Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история +1
6 кл—7 кл
12.06.2019
Данная исследовательская работа посвящена изучению биографческих фактов из жизни Николая Ивановича Котова, прадеда ученика 6 класса Котова Тимофея, а также событиям Великой Отечественной войны, в которых он принимал участие. Петсамо - Киркенесская операция - одна из "Страниц славы боевой", а Великая Отечественная война стала историей семьи, её памятью и гордостью.
Я помню! Я горжусь!.docx
VI Межрегиональный литературнокраеведческий конкурс
«На волжских просторах»
«Я помню! Я горжусь!»
(Великая Отечественная война в истории моей семьи)
Номинация «Страницы славы боевой»
Выполнил:
Котов Тимофей Сергеевич,
обучающийся 6Г класса
МБОУ «СОШ № 4»
Энгельсского муниципального
района Саратовской области,
Руководитель: Галичкина Ирина
Владимировна, учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №4»
2019 год
1 Оглавление
Стр.
I. Введение ….................................................................................................. 3
II. Основная часть.
1.Глава 1. Страницы жизни ……………………………………….…….45
2. Глава 2. ПетсамоКиркенесская операция…………………………...68
III. Заключение……………………………………………………………...910
IV. Список использованной литературы ………………………………….11
V. Приложения 1 9 ………………………………………………………..1120
2 Введение
Быстро течет река времени. Все дальше вглубь истории уходят страшные
события Великой Отечественной войны. Войны, в которой, как и миллионы
людей, сражался мой прадед.
Данная исследовательская работа посвящена изучению биографческих
фактов из жизни моего прадеда Николая Ивановича Котова, а также событиям
Великой Отечественной войны, в которых он принимал участие.
Цель работы: собрать сведения о военной биографии моего прадеда,
сохранить историческую память семьи Котовых о нашем предке.
Задачи работы:
1. Изучение архивной документации, которая имеет отношение к военной
биографии моего прадеда, изучение боевых действий 63 Бригады морской
пехоты Северного флота, в которой он воевал, роль бригады в Петсамо
Киркенесской операции. Исследование заметок, фотоматериалов,
воспоминаний моей бабушки и прабабушки, записанных со слов прадеда.
2. Приобщение читателей к важным историческим событиям Великой
Отечественной войны, развитие интереса не только к истории своей страны,
но и к изучению биографии своих предков для прередачи эстафеты памяти
будущим поколениям.
3. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, осмысление
величия и самоотверженности подвига советского народа в годы Великой
Отечественной войны.
Я считаю, что данная исследовательская работа является актуальной, так
как в настоящее время, когда в сознании людей историю стремятся переделать,
фальсифицировать, обесценить, когда подрастает современное поколение
мальчишек и девчонок, мало что знающих о событиях той страшной войны,
3 возникает постоянная необходимость вспоминать бессмертные подвиги наших
прадедов и прапрадедов, которые являются примером мужества, отваги, чести и
верности своему Отечеству.
Глава 1
Страницы жизни
На столе лежит старая книга, в тусклом бархатном переплете с латунными
наконечниками и тиснением букв на рассохшемся корешке. Это не просто книга,
это старинный фотоальбом почтенный и самый старый житель нашего
книжного шкафа, семейная реликвия, хранящая между пожелтевших страниц
память нескольких поколений, дух и атмосферу безвозвратно минувшего
времени. Сквозь трещинки фотографического глянца, на меня снисходительно и
строго взирают мои прадеды и прапрадеды – наша фамильная гордость.
Мой прадедушка Николай Иванович Котов родился в г. Камышин
Сталинградской области в 1913 году. Николай Иванович рано остался без отца.
Его мама Клавдия Гавриловна работала школьным учителем и одна
воспитывала четырех сыновей.
В 19301932 гг. мой прадедушка учился в Камышинской школе фабрично
заводского ученичества в одной группе с будущим Героем Советского Союза
Алексеем Петровичем Маресьевым (см. Приложение 1, 2).
После школы ФЗУ прадед поступил в Московский педагогический
институт им. Ленина, но, к сожалению, учиться ему так и не довелось. В 1932
1933 годах был страшный голод, а дома оставались мама и больной брат
Алексей, поэтому Николай Иванович устроился работать на лесозавод. В
институт он больше не вернулся.
В 1935 г. прадед был призван на службу в г. Владивосток и зачислен в 3й
отдельный артиллерийский дивизион береговой охраны Тихоокеанского флота в
4 должности телефониста (см. Приложение 3). С 1936 по 1938 гг. был командиром
отделения связи.
В годы войны с 1941 по 1945 гг. прадедушка был назначен старшиной роты
связи 63й бригады морской пехоты (63БрМП) Северного Флота, которая
входила в состав Северного оборонительного района.
За 11 лет службы Николай Иванович только один раз приехал домой в
1940 г. Это была последняя трогательная встреча с его братом Алексеем,
которому в сентябре 1942 г. было суждено погибнуть в боях под Сталинградом
(см. Приложение 4).
Мой прадед живым вернулся с этой войны. Он вырастил и достойно
воспитал троих детей и даже успел порадоваться внукам. Всю свою оставшуюся
жизнь он честно и добросовестно проработал электромехаником на
железнодорожной станции родного города Камышин.
Я очень горжусь моим прадедом, для меня он пример героизма, мужества,
чести, отваги, несгибаемой силы духа, верности своему Отечеству.
5 Глава 2
Петсамо Киркенесская операция
В годы войны мой прадед защищал полуостров Рыбачий и полуостров
Средний в Заполярье. Здесь же на пове Рыбачий в морской пехоте начинал свою
службу будущий полковник Николай Букин, автор слов известной песни
«Прощайте, скалистые горы», которую он посвятил морским пехотинцам
Северного флота и которая стала их гимном [2] (см. Приложение 5).
Немецкое командование осознавало важность и стратегическое значение
северных морских путей СССР и Кировской железной дороги, поэтому уделяло
серьезное внимание захвату советского Заполярья и Карелии.
Морские пехотинцы отважно сражались, защищая пова Средний и
Рыбачий. Постоянно шли ожесточенные, кровопролитные бои, борьба велась за
каждый метр советской земли. Немцы за четыре года так и не смогли взять
полуостров, чтобы прорваться к Мурманску. Не каждый знает, что моряки
прозвали этот легендарный лоскуток суши «гранитным линкором» [1].
Для освобождения Заполярья от немецкофашистских захватчиков
советское командование разработало план ПетсамоКиркенесской
наступательной операции, она вошла в историю Великой Отечественной войны
под названием «Десятый сталинский удар». Этот удар планировалось
6 осуществить совместными усилиями войск Карельского фронта и Северного
военноморского флота [2].
Морская часть операции, в которой участвовал мой прадед, носила
название «Вест» и предусматривала высадку 63БрМП в губе Малая Волоковая.
Цель десанта выйти в тыл врага и совместно с действиями 12 БрМП прорвать и
уничтожить оборону противника, которая проходила по горному хребту Муста
Тунтури на перешейке пова Средний. Так же морские пехотинцы при
поддержке артиллерии и авиации флота должны были захватить и удерживать
дорогу ПороваараТитовка, чтобы не позволить немцам отводить свои войска на
Петсамо [1].
Операция началась 7 октября с наступления войск 14й армии
Карельского фронта (см. Приложение 6). В ночь на 10 октября на южное
побережье залива Маттивуоно (Мал. Волоковая) был высажен основной десант в
составе усиленной 63й бригады морской пехоты, в которой воевал мой прадед
под командованием полковника А.М. Крылова. В районе высадки бригады не
было ни одной песчаной отмели, ни одной ровной и низкой полоски земли, и тем
не менее десантная операция прошла успешно [1]. После удачной высадки
Морские пехотинцы немедленно перешли в наступление и утром 10 октября
вышли во фланг и тыл обороны противника на хребте МустаТунтури. Бои
носили крайне ожесточенный характер, отмечались многочисленными
рукопашными схватками, многие рубежи и важные высоты брались штурмом.
Оборона противника была прорвана, и к середине дня немецкая группировка
начала спешный отход с позиций, которые она занимала более трех лет [4].
При штурме МустаТунтури четверо наших воинов повторили подвиг
Александра Матросова. Помощник командира взвода автоматчиков сержант
Александр Иванович Клепач, раненный в схватке, наткнулся на хитро
замаскированный дзот противника. Клепач закрыл собою амбразуру и дал
возможность автоматчикам завершить атаку [1].
7 Дерзко и смело действовал разведотряд 63БрМП под руководством
капитана И.П. БарченкоЕмельянова. Бойцы разведотряда уничтожили батарею
противника на мысе Крестовом и значительно облегчили высадку десанта в
Петсамский залив [3].
В ночь на 11 октября перешеек полуострова Средний был полностью
освобожден советскими войсками. 15 октября войска Карельского фронта в
тесном взаимодействии с морской пехотой овладели городом и портом Печенга
(Петсамо) – важной военноморской базой и мощным опорным пунктом обороны
противника на Крайнем Севере.
25 октября силами двух батальонов 63й бригады морской пехоты был
освобожден г. Киркенесс. Выдающаяся победа наших войск была одержана в
тяжелых природных условиях Крайнего Севера. Неблагоприятный климат, резко
пересеченная и труднодоступная местность, скалистые горные массивы,
порожистые горные реки, глубокие озера и топкие болота весьма осложняли
боевые действия наших войск [4].
29 октября 1944 года завершилась ПетсамоКиркенесская операция, в
результате которой советские войска освободили Заполярье и Северную
Норвегию от немецкофашистских захватчиков. Большая роль в этой операции
была отведена действиям морских пехотинцев. Части морской пехоты
Северного флота неоднократно совершали разведывательные и диверсионные
операции, успешную высадку десантов во фланг и тыл врага, способствовали
захвату опорных пунктов противника в Печенге, Киркенесе и разгрому
вражеских войск на суше [2].
Действия морских пехотинцев Северного флота, сражавшихся в
исключительно трудных условиях в горах Заполярья, получили высокую оценку
Родины. Приказом Верховного Главнокомандующего 63я бригада морской
пехоты была удостоена почетного наименования «Киркенесская» [5], а за
8 овладение городом Петсамо Указом Президиума Верховного Совета СССР 63я
БрМП была награждены орденом Красного Знамени [6].
За участие в ПетсамоКиркенесской операции мой прадед был награжден
медалью «За боевые заслуги» [8].
Цитата из наградного листа Н.И. Котова: «За период боев с 9 по 15
октября 1944 г. Тов. Котов, работая начальником центральной телефонной
станции, проявил инициативу и умение…. тов. Котов обеспечил командование
бесперебойной проволочной связью, чем содействовал успеху боевых действий и
принятию своевременных решений командиром. Попадая под артиллерийский
обстрел противника, проявил мужество и решительность. Тов. Котов отлично
владеет своей специальностью и умело передает свои знания и опыт личному
составу роты» [7] (см. Приложение 7,8) .
Так же за участия в боях за Крайний север прадедушка бы награжден
медалью «За оборону Советского Заполярья».
Заключение
Мне было очень интересно писать мою работу, искать исторические факты
и сопоставлять их с биографией моего прадеда, читать про боевые операции, в
которых принимала участие его бригада. Держать в руках фамильную реликвию
старинные фотографии прадеда, которые были сделаны в 30 40х годах
прошлого столетия, рассматривать пожелтелые от времени листки его военного
билета и наградной лист с подписью полковника Крылова. Интересно было
слушать воспоминания о прадеде, рассказанные моим дедом, из которых я узнал
про его довоенную жизнь. Я считаю, что очень важно в каждой семье из уст в
уста, от поколения к поколению передавать знания о своих предках. Мне
кажется, только так формируется крепкая связь между прошлым и будущим,
связь времен и поколений.
9 Из исторических источников я узнал много нового о событиях Петсамо
Киркенесской операции, о военных операциях на пове Рыбачьем и пове
Среднем, прочитал о том, почему немцы так отчаянно бились за эти территории.
А сколько еще тайн и непрочитанных подробностей хранят архивные
документы, военные журналы и карты боевых действий!
Когда я искал материалы для написания моей работы о противостоянии
Кольского Севера, случайно открыл для себя незнакомого поэта Павла
Николаевича Шубина, которого по праву можно считать «летописцем»
ПетсамоКиркенесской операции, ведь он был очевидцем и участником тех
событий. От его стихотворений «В Киркенесе» и «Удар на Петсамо» на глаза
наворачиваются слезы, настолько они пронзают душу.
Своей работой, я хотел подчеркнуть, что огромную значимость для
будущих поколений представляет знание истории не только своего государства,
но и знание истории своей семьи. Я считаю, что воспитать человека, любящего
свою страну можно только через понимание ее истории. В данной работе на
примере биографии моего прадеда показано, что история каждой семьи
является неотъемлемым кусочком истории нашей огромной Родины. Ведь в
каждой семье были свои герои, которые ценой невероятных усилий, ценой своей
жизни приближали Великую победу на фронте и в тылу. Поэтому мы их
праправнуки и правнуки, внуки и дети, ради счастья которых они воевали,
должны сохранить память о них, должны гордиться ими, это наш священный
долг.
Очень надеюсь, что мое исследование воодушевит моих сверстников на
прочтение книг о войне, может ктото захочет узнать историю своих предков и
создаст семейный архив, который потом станет фамильной гордостью потомков
и будет передаваться из поколение в поколение.
Сохранить память о Великой Отечественной войне – это не только дань
уважения к прошлому, это необходимо и для нашего будущего, как бесценный
10 урок нашим потомкам. Считаю это общегосударственной и общенародной
задачей, так как, по словам немецкого философа Освальда Шпенглера, новая
война начинается тогда, когда рождается и вырастает поколение, которое не
знает войны предыдущей.
Для написания работы мной были использованы научная и историческая
литература, данные из мемуаров участника тех событий, командира Северного
оборонительного района, генераллейтенанта береговой службы Кабанова С. И.,
материалы из семейного архива: фотографии, записи бесед, личные
воспоминания моих дедушки, бабушки и прабабушки. Также для нахождения
дополнительных и более точных сведений о боевых операциях, для просмотра
личного наградного листа Н.И Котова, военных карт и журналов были
использованы данные из Центрального военноморского архива (ЦВМА).
Каждый год в мае я достаю старый семейный фотоальбом и
пересматриваю дорогие сердцу фотографии. Вот они, мои прадеды, смотрят на
меня из далекого прошлого, и, кажется, будто спрашивают меня: «Каким ты
вырастешь, наш потомок, каким человеком ты станешь? Хорошим, достойным
ли? Будешь ли справедлив, честен и верен своему слову? Будешь ли так же
горячо любить и защищать то, что когдато любили и защищали мы?»
Я постараюсь… Я очень постараюсь… Я буду!
Список использованной литературы
1. Кабанов С.И. Поле боя – берег / С.И. Кабанов. М.: Воениздат, 1977. – 364 с.
2. Караваев А.Т. По срочному предписанию / А.Т. Караваев. – М.: Воениздат,
1967. 272 с.
3. Картавцев И.И. Морская пехота в боях за освобождение советского
Заполярья / И.И. Картавцев // Военноисторический журнал. – 1985. №3. – С.
81.
11 4. Румянцев Н.М. Победа Советской Армии в Заполярье / Н.М. Румянцев. – М.:
Военное издательство министерства обороны СССР, 1955. – 23 с.
5. ЦАМО. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 1138. Л. 8.
6. ЦАМО. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 1138. Л. 20.
7. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1 № 1068.
8. Информационный проект – « Память народа » [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://pamyatnaroda.ru/heroes/podvigchelovek_nagrazhdenie50168809/
Приложение 1
12 Выпуск учеников Ударной группы камышинской школы ФЗУ 19301932 гг.
Н.И. Котов – третий ряд, второй справа,
А.П. Маресьев – третий ряд, четвертый справа
13 Бригада №1 учеников Ударной группы школы ФЗУ
Приложение 2
14 Н.И. Котов в центре снимка. А.П. Маресьев стоит слева от него
15 Приложение 3
Морское братство
Н.И. Котов справа. Владивосток 1936г.
16 Николай Иванович с мамой Клавдией Гавриловной и братом Алексеем 1940 г.
Приложение 4
17 Приложение 5
Песня на стихи Н.Букина, которая стала гимном морских пехотинцев
18 Прощайте, скалистые горы!
На подвиг Отчизна зовёт.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля.
Растаял в далёком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля!
Корабль наш упрямо качает
Крутая морская волна.
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она!
Обратно вернусь я не скоро –
Нам хватит для битвы огня!
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня!
Нелёгкой походкой матросской
Пойду я навстречу врагам.
А после, с победой геройской
к скалистым вернусь берегам!
Пусть волны и стонут и плачут
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий –
Родимая наша земля!
Приложение 6
19 Карта военных действий советских войск в Заполярье. 729 октября 1944г.
Приложение 7
20 Наградной лист
Приложение 8
21 Военный билет
Приложение 9
22 Котов Тимофей
Это я возле инсталляции, посвященной нашим землякам, которые в годы
Великой Отечественной войны сражались за Родину.
Я помню! Я горжусь!
23
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.