«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна? В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с утановкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные опредленнным автором) и народные (сочиненные многими людьмиЗанятие для дошкольников.
Литературная викторина «Наши любимые сказки»
(для старшего дошкольного возраста)
ЦЕЛЬ Закрепление знаний детей о русских народных сказках
ЗАДАЧИ
• Активизировать знания детей о русских народных сказках;
• Закрепить умение узнавать сказку по реплике, а так же узнавать героя по описанию портрета;
• Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать
персонажа сказки схематично);
• Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа;
• Развивать командных дух умение действовать согласованно;
• Следить за осанкой детей.
Предварительная работа
1. Рассматривание картин, иллюстраций по теме “Русские народные сказки”;
2. Чтение сказок «Хаврошечка», «Жихарка», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики»;
3. Беседа с детьми о русских народных сказках, пословицах, поговорках (о труде);
4. Изготовление альбома «Мои любимые сказки»;
5. Дидактические игры: «Чьи это имена», «Чье это прозвище» и др.
6. Изготовление книжки "Сказка в картинках"(для детей средней группы в подарок)
7. Изготовление закладок для книжек.
8. К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1.«Заюшкина избушка»;
2.«Лисичка – сестричка и серый волк»;
3.«Кот, лиса и петух»;
4.«Репка»;
5.«Гусилебеди»;
6.«Теремок»;
7. «Колобок»;
8. «Заюшкина избушка»;
9. «Волк и семеро козлят»;
10. «Снегурочка»;
11. «Маша и медведь»;
12. «Три медведя»;
13. «Хаврошечка»;
14. «Жихарка»;
15. «Лисичка со скалочкой»;16. «Гуси – лебеди»;
17. «У страха глаза велики».
Ход викторины
В. Ребята, накануне мы с вами вспоминали русские народные сказки, беседовали о пословицах, играли
в разные игры, рисовали и лепили сказочных героев и даже изображали сюжетные композиции.
Скажите, кто же написал эти сказки?
Д. Русский народ.
В. задание «Смотри не зевай и загадку отгадай»
Героев сказок много,
Их всех не перечесть.
Ребята, угадайте,
О ком веду я речь?
1.Команде «Колобок»
Девочка из снега тут же ожила:
Ножкой шевельнула, ручкой повела.
Не любила солнце, не ждала тепла
И зачем с подружками по ягоды пошла?
(«Снегурочка»)
2.Команде «Репка»
По дороге в лес катился,
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой.
(«Колобок»)
3.Колотил, да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
4. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.
(«Гуси – лебеди»)
5. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.(«Теремок»)
В. 3 задание «Угадайте героя по реплике»
«…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
«… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
«…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята «Волк и семеро козлят»)
«…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
«…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
«…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)
«…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»
В. Задание «Нарисуй героя схематично»
Вам нужно нарисовать любого персонажа из русской народной сказки схематично.
Физминутка «Колобок»
Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки и дедушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)
В. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», я буду задавать вопросы, а вам нужно
быстро отвечать.
1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»
2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот,
петух и лиса»
2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»
1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»
2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»
В. Ребята, кто скажет, что такое хлебобулочное изделие?
Д. Это те изделия, которые пекут из муки.
В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.
2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»
Задание «Исправь ошибки»
Я буду говорить название сказки, а вы будете меня исправлять.
1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);
2. «Утки – лебеди» (гуси);
3. «У страха глаза огромны» (велики);
4. «Заюшкин домик» (избушка);
5. «Даша и медведь» (Маша);
6. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).
В. Ребята, Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете наши русские народные сказки, и я думаю,
что одну из сказок мы сейчас и покажем.
Путешествие колобка.
Колобок (The bun)
Жилбыл старик со старухою. Просит старик: Испеки, старуха, колобок. Из чего печьто? Муки нет.
– Э эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось муки и наберется. Взяла старуха
крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила
тесто на сметане, изжарила в масле и положила колобок на окошечко остудить. Колобок полежалполежал, да вдруг и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям. Перепрыгнул
через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
Колобок, колобок! Я тебя съем!
П: Дети, давайте скажем все вместе слова зайчика на английском.
Д: "Little bun, little bun, I will eat you up!"
Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою,
П: Дети, давайте скажем все вместе слова Колобка на английском.
Д: "Don't eat me, hare! I will sing you a song"
сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешен, Да в масле жарен, На окошке стужен; Я от
дедушки ушел, Я от бабушки ушел, А от тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился себе дальше; только
заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
Колобок, колобок! Я тебя съем!
П: Дети, давайте скажем хором слова серого волка на английском.
Д: "Little bun, little bun, I will eat you up!"
Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!
П: Дети, давайте скажем все вместе слова Колобка на английском.
Д: "Don't eat me, gray wolf ! I will sing you a song"
И колобок запел: Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешен, Да в масле жарен, На
окошке стужен; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, А от тебя, волка, не хитро
уйти! И покатился себе дальше; только волк его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
Колобок, колобок! Я тебя съем!
П: Дети, давайте скажем все вместе слова медведя на английском языке.
Д: "Little bun, little bun, I will eat you up!"
Не ешь меня, медведь! Я тебе песенку спою!
П: Дети, давайте скажем хором слова Колобка на английском языке.
Д: "Don't eat me, bear! I will sing you a song"
И колобок запел: Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешен, Да в масле жарен, На
окошке стужен; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, А от тебя,
медведь, не хитро уйти! И опять покатился, только медведь его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему лиса: Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький!
П: Дети, давайте скажем все вместе слова лисы на английском языке.
Д: "Hello, little bun, how nice your are!"
Обрадовался колобок и предложил лисе спеть для неё песенку:
П: Дети, давайте скажем хором слова лисы на английском.
Д: I will sing you a song"
И колобок запел: Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешен, Да в масле жарен, На
окошке стужен; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От
медведя ушел, А от тебя, лиса, и подавно уйду.
Какая славная песенка! сказала лиса.
П: Дети, давайте скажем хором слова лисы на английском языке.
Д: "What a wonderful song!"
Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу. Сядька на мой нос.
П: Дети, давайте произнесём все вместе просьбу лисы на английском языке.
Д: "Sit on my nose"
Колобок вскочил лисе на нос и запел ту же песню.
Спасибо, колобок!
П: Дети, давайте скажем все вместе слова лисы на английском языке.
Д: "Thank you, little bun!"
Славная песенка, еще бы послушала! Сядька на мой язычок, да пропой еще разок, сказала лиса и
высунула свой язык. Колобок прыг ей на язык, а лиса: "Ам!", и съела его.
П: Ребята, какие бывают медведи?
Д: Бурые, белые?
П: А что вы о них знаете?
Д: Медведи зимой спят. Едят ягоды, рыбу. Медведи ходят бесшумно.
П: Ребята, давайте посмотрим видео отрывок о белых медведях. Учебный фильм «Природные зоны
России» t 9.3212.37
П: Посмотрели? Интересно? Что нового узнали?
Д: Медведи охотятся в воде, у них бывает до 4 детёнышей, медвежата питаются молоком.
П: О волках смотреть будем?
Д: Будем!
Обучающиеся смотрят отрывок из учебного фильма «Природные зоны России» t 19.4220.42.
П: Что нового узнали?Д: Волки не пускают чужаков в свою стаю. Охотятся не только на крупных животных, но и на мелких.
П: Молодцы, вы очень внимательные.