Тема. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Цель урока: формировать представление учащихся об
особенностях жанра литературной сказки о животных.
Тип урока: изучение новогоматериала
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному. |
РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия. ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию; КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал
Ход урока
Структурные компоненты урока |
Деятельность учителя и формулировка заданий |
Планируемые результаты, достигаемые на уроке
|
Планируемые способы и критерии оценивания |
||||||||||||||
Этап |
Время |
предметные |
метапредметные |
||||||||||||||
Орг. Момент 1 минута |
Здравствуйте, ребята! -Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. А девиз у нас таков, «Больше дела, меньше слов!» |
|
|
|
|||||||||||||
Актуализация |
- Сегодня мы отправимся в «Бюро сказочных находок» Слайд 2. (Иллюстрации Каша из топора, Золушка, Сказка о мёртвой царевне, Лиса и журавль, Маша и медведь, Лягушка – путешественница.) Ученики читают вопросы по карточкам. 1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора». 2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро. 3. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин. 4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль». 5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу… »? «Маша и медведь». 6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Слайд 3. Таблица - На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные) - Каковы особенности литературной сказки? - Чем она отличается от народной?
|
|
|
|
|||||||||||||
Основной этап 23 минуты
|
Слайд 4. - Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать внимание и сообразительность. 1. Составление образа героя – животного приёмом словесного рисования. Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения. Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера. Давайте их назовём. - Какая лягушка? Да, только умный будет вести себя так, чтобы не уронить своё достоинство. Давайте возьмём слово умная для словесного рисования образа лягушки. Докажите это. А теперь прочитайте, о чём она думала во время тёплого дождика. Прочитать постарайтесь так, чтобы нам, слушателям, удалось представить, как лягушке было приятно сидеть под дождём. Если наша героиня наслаждается жизнью, значит, какая ещё черта характера ей присуща? Занесём в свой словарик ваши ответы – жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная. - Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом. - Обратите внимание на тонкую авторскую иронию. К какой утке обратилась с вопросом лягушка? Самая толстая утка, по её мнению, значит, самая умная? - А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг. - А теперь прочитайте предложение, в котором говорится о выражении её морды, когда она сообщала уткам о своём решении. Передайте голосом иронию автора. - Прочитайте, как путешествовала лягушка с утками. Подумайте, если б лягушка была осторожна до трусости, отправилась бы она в такое опасное путешествие? Какую черту характера лягушки можно добавить? Внесём слово «храбрая». Что лягушке не совсем нравилось во время полёта? Прочитайте. -Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом. Какое слово мы добавим к характеристике нашей героини? -Запишите в словарик «самолюбивая», «себялюбивая», «самовлюблённая». О какой черте характера говорит поведение лягушки на отдыхе? Почему вы так считаете? Допишите ещё одно слово – «хитрая». Иногда эти черты характера, сочетаясь друг с другом, порождают хвастовство. - Как вы, ребята, считаете, это положительная черта характера? Можно ли лягушку назвать хвастливой? Почему? Слайд 5. УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ 2. Давайте этот эпизод прочитаем по ролям. Найдите абзац «На следующем отдыхе»… Слайд 6. - Распределим роли. Читать до слов «Утки громко закричали… » - Прочитайте, как лягушка вела себя в чужом пруду. Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки. - Расскажите, какой была лягушка. Характеристика по плану: 1. Имя героя, его место жительство. 2. Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика. 3. Внешность и характер героя. 4. Отношение автора к герою. 2. Мини – исследование «Лягушка – путешественница». Слайд 7. – изображение квакши, лягушки – голиафа, австралийской жабы. и др. сибирская, дальневосточная, чёрно-пятнистая. Ученик 1. Из сказки В. М. Гаршина я выяснил, что её герой – лягушка – квакша. Рассказ о квакшах. В природе лягушки действительно путешествуют, в поисках воды. Очень жаль, что в сказке лягушка так и не увидела те места, о которых рассказывали утки. Я изобрёл устройство, которое поможет утке достичь своей цели, назвал его лягушколёт. Рассказ о действии этого устройства. Ученик 2. Используя новое летательное устройство, лягушка все-таки отправится в тёплые края. В сказке не указано месторасположение болота. Давайте совершим путешествие вместе с лягушкой. Предположим, что она на лягушколёте долетела до Африки. (На физической карте мира магнитную лягушку переместить на Африку) . Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка – самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В Африке можно выделить два времени года – сухое и дождливое. Здесь наша лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой – голиаф, которая весит 3 кг, её длина 25 см. Это очень редкая лягушка. Ученик 3. Я выдвину гипотезу, что лягушка могла бы отправиться в Индию. Индия – государство, расположенное на материке Евразия, омывается водами Индийского океана. В долинах рек Инд и Ганг плодородные почвы. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве, выращивает рис. Вода имеет важное значение, урожай зависит от дождей, которые выпадают с мая по ноябрь. Холода не бывает. В лесах много насекомых. Считаю, что такие условия – много тепла и мошек, понравились бы лягушке. Ученик 4. Я отправляю лягушку к нашим соседям, в Китай. (Передвигает магнитную лягушку) Китай – омывается морями и водами Тихого океана. Климат влажный, почвы плодородны. На востоке страны протекают реки Янцзы и Хуанхэ. Люди выращивают рис, а значит много участков, занятых водой. Там много насекомых, которыми питаются лягушки. В восточном Китае климат такой же, как и в Приморском крае, а значит – холодная зима. Я не советовал бы лягушке лететь в восточный Китай. Ученик 5. Австралия – самый маленький континент Земли. Из животных, населяющих Австралию, многие больше нигде не встречаются. Много сумчатых млекопитающих. В австралийских пустынях обитает несколько видов жаб, которые приспособились к отсутствию влаги. В короткий период дождей они производят на свет потомство и до следующих дождей впадают в спячку. Нелегко придётся лягушке в Австралии – условия жизни тяжёлые. Расскажите, что интересного вы узнали о лягушках. Я хочу немного добавить к вашим сообщениям. На территории Дальнего Востока обитают лягушки трёх видов: сибирская, дальневосточная и чёрно-пятнистая. Кроме того, в наших лесах живут древесные лягушки – квакши. Это лягушки-хамелеоны. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу. Можно сделать вывод: где родился, там и пригодился. |
|
|
Замечательно |
|||||||||||||
Физминутка 2 минуты |
Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. |
|
|
|
|||||||||||||
Первичное закрепление материала |
1. - Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ. а) лягушки не умеют летать; б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным; в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки. 2. Вывод. Ведь именно оно помешало ей
довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе
произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». – Посмотрите на доску и прочитайте
ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки. 7. Проверка понимания прочитанного Тестирование Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос – Теперь поменяйтесь карточками, возьмите карандаши, будем работать учителями. (Проводим фронтальную проверку) 8. Обобщающая
беседа Составление синквейна по уроку. Слайд 8. - Кто герой сказки? ЛЯГУШКА. - Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ - Каковы её действия в сказке? СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ - Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СПОСОБ ЛЕТАТЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИЦА. |
|
ПУУД-строить речевое высказывание в устной форме |
Молодцы |
|||||||||||||
Итог урока 5 минут |
Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков по разделу «Великие русские писатели»?Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить? |
|
|
Замечательно |
|||||||||||||
Рефлексия 3 минуты |
- Чем занимались на уроке? Домашнее задание: подготовить пересказ. |
|
|
|
|||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.