Литературно-музыкальная гостинная "Светлая душа поэта"
Оценка 5

Литературно-музыкальная гостинная "Светлая душа поэта"

Оценка 5
Библиография
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
29.06.2022
Литературно-музыкальная гостинная "Светлая душа поэта"
Литературно -музыкальная гостинная о жизни и творчестве русского поэта В.А.Жуковского.
светлая душа поэта.docx

 Литературная гостиная «Светлая душа» , посвящённая 230 – летию со дня рождения Василия Андреевича Жуковского.

1 слайд

Танец Минуэт

2слайд.

• «Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе…»
В.Г.Белинский
• «Пример добрых дел есть лучшее , что мы можем даровать тем , кто живёт вместе с нами; память добрых дел есть лучшее , что можем оставить тем ,
кто будет жить после нас»
В.А.Жуковский
«При мысли великой , что я человек ,
Всегда возвышаюсь душою»

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А.Пушкин
4 слайд.

В.А. Жуковский родился 29 января ( 9 февраля ) 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Его отцом был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турчанка Сальха. В России её
окрестили и назвали Елизаветой Дементьевной Турчаниновой.
Ребёнок считался «незаконнорождённым», и двусмысленность своего положения Жуковский, живший в семье Бунина, остро чувствовал и переживал. Однако к мальчику относились милостиво, особенно его сестра по отцу Варвара Афанасьевна. По тогдашним законам, ребёнок, рождённый вне брака, не считался дворянином. А.И.Бунин, заботясь о судьбе сына, пожелал, чтобы, живший в доме бедный дворянин, Андрей Григорьевич
усыновил мальчика.
5 слайд. Елизавета Дементьевна Турчанинова(мать В.Жуковского)

Песня матери над колыбелью сына


Засни, дитя, спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье! Когда отец твой обольстил
Меня любви своей мечтою,
Как ты, пленял он красотою,
Как ты, он прост, невинен был!
Вверялось сердце без защиты,
Но он неверен; мы забыты.Засни, дитя! спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье! Когда покинет легкий сон,
Утешь меня улыбкой милой;
Увы, такой же сладкой силой
Повелевал душе и он.
Но сколь он знал, к моей напасти,
Что всё его покорно власти! Засни, дитя! спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье! Мое он сердце распалил,
Чтобы сразить его изменой;
Почто с своею переменой
Он и его не изменил?
Моя тоска неутолима;
Люблю, хотя и нелюбима.Засни, дитя! спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье! Его краса в твоих чертах;
Открытый вид, живые взоры;
Его услышу разговоры
Я скоро на твоих устах!
Но, ах, красой очарователь,
Мой сын, не будь, как он, предатель! Засни, дитя! спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье! В слезах у люльки я твоей —
А ты с улыбкой почиваешь!
О дай, творец, да не узнаешь
Печаль подобную моей!
От милых горе нестерпимо!
Да пройдет страшный жребий мимо! Засни, дитя! спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье! Навек для нас пустыня свет,
К надежде нам пути закрыты,
Когда единственным забыты,
Нам сердца здесь родного нет,
Не нам веселие земное;
Во всей природе мы лишь двое! Засни, дитя! спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье! Пойдем, мой сын, путем одним,
Две жертвы рока злополучны.
О, будем в мире неразлучны,
Сносней страдание двоим!
Я нежных лет твоих хранитель,
Ты мне на старость утешитель! Засни, дитя! спи, ангел мой!
Мне душу рвет твое стенанье!
Ужель страдать и над тобой?
Ах, тяжко и одно страданье!


Мальчик был принят в дом отца и вскоре сделался всеобщим любимцем. Он рос в окружении старших сестер по отцу и их дочерей. Женская атмосфера дома Буниных отразилась на его характере – мягком, чувствительном, мечтательном. Двусмысленное положение его в этой семье, болезненные отношения с матерью, служанкой отца и сестер, способствовали раннему духовному созреванию.

В 1797 году Жуковский был определен в Благородный пансион при Московском университете. Годы учебы в пансионе (1797-1800) сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов Жуковского. Опытные и уважаемые наставники этого учебного заведения – директор университета И. П. Тургенев, друг Карамзина, бывший воспитатель Александра I, и настоятель пансиона д. А. Прокопович-Антонский – уделяли большое внимание духовному образованию воспитанников: утверждались идеалы нравственного самоусовершенствования, культивировались личные и гражданские добродетели, поощрялись литературные интересы и склонности. При пансионе существовало литературное общество, которое выпускало альманах «Литературная заря». Вскоре Жуковский стал членом этого общества и автором стихов, в которых он подражал Ломоносову, Державину и Хераскову, а также рассуждений на морально-этические темы.

И. П. Тургенев по просьбе Буниных опекал юного воспитанника, ввел в свое семейство. В его доме часто собирались известные писатели во главе с Карамзиным. Отзывчивый на добро Жуковский обрел здесь вторую семью, сдружился с сыновьями Ивана Петровича – Александром, Николаем (будущим декабристом, автором трактата «Опыт теории налогов») и особенно с Андреем, юношей поэтически одаренным, большим знатоком английской и немецкой литературы. Преждевременная смерть Андрея Тургенева в 1803 году была первой тяжелой утратой для Жуковского. Воспоминания о юношеской дружбе согревали его душу на протяжении всей жизни и отразились во многих лирических стихах.

В декабре 1800 года Жуковский окончил пансион с серебряной медалью и определился на государственную службу. В начале 1801 года Александр Тургенев вместе с Жуковским, А. Ф. Воейковым, А. Ф. Мерзляковым организовали «Дружеское литературное общество» бывших воспитанников Благородного пансиона. Они увлекались сентиментализмом и считали себя последователями Карамзина. Кроме литературных, общество ставило перед собою моральные цели. Жуковский выступал на его заседаниях с речами о дружбе, о страстях, о счастии. Он вел дневник, в котором описывал свои душевные переживания, занимался развитием «внутреннего человека». Духовный рост укрепляла специальная переписка, в которой друзья делились друг с другом успехами и трудностями самоусовершенствования. Дружба питалась высокими христианскими идеалами и отличалась взаимной доброжелательностью и нравственной требовательностью к себе и ближнему.

К службе своей Жуковский вскоре охладевает, да и в дружеском кругу начинаются разногласия. Поэт не разделяет критического отношения Андрея Тургенева и Андрея Кайсарова к Карамзину. В 1802 году он уходит в отставку и уезжает на родину, в Мишенское, чтобы целиком отдать свой деревенский досуг литературе.

Романс «Воспоминание»

6 слайд. В жизни поэта наступает один из самых драматичных периодов. Роман с Марией Андреевной Протасовой нанёс Жуковскому глубокую рану. Она была необыкновенно обаятельно, хотя и не отличалась красотой, - живая,
остроумная, простая, сочетающая ум с воображением, доброту с
образованностью. История этой безысходной любви нашла отражение в
цикле любовных песен и романсов. По ним можно проследить перипетии этого чувства, глубокого и чистого во всех его состояниях.
< Марии Андреевне Протасовой>


О милый друг! теперь с тобою радость!
А я один – и мой печален путь;
Живи, вкушай невинной жизни сладость;
В душе не изменись; достойна счастья будь...
Но не отринь, в толпе пленяемых тобою,
Ты друга прежнего, увядшего душою;
Веселья их дели – ему отрадой будь;
Его, мой друг, не позабудь.

О милый друг, нам рок велел разлуку:
Дни, месяцы и годы пролетят,
Вотще к тебе простру от сердца руку –
Ни голос твой, ни взор меня не усладят.
Но и вдали моя душа с твоей согласна;
Любовь ни времени, ни месту не подвластна;
Всегда, везде ты мой хранитель-ангел будь,
Меня, мой друг, не позабудь.

О милый друг, пусть будет прах холодный
То сердце, где любовь к тебе жила:
Есть лучший мир; там мы любить свободны;
Туда моя душа уж все перенесла;
Туда всечасное влечет меня желанье;
Там свидимся опять; там наше воздаянье;
Сей верой сладкою полна в разлуке будь –
Меня, мой друг, не позабудь.


7 слайд.

Кристальная чистота Жуковского видна и в отношении с Пушкиным,
перед которым поэт скромно склонял свою голову как перед гением русской
поэзии.
В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы. В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности: его узнают, зачитывают на вечерах, учат наизусть поэтические строки и переводы. Василий Андреевич уже приближен к царской семье и вращается в самых высоких кругах. Все годы после знакомства и до самой смерти Пушкина Жуковский был для своего юного друга своего рода спасителем (или спасателем?). Темпераментный, вспыльчивый и прямолинейный Александр время от времени попадал в различные неурядицы, а мудрый и дипломатичный Василий Андреевич умел найти для него выход из любой ситуации.

Когда в 1820 году за неугодные царю строки стихотворений и резкие эпиграммы Пушкина готовились выслать в Сибирь, Жуковский, Карамзин и другие влиятельные люди добились, чтобы такая страшная мера была заменена переводом на юг страны. Благодаря этому Александру удалось сохранить службу и общественное положение.

Жуковский был рядом и в нелегкий 1824 год, когда крупная ссора с отцом грозила поэту судебным разбирательством, а это еще более усугубило бы его и без того не самое выгодное положение. Благодаря дипломатическому искусству Александр Сергеевич вновь увидел благосклонность царя и вернулся в высшее общество. В 1825 году благодаря своему влиянию при дворе Василий Андреевич помог оправдать Пушкина, обвиненного в причастности к восстанию декабристов. Именно Жуковский в числе немногих самых верных друзей не оставлял Пушкина и во время ссылки в Михайловское. Да и в любых сложных ситуациях он умел поддержать, хотя бы письмом.

В 1815 году, едва познакомившись с Пушкиным, Жуковский писал
Вяземскому: «Это надежна нашей словесности… Нам всем надобно
соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех
нас перерастёт». В этом призыве – весь Жуковский. Его «светлая душа» , как назвал его душу Пушкин, не знала зависти. И этого гения Жуковский взял под свою опеку.
10 февраля 1837 года спустя 2 дня после злосчастной дуэли с Дантесом скончался поэт Пушкин, оставивший миру богатое литературное наследие, а своей семье огромные долги и финансовую несостоятельность. Смерть Пушкина превращала его семью в банкротов,* но Жуковский, знавший о тяжёлом материальном положении своего ученика, направил Николаю I ходатайство с просьбой об опеке над осиротевшей фамилией, которое тут же было удовлетворено.

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, — в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нем; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?


8 слайд. Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду

Если окинуть взглядом даль русской поэзии, то среди немногих всегда заметных ее творцов будет возвышаться Василий Андреевич Жуковский, учитель Пушкина и сам великий русский поэт. Пушкин – солнце, Жуковский – вечерняя звезда первой величины, причем звезда глубокого живого мерцания. Василий Андреевич в 1820 году подарил Пушкину портрет с известной надписью: «Победителю –ученику от побежденного
учителя…»
Крылов, Пушкин, Жуковский,
Гнедич в Летнем саду

Танец Падеграс

 

9 слайд. В.А.Жуковский -наставник будущего наследника престола

С 1817 года начался крутой поворот в жизни Жуковского, заставивший его на долгое время отложить занятие поэтическим творчеством во имя другой, не менее, а, может быть, даже более значимой в его глазах исторической миссии. В 1817 году он становится учителем русского языка великой княгини (впоследствии императрицы) Александры Федоровны. А в 1826 году ему предлагают должность наставника-воспитателя великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Близость Жуковского ко двору вызывала иронические и даже язвительные улыбки у многих петербургских либералов того времени. Декабристу А. А. Бестужеву, по преданию, приписывается злая эпиграмма:

Из савана оделся он в ливрею,

На ленту променял свой миртовый венец,

Не подражая больше Грею,

С указкой втерся во дворец…

Но Жуковский смотрел на порученное ему дело иначе: «Моя настоящая должность, – писал он, – берет все мое время. В голове одна мысль, в душе одно желание… Какая забота и ответственность! Занятие, питательное для души! Цель для целой отдельной жизни!… Прощай навсегда поэзия с рифмами! Поэзия другого рода со мною. Ей должна быть посвящена остальная жизнь».

Жуковский сам подбирает педагогов, разрабатывает план воспитания наследника, рассчитанный на 12 лет. В основу положены гуманитарные науки, особое внимание уделено изучению истории, которую Жуковский называет лучшей школой для будущего монарха. Но главной задачей Жуковский считает «образование для добродетели» – развитие в питомце высокого нравственного чувства. О духе и направлении такого воспитания свидетельствуют стихи Жуковского, сочиненные им по случаю рождения своего будущего ученика в 1818 году:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек.

Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре II он воспитал творца великих реформ 1860-х годов и освободителя крестьян от крепостной зависимости. В 1841 году Жуковский завершил свое дело и, щедро вознагражденный, вышел в отставку. Последнее десятилетие жизни он провел за границей, где весной 1841 года женился на дочери старого друга, немецкого художника Е. Рейтерна.

романс « Сей поцелуй»

10 слайд. Елизавета Рейтерн (жена В.А.Жуковского)

Элизабет фон Рейтерн (1821--1856), - жена В. А. Жуковского, дочь его близкого друга, художника, офицера русской службы Герхардта (Евграфа Романовича) фон Рейтерна. В 1826--1827 гг. Жуковский близко подружился с Рейтерном и его семьей. Свою будущую жену, Элизабет фон РейтернЖуковский знал с ее детства. Когда 56-летний Василий Жуковский обратил внимание на 17-летнюю Елизавету Евграфовну Рейтерн, он, к счастью, был холост. Жуковский попросил руки  Элизабет, но отец девушки который познакомил их, когда ей было всего 13 лет, отказал. Через год Жуковский снова сделал предложение, и тогда отец разрешил девушке принять решение самостоятельно. Она сказала «да». Но, увы, брак был несчастлив, Елизавета оказалась хрупкой и болезненной, ее преследовали частые нервные срывы.

Свою семью Жуковский обрел лишь 21 мая 1841 году. В Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн. Она родила ему 2 детей. Жена часто болела и не могла заниматься домом и детьми.  Жуковскому пришлось взять на себя семейный быт и воспитание детей. Он скончался на пороге 70-летия, а жена пережила его всего на четыре года.

"Елизавете Рейтерн"

О, молю тебя, создатель,
Дай вблизи ее небесной,
Пред ее небесным взором
И гореть и умереть мне,
Как горит в немом блаженстве,
Тихо, ясно угасая,
Огнь смиренныя лампады
Пред небесною Мадонной.

 

Жуковский – один из создателей русской романтической поэзии. Основная тема его баллад – преступление и наказание, добро и зло. Постоянный герой
– сильная личность. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви : «Людмила» , « Светлана» , «Эолова арфа». Главное здесь для поэта – успокоить, наставить на путь истинный влюбленное человека, пережившего трагедию в любви.

К ней

Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою! Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе! Если б сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе! Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный, -
В сердце — как тайну ношу.Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!

Когда я был любимым

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?
Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,
Я пел, моя душа хвалой твоей жила.
Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:
Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья
В обитель нищеты рука моя несла.
Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!
Ах! благостью моей любовь твоя была!

11 слайд. Александра Васильевна Жуковская - дочь поэта

·       Александра Васильевна Жуковская, баронесса Седжиано, в замужестве баронесса Верман (11 ноября 1842 — 14 сентября 1899) — фрейлина, дочь поэта В. А. Жуковского, предположительно морганатическая супруга великого князя Алексея Александровича, брак с которым был расторгнут; мать его единственного сына[1].

·       Её отец Василий Андреевич Жуковский был воспитателем наследника цесаревича Александра (будущего императора Александра II). В 1841, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку. В этом же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн (1821—1856), дочерью его давнишнего приятеля, живописца Е. Р. Рейтерна. Она родила ему 2 детей.

Жуковский жил в Германии последние 12 лет своей жизни в окружении семьи. Для дочери Александры и её брата Павла он написал цикл «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским», с помощью которых его маленькие дети, рожденные в Германии, осваивали русский язык.

После смерти родителей Саша Жуковская была назначена фрейлиной двора. Императрица Мария Александровна её любила и приближала к себе. По словам современницы, в свете тогда блистали две звезды, две фрейлины — княжна Мария Мещерская и Александра Жуковская[2]:
Последняя, не была особенно хороша собой, кроме очень красивых серых глаз, которым она придавала иногда вдумчивое и мечтательное выражение. Были у неё великолепные белокурые волосы и свежий цвет лица, черты же её были скорее крупные, рот с выдающимися вперед белыми зубами. Туалеты её были превосходны по вкусу и роскоши, и она умела исправлять массой тюля и длинными буклями не совсем правильную линию своего стана. Она была умна, образованна, особенно сведуща в немецкой литературе, которую очень любила, умела применяться ко всякого рода собеседникам и пользовалась большим успехом у мужчин, не стесняясь никакой темой разговоров.

·       Мещерская и Жуковская были очень дружны между собой. Молодые великие князья не оставались равнодушными к их чарам и на всех балах много с ними танцевали. Жуковская способствовала роману цесаревича Александра (будущего императора Александра III) и Марии Мещерской.

Как пишет мемуарист С. Шереметев: «Ничего не было общего между нею и княжною Мещерскою. Очень заявила она себя вовлечь в свои сети добродушных простецов. Она попробовала свои силы на Н. П. Литвинове, потом на князе В. А. Барятинском и окончательно остановилась на в.к. Алексее Александровиче. Роман её известен. И она должна была покинуть двор. Когда великий князь, желая исполнить долг порядочного человека, хотел на ней жениться, родители это не позволили!»

В возрасте двадцати лет великий князь Алексей Александрович, 4-й сын Александра II, по общепринятому мнению, тайно женился на Жуковской (нет точных сведений, когда и где: по одним сведениям в Италии, по другим — 9/21 сентября 1868 года в русской православной церкви в Женеве), но брак был не одобрен императором и расторгнут Синодом, так как Александра была ему не ровней. По другим сведениям, отношения между Александрой Васильевной и великим князем остались лишь внебрачной связью (хотя в письмах он называл её «женой»[3]). В момент начала романа ему было 19, а ей 27 лет.

В воспоминаниях Е. П. Летковой-Султановой история, о которой в своё время говорил «весь Петербург», записана со слов Павла Жуковского и содержит интересную деталь: узнав, что сестра беременна, он явился к великому князю, потребовал дуэли, а когда Александр II запретил сыну принять вызов, Жуковский открыто протестовал против решения императора. Великий князь хотел жениться, но Александр II не разрешил и отправил его на два года в кругосветное плавание; Жуковскую выслали за границу, вслед за ней уехал и её брат

·       20 августа 1871 года Алексея Александровича отправили в кругосветное плавание, а 26 ноября того же года Александра родила в Зальцбурге сына от великого князя, названного в честь отца Алексеем. Великий князь находился в море 2 года, за это время Жуковская была подвергнута сильному давлению со стороны императорской фамилии и отношения были прерваны по её инициативе.

24 марта 1875 г. мальчик вместе с матерью получил в Республике Сан-Марино баронский титул и фамилию Седжиано, так как Алексей Александрович приобрел для неё имение в Италии с правом на титул баронессы Седжиано и с высочайшего соизволения образовал из собственных средств особый неприкосновенный капитал в 100 000 рублей серебром для сына. 21 марта 1884 г. по просьбе Павла Васильевича, брата Александры, обратившегося к новому императору Александру III, 13-летнему мальчику были пожалованы титул и фамилия графа Белевского (Белёвский уезд Тульской губернии был родиной его деда — В. А. Жуковского). 14 января 1913 года ему разрешено присоединить фамилию Жуковских. Титул графа Белевского-Жуковского передавался только по мужской линии, потомки женского пола были графинями Белевскими.

14 декабря 1875 года 33-летняя Александра Васильевна вышла замуж за саксонского полковника, барона Кристиана Генриха фон Вёрмана, российского подданного и владельца имения Вендишбора[6]. В связи с замужеством получила вексель на крупную сумму, а позднее Александр III назначил ей пожизненную пенсию, распорядителем которой был назначен великий князь Алексей Александрович. Великий князь же больше не женился и вел жизнь бонвивана, полную амурных похождений: поскольку он был флотским командиром, о нём даже говорили, что его жизнь состояла из «вертких дам и неповоротливых кораблей».

Упоминается портрет Александры, написанный её братом. Скончалась от апоплексического удара в сентябре 1899 года[7]. Похоронена на русском кладбище в Баден-Бадене, где первоначально был похоронен ее отец. Над могилой её брат воздвиг прекрасный памятник


О дивной розе без шипов
Давно твердят в стихах и прозе;
Издревле молим мы богов
Открыть нам путь к чудесной розе:
Ее в далекой стороне
Цветущею воображаем;

На грозной мыслим вышине,
К которой доступ охраняем
Толпой драконов и духов,
Средь ужасов уединенья —
Таится роза без шипов;
Не то обман воображенья —
Очаровательный цветок
К нам близко! В райский уголок,
Где он в тиши благоухает,
Дракон путей не заграждает
Его святилище хранит:
Богиня-благость с ясным взором,
Приветливость сестра Харит —
С приятным сладким разговором,
С обворожающим лицом —
И скромное Благотворенье
С тем очарованным жезлом,
Которого прикосновенье
Велит сквозь слез сиять очам
И сжатым горестью устам
Улыбку счастья возвращает.
Там невидимкой расцветает
Созданье лучшее богов —
Святая роза без шипов.


·       Художник Павел Васильевич Жуковский (1845–1912) был сыном великого русского поэта Василия Жуковского и дочери немецкого живописца Герхарда фон Рейтерна. Его творчество сегодня мало знакомо любителям искусства. Но в последней трети XIX века Павел Жуковский был достаточно известен в общественных и культурных кругах.

·       Павел Васильевич Жуковский (1845—1912) — русский художник, инициатор создания Белевского краеведческого музея, был членом-учредителем по устройству Русского музея в Петербурге, участвовал в разработке проекта здания Музея изобразительных искусств в Москве.

·       Родился 1 января (13 января по новому стилю) 1845 года в семье русского поэта В. А. Жуковского.

В семь лет мальчик остался без отца. Вскоре умерла и мать Елизавета Евграфовна Рейтерн — дочь художника Герхарда фон Рейтерна.

Окончил гимназию в Петербурге. Затем жил в Москве, но большую часть жизни провел за границей (Италия, Франция, Германия), где самостоятельно изучал живопись и архитектуру. Специального художественного образования Павел Васильевич не получил.

П. В. Жуковский был членом Московского общества любителей художеств (1869—1896), Общества поощрения художеств (1870), Общества художников исторической живописи (1896), являлся членом Парижского кружка русских художников, куда входили А. П. Боголюбов, К. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, К. А. Савицкий.

Академия художеств присвоила ему в 1869 году звание «Почетного вольного общника», а в 1893 году он был избран действительным членом Академии художеств.

П. В. Жуковский был знаком с Рихардом Вагнером и разработал эскизы декораций и костюмов для первой постановки его оперы «Парсифаль» в Байрейтском театре (Бавария).[4]

В 1903 году П. В. Жуковский принял участие в 1-й Тульской выставке картин местных художников. В 1910 году он посетил г. Белёв и с. Мишенское, где родился его отец. По его инициативе 1 сентября 1910 года был открыт Белёвский земский научно-образовательный и художественный музей. Этому музею он подарил 33 картины, ранее хранившиеся в Русском музее в Петербурге.

Умер 26 августа 1912 года в Веймаре.

После смерти, в 1912 году, имя П. В. Жуковского было присвоено Белёвскому музею.

·       Среди его художественных произведений — картины на религиозные и мифологические темы, портреты, пейзажи, офорты и рисунки. Одна из его работ «Богоматерь с телом Спасителя» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Картины и портреты П. В. Жуковского хранятся в Государственном Русском музее, в Центральном военно-морском музее, в Музее Академии художеств и в ряде других. Один из его рисунков хранится в Музее-усадьбе В. Д. Поленова.

·       Восемь лет (1889—1897) Жуковский работал над проектом памятника Александру II для Московского кремля. При торжественной закладке памятника в его основание вложена вызолоченная доска с надписью:[5]
«В лето от Рождества Бога Слова 1893-е, Мая в 14 день, при державе Благочестивейшего Самодержавного Великого государя нашего, Императора Александра Александровича всея Руси, при Супруге Его Благоверной Государыне Императрице Марии Федоровне, при Наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Николае Александровиче и при Великом Князе Сергии Александровиче, Генерале-губернаторе Московском, заложен сей памятник почившему в бозе в лето 1881 года, Марта в 1-й день, Великому Государю Нашему, Императору Александру Николаевичу всея России, созидаемый доброхотным иждивением русского народа, в Кремле Московском, по чертежам и под наблюдением художника Павла Жуковского и зодчего Николая Султанова».

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента; полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

·       Сказка



·       Жил маленький мальчик:
Был ростом он с пальчик,
Лицом был красавчик,
Как искры глазенки,
Как пух волосенки;
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков
В жары отдыхал он,
И ночью там спал он;
С зарей просыпался,
Живой умывался
Росой, наряжался
В листочек атласный
Лилеи прекрасной;
Проворную пчелку
В свою одноколку
Из легкой скорлупки
Потом запрягал он,
И с пчелкой летал он,
И жадные губки
С ней вместе впивал он
В цветы луговые,
К нему золотые
Цикады слетались
И с ним забавлялись,
Кружась с мотыльками,
Жужжа, и порхая,
И ярко сверкая
На солнце крылами;
Ночною ж порою,
Когда темнотою
Земля покрывалась
И в небе с луною
Одна за другою
Звезда зажигалась,
На луг благовонный
С лампадой зажженной,
Лазурно-блестящий,
К малютке являлся
Светляк; и сбирался
К нему в круговую
На пляску ночную
Рой эльфов летучий;
Они — как бегучий
Источник волнами —
Шумели крылами,
Свивались, сплетались,
Проворно качались
На тонких былинках,
В перловых купались
На травке росинках,
Как искры сверкали
И шумно плясали
Пред ним до полночи.
Когда же на очи
Ему усыпленье,
Под пляску, под пенье,
Сходило — смолкали
И вмиг исчезали
Плясуньи ночные;
Тогда, под живые
Цветы угнездившись
И в сон погрузившись,
Он спал под защитой
Их кровли, омытой
Росой, до восхода
Зари лучезарной
С границы янтарной
Небесного свода.
Так милый красавчик
Жил мальчик наш с пальчик…


Стихотворение Василия Жуковского

Посвященное Павлу Васильевичу и
Александре Васильеве Жуковским



Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.


 

12 слайд. Некрополь Александро-Невской лавры. Надгробие на могиле В.А.Жуковского.

12 августа 1852 года сердце Жуковского перестало биться. Последний
год своей жизни он, полуослепший, затворился в тёмной комнате своего
дома в Баден-Бадене, писал стихи и всё ещё надеялся вернуться на Родину в Россию. И он вернулся: 29 августа он был похоронен в Санкт-Петербурге на
кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с Н.М.Карамзиным. Некрополь Александро-Невской лавры.
Надгробие на могиле В.А.Жуковского.

13 слайд. Памятник Жуковскому в Александровском саду

14 слайд.


Поистине, как голубь, чист и цел
Он духом был; хоть мудрости змеиной
Не презирал, понять её умел.
Но веял в нём дух чисто голубиный.
И этою духовной чистотою
Он возмужал, окреп и просветлел.
Душа его возвысилась до строю:
Он стройно жил, он стройно пел….
И этот-то души высокий строй,
Создавший жизнь его, проникший лиру,
Как лучший плод, как лучший подвиг свой,
Он завещал взволнованному миру…
Ф.И.Тютчев


 

Скачано с www.znanio.ru

Литературная гостиная «Светлая душа» , посвящённая 230 – летию со дня рождения

Литературная гостиная «Светлая душа» , посвящённая 230 – летию со дня рождения

Но сколь он знал, к моей напасти,

Но сколь он знал, к моей напасти,

При пансионе существовало литературное общество, которое выпускало альманах «Литературная заря»

При пансионе существовало литературное общество, которое выпускало альманах «Литературная заря»

Марии Андреевне Протасовой>

Марии Андреевне Протасовой>

Благодаря этому Александру удалось сохранить службу и общественное положение

Благодаря этому Александру удалось сохранить службу и общественное положение

Победителю –ученику от побежденного учителя…»

Победителю –ученику от побежденного учителя…»

Е. Рейтерна. романс « Сей поцелуй» 10 слайд

Е. Рейтерна. романс « Сей поцелуй» 10 слайд

Выразить прелесть твою! Лиры нет для тебя!

Выразить прелесть твою! Лиры нет для тебя!

После смерти родителей Саша Жуковская была назначена фрейлиной двора

После смерти родителей Саша Жуковская была назначена фрейлиной двора

Александр II запретил сыну принять вызов,

Александр II запретил сыну принять вызов,

На грозной мыслим вышине, К которой доступ охраняем

На грозной мыслим вышине, К которой доступ охраняем

Академия художеств присвоила ему в 1869 году звание «Почетного вольного общника», а в 1893 году он был избран действительным членом

Академия художеств присвоила ему в 1869 году звание «Почетного вольного общника», а в 1893 году он был избран действительным членом

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента; полностью памятник был демонтирован в 1928 году

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента; полностью памятник был демонтирован в 1928 году

Птичка летает, Птичка играет,

Птичка летает, Птичка играет,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2022