высокую должность, но тот, будучи человеком чести, решает убить Лизу. Услышав от неё, что 13-ой жертвой должен был стать сам Николай, но из любви к нему Лиза его пощадила и вместо него убила Оксану (тоже воскресшую) Гоголь снимает заколдованный обруч, и Лиза вновь становится бессмертным Тёмным Всадником.
Едва справившись с Гуро, Лиза, Гоголь и Бинх видят на пороге старуху Христину из Диканьки, которая неожиданно обращается в Марию. Убив Бинха и смертельно ранив Гоголя, та вынуждает Лизу отдать своё бессмертие Николаю, а затем отрубает ей голову, как Лиза в 1666 году Казимиру. От смерти Гоголя и Гуро спасает дочь кузнеца Вакулы Василина: урождённая ведьма, она достаточно долго отвлекает Марию, чтобы Гоголь замкнул обруч у неё на шее. Впечатлённый Гуро предлагает Гоголю членство в тайном обществе, так как его миссия увенчалась успехом, ведь бессмертный захвачен. Получив отказ, Гуро возвращается в Петербург. Гоголь также возвращается домой и вскоре пишет книги на основе своих приключений в Диканьке.
1831 год. Гоголь, теперь уже известный писатель, во время одной из встреч с читателями сталкивается с ведьмой, пытающейся его убить, но его спасают от смерти Пушкин и Лермонтов. Представившись членами братства, враждующего с тайным обществом графа Бенкендорфа, они предлагают Гоголю вступить в их ряды. Николай соглашается.
ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.В. ГОГОЛЯ С ТРИЛОГИЕЙ ФИЛЬМОВ «ГОГОЛЬ».
Вся трилогия фильмов разделена на отдельные главы, что и связывает все три части фильма между собой. Почти все главы несут в себе детали произведений Н.В. Гоголя. Такие как сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и сборник «Петербургские повести». Нами был произведен анализ произведений, схожих с сюжетом трилогии.
Глава 1. Убийства в Диканьке
В этой главе авторы использовали мотив повести «Майская ночь, или Утопленница». Молодой казак Левко, влюблённый в красавицу Ганну, хочет на ней жениться. Однако его отец тоже питает чувства к девушке. Левко помогает утопленнице, дочери сотника, отыскать среди её сестёр-утопленниц мачеху-ведьму(в фильме она получила имя возлюбленной Левко. Ганна). Когда-то отец выгнал дочь из дому из-за новой жены, а панночка с горя утопилась. Она пыталась затащить в озеро мачеху, но та обернулась утопленницей и спряталась среди них. В благодарность за помощь панночка устраивает свадьбу Левко и Ганны.
Как и в повести Гоголя, присутствует герой, который помогает утопленнице вычислить ведьму, да и сама история панночки совпадает с рассказанной в оригинале. Правда, теперь она дочь мельника, а не сотника. Зовут панночку Оксана (так звали главную героиню повести «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Оксана присутствует в трилогии фильмов постоянно и является одним из главных героев второго плана.
Есть здесь и отсылка к «Шинели» из «Петербургских повестей». На постоялом дворе во время обеда столичный следователь Яков Петрович Гуро рассказывает Гоголю историю из практики: «Какое-то время назад был забавный случай: один коллежский регистратор, у которого украли шинель, начал вдруг убивать и потрошить людей, причём не просто людей, а чиновников не ниже титулярного советника». Но эта реминисценция условна: Акакий Акакиевич Башмачкин хотя и наводил страх на людей после своей смерти, но никого не убивал и, тем более, не потрошил.
Глава 2. Красная свитка
Глава построена на сюжете повести «Сорочинская ярмарка». Крестьянин Солопий Черевик с женой Хавроньей и дочерью Параской приезжают на ярмарку продать лошадь и пшеницу. Там они встречаются с молодым юношей Грицко, который влюбляется в Параску, но конфликтует с её мачехой, поэтому, когда приходит свататься, получает отказ. Юноше помогает цыган: умело используя легенду о красной свитке (кафтане черта), он подставляет Солопия так, что того обвиняют в краже его же лошади. Грицко возвращает лошадь, становится спасителем Солопия, и тот в благодарность устраивает свадьбу молодых.
Имена и взаимоотношения героев сохранились. Как и в оригинале, в происходящее вмешиваются цыгане ― правда, только косвенно. А ещё сохраняется легенда о красной свитке. Но в повести Гоголя не было убийства Хавроньи, которое происходит в фильме. Не было и расследования, и вины Параски, и её гибели от рук Черного Всадника.
Зато в этой главе вводится местный кузнец Вакула. Такой персонаж был в повести «Ночь перед Рождеством», но сходство с литературным прототипом ограничивается тем, что кино-персонаж Вакула тоже кузнец и неплохо рисует.
Глава 3. Заколдованное место
Сюжет не имеет с повестью «Заколдованное место» ничего общего, зато пересекается с другим произведением из того же сборника ― «Вечер накануне Ивана Купала».
Жил на хуторе зажиточный казак Корж. У него было двое детей: дочь Пидорка и сын Ивась. Батрак Петрусь Безродный влюбился в девушку, и она ответила ему взаимностью, но Корж желал для дочери богатого мужа. Местный колдун Басаврюк, развратитель невинных душ, берётся помочь влюблённому. Он приводит его в Медвежий овраг к Бабе Яге, которая вынуждает Петруся убить Ивася ради получения богатства. Петрусь женится на возлюбленной, но не вспомнит, что произошло в лесу, после мучается. Жена приводит к нему Бабу Ягу, Петрусь все вспоминает и гибнет, а золото его превращается в черепки.
В фильме, как и в книге, есть богатый казак Корж, у которого двое детей (здесь это две дочери ― Богдана и Дарина), есть бедный батрак Петро, который влюблён в Богдану, есть колдун Басаврюк. Петро, как и в оригинале, решается на убийство ради золота, а происходит это в Медвежьем овраге, где растёт загадочный Кровоцвет
Глава 4. Вий
Название отсылает к повести из сборника «Миргород». Молодой бурсак Хома Брут становится виновником гибели ведьмы. Он вынужден три ночи подряд читать над ней Псалтирь в церкви. Хома чертит на полу круг, но на третью ночь все-таки гибнет, не поборов искушения взглянуть в глаза Вию (предводителю нечисти, которая окружает бурсака в церкви).
В фильме тоже фигурирует Хома Брут, который гибнет от рук нечистой силы. Но он уходит на второй план ― его место занимает Гоголь. К тому же здесь Брут не молодой бурсак, который защищается по наитию, а опытный охотник на нечисть: Хома даёт Гоголю инструкции и советует не смотреть в глаза Вию. Да и в Диканьке он появляется как нечто инородное в погоне за ведьмой Ульяной, которую давно преследует.
Глава 6. Страшная месть
Название главы совпадает с названием повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», однако герои здесь другие, сюжет ― совсем другой, а общих моментов мало.
Часть «Страшной мести» Гоголя ― легенда о двух братьях-казаках Петро и Иване. Король Степан предлагает награду за поимку турецкого паши. Награду заслуживает Иван, который делит её с Петром, но брат завидует ему. Проезжая по горной тропе в Карпатах, Петро сталкивает Ивана в пропасть вместе с сыном-младенцем. Божий суд определяет наказание Петру: последний в его роду должен стать злодеем и расплачиваться за все прегрешения предков. А Иван, сидя на высокой горе, будет веселиться, глядя на муки брата. Эта мука для Петро окажется самой страшной: он захочет отомстить, но не сможет этого сделать.
В фильме вместо двух братьев фигурируют две сестры, Лиза и Мария. Лиза ненамеренно станет причиной гибели Марии (девушка, как в оригинале, упадёт со скалы), и Мария будет мстить сестре ― правда, больше не за свою смерть, а за убийство возлюбленного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итог нашей исследовательской работы, можно сказать, что Николай Васильевич Гоголь - один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Он сделал огромный вклад в развитие российского кинематографа. Сам Николай является одной из причин, чтобы посмотреть фильм по его произведению. Автор известных произведений не теряет популярность уже более нескольких веков, и каждый раз возрождается в более привычном для его поклонников виде.
В рассматриваемой нами трилогии казаки, ведьмы, русалки, утопленницы и другие обитатели Диканьки встречаются лицом к лицу со своим создателем, что позволяет зрителям и любителям произведений Гоголя прочувствовать автора и все его переживания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранов Е.Е. Трилогия фильмов «Гоголь»
2. Вересаев В.В. 'Гоголь в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников' - Харьков: Прапор, 1990 - с.680
3. 'Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский в воспоминаниях, письмах дневниках, автобиографических произведениях и документах' - Москва: Детская литература, 1972 - с.544
4. Машинский С. 'Художественный мир Гоголя' - Москва: Просвещение, 1979 - с.432
5. Поспелов Г.Н. 'Творчество Н.В. Гоголя' - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953 - с.280
6. N-V-Gogol.ru: Библиотека о Николае Васильевиче Гоголе Статьи и книги: биография Н. В. Гоголя, гоголевские места, воспоминания современников, анализ произведений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.