Литературное чтение М. М. Зощенко "Ёлка"
Оценка 4.6

Литературное чтение М. М. Зощенко "Ёлка"

Оценка 4.6
docx
28.01.2021
Литературное чтение М. М. Зощенко "Ёлка"
Литературное чтение 4 класс.docx

Литературное чтение                       4 класс

Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока
I. Организационный момент
– Весело звенит звонок.

Начинается урок.
Если хочешь много знать,

 Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.
II. Речевая разминка
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки
У елки иголки колки.
Сыплет снегопад с неба снег.
III. Проверка домашнего задания.

Повторение изученного материала
- Какой раздел мы с вами изучили? (страна детства)
- Почему он так называется?
- Откройте оглавление
- Все произведения мы прочитали? ( нет)
- Так, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Поставьте цель и задачи урока
Цель: познакомиться с автором М.М. Зощенко и его рассказом « Ёлка»
- Как нам решить эту проблему, что для этого надо сделать?
- Приступаем к работе
- У вас на партах текст
м/у: работа в группе, на слайде портрет писателя
- Вы должны рассказать своим одноклассникам, о том ,что вы узнали о М.М.Зощенко
М.М. Зощенко (1894–1958)
1 группа
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д.
2 группа
Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
IV. Подготовка к первичному восприятию
(аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по тексту на с. 59—64 учебника.)

—  Я вижу, что рассказ вам понравился. А что особенно? (Учащиеся делятся впечатлениями.)

Словарная работа:

-  Объясните значение слова «золотушный». (Больной, истощенный ребенок.)

 -  Подберите синонимы к словам.

ДЛИННОВЯЗАЯ - (высокая, высоченная, длинная).

 ХУДЕНЬКИЕ — (худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, тощие, костлявые, отощалые).

—  Подберите антонимы к словам.

ДЛИННОВЯЗАЯ - (маленькая).

ХУДЕНЬКИЕ — (жирные, полные, толстые, хорошие).

ДОБРОДУШНЫЙ— (злой, злобный, дурной, жестокий).

—  Кто главные герои рассказа?

—  Как наряжали елку сто лет назад?

—  Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате?

-  Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Ге¬рои делали так, потому что были жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведите подтверждающие ваш ответ примеры из текста.

2. Чтение рассказа учащимися.

—  Охарактеризуйте Миньку (это сделают мальчики), а характеристику Лели дадут девочки.

(Учащимся дается время на подготовку.)

—  Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

VII. Повторное восприятие
Работа в группах: 1 и 2 группы.
Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:
Выборочное чтение.
У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.
                                        Девочки                       Мальчики
                                         Леля                            Минька
Возраст                       Было 7 лет                       Ударило 5 лет
Рост                     Высокая, длинновязая           Удивительно маленького роста
Характер              Исключительно бойкая          Тихий
Что  могут достать? Могла высоко достать          Ничего нельзя достать
Как ест?                           Моментально съедает      Откусываю
Поведение                               Не церемонится        Чуть не заревел
Физминутка (Упражнение для глаз)
3. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:
На что и клад, если в семье лад.
Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
- Почему не нужен клад, если в семье дружно?
- как вы понимаете 2 пословицу?
- почему надо учить детей пока они маленькие?
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
VI. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
Приготовить пересказ от лица Миньки.
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия
Самооценивание
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы. Спасибо за урок.


 

Литературное чтение 4 класс

Литературное чтение 4 класс

Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью

Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью

Что могут достать? Могла высоко достать

Что могут достать? Могла высоко достать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2021