Литературная гостиная «Солнце русской поэзии»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель : продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина, формировать интерес и положительное отношение к его поэзии, систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. Пушкина Задачи: Образовательные: • продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина; • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи, • прививать интерес к предмету. Развивающие: • развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; • расширять кругозор детей, • обогащать словарный запас учащихся; • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять Воспитательные: • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; • Воспитывать чуткость к художественному слову. • воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе.
Иконка файла материала 2 (52).doc
Литературная гостиная «Солнце русской поэзии» Цель : продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина,  формировать интерес и положительное отношение к его поэзии,  систематизировать знания  учащихся о прочитанных сказках А.С. Пушкина  Задачи: Образовательные: продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;   формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной  речи,  прививать интерес к предмету. Развивающие:     развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; расширять кругозор детей, обогащать словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять Воспитательные:  воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых  людей;   Воспитывать чуткость к художественному слову.  воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитывать  чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе.                                                     УЧИТЕЛЬ ­Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые учителя, родители! Мы  рады приветствовать всех, кто пришёл к нам, кто по­настоящему любит книгу.  Встреча с хорошей книгой – это всегда праздник. Вот и сегодня мы вас пригласили  на праздник Книги.  Сегодня мы будем беседовать об одном талантливом человеке, фамилию  которого вы узнаете, разгадав кроссворд. П Р И Р О Д АК А О Е Д Д У Я Б Р Ш У О С К И Н Л О Н Н Р Е О Ы Т Й 1. В тот год осенняя погода, стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала……….. 2. Мимо какого острова плыли корабли в царство Салтана. 3.  С кем сражался князь Гвидон. 4. Что попросила старуха из «Сказки о золотой рыбке» в первый раз. 5. Как звали жениха мёртвой царевны. 6. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке». УЧИТЕЛЬ Наш праздник посвящён Александру Сергеевичу Пушкину.                Мы Пушкину наш праздник посвятим,               Наполнив зал волшебными стихами.               О Пушкине сегодня говорим               Поэзии волшебными словами. В этом году исполнилось  216 лет со дня рождения писателя. Пушкин – это  живая душа нашего народа. «У каждого возраста свой Пушкин», — сказал кто­то.   Каждый из нас находит в мире, созданном Пушкиным, что­то свое, что­то  особенно близкое себе. И мы печалимся о безвременной  гибели гениального поэта,  который дорог нам «за чудные стихи, за прозу легкую, простую и захватывающую, за сказки, любимые с детства». Пушкин – многообразен, безграничен. Он охватил все  жанры, все эпохи, все культуры  .  У каждого из нас в душе свой Пушкин.  Читая его произведения, мы с вами  становимся богаче душой, добрее, счастливее.  Нам с вами сейчас  трудно представить то время, в котором Александр Пушкин появился на свет, рос и развивался.  Пушкины —старинный русский дворянский род. Александр Сергеевич с  гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии  матери.Ученик (мечтательно) Эх, вот было бы здорово, если бы сам Пушкин к нам  пришел на урок. Мы бы его самого обо всем расспросили… УЧИТЕЛЬ Ребята, но у нас сегодня необычный урок. (появляется ученик в  образе Пушкина) Пушкин.  Здравствуй, племя младое, незнакомое! Все (робко) Здравствуйте. Пушкин. Вы, верно, лицеисты? Ученица. Нет, мы ученики, а это школа. Пушкин. Вы такие юные и уже учитесь  в школе? А  в пору моего детства дети  получали домашнее образование. Ученик (наивно) Как­то мне трудно представить  Вас маленьким. Пушкин. Ну как же, мой юный друг, я ведь тоже когда­то был маленьким.  Родился  я 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. (задумчиво) В детстве  я был толстым, некрасивым  увольнем, очень упрямым и молчаливым. Не любил  шумного детского общества. Отец и мать  вели веселую светскую жизнь, а меня  сдали на попечение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни, Арины  Родионовны.  Им я посвятил стихи. (Пушкин сидит за столом) 1уч. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.   Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. УЧИТЕЛЬ Уже с трехлетнего возраста маленький Саша с нетерпением ждал вечера, когда в комнату войдет бабушка и начнет рассказывать сказки. Пушкин...(Сидя за столом, пишет)Я ждал тебя: в вечерней тишине   являлась ты весёлою старушкой и надо мной сидела в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой.  УЧИТЕЛЬ Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую  тетрадь. Пушкин.  Я очень любил свою няню, считал её  своим другом и самым близким  человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. В 12 лет, получив прекрасное домашнее воспитание, я  был отвезён учиться в  новое, только что открывшееся учебное заведение ­ Царскосельский Лицей под  Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.  УЧИТЕЛЬ За время обучения в Лицее  Александр Сергеевич написал около  120 стихотворений – по преимуществу о  лирике дружбе, любви. Пушкин Помню,  как  очень волновался, когда сдавал экзамен в лицее,  читая  мои «Воспоминания в Царском Селе». Не помню, как я кончил свое чтение, не  помню куда бежал. Меня искали, но не нашли… УЧИТЕЛЬ В 1817 году Александр окончил обучение в лицее и переехал в  Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1824 году Александра Пушкина отправляют в северную ссылку в свое имение ­  село Михайловское,  именно здесь в Михайловском Пушкин  сочиняет свои сказки.  Интересен и неповторим мир Пушкинских сказок , он живет с нами с раннего  детства: 2уч. Ветер по морю гуляет, дует в паруса. Никогда не перестанем верить в чудеса. Где царевна оживает злу наперекор, Где красавиц похищает мрачный Черномор, Где Балда с чертями спорит, белочка поет, Где разбитые корыта рыбка раздает, Где шумит волна морская, нас туда зовет. Лукоморье, цепь златая и ученый кот.  Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся! Если бы я не был самым прыгучим  котом в нашем Лукоморье – не собрать бы мне косточек! Вот что значит  путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную  страну? Ай да мяу, ай да я! Это ведь не каждому коту под силу. У меня получилось, потому что я – самый ученый кот на свете! Мяу!(появляется Баба­Яга) Баба­Яга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась, сколько препятствий  преодолела. Да видно, не зря! Чуяло мое сердце, что здесь бо­ольшой праздник  ожидается. Чую, чую носом своим.                                                (принюхивается) Что­то русским духом запахло. Кто здесь?                                                 (поворачиваются и замечают Пушкина) Кот: Смотри, смотри, здесь кто­то есть. Баба­Яга: Что­то лицо уж больно знакомо.                                                  (подходят ближе, приглядываются) Кот: Александр Сергеевич?! Пушкин?! Вы?! Пушкин: Да, Вы правы, это я.        (держит в руках большую книгу)                  Сегодня волшебство случится –                  К нам в гости сказка постучится. МУЗЫКА Кот: Книгу волшебную мы открываем,          В сказку волшебную мы попадаем.  (Кот, Баба­яга, Пушкин уходят) УЧИТЕЛЬ Начинается игра, где каждый из вас сможет проявить себя,  показать свои знания, умение работать в команде. ­Выберите название команды, используя сказки Пушкина. (Золотой петушок, золотая рыбка) Та команда, которая наберет баллов больше, и будет победителем в нашей  игре. Выкрикивать с места ответ нельзя, так как за это будут сниматься баллы. 1 конкурс. «Пушкин с детства нам знаком»      Первый конкурс покажет нам, как вы знаете биографию А.С. Пушкина. 1. В каком году родился А. С. Пушкин? (1799г.) 2. Где родился А.С. Пушкин?   (В Москве) 3. 4. К кому был нежно привязан в детстве А.С. Пушкин?  (К бабушке и к няне   В каком возрасте А.С. Пушкин начал писать стихи?          (В возрасте 11 лет) Арине Радионовне) 5. Какой язык часто звучал в семье Пушкина? (французский) 6.  Что интересного знаете о жизни А.С. Пушкина. 2 конкурс «Литературная мозаика»  (Приложение 1)  Задача: Из предложенных отрывков собрать текст, назвать сказку, выразительно его  прочитать.3 конкурс «Узнать сказки и продолжить строчки»   1.И жених сыскался ей – (королевич Елисей) «Сказка о мертвой царевне » 2. Все равны, как на подбор,(с ними дядька Черномор) «Сказка о царе Салтане…» 3. А Балда говорит с укоризной(не гонялся бы ты, поп, за дешевизной). «Сказка о  попе и его работнике Балде» 4. Жил старик со своею старухой у самого(синего моря). «Сказка о рыбаке и  рыбке» 5. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на …(раздутых парусах). «Сказка о царе Салтане…» 6. А царевна молодая, до зари в лесу блуждая, Между тем все шла, да шла и …(на терем набрела). «Сказка о мертвой  царевне…» 7. И кричит: «Кири – ку – ку. Царствуй, лежа…..(на боку)! «Сказка о золотом  петушке» 8. А царица – хохотать, и плечами пожимать, И подмигивать глазами, (и прищелкивать перстами). «Сказка о мертвой  царевне…» 9. Ты бесенок, еще молоденок, со мною тягаться слабенок,      Это было б лишь времени трата обгони – ка сперва…(моего брата). «Сказка о  попе и его раб…» 10. И в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы,       К колеснице прилетел и царю …(на темя сел). «Сказка о золотом петушке» 4 конкурс "Золотая рыбка!" (Приложение 2)  Капитаны команд по очереди тянут из мешка рыбку. Каждый в результате  вытягивает   3 рыбки. На каждой рыбке написан вопрос. Капитан вслух зачитывает  вопрос, его команда отвечает. Правильный ответ прибавляет команде 5 баллов. В  мешке находится и одна золотая рыбка. Правильный ответ на вопрос золотой рыбки  оценивается в 10 баллов, если ответ будет неверный, то от общего счета отнимается 10 очков (капитан может отказаться отвечать на вопрос Золотой рыбки и  перетянуть вопрос). Капитаны, прошу ко мне. 1.В "Сказке о попе и работнике его Балде", Балда говорил:  "Ты бесенок еще молоденек,  Со мною тягаться слабенек;  Это было бы лишь времени трата.  Обгони­ка сперва моего брата..."Кто этот брат? (зайка) 2.Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? ("...в год затри щелчка  полбу...") 3.Как звали сына царя Салтана? (Гвидон) 4. "...белочка при всех золотой грызет орех,  Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,  Кучки разные кладет  и с присвисточкой поет  При честном при всем народе..." Что пела белочка? ("Во саду ли, в огороде") 5.Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала? ( "Хочу быть владычицей морскою.  Чтобы жить мне в окияне море,  Чтоб служила мне рыбка золотая...") 6.Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? (бабушкой  "А царевич хоть и злится,  старой бабушки своей".) 7.Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась?»  Что такое  белена?( ядовитое растение) Вопрос Золотой рыбки:  Назовите полное название "Сказки о царе Салтане, о сыне  его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". УЧИТЕЛЬ  Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта. Сразу видно, что много читаете.  5 конкурс «Ну­ка, вспомни»1. Отчего умерла молодая царевна в «Сказке о мертвой  царевне и семи  богатырях»? (от яблочка) 2. Сколько богатырей выходило из моря в «Сказке  о царе Салтане»? (33  богатыря) 3. «Бедный поп подставил лоб:  с первого щелчка, подпрыгнул поп до потолка. Со второго щелка лишился поп языка. А с третьего щелка ….» (вышибло ум у старика) 4. О чем просил старик золотую рыбку во второй раз? («избу просила сварливая  старуха») 6 конкурс  «Сказочный порядок»   (Задания даются каждой команде одинаковые (2 экземпляра картинок). Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее.  1. На столах выложены картинки с изображением насекомых муха, шмель, комар из «Сказки   о   царе   Салтане».   Дети   должны   разложить   их   в   «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.  2.  На  столах  выложены  картинки с изображением  месяца, солнца  и  ветра.  Дети должны   расставить   их   в   той   последовательности,   в   которой   царевич   Елисей   из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце, месяц, ветер)  7 конкурс  «Интерактивная игра»  Подведение итогов игры    .  Жюри объявляет результаты. 3уч. Вот и все. Последней сказки          Закрываем мы страницу!           В путешествии волшебном          Очень быстро время длится.  4уч. Ну, а если захотите         В Лукоморье возвратиться,         То чудесные мгновенья           Могут снова возвратиться           В этом вам поможет книга!Стоит в руки ее взять,          И любимые герои с вами встретятся опять! 5уч. К нам приходят пушкинские сказки         Яркие и добрые, как сны.         Сыплются слова, слова­алмазы         На вечерний бархат тишины. 6уч. Шелестят волшебные страницы,         Всё быстрей нам хочется узнать...         Вздрагивают детские ресницы,         Верят в чудо детские глаза. 7уч. Даже если мы уже не дети,         В 20, 30 лет и в 45        Убегаем мы порою в детство,  Убегаем к Пушкину опять. 8уч. Убегаем в буйство ярких красок,          В торжество добра над тёмным злом,          Убегаем в пушкинские сказки,          Чтоб добрей и лучше стать потом. 9уч. Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки.  И будет жизнь тогда полна  тепла и ласки!   Читайте Пушкина всегда,­ вот вам подсказка.    И пронесете сквозь года вы радость сказки! УЧИТЕЛЬ С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий  поэт все приближается к нам, как наставник, учитель и друг. Он оставил нам  прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и,  конечно же, незабываемые сказки.  10 уч. Мы чтить тебя привыкли с детских лет,             И дорог нам твой образ благородный;              Ты рано смолк, но в памяти народной              Ты не умрешь, возлюбленный поэт!              Бессмертен тот, чья муза до конца              Добру и красоте не изменяла,              Кто волновать ушел людей сердцаИ в них будить стремленье к идеалу; УЧИТЕЛЬ Вот почему, возлюбленный поэт                      Так дорог нам твой образ благородный,                      Вот почему неизгладимый след                      Тобой оставлен в памяти народной! На этом наша гостиная закрывает свои двери. До новых интересных встреч на  литературных страницах.

Посмотрите также