Цель : продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина, формировать интерес и положительное отношение к его поэзии, систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. Пушкина
Задачи:
Образовательные:
• продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
• формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,
• прививать интерес к предмету.
Развивающие:
• развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
• расширять кругозор детей,
• обогащать словарный запас учащихся;
• развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять
Воспитательные:
• воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
• Воспитывать чуткость к художественному слову.
• воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе.
Литературная гостиная «Солнце русской
поэзии»
Цель : продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина,
формировать интерес и положительное отношение к его поэзии, систематизировать знания
учащихся о прочитанных сказках А.С. Пушкина
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной
речи,
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей,
обогащать словарный запас учащихся;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять
Воспитательные:
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых
людей;
Воспитывать чуткость к художественному слову.
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитывать
чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе.
УЧИТЕЛЬ Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые учителя, родители! Мы
рады приветствовать всех, кто пришёл к нам, кто понастоящему любит книгу.
Встреча с хорошей книгой – это всегда праздник. Вот и сегодня мы вас пригласили
на праздник Книги.
Сегодня мы будем беседовать об одном талантливом человеке, фамилию
которого вы узнаете, разгадав кроссворд.
П
Р
И
Р
О
Д
АК
А
О
Е
Д
Д
У
Я
Б
Р Ш У
О
С
К
И
Н
Л
О
Н
Н
Р
Е
О
Ы Т
Й
1. В тот год осенняя погода, стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала………..
2. Мимо какого острова плыли корабли в царство Салтана.
3.
С кем сражался князь Гвидон.
4. Что попросила старуха из «Сказки о золотой рыбке» в первый раз.
5. Как звали жениха мёртвой царевны.
6. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке».
УЧИТЕЛЬ Наш праздник посвящён Александру Сергеевичу Пушкину.
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал волшебными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
В этом году исполнилось 216 лет со дня рождения писателя. Пушкин – это
живая душа нашего народа. «У каждого возраста свой Пушкин», — сказал ктото.
Каждый из нас находит в мире, созданном Пушкиным, чтото свое, чтото
особенно близкое себе. И мы печалимся о безвременной гибели гениального поэта,
который дорог нам «за чудные стихи, за прозу легкую, простую и захватывающую, за
сказки, любимые с детства». Пушкин – многообразен, безграничен. Он охватил все
жанры, все эпохи, все культуры .
У каждого из нас в душе свой Пушкин. Читая его произведения, мы с вами
становимся богаче душой, добрее, счастливее.
Нам с вами сейчас трудно представить то время, в котором Александр Пушкин
появился на свет, рос и развивался.
Пушкины —старинный русский дворянский род. Александр Сергеевич с
гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии
матери.Ученик (мечтательно) Эх, вот было бы здорово, если бы сам Пушкин к нам
пришел на урок. Мы бы его самого обо всем расспросили…
УЧИТЕЛЬ Ребята, но у нас сегодня необычный урок. (появляется ученик в
образе Пушкина)
Пушкин. Здравствуй, племя младое, незнакомое!
Все (робко) Здравствуйте.
Пушкин. Вы, верно, лицеисты?
Ученица. Нет, мы ученики, а это школа.
Пушкин. Вы такие юные и уже учитесь в школе? А в пору моего детства дети
получали домашнее образование.
Ученик (наивно) Както мне трудно представить Вас маленьким.
Пушкин. Ну как же, мой юный друг, я ведь тоже когдато был маленьким.
Родился я 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. (задумчиво) В детстве
я был толстым, некрасивым увольнем, очень упрямым и молчаливым. Не любил
шумного детского общества. Отец и мать вели веселую светскую жизнь, а меня
сдали на попечение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни, Арины
Родионовны.
Им я посвятил стихи. (Пушкин сидит за столом)
1уч. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
УЧИТЕЛЬ Уже с трехлетнего возраста маленький Саша с нетерпением ждал вечера,
когда в комнату войдет бабушка и начнет рассказывать сказки.
Пушкин...(Сидя за столом, пишет)Я ждал тебя: в вечерней тишине
являлась ты весёлою старушкой
и надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
УЧИТЕЛЬ Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую
тетрадь.
Пушкин. Я очень любил свою няню, считал её своим другом и самым близким
человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
В 12 лет, получив прекрасное домашнее воспитание, я был отвезён учиться в
новое, только что открывшееся учебное заведение Царскосельский Лицей под
Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.
УЧИТЕЛЬ За время обучения в Лицее Александр Сергеевич написал около
120 стихотворений – по преимуществу о лирике дружбе, любви.
Пушкин Помню, как очень волновался, когда сдавал экзамен в лицее, читая
мои «Воспоминания в Царском Селе». Не помню, как я кончил свое чтение, не
помню куда бежал. Меня искали, но не нашли…
УЧИТЕЛЬ В 1817 году Александр окончил обучение в лицее и переехал в
Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел.
В 1824 году Александра Пушкина отправляют в северную ссылку в свое имение
село Михайловское, именно здесь в Михайловском Пушкин сочиняет свои сказки.
Интересен и неповторим мир Пушкинских сказок , он живет с нами с раннего
детства:
2уч. Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит, белочка поет,
Где разбитые корыта рыбка раздает,
Где шумит волна морская, нас туда зовет.
Лукоморье, цепь златая и ученый кот.
Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся! Если бы я не был самым прыгучим
котом в нашем Лукоморье – не собрать бы мне косточек! Вот что значит
путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную
страну? Ай да мяу, ай да я! Это ведь не каждому коту под силу. У меня получилось,
потому что я – самый ученый кот на свете! Мяу!(появляется БабаЯга)
БабаЯга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие,
какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась, сколько препятствий
преодолела. Да видно, не зря! Чуяло мое сердце, что здесь боольшой праздник
ожидается. Чую, чую носом своим.
(принюхивается)
Чтото русским духом запахло. Кто здесь?
(поворачиваются и замечают Пушкина)
Кот: Смотри, смотри, здесь ктото есть.
БабаЯга: Чтото лицо уж больно знакомо.
(подходят ближе, приглядываются)
Кот: Александр Сергеевич?! Пушкин?! Вы?!
Пушкин: Да, Вы правы, это я. (держит в руках большую книгу)
Сегодня волшебство случится –
К нам в гости сказка постучится. МУЗЫКА
Кот: Книгу волшебную мы открываем,
В сказку волшебную мы попадаем. (Кот, Бабаяга, Пушкин уходят)
УЧИТЕЛЬ Начинается игра, где каждый из вас сможет проявить себя,
показать свои знания, умение работать в команде.
Выберите название команды, используя сказки Пушкина. (Золотой петушок,
золотая рыбка)
Та команда, которая наберет баллов больше, и будет победителем в нашей
игре. Выкрикивать с места ответ нельзя, так как за это будут сниматься баллы.
1 конкурс. «Пушкин с детства нам знаком»
Первый конкурс покажет нам, как вы знаете биографию А.С. Пушкина.
1. В каком году родился А. С. Пушкин? (1799г.)
2. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве)
3.
4. К кому был нежно привязан в детстве А.С. Пушкин? (К бабушке и к няне
В каком возрасте А.С. Пушкин начал писать стихи? (В возрасте 11 лет)
Арине Радионовне)
5. Какой язык часто звучал в семье Пушкина? (французский)
6.
Что интересного знаете о жизни А.С. Пушкина.
2 конкурс «Литературная мозаика» (Приложение 1)
Задача: Из предложенных отрывков собрать текст, назвать сказку, выразительно его
прочитать.3 конкурс «Узнать сказки и продолжить строчки»
1.И жених сыскался ей – (королевич Елисей) «Сказка о мертвой царевне »
2. Все равны, как на подбор,(с ними дядька Черномор) «Сказка о царе Салтане…»
3. А Балда говорит с укоризной(не гонялся бы ты, поп, за дешевизной). «Сказка о
попе и его работнике Балде»
4. Жил старик со своею старухой у самого(синего моря). «Сказка о рыбаке и
рыбке»
5. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на …(раздутых парусах). «Сказка о царе Салтане…»
6. А царевна молодая, до зари в лесу блуждая,
Между тем все шла, да шла и …(на терем набрела). «Сказка о мертвой
царевне…»
7. И кричит: «Кири – ку – ку. Царствуй, лежа…..(на боку)! «Сказка о золотом
петушке»
8. А царица – хохотать, и плечами пожимать,
И подмигивать глазами, (и прищелкивать перстами). «Сказка о мертвой
царевне…»
9. Ты бесенок, еще молоденок, со мною тягаться слабенок,
Это было б лишь времени трата обгони – ка сперва…(моего брата). «Сказка о
попе и его раб…»
10. И в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы,
К колеснице прилетел и царю …(на темя сел). «Сказка о золотом петушке»
4 конкурс "Золотая рыбка!" (Приложение 2)
Капитаны команд по очереди тянут из мешка рыбку. Каждый в результате
вытягивает 3 рыбки. На каждой рыбке написан вопрос. Капитан вслух зачитывает
вопрос, его команда отвечает. Правильный ответ прибавляет команде 5 баллов. В
мешке находится и одна золотая рыбка. Правильный ответ на вопрос золотой рыбки
оценивается в 10 баллов, если ответ будет неверный, то от общего счета отнимается
10 очков (капитан может отказаться отвечать на вопрос Золотой рыбки и
перетянуть вопрос). Капитаны, прошу ко мне.
1.В "Сказке о попе и работнике его Балде", Балда говорил:
"Ты бесенок еще молоденек, Со мною тягаться слабенек;
Это было бы лишь времени трата. Обгоника сперва моего брата..."Кто этот брат? (зайка)
2.Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? ("...в год затри щелчка
полбу...")
3.Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
4. "...белочка при всех золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,
Кучки разные кладет и с присвисточкой поет
При честном при всем народе..." Что пела белочка?
("Во саду ли, в огороде")
5.Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала?
( "Хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая...")
6.Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону?
(бабушкой "А царевич хоть и злится, старой бабушки своей".)
7.Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась?»
Что такое белена?( ядовитое растение)
Вопрос Золотой рыбки: Назовите полное название "Сказки о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди".
УЧИТЕЛЬ Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта. Сразу
видно, что много читаете.
5 конкурс «Нука, вспомни»1. Отчего умерла молодая царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях»? (от яблочка)
2. Сколько богатырей выходило из моря в «Сказке о царе Салтане»? (33
богатыря)
3. «Бедный поп подставил лоб: с первого щелчка, подпрыгнул поп до потолка.
Со второго щелка лишился поп языка.
А с третьего щелка ….» (вышибло ум у старика)
4. О чем просил старик золотую рыбку во второй раз? («избу просила сварливая
старуха»)
6 конкурс «Сказочный порядок»
(Задания даются каждой команде одинаковые (2 экземпляра картинок). Выигрывает
та команда, которая выполнит их быстрее.
1. На столах выложены картинки с изображением насекомых муха, шмель, комар из
«Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной»
последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и,
наконец, в шмеля.
2. На столах выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети
должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из
сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце,
месяц, ветер)
7 конкурс «Интерактивная игра»
Подведение итогов игры
. Жюри объявляет результаты.
3уч. Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время длится.
4уч. Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова возвратиться
В этом вам поможет книга!Стоит в руки ее взять,
И любимые герои с вами встретятся опять!
5уч. К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, словаалмазы
На вечерний бархат тишины.
6уч. Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
7уч. Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
8уч. Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
9уч. Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда, вот вам подсказка.
И пронесете сквозь года вы радость сказки!
УЧИТЕЛЬ С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий
поэт все приближается к нам, как наставник, учитель и друг. Он оставил нам
прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и,
конечно же, незабываемые сказки.
10 уч. Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать ушел людей сердцаИ в них будить стремленье к идеалу;
УЧИТЕЛЬ Вот почему, возлюбленный поэт
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
На этом наша гостиная закрывает свои двери. До новых интересных встреч на
литературных страницах.