Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов.
Цель урока: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».
Тип урока: изучение новогоматериала
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
- учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; - планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; - понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному; - определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте. |
РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия. ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию; КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал
Ход урока
Структурные компоненты урока |
Деятельность учителя и формулировка заданий |
Планируемые результаты, достигаемые на уроке
|
Планируемые способы и критерии оценивания |
||
Этап |
Время |
предметные |
метапредметные |
||
Орг. Момент 1 минута |
Здравствуйте, ребята! -Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. А девиз у нас таков, «Больше дела, меньше слов!» |
|
|
|
|
Актуализация |
– Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке? - Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула». Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов рассказа, к которым выполнены работы. 1. Пересказ учащимися произведения Л. Н. Толстого «Акула». - Известен ли вам человек, изображённый на портрете?(Слайд 4) - На портретеизображён Лев Николаевич Толстой. - Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом? - Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов. - Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали? Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка». - К каким произведениям вы видите иллюстрации?(Слайды 5, 6) - «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка» - Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся? - Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого . - Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.(Слайд 7) - Прыжок. - Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки? - Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом. |
|
|
|
|
Основной этап 23 минуты
|
1. Речевая разминка.Работа над скороговоркой.(Слайд 8) ( Чтение в разном темпе.) Вёз корабль карамель, 2. Работа над загадкой. В нём солёная вода. 3. Составление пословиц, слов. (Слайды 9, 10) Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа. Пословица. Море любит смелых да умелых. 4. Предугадывание содержания произведения. Учитель. - Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова?Это подсказка. Где же будут происходить события в новом произведении? Ученики. - Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море. (Слайд 11) Учитель. – Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему.По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе?( Слайд 12) Ученики высказывают свои предположения. ( Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.) Учитель. - В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов? Ученики. - Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре. Учитель. - Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно? Ученики. - Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле. Учитель. - Найдите в словаре значение слов мачта, аршин, каюта, задор. ( Работа со словарями) Ученики. (Мачта - высокий столб для парусов на судне.Аршин - старинная мера длины, равная71см.Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. Задор - горячность, азарт.) Учитель. - Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник.Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты - высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц 1. Чт Чтение рассказа учителем, комбинированное с чтением сильными учениками. |
|
|
Замечательно |
|
Физминутка 2 минуты |
Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. |
|
|
|
|
Первичное закрепление материала |
2.
Проверка
первичного чтения. - Вам понравился рассказ? - Кто герои произведения? Ученики. - Мальчик, капитан, обезьяна. Учитель. Ученики. - Когда мальчикбросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять. Учитель. - Какие чувства вы испытывали , когда слушали рассказ? Ученики делятся своими впечатлениями. 3. Создание проблемной ситуации. Учитель. - Из-за
чего мальчик совершил прыжок? - Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца , из-за того что испугался, и т. п.
4. Чтение произведения учениками.
5. Работа над содержанием произведения. Учитель. -- Главный герой рассказа - мальчик. Как мальчик оказался на корабле? Ученики. -Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье. Учитель. – А откуда на корабле была обезьяна? Ученики. - Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли. Учитель. – Как понять выражение “ещё больше расходилась”? Ученики. - Значит ещё больше корчилась, прыгала. Учитель. – Почему мальчик залез на мачту корабля? Ученики. - Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться. Учитель. - Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной? Ученики. - Сначала люди смеялись, потом испугались. Учитель. - Что заставило мальчика опомниться? Ученики. - На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался. Учитель. - Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию? Ученики. - Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» Учитель. - Как спасли мальчика? Ученики. - Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.
7. Анализ произведения. Работа в группах. Учитель. - Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение. ( Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц. 1-я группа - Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика. 2-я группа: - Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать. Мальчик – вспыльчивый,безрассудный, отважный, гордый, стремился отстоять своё достоинство.Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись. Учитель. - Что заставило мальчика прыгнуть? Ученики. - Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно) 3-я группа: - Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту. Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына. Учитель. - Как вы думаете, почему капитан заплакал? Ученики. - Он очень испугалсяза сына.
8. Работа с пословицами. Учитель. - Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 14) 1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы) 2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан) 3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик) |
|
ПУУД-строить речевое высказывание в устной форме |
Молодцы |
|
Итог урока 5 минут |
- Чем каждый из вас занимался на уроке? - С творчеством какого писателя познакомились? - Какие цели ставили? Каких достигли? Какой получили результат? С каким рассказом познакомились? К какому литературному жанру относится произведение? |
|
|
Замечательно |
|
Рефлексия 3 минуты |
- Чем занимались на уроке? Домашнее задание: С. 156-159пересказ. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.