Литературная викторина
Оценка 4.8

Литературная викторина

Оценка 4.8
docx
13.05.2020
Литературная викторина
Литературная викторина.docx

Литературная викторина с ответами, 11 класс

Цель. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи.
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Литературная викторина «Книг, желанные страницы»

 


Если вы любите писателя, не упускайте возможности познакомиться с его письмами и дневниками, с каждой строчкой, вышедшей из-под его пера, это позволит вам лучше, глубже понять его, человека и друга, которого вы уже узнали и полюбили по его книгам.
Герман Гессе


1. Скажите, какой художественный прием использует А.М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль», рассказывая о чудесной стране, где «каждый древесный стебель и лист и травы дает столько тени, сколько человеку нужно, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там»?
- Гипербола

2. Скажите, какую стилистическую фигуру использует А.С. Пушкин, создавая при помощи ряда слов и рефренов выразительную картину снежной круговерти в стихотворении «Бесы»?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин – дин – дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
- Повтор

 


3. В высказываниях Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» звучит насмешка над молодым поколением. Как вы думаете какая это форма иносказания?
- Ирония

4. О стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» можно говорить как об «удивительной мозаике самых разнообразных по происхождению реминисценций». Назовите самые главные из них.
       - Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» рождает ряд литературных ассоциаций. Образ «мыслящего тростника» отсылает нас к философу Б. Паскалю, для которого он является знаком присутствия человека в мире природы.
Восприятие природного мира современником и другом поэта А.А. Фетом оказывается близко тютчевской мысли. Его «шепоты» и «шорохи» внятны лирическому собрату. Образ моря расширяет контекст стихотворения, включая в него элегии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, «маринистку» поэтов 20 века: О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой и других. «Морская душа» творцов говорит о родстве с водной стихией.

5. Как вы думаете, можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова «построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия – одной из форм воплощения современной трагедии»?
          - Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова дало повод читателям поразмышлять над проблемой его жанра и критикам. В этой пьесе соединились и комедия положений (вспомним диалог Фамусова и Лизаньки, падение Молчалина с лошади), и комедия характеров (колоритные фигуры Скалозуба, Фамусова), и трагедия главных героев (Чацкого – от ума, а Софьи – от чувства).
Комедия помимо авторской воли стала восприниматься как трагикомедия. Герой сам подвел итог своего пребывания в Москве: «мильон терзаний». Назвав так же свою статью о комедии Грибоедова, И.А. Гончаров показал не только многообразие его жанровых интерпретаций но и драматизм произведения: «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира».
Беспощадной иронии, объектами, главного героя стали Максим Петрович, французик из Бордо, Хлестова и многие другие завсегдатаи московских гостиных, что сформировало собственно сатирический пласт произведения. При этом Чацкий – резонер, но этим амплуа не исчерпывает его суть. В.Г. Белинский назвал грибоедовского героя «крикуном, фантазером, идеальным штурманом», который профанирует все святое, о чем говорит. В Чацком А.С. Пушкин усмотрел комедийного героя, отказав ему в уме: «Негоже метать бисер перед Репетиловым».
Нам же история Чацкого представляется трагедией сильной, но непонятной личности. Четвертое действие пьесы становится одновременно трагической сценой и комедийной, где гости показывают светский мир Москвы, и разыгрывается драма Софьи – судьба обманувшего себя человека. Участь Лизы и Молчалина также безрадостна: одиночество, изгнание, крах надежд. Участь Чацкого, потерпевшего неудачу на любовном фронте и общественном поприще, оборачивается трагедией страны, изгоняющей из Москвы лучшие умы.
Сложная жанровая природа пьесы А.С. Грибоедова не позволяет в ней четко разграничивать трагическое и комическое, что дает нам право согласиться с мнение критика – литературоведа.

6. Как вы думаете, соотносится ли жанр романа Л.Н. Толстого «Война и мир» с определением эпопеи, предложенным Гегелем: «…все подлинно изначальные эпопеи дают созерцание национального духа в нравственной семейной жизни, общественных состояниях мира и войны…»?
           - Гегель в своей концепции эпоса говорит о таких его признаках, как воссоздание целостного, завершенного внутри себя мира, развертывание того, «что только можно причислить к поэзии человеческого существования», всё, чем индивид движим. Безусловно, эпопея Л.Н. Толстого представляет значимое, всеобщее нравственное содержание жизни человека и государства. Недаром в произведении автор выделил «мысль народную», которая соседствует с «мыслью семейной».
Писатель воссоздает стихию жизни – цельный, прекрасный, гармоничный мир, где естественность противостоит искусственности, разум – чувства, фатализм – сопровождению судьбе. Желание общего, а не личного блага движет любимыми героями Л.Н. Толстого: князем Андреем, Пьером, Наташей Ростовой. Сюжетной осью эпопеи становится драма жизненного выбора. Главных действующих лиц автор производит через серьезные испытания, для одних они становятся смертельными, другим только укрепляют дух.
Писатель полагает, что исторические законы, сложные и противоречивые, не могут, подчиняется воле отдельного человека, пусть и облеченного властью. История движется народными стихийными массами, исход события определяет дух народа, который чувствуют близкие автору герои: Кутузов, Багратион, Денисов и другие. Заранее обречено на провал то дело, которое не опирается на основы народной нравственности, коллективного единства, называемого «миром».
Изображая историю как бессознательную жизнь людей, писатель отказывается от первоначального названия романа – «Все хорошо, что хорошо кончается», которое не отражает всей многомерности народного бытия. При этом жизнь страны предстает через призму судеб отдельных семей, являющихся сотами в большом улье. Широкая душа Ростовых, холодное благородство Болконских, борьба за личные интересы Курагиных – все становится предметом художественного анализа в эпопее. Писателя интересуют не только передовые люди своего времени, но и простые жители Российской Империи: народные характеры Платона Каратаева, Тихона Щербатого, капитана Тушина. Они сосуществуют с высшим светом, императорами, министрами, генералами, образуя единый мир толстовского произведения.
Проведя своих героев через «общественное состояние войны и мира», автор эпопеи представляет им право занять свое место в истории.

7. Как вы думаете, какое художественное средство позволяет И.С. Тургеневу в романе «Отцы и дети» выделить наиболее существенные, значимые признаки предмета и дать образное определение: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле…»?
- Эпитет

8. Скажите, как называется восклицание, в драме Островского «Гроза», усиливающее в сообщении выражение чувства («Да что вам говорить, сударь!», «Кто его не знает!», «Ну, да бог с ними!»)?
- Риторическое восклицание

9. Известно, что в пьесе М. Горького «На дне» продолжены традиции русского критического реализма. Скажите, кому из литературных предшественников М. Горький был свойствен социальный критицизм по отношению к действительности?
     - Социальный критицизм по отношению к действительности широко представлен в творчестве Н.В. Гоголя. Так, в поэме «Мертвые души» появляются уникальные сатирические типы, ставшие нарицательными. Прекраснодушный мечтатель, человек – кулак, дубинноголовая, прореха на человечестве – вот неполный перечень тех, кого мы должны считать владельцами крепостных душ и хозяевами жизни.
В сатирическом романе «История одного города» М.Е. Салтыков – Щедрин создал кунсткамеру уродов. А.П. Чехов писал, что обличать умеет каждый газетчик, а «открыто презирать умел только Салтыков». Никто из читателей не сомневался в искренности его презрения. Летопись города Глупова представлена в романе как деятельность градоначальников: Ферапонтов любил смотреть, как секут людей (впоследствии он был растерзан собаками); в голове знаменитого Брудастого звучал органчик с двумя музыкальными фразами «Разорю!» и «Не потерплю!»; Перехват – Залихватский сжег гимназию и упразднил науки, Угрюм – Бурчеев учредил военные поселения. Однако «История одного города» М.Е. Салтыкова - Щедрина является двойной сатирой: автор обличает также головотяпство и глупость народа.
Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах», в романах «Воскресение», «Анна Каренина» показывает социальное и нравственное неблагополучие общества.

10. Скажите, какие события в жизни героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», предваряет «любимая» песня?
          - Ожидающая ребенка Матрена Тимофеевна оказывается в страшном положении. Комета предсказывает несчастья: бесхлебицу, рекрутчину. Мужа героини приговаривают идти в солдаты не в срок, так как семья Корчагиных уже проводила старшего брата на военную службу. Сознание Матрены рисует страшные картины нищеты, голода без кормильца в семье, и героиня решается на смелый шаг. Последняя надежда – обратиться за справедливым решением к губернаторше. Любимая песня, которую слышит Матрена в морозную ночь, становится благословением в дальнюю дорогу. Примечательно, что раздается она из Домниной избы – дома Гриши Добросклонова. Так оказывается, связаны незримыми нитями эти герои эпического полотна. Губернаторша с готовностью принимает просительницу, оставляет ее у себя на время родов и помогает в просьбе. Возвратившаяся в село Матрена Тимофеевна получает свое знаменитое прозвище

 

«Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг». 
В. Гюго

 

 


 

Литературная викторина с ответами, 11 класс

Литературная викторина с ответами, 11 класс

В высказываниях Павла Петровича в романе

В высказываниях Павла Петровича в романе

Репетиловым». Нам же история

Репетиловым». Нам же история

Широкая душа Ростовых, холодное благородство

Широкая душа Ростовых, холодное благородство

Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах», в романах «Воскресение», «Анна

Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах», в романах «Воскресение», «Анна
Скачать файл