Литературное чтение. Осень
Оценка 4.7

Литературное чтение. Осень

Оценка 4.7
doc
23.10.2023
Литературное чтение. Осень
Литературное чтение. В.Осеева Волшебное слово.doc

Якубовская Людмила Геннадиевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14 г. Пушкино

Класс: 2

 

 

 

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово»

 

 

Цели урока:

 Ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Вол­шебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и цело­го; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

 Планируемые результаты 
(предметные)

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Личностные результаты

Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальные учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические –владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.

Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания

Тип урока: урок «усвоения» нового знания.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» часть 2 (Л.Ф.Климанова) УМК «Школа России», карточки.

 

 

 

 

 

Ход урока.

I. Орг.  момент. Мотивация.

Добрый день ребята! Начать наш урок я хочу такими словами:

 

(Слайд 2)

 

-Добрый день! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться.

Добрый  день солнцу и птицам!

Добрый день улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть добрый день длится до вечера!

                                                    (Н.Красиков)

 

А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?

(Доброе утро!, Здравствуйте!, Привет!)

Давайте прочитаем это стихотворение хором сначала тихо, потом громко с доброжелательной интонацией.

А какие слова вы говорили , выходя из дома своей маме?

 

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

(Слайд 3)

 

Рассказы учащихся о взаимоотношениях с мамой.

 

 

III. Изучение нового учебного материала

1.Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию.

 

Какие слова мы называем «добрыми», «вежливыми» ?

 

Какие добрые слова знаете вы?  (выставляются карточки со словами на доску)

Здравствуйте, Спасибо, До свидания, Пожалуйста, Спокойной ночи, Доброе утро и т.д.

 

Учитель:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Прочитайте стихотворение . Вставьте недостающие слова :

 

(Слайд 4)

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я  «__________» первым скажу.

 

 

(Слайд 5)

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово  «__________»
Нельзя забывать говорить.

(Слайд6)

Прощаясь, мы все  «_____________»
Друг другу всегда говорим,

(Слайд 7)
« ____________» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Читает учитель:

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

2. Определение темы и цели урока.

 

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово»

(Слайд 8)

 

 О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей) Предположите, какое из этих слов  будет темой нашего урока.

 

Постарайтесь  по заголовку предположить  жанр произведения. Рассказ или сказка?(карточки на доске )

 

Рассмотрите иллюстрацию из произведения.  Кого вы видите? Предположите, кто  будет героями произведения?

 (старик, старичок, дедушка и мальчик )

 

3. Работа по теме урока.

(Слайд 9)

Словарная работа    

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

 

  1. Чтение рассказа с остановками.

(Слайд 10)

а) чтение первой части– до слов («Он вскочил  побежал домой»).

б) работа по 1 части:

- о чём вы узнали из 1 части;

Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он?  (грубый, невоспитанный)

Докажите словами из текста.( Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком)

- Найдите в тексте,  как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил?  (Волшебник, маг, чародей)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

в) как можно озаглавить 1 часть. (Разговор со стариком)

 

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

 

2. чтение второй части– до слов (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).

 

- Как можно озаглавить 2 часть. («Пожалуйста»).).

 

3. Чтение  рассказа  до конца. 

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения?

 

- Как можно озаглавить 3 часть. (Помогло! Помогло!)

 

4. Физминутка.  Игра на внимание «Пожалуйста». (Слайд 11)

 

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

 

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

 

5. Работа над образом героя. Слайд 12

- Кто главный герой рассказа?

- Каким мы его увидели вначале рассказа?

- Каким мы видим его в конце рассказа?

- Скажите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

говорил тихим голосом,

смотрел в глаза,

думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости,

прошептал,

глядя в глаза,

прислушивался,

сидел тихо,

положил руку на плечо,

попросил тихо

 

IV. . Этап закрепления новых знаний 

 Понравилось ли вам произведение? 
Вспомните, перед чтением мы предполагали  жанр произведения, так что это рассказ или сказка?

Почему рассказ? Докажите…

 (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии), 

Может ли быть слово волшебным? В чем же заключилось волшебство?

 Почему автор так озаглавила рассказ?

Вспомните, как Павлик называл старичка? (Волшебник)

Действительно ли старичок оказался волшебником?  (Это простой человек)

 

V Включение в систему знаний и повторений. (Слайд 13)

 «Соберите пословицы»

Перед вами конверты, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них подходит к нашему произведению  и точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек….                потом – говори.

Сначала думай…..                

Вырасти вырос ……..              добру и учит.

Век живи……….                      а ума не вынес.

век учись.

- Какая пословица подходит к рассказу.

Добрый человек, добру и учит.

- Так  какова главная мысль рассказа?

Слово «Пожалуйста» Читает учитель

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “Пожалуйста”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.

4. Итог урока.

- Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).

 

VI. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам написать на лепестке любое вежливое слово, которое вы употребляете в своей жизни, а  если вам трудно говорить вежливые слова оставьте лепесток пустым. (Составляем цветок на доске).

 

 Описание: Описание: http://nashidetci.ru/wp-content/uploads/2016/06/Volshebnyie-slova-1024x922.jpg

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали! (Слайд 14)

 

 VII. Домашнее задание. Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».


Якубовская Людмила Геннадиевна

Якубовская Людмила Геннадиевна

Ход урока. I. Орг. момент

Ход урока. I. Орг. момент

Слайд 5) Придумалось кем-то красиво-

Слайд 5) Придумалось кем-то красиво-

Чтение рассказа с остановками

Чтение рассказа с остановками

Кто главный герой рассказа? -

Кто главный герой рассказа? -

Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ) -С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не…

Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ) -С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023