Конспект урока литературы
в 8 классе
«Литература и история
в произведениях, изученных
в 8 классе»
§ Основное содержание урока. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.
§ Основные виды деятельности. Предъявление читательских и исследовательских умений, приобретенных в 8 классе. Выразительное чтение ( в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произведении или герое. Иллюстрирование примерами литературоведческих терминов. Отчет о выполнении индивидуальных учебных проектов.
Планируемые результаты:
Личностные: |
Метапредметные: |
Предметные: |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |
Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий; овладение основами самоконтроля и осознанного выбора в учебной деятельности; владение устной и письменной речью. |
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного понимать прочитанные литературные произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст. |
|
|
|
Сценарный план урока.
Игра-путешествие «По стране Литературии 8 класса»:
Группы по 4-5 человек поочередно подходят к «станциям», где их ждут «эксперты. На «станциях» каждый учащийся берет один из 10-15 билетов, выполняет задания и получает оценки в баллах, которые фиксируются в путевом листе, а затем группа отправляется к следующей «станции».
В ходе игры возможны музыкальные паузы и концертные номера: выразительное чтение наизусть, инсценирование, мелодекламация, музицирование. В конце игры подводятся общие итоги, происходит награждение победителей и вручаются списки для самостоятельного чтения летом.
Вопросы и задания, включенные в билеты:
Станция 1. Проверка навыков различных видов пересказов. |
|
1. Перескажите кратко сюжет пьесы Фонвизина Д.И. «Недоросль». Против чего направлена сатира драматурга? |
|
2. Перескажите подробно главу «Мятежная слобода» из романа Пушкина А.С. «Капитанская дочка». Каково авторское отношение к Пугачеву и народному восстанию? |
|
3. Перескажите сцену объяснения в любви Хлестакова Анне Андреевне и Марье Антоновне от лица одной из героинь «Ревизора» Гоголя Н.В. какими способами в сцене достигается комический эффект? |
|
4. Перескажите близко к тексту кульминационный эпизод из повести Гоголя Н.В. «Шинель». Какова роль фантастики в повести? |
|
5. Перескажите выборочно историю любви Ивана Васильевича из рассказа Толстого Л.Н. «После бала». Какую роль играют в нем цветовые и звуковые образы? |
|
Станция 2. Проверка навыков монологической речи.
Станция 2. Проверка навыков монологической речи.
|
|
1. Охарактеризуйте историческую основу романа Пушкина А.С. «Капитанская дочка». Чем объясняется интерес писателя к истории России? |
|
2. Расскажите о характере Хлестакова. В чем сущность «хлестаковщины»? |
|
3. Расскажите о композиции поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». Какие испытания преодолевает Мцыри и в чем их художественный смысл? |
|
4. Расскажите об истории создания рассказа Толстого Л.Н. «После бала». В чем ее своеобразие? |
|
5. Расскажите о фольклорных традициях в поэме Твардовского А.Т. «Василий Теркин». Какую роль играет в поэме юмор? |
|
Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.
Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения. |
|
1. Прочитайте наизусть басню Крылова И.А. о войне 1812 года. Какие общественные пороки осуждает баснописец? |
|
2. Прочитайте наизусть стихотворение Пушкина А.С. (по выбору учащегося). Какие «чувства добрые» оно вызывает? |
|
3. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». Что в образе Мцыри достойно восхищения? |
|
4. Прочитайте наизусть стихотворение Блока А.А. «Россия». В чем современное звучание исторической темы стихотворения? |
|
5. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Твардовского А.Т. «Василий Теркин». Чем объясняется широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны? |
|
Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.
Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий. |
|
1. Расскажите о правилах классицизма в драматическом произведении. Приведите примеры из пьесы Фонвизина Д.И. «Недоросль». |
|
2. Расскажите о роли исторической правды и художественного вымысла в произведениях на историческую тему. Приведите примеры. |
|
3. Расскажите об особенностях характера романтического героя (по выбору). Что в образе вызывает вашу симпатию? |
|
4. Расскажите о психологизме художественной литературы. Приведите примеры из рассказов Чехова А.П., Бунина И.А., Куприна А.И. |
|
5. Какую роль играет в произведении герой-повествователь? Приведите примеры. |
|
Станция 5. Проверка навыков письменного ответа на проблемный вопрос.
«Какова роль исторической правды и художественного вымысла в одном из произведений, изученных в 8 классе?» (письменное задание для всех учащихся в объеме 5-8 предложений). |
|
Итоги года и задание на лето.
Итог урока.
Подсчет результатов литературной игры, награждение победителей и вручение списка для самостоятельного чтения летом. Награждение авторов лучших сочинений, презентаций, докладов, рефератов, проектов.
Домашнее задание.
Прочитать книги из рекомендательного списка для летнего чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.