Литературная композиция Вечер, посвящённый творчеству Булата Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья!»
Оценка 4.9

Литературная композиция Вечер, посвящённый творчеству Булата Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья!»

Оценка 4.9
doc
07.05.2022
Литературная композиция Вечер, посвящённый творчеству Булата Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья!»
11. Литературная композиция Вечер, посвящённый творчеству Булата Окуджавы.doc

Вечер, посвящённый творчеству Булата Окуджавы

«Возьмёмся за руки, друзья!»

 

1 ведущий

Самое большое счастье – жить на планете людей, быть вместе с людьми (Антуан де Сент Экзюпери) И порой не имеет значения – знакомы тебе люди, находящиеся рядом, или нет, ведёте ли вы разговор или молчите. Главное – чувствовать их рядом, касаться плечами, дышать воздухом, полным человеческого сочувствия и доброты.

Не играет роли, где это происходит: в театре или на улице, на вокзале или в троллейбусе.

Вечерний троллейбус идёт по городу. Бесшумно открываются двери, впуская уставших, потерпевших крушение и выпуская умиротворённых.

Затихает город, гаснут огни, а полночный троллейбус продолжает рейс.

 

*Исполняется песня «Полночный троллейбус»

 

1 ведущий

Троллейбус замедляет ход. Остановка Арбат. Здесь, на этой улице, родился человек, которому мы посвящаем наш вечер. Он композитор и исполнитель, поэт и прозаик, человек, полный доброты и любви к людям. Это Булат Окуджава.

 

*Проецируется портрет

 

*Исполняется песня «Ах, Арбат»

 

2 ведущий

Он родился на Молчановке, в том доме имени Грауермана, что сейчас оказался в начале проспекта Калинина, проложенного через бывшую собачью площадку. Здесь же, на Арбате, и учился. Стихи Окуджава начал писать с десяти лет. В те довоенные годы в каждой подворотне был свой климат, своё наречие, своё мышление. В своём доме двенадцатилетние ребята нашли заброшенный подвал и своими силами создали в нём музыкальный оркестр, и, возможно, из этого оркестра вышел юный барабанщик, который сливается с образом самого поэта.

 

Чтец 1.

Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,

Когда дворники маячат у ворот.

Ты увидишь, ты увидишь,

Как весёлый барабанщик, в руки палочки кленовые берёт.

 

3 ведущий.

Кончилась мирная жизнь. Началась Великая Отечественная война, и среди тех, кто ушёл на фронт, был и Булат Окуджава, маленький худенький девятиклассник  с Арбатского двора, вызывающий насмешливые улыбки врачей, но которому было всё равно, как воевать и где служить.

 

*Проецируется портрет Окуджавы того времени

 

Чтец 2.

Кругом война, а этот маленький,

Над ним смеялись все врачи.

Куда такой годится маленький?

Ну, разве только в трубачи.

А что ему? Всё нипочём.

Ну, трубачом, так трубачом.

 

Как хорошо, не надо кланяться,

Свистят все пули над тобой.

Везде пройдёт, но не расстанется

С своей начищенной трубой.

А почему? А потому,

Что так положено ему.

 

И встал трубач в дыму и пламени,

К губам трубу свою прижал.

И за трубой весь полк израненный

Запел «Интернационал»

И полк пошёл за трубачом

Обыкновенным трубачом.

 

1 ведущий

Окуджава был жизнерадостным парнем, но он не был вожаком в своём дворе. Вожаком был Лёнька Королёв. «Король» – не просто кличка, не только сокращённая фамилия. Это звание, которое ему присвоено в знак уважения всего двора.

 

*Исполняется песня «Лёнька Королёв»

Танцуют вальс. Взрывы. Мальчики уходят на фронт, девочки машут платочками.

Исполняется песня или читается стихотворение

 

Вы слышите, грохочут сапоги,

И птицы ошалелые летят,

И женщины глядят из-под руки.

Вы знаете, куда они глядят.

 

Вы слышите, грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, в туман, в туман,

А прошлое ясней, ясней, ясней.

 

А где же ваше мужество, солдат,

Когда вы возвращаетесь назад?

Его, должно быть, женщины крадут

И, как птенца, за пазуху кладут.

 

И снова переулком сапоги,

И птицы ошалелые летят,

И женщины глядят из-под руки

В затылки наши бритые глядят.

 

2 ведущий.

Ушли «короли» на фронт, ушли одноклассники. Стали тихими дворы. Повзрослели мальчики. Осталась надежда на возвращение.

 

*Девочки поют

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

 

Чтец 1.

Джазисты уходили в ополчение,

Цивильного не скинув облаченья,

Тромбонов и чечёток короли

В солдаты необученные шли.

 

Кларнетов принцы, словно принцы крови,

Магистры саксофонов шли и, кроме,

Шли барабанных палок колдуны

Скрипучими подмостками войны.

 

На смену всем оставленным заботам

Единственная зрела впереди,

И скрипачи ложились к пулемётам,

И пулемёты бились на груди.

 

Но что поделать, что поделать, если

Атаки были в моде, а не песни?

Кто мог тогда их мужество учесть,

Когда им гибнуть выпадала честь?!

 

Едва затихли первые сраженья,

Они рядком лежали. Без движенья.

В костюмах предвоенного шитья,

Как будто притворяясь и шутя.

 

Редели их ряды и убывали.

Их убивали. Их позабывали.

И всё-таки под музыку Земли

Их в поминанье светлое внесли.

 

Когда на пятачке земного шара

Под майский марш, торжественный такой,

Отбила каблуки, танцуя, пара,

За упокой их душ, за упокой.

 

Чтец 3.

Беру сапоги сорок третий размер,

Портянками ноги обматываю,

Свищу соловьём на весёлый манер,

Себя потихоньку обманываю…

 

Ведь я недалёко. Я только пройдусь.

А «только» – оно только начато.

И вот я иду. По окопу крадусь.

Пишу свою летопись начерно.

 

Иду. Гимнастёрка в солёном поту.

Иду. Отставать мне не хочется…

Я скоро на мокрый песок упаду

От раны осколочной корчиться.

 

Успею с тоскою подумать: «Готов…»

Приникну к багульнику рыжему…

Потом я восстану из цепких бинтов,

Из мёртвых воскресну и выживу…

 

Потом всё затянется корочкой. В срок.

Покажется лёгким, неистинным…

Ходьба – длинноногое чудо дорог –

Опять меня выманит из дому.

 

И вот я иду. До последнего дня.

Иду. Спотыкаюсь. Прощается.

Наверно, земля, ну, никак без меня:

В обнимку со мною вращается.

 

2 ведущий.

И вот поэт пришёл с фронта, и вечно помнит о своих сверстниках, о тех, с кем воевал, о тех, кто не вернулся с полей сражений.

 

Чтец 2

Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет,

Когда трубу к губам приблизит и острый локоть отведёт.

Надежда, я останусь цел: не для меня земля сырая,

А для меня – твои тревоги и добрый мир твоих забот.

 

Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся,

Когда бы новое сраженье ни покачнуло б шар земной,

Я всё равно паду на той, на той единственной, гражданской,

И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.

 

3 ведущий.

Когда-то в глубокой древности поэзия рождалась вместе с мелодией. Потом они разъединились. Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. В его стихах буйствуют, спешат, сливаются разные начала – живописные, музыкальные, романтические. Ритмы этих образных элементов и есть мелодия Окуджавы.

 

Чтец 3.

Тьмой здесь всё занавешено,

И тишина, как на дне.

Ваше величество, женщина,

Как вы решились ко мне?

 

Тусклое здесь электричество,

С крыши сочится вода…

Женщина, ваше величество,

Как вы решились сюда?

 

О, ваш приход как пожарище,

Дымно и трудно дышать,

Но заходите, пожалуйста,

Что ж на пороге стоять?

 

Кто вы такая, откуда вы?

Ах, я смешной человек!

Просто вы дверь перепутали,

Улицу, город и век…

 

1 ведущий

Женщина у Окуджавы почти всегда поэтически одухотворена и поднята на высокий пьедестал уважения, восхищения и любви.

 

*Исполняется пеня

 

Не бродяги, не пропойцы,

За столом «Семи морей».

Вы пропойте, вы пропойте

Славу женщине моей.

 

Вы в глаза её взгляните,

Как в спасение своё,

Вы сравните, вы сравните

С ближним берегом её.

 

Мы земных земней и вовсе

К чёрту сказки о богах.

Просто мы на крыльях носим,

То, что носят на руках.

 

Просто очень нужно верить

Этим синим маякам.

И тогда желанный берег

Их тумана выйдет к нам.

 

1 ведущий

Песни Окуджавы звучали в кинофильмах, и во многом благодаря им эти картины становились подлинно народными, любимыми всеми.

А началось всё с песни для кинофильма «Белорусский вокзал», которую Окуджава написал по просьбе режиссёра Андрея Смирнова. Далеко не сразу, не вдруг родилась первая строчка «Здесь птицы не поют, деревья не растут». Затем появилась мелодия. И слова, и музыка получили одобрение режиссёра Андрея Смирнова и композитора Альфреда Шнитке. А песня, выразившая душу народа, запомнилась и полюбилась миллионам зрителей.

 

*Звучит запись попурри из песен к кинофильмам

 

2 ведущий

От бесшабашно-пронзительной песни из фильма «Белое солнце пустыни», от легкомысленно-мудрых песенок из фильма «Приключения Буратино», «Капли датского короля»  к знаменитому маршу из «Белорусского вокзала», к философскому «Давайте восклицать» и к самому романтическому из романсов «Не обещайте деве юной любови вечной на земле» из фильма «Звезда пленительного счастья» идёт Булат Окуджава – кинематографист.

 

*Звучит песня «Не обещайте деве юной»

 

3 ведущий

Сам Булат Окуджава говорит: «Я не кинематографист». Но мы видим: режиссёры прибегают к его помощи, кино чувствует в нём родную кровь и не хочет обходиться без его таланта, такого кинематографического. По его сценариям ставятся фильмы, он сам снимался и пел в кино, а, главное, это несметное число песен, часто прямо с экрана сошедших к нам.

 

Проецируется портрет Окуджавы в фильме или показывается отрывок из фильма с его участием.

 

*Звучит песня «Ваше благородие»

 

1 ведущий

Кажется, что Окуджава пишет свои стихи в расчёте именно на Луспекаева и только на него, чудится, что он сочиняет свои куплеты «Соломенной шляпки» только для Андрея Миронова. Актёрам удобно в этом тексте, в котором они находят себя и своё. Именно потому, что песни не безлики, что писал их Окуджава всё-таки для себя, про себя, по-своему, они даже в застольном хоре звучат как-то по-особому, как будто каждый поёт со всеми, но и сам по себе, о себе.

 

*Исполняется песня «Давайте восклицать»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это всё любви счастливые моменты.

 

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая, -

Тем более что жизнь короткая такая.

 

Чтец 4.

Допеты все песни. И точка.

И хватит, и хвати о том.

Ну, может, какая-то строчка

Осталась ещё за бортом.

 

Над нею кружатся колёса,

Но, даже когда не свернуть,

Наивна и простоволоса

Она ещё жаждет сверкнуть.

 

Надейся, надейся, голубка,

Свои паруса пораскинь.

Ты хрупкая, словно скорлупка,

По этим морям городским.

 

Куда тебя волны не бросят,

На помощь теперь не зови.

С тебя ничего уж не спросят:

Как хочется, так и живи.

 

Подобна мгновенному снимку,

Где полночь и двор в серебре,

И мальчик с гитарой в обнимку

На этом арбатском дворе.

 

2 ведущий

Мы заканчиваем наш вечер, а последний троллейбус заканчивает свой путь. Гаснет огонь. Город засыпает.

 

*Звучит песня «Полночный троллейбус».


Вечер, посвящённый творчеству Булата

Вечер, посвящённый творчеству Булата

Куда такой годится маленький?

Куда такой годится маленький?

Ушли «короли» на фронт, ушли одноклассники

Ушли «короли» на фронт, ушли одноклассники

Чтец 3. Беру сапоги сорок третий размер,

Чтец 3. Беру сапоги сорок третий размер,

Ритмы этих образных элементов и есть мелодия

Ритмы этих образных элементов и есть мелодия

Песни Окуджавы звучали в кинофильмах, и во многом благодаря им эти картины становились подлинно народными, любимыми всеми

Песни Окуджавы звучали в кинофильмах, и во многом благодаря им эти картины становились подлинно народными, любимыми всеми

Чтец 4. Допеты все песни. И точка

Чтец 4. Допеты все песни. И точка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022