Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Оценка 5

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история +1
6 кл—7 кл
12.06.2019
Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Данная исследовательская работа посвящена изучению биографческих фактов из жизни Николая Ивановича Котова, прадеда ученика 6 класса Котова Тимофея, а также событиям Великой Отечественной войны, в которых он принимал участие. Петсамо - Киркенесская операция - одна из "Страниц славы боевой", а Великая Отечественная война стала историей семьи, её памятью и гордостью.
Я помню! Я горжусь!.docx
VI Межрегиональный литературно­краеведческий конкурс «На волжских просторах» «Я помню! Я горжусь!» (Великая Отечественная война в истории моей семьи) Номинация «Страницы славы боевой» Выполнил:  Котов Тимофей Сергеевич, обучающийся 6Г класса МБОУ «СОШ № 4» Энгельсского муниципального      района Саратовской области,  Руководитель: Галичкина Ирина  Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» 2019 год 1 Оглавление Стр. I. Введение ….................................................................................................. 3 II. Основная часть. 1.Глава 1. Страницы жизни ……………………………………….…….4­5 2. Глава 2. Петсамо­Киркенесская операция…………………………...6­8 III.  Заключение……………………………………………………………...9­10 IV. Список использованной литературы ………………………………….11 V. Приложения 1­ 9 ………………………………………………………..11­20 2 Введение Быстро течет река времени. Все дальше  вглубь истории уходят страшные  события  Великой Отечественной войны. Войны, в которой,  как и миллионы  людей, сражался мой прадед.  Данная исследовательская работа посвящена изучению биографческих  фактов из жизни моего прадеда Николая Ивановича Котова, а также событиям  Великой Отечественной войны, в которых он принимал участие. Цель работы: собрать сведения о военной биографии моего прадеда,  сохранить историческую память семьи Котовых о нашем предке.  Задачи работы: 1. Изучение архивной документации, которая имеет отношение к военной  биографии моего прадеда, изучение боевых действий 63 Бригады морской  пехоты Северного флота, в которой он воевал, роль бригады в Петсамо­ Киркенесской операции. Исследование заметок, фотоматериалов,  воспоминаний  моей бабушки и прабабушки, записанных  со слов прадеда.  2. Приобщение  читателей к важным историческим событиям Великой  Отечественной войны, развитие интереса не только к истории своей страны,  но и к изучению биографии своих предков для прередачи эстафеты памяти  будущим поколениям. 3. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, осмысление  величия и самоотверженности подвига советского народа в годы Великой  Отечественной войны. Я считаю, что данная исследовательская  работа является актуальной, так  как в настоящее время, когда в сознании людей историю стремятся переделать,  фальсифицировать, обесценить, когда подрастает современное поколение  мальчишек и девчонок, мало что знающих о событиях той страшной войны,  3 возникает постоянная необходимость вспоминать бессмертные  подвиги наших  прадедов и прапрадедов, которые являются примером мужества, отваги, чести и верности своему Отечеству. Глава 1 Страницы жизни На столе лежит старая книга, в тусклом бархатном переплете с латунными наконечниками и тиснением букв на рассохшемся корешке. Это не просто книга, это старинный фотоальбом ­ почтенный и самый старый житель нашего  книжного шкафа, семейная реликвия, хранящая между пожелтевших страниц  память нескольких поколений, дух и атмосферу безвозвратно минувшего  времени. Сквозь трещинки фотографического глянца, на меня снисходительно и  строго взирают мои прадеды и прапрадеды – наша фамильная гордость.  Мой прадедушка Николай Иванович Котов родился в г. Камышин  Сталинградской области в 1913 году. Николай Иванович рано остался без отца.  Его мама Клавдия Гавриловна работала  школьным учителем и одна  воспитывала четырех сыновей. В 1930­1932 гг. мой прадедушка учился в Камышинской школе фабрично­ заводского ученичества в одной группе с будущим Героем Советского Союза  Алексеем Петровичем Маресьевым (см. Приложение 1, 2). После школы ФЗУ прадед поступил в Московский педагогический  институт им. Ленина, но, к сожалению, учиться ему так и не довелось. В 1932­ 1933 годах был страшный голод, а дома оставались мама и больной брат  Алексей, поэтому Николай Иванович устроился работать на лесозавод. В  институт он больше не вернулся. В 1935 г. прадед был призван на службу в г. Владивосток и зачислен в 3­й  отдельный артиллерийский дивизион береговой охраны Тихоокеанского флота в 4 должности телефониста (см. Приложение 3). С 1936 по 1938 гг. был командиром отделения связи. В годы войны с 1941 по 1945 гг. прадедушка был назначен старшиной роты связи 63­й бригады морской пехоты (63БрМП) Северного Флота, которая  входила в состав Северного оборонительного района.  За 11 лет службы Николай Иванович только один раз приехал домой  в  1940 г. Это была последняя трогательная встреча с его братом Алексеем,   которому в сентябре 1942 г. было суждено погибнуть в боях под Сталинградом  (см. Приложение 4). Мой прадед живым вернулся с этой войны. Он вырастил и достойно  воспитал троих детей и даже успел порадоваться внукам. Всю свою оставшуюся  жизнь он честно и добросовестно проработал электромехаником на  железнодорожной станции родного города Камышин.  Я очень горжусь моим прадедом, для меня он пример героизма, мужества,  чести, отваги, несгибаемой силы духа, верности своему Отечеству. 5 Глава 2 Петсамо ­ Киркенесская операция В годы войны мой прадед защищал полуостров Рыбачий и полуостров  Средний в Заполярье. Здесь же на п­ове Рыбачий в морской пехоте начинал свою службу будущий полковник Николай Букин, автор слов известной песни  «Прощайте, скалистые горы», которую он посвятил морским пехотинцам  Северного флота и которая стала их гимном [2] (см. Приложение 5).  Немецкое командование осознавало важность и стратегическое значение  северных морских путей  СССР и Кировской железной дороги, поэтому уделяло серьезное внимание захвату советского Заполярья и Карелии. Морские пехотинцы отважно сражались, защищая п­ова Средний и  Рыбачий. Постоянно шли ожесточенные, кровопролитные бои, борьба велась за  каждый метр советской земли. Немцы за четыре года так и не смогли взять  полуостров, чтобы прорваться к Мурманску. Не каждый знает, что моряки  прозвали этот легендарный лоскуток суши «гранитным линкором» [1].  Для освобождения Заполярья от немецко­фашистских захватчиков  советское командование разработало план Петсамо­Киркенесской  наступательной  операции, она вошла в историю Великой Отечественной войны  под названием «Десятый сталинский удар». Этот удар планировалось  6 осуществить совместными усилиями войск Карельского фронта и Северного  военно­морского флота [2].  Морская часть операции, в которой участвовал мой прадед, носила  название «Вест» и предусматривала высадку 63БрМП в губе Малая Волоковая.  Цель десанта ­ выйти в тыл врага и совместно с действиями 12 БрМП прорвать и уничтожить оборону противника, которая проходила по горному хребту Муста­ Тунтури на перешейке п­ова Средний. Так же морские пехотинцы при  поддержке артиллерии и авиации флота должны были захватить и удерживать  дорогу Пороваара­Титовка, чтобы не позволить немцам отводить свои войска на  Петсамо [1].  Операция началась 7 октября с наступления войск 14­й армии  Карельского фронта (см. Приложение 6). В ночь на 10 октября на южное  побережье залива Маттивуоно (Мал. Волоковая) был высажен основной десант в составе усиленной 63­й бригады морской пехоты, в которой воевал мой прадед  под командованием полковника А.М. Крылова. В районе высадки бригады не  было ни одной песчаной отмели, ни одной ровной и низкой полоски земли, и тем  не менее десантная операция прошла успешно [1]. После удачной высадки  Морские пехотинцы немедленно перешли в наступление и утром 10 октября  вышли во фланг и тыл обороны противника на хребте Муста­Тунтури. Бои  носили крайне ожесточенный характер, отмечались многочисленными  рукопашными схватками, многие рубежи и важные высоты брались штурмом.  Оборона противника была прорвана, и к середине дня немецкая группировка  начала спешный отход с позиций, которые она занимала более трех лет [4].  При штурме Муста­Тунтури четверо наших воинов повторили подвиг  Александра Матросова. Помощник командира взвода автоматчиков сержант  Александр Иванович Клепач, раненный в схватке, наткнулся на хитро  замаскированный дзот противника. Клепач закрыл собою амбразуру и дал  возможность автоматчикам завершить атаку [1].  7 Дерзко и смело действовал разведотряд 63БрМП под руководством  капитана И.П. Барченко­Емельянова. Бойцы разведотряда уничтожили батарею  противника на мысе Крестовом и значительно облегчили высадку десанта в  Петсамский залив [3]. В ночь на 11 октября перешеек полуострова Средний был полностью  освобожден советскими войсками. 15 октября войска Карельского фронта в  тесном взаимодействии с морской пехотой овладели городом и портом Печенга  (Петсамо) – важной военно­морской базой и мощным опорным пунктом обороны противника на Крайнем Севере. 25 октября силами двух батальонов 63­й бригады морской пехоты был  освобожден г. Киркенесс. Выдающаяся победа наших войск была одержана в  тяжелых природных условиях Крайнего Севера. Неблагоприятный климат, резко пересеченная и труднодоступная местность, скалистые горные массивы,  порожистые горные реки, глубокие озера и топкие болота весьма осложняли  боевые действия наших войск [4].  29 октября 1944 года завершилась Петсамо­Киркенесская операция, в  результате которой советские войска освободили Заполярье и Северную  Норвегию от немецко­фашистских захватчиков. Большая роль в этой операции  была отведена действиям морских пехотинцев. Части морской пехоты  Северного флота неоднократно совершали разведывательные и диверсионные  операции, успешную высадку десантов во фланг и тыл врага, способствовали  захвату опорных пунктов противника в Печенге, Киркенесе и разгрому  вражеских войск на суше [2].  Действия морских пехотинцев Северного флота, сражавшихся в  исключительно трудных условиях в горах Заполярья, получили высокую оценку  Родины. Приказом Верховного Главнокомандующего 63­я бригада морской  пехоты была удостоена почетного наименования «Киркенесская» [5], а за  8 овладение городом Петсамо Указом Президиума Верховного Совета СССР  63­я БрМП была награждены орденом Красного Знамени [6].  За участие в Петсамо­Киркенесской операции мой прадед был награжден  медалью «За боевые заслуги» [8].    Цитата из наградного листа Н.И. Котова: «За период боев с 9 по 15  октября 1944 г. Тов. Котов, работая начальником центральной телефонной  станции, проявил инициативу и умение…. тов. Котов обеспечил командование  бесперебойной проволочной связью, чем содействовал успеху боевых действий и принятию своевременных решений командиром. Попадая под артиллерийский  обстрел противника, проявил мужество и решительность. Тов. Котов отлично  владеет своей специальностью и умело передает свои знания и опыт личному  составу роты» [7] (см. Приложение 7,8) .   Так же за участия в боях за Крайний север прадедушка бы награжден  медалью  «За оборону  Советского Заполярья». Заключение Мне было очень интересно писать мою работу, искать исторические факты и сопоставлять их с биографией моего прадеда, читать про боевые операции, в  которых принимала участие его бригада. Держать в руках фамильную реликвию  ­ старинные фотографии прадеда, которые были сделаны в 30 ­ 40­х годах  прошлого столетия, рассматривать пожелтелые  от времени листки его военного  билета и наградной лист с подписью полковника Крылова. Интересно было  слушать воспоминания о прадеде, рассказанные моим дедом, из которых я узнал  про его довоенную жизнь. Я считаю, что очень важно в каждой семье из уст в  уста, от поколения к поколению передавать знания о своих предках. Мне  кажется, только так формируется крепкая связь между прошлым и будущим,  связь времен и поколений. 9 Из исторических источников я узнал много нового о событиях Петсамо­ Киркенесской операции, о военных операциях на п­ове Рыбачьем и п­ове  Среднем, прочитал о том, почему немцы так отчаянно бились за эти территории. А сколько еще тайн и непрочитанных подробностей хранят архивные  документы, военные журналы и карты боевых действий!  Когда я искал материалы для написания моей работы о противостоянии  Кольского Севера, случайно открыл для себя незнакомого поэта  Павла  Николаевича Шубина, которого по праву можно считать  «летописцем»  Петсамо­Киркенесской операции, ведь он был  очевидцем и участником тех  событий. От его стихотворений  «В Киркенесе» и  «Удар на Петсамо» на глаза  наворачиваются слезы, настолько они  пронзают  душу.  Своей работой, я хотел подчеркнуть, что огромную значимость для  будущих поколений представляет знание истории  не только своего государства, но и знание истории своей семьи. Я считаю, что воспитать человека, любящего  свою страну можно только через понимание ее истории. В данной работе на  примере биографии моего прадеда показано, что история каждой семьи  является неотъемлемым кусочком истории нашей огромной Родины. Ведь в  каждой семье были свои герои, которые ценой невероятных усилий, ценой своей  жизни  приближали Великую победу на фронте и в тылу. Поэтому мы ­ их  праправнуки и правнуки, внуки и дети, ради счастья которых они воевали,  должны сохранить память о них, должны гордиться ими, это наш священный  долг.  Очень надеюсь, что мое исследование воодушевит моих сверстников на  прочтение книг о войне, может кто­то захочет узнать историю своих предков и  создаст семейный архив, который потом станет фамильной  гордостью потомков и будет передаваться из поколение в поколение.  Сохранить память о Великой Отечественной войне – это не только дань  уважения к прошлому, это необходимо и для нашего будущего, как бесценный  10 урок нашим потомкам. Считаю  это общегосударственной и общенародной  задачей, так как, по словам немецкого философа Освальда Шпенглера, новая  война начинается тогда, когда рождается и вырастает поколение, которое не  знает войны предыдущей. Для написания работы мной были  использованы научная и историческая  литература, данные  из мемуаров участника тех событий, командира Северного  оборонительного района, генерал­лейтенанта береговой службы Кабанова С. И.,  материалы из семейного архива: фотографии, записи бесед, личные  воспоминания моих дедушки, бабушки и прабабушки. Также для нахождения  дополнительных и более точных сведений о боевых операциях, для просмотра  личного наградного листа Н.И Котова, военных карт и журналов были  использованы данные из Центрального военно­морского архива (ЦВМА). Каждый год в мае я достаю старый семейный фотоальбом и  пересматриваю дорогие сердцу фотографии. Вот они, мои прадеды, смотрят на  меня из далекого прошлого, и, кажется, будто спрашивают меня: «Каким ты  вырастешь, наш потомок, каким человеком ты станешь? Хорошим, достойным  ли? Будешь ли справедлив, честен и верен своему слову? Будешь ли так же  горячо любить и защищать то, что когда­то любили и защищали мы?»  ­ Я постараюсь… Я очень постараюсь… Я буду! Список использованной литературы 1. Кабанов С.И. Поле боя – берег / С.И. Кабанов. ­ М.: Воениздат, 1977. – 364 с. 2. Караваев А.Т. По срочному предписанию / А.Т. Караваев. – М.: Воениздат,  1967. ­  272 с.  3. Картавцев И.И. Морская пехота в боях за освобождение советского  Заполярья / И.И. Картавцев // Военно­исторический журнал. – 1985. ­ №3. – С.  81. 11 4. Румянцев Н.М.  Победа Советской Армии в Заполярье / Н.М. Румянцев. – М.:  Военное издательство министерства обороны СССР, 1955. – 23 с. 5. ЦАМО. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 1138. Л. 8. 6. ЦАМО. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 1138. Л. 20. 7. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1 № 1068. 8. Информационный проект – « Память народа » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pamyat­naroda.ru/heroes/podvig­chelovek_nagrazhdenie50168809/ Приложение 1 12 Выпуск учеников Ударной группы камышинской школы ФЗУ  1930­1932 гг. Н.И. Котов – третий ряд, второй справа, А.П. Маресьев – третий ряд, четвертый справа 13 Бригада №1 учеников Ударной группы школы ФЗУ Приложение 2 14 Н.И. Котов в центре снимка. А.П. Маресьев стоит слева от него 15 Приложение 3 Морское братство Н.И. Котов справа. Владивосток 1936г. 16 Николай Иванович с мамой Клавдией Гавриловной и братом Алексеем 1940 г. Приложение 4 17 Приложение 5 Песня на стихи Н.Букина, которая стала гимном морских пехотинцев 18 Прощайте, скалистые горы! На подвиг Отчизна зовёт. Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход. А волны и стонут, и плачут, И плещут на борт корабля. Растаял в далёком тумане Рыбачий, Родимая наша земля! Корабль наш упрямо качает Крутая морская волна. Поднимет и снова бросает В кипящую бездну она! Обратно вернусь я не скоро –  Нам хватит для битвы огня! Я знаю, друзья, что не жить мне без моря, Как море мертво без меня! Нелёгкой походкой матросской Пойду я навстречу врагам. А после, с победой геройской к скалистым вернусь берегам! Пусть волны и стонут и плачут И плещут на борт корабля, Но радостно встретит героев Рыбачий –  Родимая наша земля! Приложение 6 19 Карта военных действий советских войск в Заполярье. 7­29 октября 1944г. Приложение 7 20 Наградной лист Приложение 8  21 Военный билет Приложение 9 22 Котов Тимофей Это я возле инсталляции, посвященной нашим землякам, которые в годы Великой Отечественной войны сражались за Родину. Я помню! Я горжусь! 23

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»

Литературно-краеведческий проект «Я помню! Я горжусь!»
Скачать файл