«Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе»
Оценка 4.8

«Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе»

Оценка 4.8
docx
06.02.2024
«Литература и история  в произведениях, изученных  в 8 классе»
Конспект по литературе 8 класс.docx

 

 

Конспект урока литературы

в 8 классе

«Литература и история

в произведениях, изученных

в 8 классе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§  Основное содержание урока. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

§  Основные виды деятельности. Предъявление читательских и исследовательских умений, приобретенных в 8 классе. Выразительное чтение ( в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произведении или герое. Иллюстрирование примерами литературоведческих терминов. Отчет о выполнении индивидуальных учебных проектов.

 Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий; овладение основами самоконтроля и осознанного выбора в учебной деятельности; владение устной и письменной речью.

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного понимать прочитанные литературные произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст.

 

 

 

 

Сценарный план урока.

Игра-путешествие «По стране Литературии 8 класса»:

Группы по 4-5 человек поочередно подходят к «станциям», где их ждут «эксперты. На «станциях» каждый учащийся берет один из 10-15 билетов, выполняет задания и получает оценки в баллах, которые фиксируются в путевом листе, а затем группа отправляется к следующей «станции».

В ходе игры возможны музыкальные паузы и концертные номера: выразительное чтение наизусть, инсценирование, мелодекламация, музицирование. В конце игры подводятся общие итоги, происходит награждение победителей и вручаются списки для самостоятельного чтения летом.

Вопросы и задания, включенные в билеты:

Станция 1. Проверка навыков различных видов пересказов.

1.      Перескажите кратко сюжет пьесы Фонвизина Д.И. «Недоросль». Против чего направлена сатира драматурга?

 

2.      Перескажите подробно главу «Мятежная слобода» из романа Пушкина А.С. «Капитанская дочка». Каково авторское отношение к Пугачеву и народному восстанию?

 

3.      Перескажите сцену объяснения в любви Хлестакова Анне Андреевне и Марье Антоновне от лица одной из героинь «Ревизора» Гоголя Н.В. какими способами в сцене достигается комический эффект?

 

4.      Перескажите близко к тексту кульминационный эпизод из повести Гоголя Н.В. «Шинель». Какова роль фантастики в повести?

 

5.      Перескажите выборочно историю любви Ивана Васильевича из рассказа Толстого Л.Н. «После бала». Какую роль играют в нем цветовые и звуковые образы?

 

 

Станция 2. Проверка навыков монологической речи.

Станция 2. Проверка навыков монологической речи.

 

1.      Охарактеризуйте историческую основу романа Пушкина А.С. «Капитанская дочка». Чем объясняется интерес писателя к истории России?

 

2.      Расскажите о характере Хлестакова. В чем сущность «хлестаковщины»?

 

3.      Расскажите о композиции поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». Какие испытания преодолевает Мцыри и в чем их художественный смысл?

 

4.      Расскажите об истории создания рассказа Толстого Л.Н. «После бала». В чем ее своеобразие?

 

5.      Расскажите о фольклорных традициях в поэме Твардовского А.Т. «Василий Теркин». Какую роль играет в поэме юмор?

 

 

Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.

Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.

1.      Прочитайте наизусть басню Крылова И.А. о войне 1812 года. Какие общественные пороки осуждает баснописец?

 

2.      Прочитайте наизусть стихотворение Пушкина А.С. (по выбору учащегося). Какие «чувства добрые» оно вызывает?

 

3.      Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». Что в образе Мцыри достойно восхищения?

 

4.      Прочитайте наизусть стихотворение Блока А.А. «Россия». В чем современное звучание исторической темы стихотворения?

 

5.      Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Твардовского А.Т. «Василий Теркин». Чем объясняется широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны?

 

 

Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.

Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.

1.      Расскажите о правилах классицизма в драматическом произведении. Приведите примеры из пьесы Фонвизина Д.И. «Недоросль».

 

2.      Расскажите о роли исторической правды и художественного вымысла в произведениях на историческую тему. Приведите примеры.

 

3.      Расскажите об особенностях характера романтического героя (по выбору). Что в образе вызывает вашу симпатию?

 

4.      Расскажите о психологизме художественной литературы. Приведите примеры из рассказов Чехова А.П., Бунина И.А., Куприна А.И.

 

5.      Какую роль играет в произведении герой-повествователь? Приведите примеры.

 

 

Станция 5. Проверка навыков письменного ответа на проблемный вопрос.

«Какова роль исторической правды и художественного вымысла в одном из произведений, изученных в 8 классе?» (письменное задание для всех учащихся в объеме 5-8 предложений).

 

 

Итоги года и задание на лето.

Итог урока.

Подсчет результатов литературной игры, награждение победителей и вручение списка для самостоятельного чтения летом. Награждение авторов лучших сочинений, презентаций, докладов, рефератов, проектов.

Домашнее задание.

Прочитать книги из рекомендательного списка для летнего чтения.


 

Конспект урока литературы в 8 классе «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе» §

Конспект урока литературы в 8 классе «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе» §

Личностные: Метапредметные:

Личностные: Метапредметные:

Перескажите выборочно историю любви

Перескажите выборочно историю любви

Прочитайте наизусть отрывок из поэмы

Прочитайте наизусть отрывок из поэмы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2024