Литература Архангельского Севера
Оценка 4.8

Литература Архангельского Севера

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
8 кл—9 кл
14.04.2017
Литература Архангельского Севера
Архангельский Север давно известен как родина больших поэтических талантов, как сокровищница устного творчества русского народа. Действительно, трудно было бы предположить, чтобы развитие здесь всех видов прикладного искусства, деревянного и каменного зодчества не сочеталось бы с народным обрядом, песней, сказкой, легендой, образной разговорной речью. Широко известно значение Русского Севера в судьбах национальной эпической поэзии, в первую очередь, былин. На территории Карелии (бывшая Олонецкая губерния) и Архангельской губернии в местах, связанных, главным образом, с новгородскими переселенцами, в середине XIX века были найдены самые крупные очаги былинного творчества, сделано подавляющее большинство записей былинных текстов (из всех известных науке), причем в наилучшей сохранности.
литература севера.docx
Литература Архангельского Севера Архангельский Север давно известен как родина больших поэтических талантов, как   сокровищница   устного   творчества   русского   народа.   Действительно,   трудно было бы предположить, чтобы развитие здесь всех видов прикладного искусства, деревянного и каменного зодчества не сочеталось бы с народным обрядом, песней, сказкой, легендой, образной разговорной речью.  Широко известно значение Русского Севера в судьбах национальной эпической поэзии,   в   первую   очередь,   былин.   На   территории   Карелии   (бывшая   Олонецкая губерния)   и   Архангельской   губернии   в   местах,   связанных,   главным   образом,   с новгородскими переселенцами, в середине XIX века были найдены самые крупные очаги былинного творчества, сделано подавляющее большинство записей былинных текстов (из всех известных науке), причем в наилучшей сохранности.  Собиратели   шли   по   пути   выявления   наиболее   одаренных   сказителей,   при содействии Русского географического общества устраивали их выступления в ряде городов России. И если олонецкий край прославили сказители отец и сын Рябинины, Василий   Щеголенок,   Ирина   Федосова,   то   архангельский   Север   выдвинул   в   ряд известных   исполнителей   былин   Марию   Кривополенову,   семью   Крюковых. Самобытное   исполнительское   искусство   северных   сказителей   раскрывало   целый мир народных образов, содержало новые музыкальные темы, неповторимые напевы и ритмы. Оно оказало сильное влияние на профессиональное творчество русских композиторов,   художников,   писателей.   Так,   например,   Н.   А.   Римский­Корсаков подчеркивал факт влияния исполнительского мастерства северных сказителей на его   оперное   творчество.   Сюжеты   и   напевы   северных   былин   стали   первоосновой некоторых произведений Мусоргского, Бородина, Балакирева, Аренского, вошли в творчество   Репина,   Васнецова,   Коненкова,   в   поэзию   Некрасова,   прозу   Горького. Былины   Севера   ­   народная   классика   ­   способствовали   рождению   русского классического искусства. И в этом тоже их значение как памятника национальной культуры.  На основе эпической традиции в 30­е годы создавались новые импровизации ­ сказы, плачи, новины, ­ посвященные советской действительности. Архангельский край выдвинул в эти годы целый ряд талантливых авторов. «Среди них поморская сказительница   Марфа   Крюкова,   пинежанки  Анна   Гладкобородова  и  Ангелина Суховерхова, сказительница с Печоры Маремьяна Голубкова, с Двины ­ Олимпиада Антропова. В своих импровизациях они продолжили ведущие темы традиционного эпоса: воспевание Родины и ее лучших сынов, тему защиты Отечества от врагов. Такие произведения, как плач М.Крюковой "Каменна Москва вся проплакала" или сложенные в Великую Отечественную войну А.Гладкобородовой "Бейте ворога, мои соколы" и М.Голубковой "Проклятье Гитлеру", "Пусть падут слова материнские", бесспорно являются поэтическими памятниками Севера». [Галимова Е.Ш.] И хотя это творчество не стало в привычном понимании фольклором и не вошло в устную   традицию,   оно   несколько   десятилетий   жило   активно,   вызывало   горячее сопереживание слушателей.  Северные сказки ­ сказочный эпос ­ в отличие от былин не являлись достоянием только Севера и записывались повсеместно. Может быть, поэтому наиболее полные сборники северных сказок относятся лишь к началу XX в. Это "Северные сказки" Н. Е.   Ончукова   (1909)   и  "Сказки   и   песни   Белозерского   края"   Ю.   и  Б.  Соколовых (1915). В советское время сказочные традиции на архангельском Севере оказались довольно устойчивыми (в сравнении с другими районами страны). В результате большой   экспедиционной   работы   появились   сборники   О.   Э.   Озаровской "Пятиречье" (1931), И. В. Карнауховой "Сказки и предания северного края" (1934), Н.   И.   Рождественской   "Сказы   и   сказки   Беломорья   и   Пинежья"   (1941),   а   также "Севернорусские   сказки   в   записях   А.   И.   Никифорова"   (собрание   20­х   годов, изданное в 1961 г.).  Ученые   давно   отметили,   что   Русский   Север   дал   свой,   северные,   варианты общерусской   сказки.   И   они   настолько   самобытны,   так   ярко   отражают   краски Севера,   характер,   быт   и   труд   северян,   что   вызвали   к   жизни   (как   и   былины) произведения   профессионального   творчества.   Именно   северная   сказка   и   сказ напитали своими истоками творчество целого ряда оригинальных писателей, среди которых такие первоклассные художники, как М. Пришвин, Б. Шергин, С. Писахов.      Из   всех   последних   публикаций   северных   сказок   бесспорную   ценность представляют "Пинежские сказки" Г.Я.Симиной. 50 текстов сказок расположены по исполнителям,   почти   все   традиционные,   волшебно­фантастические,   да   еще   и продублированные   микрофонной   записью,   отразившей   диалект.   Г.Я.Симина   дала себе большой труд сравнить свои записи сказок с записями, произведенными ранее в тех   же   местах,   тех   же   сказок   (Н.И.Рождественская,   И.В.Карнаухова, О.Э.Озаровская).      Русский   Север   широко   известен   своим   песнетворчеством.   Песенная   лирика жила   здесь   полнокровной   жизнью   во   все   времена.   Ведь   не   случайно   образцы исторических, обрядовых и бытовых песен Архангельской губернии вошли уже в 60­х   годах   прошлого   века   в   общерусское   собрание   народных   песен   П.   В. Киреевского, а затем и в широко известный свод П. В. Шейна "Великорусе в своих песнях,   обрядах,   обычаях,   верованиях,   сказках,   легендах".   Киреевский   и   Шейн получали записи песен от своих корреспондентов. Из Архангельской губернии им доставили   песни   и   описание   обрядов   не   фольклористы,   а   простые   любители   и знатоки народной поэзии.  В послеоктябрьский период возросла задача сохранения традиционной северной песни; в результате большой экспедиционной работы появились новые публикации текстов, свидетельствующие о богатстве песенного жанра. Назовем важнейшие из них. Это сборник 30­х годов "Песни Пинежья" в записи Е. В. Гиппиус и 3. В. Эвальд, сборник   50­х   годов   "Песни   Русского   Севера"   А.   С.   Абрамского,   своды   "Песни печоры" и "Песенный фольклор Мезени", подготовленные и изданные в 60­е годы сектором фольклора Института русской литературы АН СССР. На Севере до сих пор бытуют все жанровые разновидности обрядовой и бытовой песенной лирики: свадебные   корильные   и   величальные   песни,   плясовые   и   песни­скоморошины, колядки,  "виноградья"  и масленичные  песни.  В некоторых деревнях  Лешуконья, Мезени   и   Пинеги   сохранились   старинные   солдатские   песни   с   осуждением петровских   указов   о   двадцатипятилетней   солдатчине,   песни   исторические, своеобразно отражающие общественную и экономическую жизнь Севера в прошлом. Поражает художественная цельность этих песен, их будто бы и не коснулось время. Задача   сохранения   песенного   фольклора   и   северной   манеры   исполнения   встает перед   профессиональным   Северным   народным   хором.   Основатель   хора А.Я.Колотилова,   а   затем   и   Н.К.Мешко   (руководитель   с   1960   по   2007гг.)   очень хорошо понимали это.  О   том,   что   старинная   песня   жива   свидетельствует   и   работа   самодеятельных фольклорных   коллективов   в   разных   районах   Архангельской   области.   В   течение последнего   полувека   готовят   большие   программы   Пинежский,   Лешуконский, Мезенский районы.  Интерес к фольклору архангельского Севера закономерен: здесь традиционные, жившие   в   народе   столетиями   фольклорные   произведения   не   являются   только памятниками   прошлого,   чем­то   отжившим,   а   бытуют   и   сейчас,   входя   вместе   с современным искусством в духовную жизнь наших современников.  2.2. Литература Архангельского Севера              Литература Архангельского Севера ­ неотъемлемая часть великой русской словесности, вычленить из которой литературу нашего края как нечто автономное можно лишь очень условно. Если вспомнить всех писателей, рождением или судьбой связанных с Архангельским Севером, то мы увидим, что исчезают, размываются региональные границы.  Академик Дмитрий Лихачев писал о том, что Север "сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русские трудовые   традиции   ­   крестьянские,   ремесленные,   мореходные.   Отсюда   вышли замечательные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины".[Лихачев   Д.С.]   Фёдор   Абрамов   назвал   самым   большим,   самым непреходящим вкладом Севера в сокровищницу национальной  культуры ­ слово, "которое и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры".  Наш край называют богатейшей сокровищницей фольклора. Не случайно в серии "Былины" издающегося сейчас академического "Свода русского фольклора" из 25­ ти томов 20 ­ былины Русского Севера. Но нельзя забывать о том, что эти былины, как   и   сказки,   песни,   баллады,   обрядовый   фольклор   были   принесены   на   Север выходцами   из   новгородских,   ростово­суздальских,   московских   земель.   То   есть изначально   важнейшим   источником   зарождавшейся   на   Севере   литературы   было устное поэтическое творчество всего русского народа. И современные писатели­ северяне осознают, что литература нашего края имеет очень прочные исторические и культурные корни.  Как и по всей России, в Архангельском крае литература возникла на основе двух полноводных источников: устного народного творчества, сокровищницей которого Русский   Север   стал   издревле,   и   древнерусской   книжности,   развивавшейся   в многочисленных   северных   монастырях.   Имя   первого   и   главного   писателя­ северянина ­ народ, его гению принадлежат былины, духовные стихи, песни, сказки, а также одно из главных богатств нашего края ­ язык.  Народное творчество по природе своей коллективно и анонимно, и только в конце 19 ­ начале 20 века, благодаря усилиям собирателей, становятся известны имена отдельных   выдающихся   исполнителей   ­   Маремьяны   Немчиновой,   Марии Кривополеновой, Аграфены и Марфы Крюковых.  Самым замечательным и самым известным русским писателем 17 века Дмитрий Сергеевич   Лихачев   назвал   протопопа   Аввакума,   главного   идеолога старообрядчества,   свыше   шестидесяти   произведений   которого,   не   считая знаменитого   "Жития",   было   написано   в   Пустозерской   ссылке,   в   том   самом "земляном гробу", в котором он провел последние 15 лет своей жизни.  Значение   личности   и   творчества   пламенного   идеолога   старообрядчества   было глубоко личностно воспринято и оценено многими писателями ХХ века. "Гремел мой прадед Аввакум", ­ скажет Николай Клюев.  В 1711 году в деревне Мишанинской близ Холмогор родился один из величайших людей России ­ Михаил Васильевич Ломоносов. Карамзин писал: "Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался   отцом   российского   красноречия   и   вдохновенного   стихотворства. Ломоносов   был   первым   образователем   нашего   языка,   первым   открыл   в   нем изящность, силу и гармонию".  В 19 веке происходит открытие Русского Севера писателями­путешественниками, этнографами,   фольклористами,   искусствоведами.   Пётр   Иванович   Челищев, приятель А. Н. Радищева, в 1791 году предпринял путешествие по Архангельскому Северу   (Соловки,   Онега,   Архангельск,   Холмогоры).   На   родине   Ломоносова   в Куростровской   волости   он   поставил   деревянный   памятник   великому   учёному   и поэту, а литературным памятником, запечатлевшим восприятие Челищевым нашего края, стала  книга "Путешествие  по  Северу  России" (1886).   Н.  А.Чижов (1803  ­ 1848), будущий декабрист, в 1821 г. в экспедиции под командованием Ф.П.Литке плавал   к   Новой   Земле.   В   1823   году   в   журнале   "Сын   Отечества"   он   поместил подробное описание природы архипелага. В середине 19 столетия путешествие по Архангельскому краю совершает писатель­этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831   ­   1901),   и   результатом   этой   поездки   становится   не   потерявшая   своего значения и в наше время книга "Год на Севере", изданная впервые в 1859 году и получившая золотую медаль Русского географического общества.  О подвиге помора Матвея Герасимова во время нападения англичан на его судно рассказывает  в  повести  "Мореход  Никитин",  написанной   в 1834   году,  писатель­ романтик Александр Бестужев (Марлинский).  Своей   поэтической   родиной   назвал   Север   Михаил   Михайлович   Пришвин, побывавший   в   наших   краях   в   1906,   1907,   1933   и   1935   годах.   Северный   текст Пришвина   ­   вошедшие   в   золотой   фонд   русской   литературы   книги   "В   краю непуганых птиц. Очерки Выговского края" (1907), "За волшебным колобком" (1908), "Берендеева чаща" (1935­37), "Корабельная чаща" (1954) (о Пинежье), "Осударева дорога" (1957). Поморье, по словам Пришвина, это "такое место, где человеческое дело соединяется с делом природы в неразрывное целое".  В   начале   ХХ   века   начался   творческий   путь   уроженца   Каргопольского   уезда Архангельской губернии Алексея Павловича Чапыгина ­ автора романов "Белый скит"   (1913),   "Степан   Разин"   (26­27),   "Гулящие   люди"   (1938).   О   нем   и   о   его младших   современниках,   уроженцах   Архангельска   Степане   Писахове   и   Борисе Шергине,   Федор   Абрамов   скажет   позднее   так:   "Три   литературных   кряжа,   три русских классика, взращенных Архангелогородчиной, Поморьем, похожих друг на друга, как родные братья, в то же время таких разных, таких непохожих". "Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов. По безудержности и буйству фантазии и выдумки, по невероятному сплаву были и небыли, по слову, задорному, хлесткому, радужно­цветастому и всегда с крепким наваром северной говори, наконец, по особенностям характера главного героя сказки Писахова не с чем сравнить в нашей  литературе, да только ли в нашей!" ­ так характеризовал творчество писателя­сказочника Федор Абрамов.  Борис Викторович Шергин ­ уникальное явление русской литературы 20 века, сделавший   главной   целью   своего   творчества   увековечение   богатейшей   традиции культуры Поморья. "Сказывать и писать о Русском Севере, о его древней культуре я считаю своей миссией", ­ говорил он.  В конце 19 ­ начале 20 века с архангельским краем оказывается связанной судьба многих российских писателей. Александр Серафимович Попов во время ссылки в Мезень и Пинегу в конце 1880­х гг. (он был сослан на Север в 1987 году по делу Александра Ульянова за составление прокламаций после покушения на царя) создал свои   первые   рассказы   "На   льдине",   "В   тундре"   (в   последующих   публикациях   ­ "Снежная   пустыня"),   "На   плотах".   Впоследствии   Серафимович   вспоминал,   что природа   Севера   произвела   на   него   неизгладимое   впечатление.   В   его   рассказах северного цикла говорится о величавой красоте Беломорья, когда "тихо дремлет над   спокойным   морем   полярная   ночь,   затканная   тонким   искристым   морозным туманом", и прелесть северной "царицы­реки, разбитой зеленеющими островами на множество рукавов и, точно дорогим ожерельем, унизанной деревнями и селами". Как подчеркивает Ш. З. Галимов, "Серафимович не только начал писать на Севере. На   Севере   он,   действительно,   родился   как   писатель,   прошел   очень   важный   для каждого художника путь к себе. И в этом исключительность северного периода жизни Серафимовича".  В 1910 ­ 1912 гг. в архангельской ссылке (в Пинеге, затем на Кегострове и в Архангельске)   жил   Александр   Грин,   высланный   на   Север   "за   принадлежность   к социал­революционной   партии",   и   эти   полтора   года   писатель   считал   одной   из интереснейших   страниц   своей   жизни.   Красота   и   сказочность   северной   природы заворожили писателя, и впоследствии пинежский пейзаж воссоздается им в повести "Таинственный лес". В ссылке и вскоре после нее Грин создает рассказы "Зимняя сказка", "Глухая тропа", "Ксения Турпанова", "Сто верст по реке", повесть "Жизнь Гнора".  В 1915 году побывал в Кеми, на Соловках и в Сороке Евгений Замятин, и эта поездка   отразилась  в  цикле  его  северных  рассказов   ("Кряжи",   "Ёла",  "Африка", повесть   "Север"),   а   в   1917   году   В   Архангельске   выступал   Сергей   Есенин, совершавший поездку на Соловецкие острова. В годы революции и Гражданской войны   побывали   в   Архангельске   и   Михаил   Зощенко,   и   Леонид   Леонов,   отец которого,   известный   под   псевдонимом   Максим   Горемыка,   создатель   кружка "писателей   из   народа",   с   1910   года   отбывавший   ссылку   в   Архангельске,   был издателем архангельской газеты "Северное утро". В этой газете в 1915 году было напечатано первое стихотворение Леонида Леонова, а в 1918 ­19 годах ­ его первые рассказы.   Здесь,   в   Архангельске,   знакомится   юный   Леонид   Леонов   с   Борисом Шергиным и Степаном Писаховым, открывшим ему мир исконной былинной Руси. В 1918 году он писал о том, что только на Севере "можно уверовать в ту Русь, где еще звенят   ломкие   хрустальные   звоны   Китежа,   а   сосны   рассказывают   спокойно, медленно, не торопясь, про давно исчезнувшего, занесенного пылью и снегом веков Муромца".  В   1924   году   побывал   в   Архангельске   Борис   Пильняк,   прочитавший   на литературном вечере 18 августа отрывки из своего первого романа "Голый год". Из Архангельска   писатель   отправился   в   плавание   по   Белому   морю   и   Северному Ледовитому океану на научно­исследовательском судне "Персей". Впечатления от Архангельского   Севера   и   морского   путешествия   нашли   отражение   в   повести Пильняка   "Заволочье"   (1925).   Характеристики   Архангельска,   Северной   Двины, языка   и   быта   поморов,   ненецкой   тундры   в   произведении   Пильняка   точны   и выразительны.  В ноябре 1928 года начался архангельский период жизни и творчества Аркадия Гайдара, проработавшего корреспондентом губернской газеты "Волна" до начала 1930   года.   В   Архангельске   Гайдар   завершил   работу   над   первой   частью   повести "Школа", главы из которой он читал на творческих вечерах в Доме книги.  Появлению писательской организации в Архангельске предшествовала созданная в двадцатые годы литературно­издательская студия. В мае 1920 года поэт Федор Чумбаров­Лучинский   начинает   выпускать   "Красное   Поморье"   ­   первый архангельский литературно­художественный журнал.  В 20­годы пишет очерки, рассказы, стихи  талантливый  литератор, перенесший нечеловеческие   страдания   Мудьюга,   Павел   Петрович   Рассказов,   автор   "Записок заключенного" и ряда пьес.  В   эти   же  годы   в  Архангельске   начинается  творческая  деятельность   уроженца Шенкурского уезда Александра Никаноровича Зуева (1896 ­ 1965). Осенью 1918 года   Александр   Зуев   был   арестован   английской   разведкой   за   "пропаганду большевизма" и заключён сначала в Архангельскую губернскую тюрьму, а затем отправлен  на остров Мудьюг, который стал  первым  на Севере концлагерем для военнопленных,   а   по   существу   ­   каторжной   тюрьмой,   находившейся   в   полном распоряжении союзной контрразведки.  Впоследствии о том, что ему довелось пережить на Мудьюге, Зуев рассказал в повести (или, точнее, цикле очерков) "Остров смерти", позднее переиздававшейся под названием "Свист крыльев". Наиболее значительным произведением молодого писателя стала повесть "Тайбола" (опубликованная сначала под названием "Тлен" в альманахе "Перевал" в 1927 году, а в последующих изданиях датированная 1924­м годом). Эта повесть, несомненно, ­ одно из лучших произведений Зуева.  В   конце   20­х   гг.   с  литературной   студии   Пролеткульта   начинается   творческая деятельность Ильи Бражнина (1898 ­ 1982), автора многих повестей, романов, пьес. Большой   успех   писателю   принесла   дилогия,   в   которую   вошли   романы   "Мое поколение"   (1936)   и   "Друзья   встречаются"   (1940),   рассказывающие   о   жизни молодежи   в   предреволюционном   Архангельске   (сам   Бражнин   окончил   в   1918   г. Архангельское реальное училище), о ее пути в революцию, о Гражданской войне на Севере в 1918 ­ 1920 гг.  В поздней книге Бражнина "Недавние были" (Архангельск, 1972) содержатся воспоминания о Г.   Я. Седове, И.   К. Вылке, С.   Г. Писахове, рассказы о жизни архангелогородцев.  В 1920 ­ начале 1930­х гг. в Архангельске жил и Евгений Андреевич Гагарин, уроженец Шенкурского уезда, произведения которого начали публиковаться лишь в эмиграции в конце 1930­х ­ 1940­е гг. Его творческое наследие только в последние десятилетия нашло дорогу к читателю в России.  В своей первой книге "Великий обман", вышедшей в 1936 году в Германии на немецком языке (впервые фрагменты из книги на русском языке опубликованы в архангельском   литературно­художественном   журнале   "Двина"   в   2009   году.),   он рассказывает о судьбах тысяч крестьян, раскулаченных и высланных на Север из южных губерний России.  В Архангельске в тридцатых годах известными прозаиками были Николай Котов, писавший рассказы о Красной армии, и Николай Ауров, уроженец д. Малошуйка Онежского района, автор замечательной книги "Под полуночным солнцем" (1936), повести "Японский кавалер" и многих рассказов. Он был арестован в 1937 году и умер   на   Колыме   (1941).   Заметной   фигурой   в   Архангельской   писательской организации   был  Александр  Евгеньевич  Миронов.   Ему  не  было   и  девятнадцати, когда он приехал в Архангельск и устроился матросом на маленькую  шхуну. С осени  1930  г. он уже трудился на пароходах дальнего плавания, матросом  1­го класса   участвовал   в   легендарной   челюскинской   эпопее,   одновременно   являясь спецкором "Правды Севера" на "Челюскине". 17 лет прожил Александр Миронов в Архангельске,   но   и   после   переезда   в   Минск   основной   темой   его   творчества оставалось море.  С 1932 года жил в Архангельске Борис Михайлович Зубакин ­ поэт, художник, скульптор, археолог. Он был арестован в 1929 году и заключен в Новодвинскую крепость под Архангельском, а затем находился (до 1932 г.) в ссылке в Холмогорах. В этот тяжелый для него период Зубакин создал цикл северных стихотворений, поэму о "трёх столицах" ­ Москве, Петербурге и Архангельске, написал научное исследование   ""Новое   и   забытое   о   Ломоносове"   (1932),   работы   о   Пушкине,   о старообрядчестве. С согласия вдовы Валерия Брюсова закончил его роман "Юпитер поверженный".   В   1937   г.   он   был   вновь   арестован   по   обвинению   в   руководстве московской "ложей розенкрейцеров" и расстрелян.  Впечатления от поездки на Север Ильи Эренбурга в 1934 г. легли в основу его романа   "Не   переводя   дыхания".   А   в   мемуарной   книге   "Люди,   годы,   жизнь" известный писатель так рассказывает о своих впечатлениях от Архангельска: "Я впервые увидел Русский Север, он меня сразу покорил нежностью и суровостью, древним искусством и молодостью рослых молчаливых людей".  В   1934   году   в   Архангельске   вышел   первый   сборник   стихотворений   "Песни Северу"   Александра   Яшина   (Александра   Яковлевича   Попова,   1913   ­   1968), родившегося   в   дер.   Блудово   Северо­Двинской   губернии   (сейчас   ­   территория Вологодской   области).   Впервые   приехал   он   в   Архангельск   восемнадцатилетним юношей в 1931 г., а с 1933 года он участвует в подготовке к созданию краевой писательской   организации.   В   1934   г.   в   Архангельске   вышел   первый   сборник стихотворений   Яшина   "Песнь   Северу".   Второй   сборник,   опубликованный   уже   в Москве (1938), поэт назвал "Северянка".  В годы Великой Отечественной войны многие архангельские писатели ушли на фронт. Но литературная жизнь продолжалась. Издавались сборники "Мы защищаем Север", "На Карельском фронте", "Фронт и тыл". В 1943 году вышел очередной номер   альманаха   "Север".   Из   Ленинграда   в   Архангельск   были   эвакуированы Владимир Беляев, Юрий Герман, Александр Чуркин, Александр Чирков.  Живший до войны в Молотовске (Северодвинске) Валентин Пикуль (1928 ­ 1990) учился в 1942 ­ 1943 гг. в школе юнг на Соловецких островах, а с 1943 до конца войны служил на эсминце Северного флота "Грозный". Отроческие впечатления о войне   писатель   отразил   в   романе   "Океанский   патруль"   и   повести   "Мальчики   с бантиками".  В   41­м   году   на   лесовозе   "Спартак"   вернулся   в   Архангельск   из   длительной командировки на Северный флот писатель, корреспондент газеты "Красная звезда" Константин   Симонов.   В   Архангельске   он   закончил   одно   из   лучших   своих стихотворений "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…", написал поэму "Сын артиллериста", буквально, как он вспоминал, за сутки, в один присест.  Судьбой и сердцем оказался связан с Архангелогородчиной и выдающий русский поэт Николай Тряпкин, родившийся в 1918 году на Тверской земле. Не призванный на фронт по состоянию здоровья, он в первые годы войны оказался в эвакуации в сольвычегодской   деревне   недалеко   от   Котласа.   Здесь   он   впервые   начал   писать стихи. "Северный текст" Тряпкина ­ это около двадцати стихотворений, которые создавались с 1940­х по 1990­е годы (поэт скончался в 1999 году). В последнем из них,   датированном   1995   годом,   он   с   интонацией   итогового   слова   говорит   о сокровенном характере своей связи с Севером, пространство которого становится внутренним пространством его души:  На фронтах Великой Отечественной  войны погибли  Иван Меньшиков, Стефан Недзвецкий, Николай Котов. Умер от голодного истощения поэт Петр Иванович Калашников. Но те, кто вернулся в родной город духовно возмужавшими в боях за Родину,   набирали   новые   силы.   В   периодических   изданиях   всё   чаще   появляются произведения Владимира Мусикова, Евгения Коковина, Евгения Богданова, Ивана Полуянова, Виктора Киселёва, Шамиля Галимова.  После войны организацию возглавил вернувшийся с фронта Константин Иванович Коничев.   Самобытный   писатель   и   умелый   организатор,   он   много   сил   отдал возрождению в Архангельске едва ли не единственной тогда на Севере писательской организации.   Коничев   редактировал   литературно­художественный   альманах "Север",   а   в   его   книгах   отразились   многие   страницы   истории   Севера   и   его современность ("Деревенская повесть", 1949, "К северу от Вологды", 1954, "Пётр Первый на Севере", 1973).  В начале 50­ых его сменяет Евгений Степанович Коковин (1913 ­ 1977), автор получившей   широкую   известность   повести   "Детство   в   Соломбале"   (1947), выдержавшей более 30 изданий. Его перу принадлежат также повести для детей и юношества   "Вожак   санитарной   упряжки",   1945,   "Счастливого   плавания!",   1951, "Экипаж боцмана Рябова", 1974. Интерес к истории Севера отразился в популярной книге Коковина  "Улицы  Архангельска  рассказывают"  (1973).  Общий тираж книг Коковина превысил 2,6 млн. экземпляров. И в наше время имя Коковина известно всем школьникам Архангельска. Его именем названа  одна из городских детских библиотек.  В   1950   году   в   серии   "Жизнь   замечательных   людей"   выходит   книга   "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711­1765". Автор этого фундаментального труда, до сих пор   остающегося   лучшей   работой   о   нашем   великом   земляке,   ­   ленинградский писатель   Александр   Антонович   Морозов,   написавший   книгу   в   Архангельске   во время эвакуации.  3 января 2006 года Россия отметила семидесятилетие со дня рождения своего великого певца, чистейшего лирика Николая Михайловича Рубцова. На его родине, в селе Емецк, создан музей, а недавно был установлен бюст ­ памятник поэту.  В Архангельск Николай  Рубцов приезжает в 1951  году, чтобы стать  моряком тралового флота. А осенью 1964 года он вновь приехал сюда, на сей раз для того, чтобы заключить договор на издание своего первого сборника стихотворений. Этот сборник ­ "Лирика" ­ вышел в Архангельске в 1965 году.  В 1956 году первый раз приехал на Север ­ в Архангельск и на побережье Белого моря ­ Юрий Павлович Казаков, в ту пору ­ студент Литературного института. В Архангельске вышли первые книги Юрия Казакова ­ "Тедди" (1957) и "Манька" (1958),   а   главной   книгой   писателя   о   Беломорье,   объединившей   произведения, написанные под впечатлением поездок на Север в 1960­70­х годах, стал "Северный дневник". "В жизни каждого человека есть момент, когда он всерьез начинает быть. У меня это случилось на берегу Белого моря".  В   1960   году   ушел   из   жизни   сорокашестилетний   поэт­фронтовик   Владимир Мусиков. Встретивший войну в пограничных войсках, он познал горечь отступления и радость побед, и тема солдатского подвига  стала заглавной  в его творчестве. Многие из архангельских писателей считали себя его учениками этого чистого и честного поэта.  Федор   Александрович   Абрамов   (1920   ­   1983),   названный   Сергеем   Залыгиным "нашим летописцем, создателем бессмертной книги о России", пришел в русскую литературу с берегов таежной Пинеги, давшей миру святых праведников Артемия Веркольского и Иоанна Кронштадтского. Фёдор Абрамов по праву считается одним из крупнейших русских писателей второй половины ХХ века. Без его рассказов, повестей   "Безотцовщина",   "Деревянные   кони",   "Пелагея",   "Алька",   романов, составивших тетралогию "Братья и сёстры", публицистики невозможно представить литературный   процесс   эпохи.   Крестьянский   сын,   он   навсегда   сохранил убеждённость в том, что крестьянство ­ соль нации, её основа. Как говорил писатель в одном из интервью, его "всегда волновала глобальная проблема ­ человек и время, их взаимовлияние и взаимообусловленность". В его творчестве получила правдивое отражение судьба России, особенно северной деревни, в нелёгкие годы их истории.  Архангельский Север стал второй родиной и для Николая Андреевича Журавлева (1935 ­ 1991), родившегося в Ивановской области. Привела его в пятидесятые годы в Архангельск мечта о море, стремление поступить в мореходное училище. И хотя моряком он не стал ­ подвело зрение, но и уезжать с берегов покоривших его Двины и Белого моря уже не захотел. С 1973 по 1990 год руководил Николай Журавлёв писательской организацией. В 2002 году ушел из жизни большой поэт, яркий публицист, талантливый прозаик Василий  Николаевич Ледков. Главной  темой ненецкого писателя  на протяжении всего его творческого пути оставалась тема жизни тундры, ее природы, ее людей. Это даже не тема, это ­ душа поэзии Ледкова.  Современная литература нашего края достойно продолжает традиции не только литературы Русского Севера, но и великой русской словесности ­ каждый писатель и поэт­северянин в меру своих сил, но в едином русле.    В наши дни плодотворно работают, обогащая своим творчеством отечественную литературу, посланцы Архангельского Севера Ольга Фокина, Владимир Личутин, Дмитрий Ушаков, Мария Аввакумова, Юрий Галкин, Александр Лысков, Арсений Ларионов.      Архангельская   писательская   организация   объединяет   сегодня   50   человек. Большинство   членов   Архангельской   писательской   организации   ­   поэты.   Север   ­ песенный, поэтический край. Среди самых ярких поэтических имен ­ Александр Логинов,   Александр   Росков,   Евгений   Токарев,   Инэль   Яшина,   Елена   Кузьмина, Людмила Жукова, Василий Матонин.       Современная литература Архангельского Севера, являясь одной из плодоносных ветвей на общем древе российской словесности, помнит и осознаёт своё родство с многовековой   традицией   отечественной   культуры,   развиваясь   не   в   узко региональных рамках, а в тесной взаимосвязи с исконной русской литературой, как прошлого,   так   и   современности.   Каким   окажется   вклад   наших   земляков­ современников в литературу, судить потомкам.   Библиографический список 1. Бернштам Т.А. Народная культура Поморья/ Т.А.Бернштам.­М.:2008.­432с. 2. Булатов В.Н. Русский Север: Учебное пособие для вузов.­М._Академический Проект, Гаудеамус, 2006.­576с. 3. Буторина   Т.С.   Культурно­историческое   наследие   Архангельского   края. [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа:  http://www.cultnord.ru/Kulturno­ istoricheskoe_nasledie_Arhangelskogo_kraja.html (дата обращения­06.12.2015) 4. Востряков   Л.Е.,   Лаптева   Г.Я.   Культура   Русского   Севера:   традиции сохранения   и   проблемы   использования//  Научно­практический   журнал «Современная   наука:   актуальные   проблемы   теории   и   практики»,   серия «Гуманитарные науки», №7, 2012, с.36­46 5. Галимова Е.Ш. Литература Архангельского Севера. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http   ://   cultnord  .  ru   /  www   .  kenozerje  .17­71.        com   /  www   .  kenozerje    .17­ 71.    com   /  images    /  images    /  Literatura    _.   html (дата обращения: 06.12.2015) 6. Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера / отв. ред. Г. В. Попов. ­ М. : Наука, 1989. ­ 377 с. : ил.  7. Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии/П.С. Ефименко.­М.:2008.­560с.   8. Клюковский   В  .    Культурное   наследие   Архангельской   области  /   Виктор Клюковский // Экология культуры. ­ 2000. ­ № 2 (15). ­ С. 72­89. 9. Культура   Русского   Севера   в   преддверии   третьего   тысячелетия   /   гл.   ред. Г.В.Судаков. – Вологда: Легия, 2000. – 250 с. 10. Культурология:  Учебник  /  Под  ред. Ю.Н. Солонина,  М.С.  Кагана. —   М.: Высшее образование, 2005. — 566 с. 11. Лесниченко   В.В.   Экология   помора/В.В.Лесниченко,   Н.Б.Лесниченко.­ Архангельск: ОАО «ИПП»  «Правда Севера», 2007,­96с. 12. Митлянская,   Т.   Б.  Холмогорская   резная   кость  /   Т.   Б.   Митлянская.   ­ Архангельск : Сев.­Зап. кн. изд­во, 1991. ­ 94 с.  13. Народная культура Русского Севера / гл.ред. Е.И.Ружникова. – Архангельск: Художественная культура Русского Севера, 1997. – 246 с. 14. Пермиловская А.Б. Культурные смыслы народной культуры Русского Севера. [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http   ://   www   .  iepn   .  ru   /  data  /  files    /  aspirant    /  avtoreferat    /  Permilovskaya    .  pdf    (дата обращения 06.12.2015) 15. Севан О. Г. Крестьянские росписи Русского Севера: Архангельская область / Ольга Севан // Обсерватория культуры. ­ 2007. ­ № 4. ­ С. 73­76 16. Смирнова,   Э.   С.   Иконопись   Архангельского   края:   пути   развития   и стилистические   варианты   /   Э.   С.   Смирнова   //   Иконы   Русского   Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье / ред.­сост. Э. С. Смирнова. ­ М.: Северный паломник, 2005. ­ С. 4­32 : цв. ил.  17. Щуров, Г. С.  Очерки истории культуры Русского Севера, 988­1917 / Г. С. Щуров. ­ Архангельск : ОАО «Правда Севера», 2004. ­ 552 с.

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера

Литература Архангельского Севера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017