Литература
Оценка 4.6

Литература

Оценка 4.6
docx
15.01.2021
Литература
литература.docx

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов.

Цель урока: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».

Тип урока: изучение новогоматериала

Планируемые  результаты:

предметные

Метапредметные

личностные

-        учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-        планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;

-        по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;

-        определять средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

 РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия.

ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию;

КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал

Ход урока

Структурные компоненты урока

 

Деятельность учителя и формулировка заданий

Планируемые результаты, достигаемые на уроке

 

Планируемые способы и критерии оценивания

Этап

Время

   предметные

метапредметные

 

Орг. Момент

1 минута

Здравствуйте, ребята!

-Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

А девиз у нас таков,

«Больше дела, меньше слов!»

 

 

 

 

 

 

Актуализация

– Свидетелями  какой истории стали мы  на предыдущем уроке?

-  Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».

Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов  рассказа, к которым выполнены работы.

1.             Пересказ учащимися произведения  Л. Н. Толстого «Акула».

- Известен ли вам человек, изображённый на портрете?(Слайд 4)

- На портретеизображён Лев Николаевич Толстой.

- Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

- Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.

- Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?

Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».

- К каким произведениям вы видите иллюстрации?(Слайды 5, 6)

- «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка»

- Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

  - Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого .

- Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.(Слайд 7)

- Прыжок.

- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.

 

 

 

 

Основной этап

23    минуты

 

1.                  Речевая разминка.Работа над скороговоркой.(Слайд 8)

( Чтение в разном темпе.)

Вёз корабль карамель, 
наскочил корабль на мель, 
И матросы три недели 
карамель на мели ели.

2.                  Работа над загадкой.

В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся  над  ….( морем )

3.                  Составление пословиц, слов. (Слайды  9, 10)

Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа.

Пословица. Море любит смелых да умелых.

4.                  Предугадывание содержания произведения.

Учитель.

- Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова?Это подсказка. Где же будут происходить события в новом произведении?

Ученики.

- Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море. (Слайд 11)

Учитель.

– Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему.По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе?( Слайд 12)

Ученики высказывают свои предположения.

( Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)

Учитель.

- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

Ученики.

- Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.

Учитель.

- Какие из  этих слов можете объяснить самостоятельно?

Ученики.

- Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле.

Учитель.

- Найдите в словаре значение слов мачта, аршин, каюта, задор.

( Работа со словарями)

Ученики.

(Мачта - высокий столб для парусов на судне.Аршин - старинная мера длины, равная71см.Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. Задор - горячность, азарт.)

Учитель.

- Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник.Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты - высокие столбы  на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц

1.      Чт  Чтение рассказа учителем, комбинированное с чтением сильными учениками.

 

 

Замечательно

 

 

 

 

Физминутка

2 минуты

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться,

Кашу съесть,

Поскакать легонько,

На коленочки присесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

 

 

 

 

Первичное закрепление материала

2.       Проверка первичного чтения
Учитель
.

- Вам понравился рассказ?

- Кто герои произведения?

Ученики.

- Мальчик, капитан, обезьяна.

Учитель.
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Ученики.

- Когда мальчикбросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.

Учитель.

- Какие чувства вы испытывали , когда слушали рассказ?

Ученики делятся своими впечатлениями.

3.      Создание проблемной ситуации.

Учитель.

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? 
Ученики высказывают свои предположения.

- Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца , из-за того что испугался, и т. п. 

 

4.      Чтение произведения учениками.

 

5.      Работа над содержанием произведения.

Учитель.

-- Главный герой рассказа  - мальчик. Как мальчик оказался на корабле?

Ученики.

-Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье.

Учитель.

– А откуда на корабле была обезьяна? 

Ученики.

- Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.

Учитель.

– Как понять выражение “ещё больше расходилась”?

Ученики.

- Значит ещё больше корчилась, прыгала.

Учитель.

– Почему мальчик залез на мачту корабля?

Ученики.

- Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

Учитель.

 - Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

Ученики.

- Сначала люди смеялись, потом испугались.

Учитель.

- Что заставило мальчика опомниться?

Ученики.

- На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался.

Учитель.

- Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

Ученики.

- Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два…»

Учитель.

- Как спасли мальчика?

Ученики.

- Матросы прыгнули в море и подняли  мальчика на корабль.

 

7. Анализ произведения. Работа в группах.

Учитель.

- Проследим за  поведением   людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.

( Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении  людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.

1-я группа

- Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.

2-я группа:

-  Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним  смеются,  Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

Мальчик – вспыльчивый,безрассудный, отважный, гордый, стремился  отстоять своё достоинство.Поведение мальчика напрямую связано с поведением  людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись.

Учитель.

- Что заставило мальчика прыгнуть? 

Ученики.

- Крик отца, следует учесть,  что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)

3-я группа:

- Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.

Учитель.

- Как вы думаете, почему капитан заплакал?

Ученики.

- Он  очень испугалсяза сына.

 

8. Работа с пословицами.

Учитель.

- Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 14)

1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)

2.  Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)

3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)

 

ПУУД-строить речевое высказывание в устной форме

Молодцы

Итог урока

5 минут

- Чем каждый из вас занимался на уроке?

- С творчеством какого писателя познакомились?

- Какие цели ставили? Каких достигли? Какой получили результат?

С каким рассказом познакомились?

К какому литературному жанру относится произведение?

 

 

Замечательно

 

Рефлексия

3 минуты

- Чем занимались на уроке?
- Какой раздел мы начали изучать?
- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: С. 156-159пересказ.

 

 

 

 


 

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок».

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок».

Пересказ учащимися произведения

Пересказ учащимися произведения

В нём солёная вода. По воде плывут суда,

В нём солёная вода. По воде плывут суда,

Учитель. - Найдите в словаре значение слов мачта , аршин , каюта, задор

Учитель. - Найдите в словаре значение слов мачта , аршин , каюта, задор

Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Ученики . - Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту

Ученики . - Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту

Никто не ожидал, что может произойти

Никто не ожидал, что может произойти

Все, что делается на корабле, делается быстро (

Все, что делается на корабле, делается быстро (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021