Статья "Литературное моделирование текста на основе клише" рассказывает о системе работы учителя русского языка и литературы Коваленко Г.А. по развитию речи на основе учебного пособия Александров В.Н. "Знаю, понимаю, могу" (Пособие – тетрадь по литературному моделированию. – М.: Школа-Пресс, 1999).
Литературное моделирование текста.docx
Коваленко Г.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №44 г. Сургута
Литературное моделирование текста на основе клише
Социализация (процесс становления личности, усвоением человеком знаний, ценностей и
норм, присущих данному обществу) не возможна без овладения учащимися речевыми
компетентностями. На протяжении уже нескольких лет меня волнуют проблемы развития
речи учащихся.
Мое внимание привлекла теория речевой деятельности,
согласно которой речь
рассматривается как разновидность человеческой деятельности; ее усвоение и развитие,
порождение высказываний осуществляются в процессе разнообразных видов этой деятельности.
Психолингвистика утверждает деятельностный подход к усвоению речи.
В свете данной теории развитие речи учащихся, включая и ту работу, что ведется на
уроках литературы, являются составной частью подготовки личности к жизни, к профессиональной
и общественной деятельности, к общению с другими людьми в различных сферах бытия.
Творческая, деятельностная личность должна полноценно владеть всеми формами речевого
общения, быть способной убежденно и аргументировано отстаивать свои взгляды и позиции.
Именно это способствует успешной адаптации личности в современном обществе, предъявляемом
повышенные требования к речевой компетентности выпускника. На уроках литературы речевая
деятельность школьников осуществляется в процессе всей творческой деятельности по освоению
литературы как искусства слова. Основываясь на деятельностном подходе к речи, внедряются в
практику такие формы и приемы речевого развития, которые одновременно обеспечивают
обогащение духовного мира ученика, углубление его знаний по предмету и расширение
литературноэстетического кругозора.
Задачи совершенствования речевой деятельности школьников, обширны и разносторонни:
это и мотивация речевой деятельности на уроках литературы; это и специфические особенности
устных и письменных высказываний различных видов и жанров на литературные темы; и речевые
ситуации на уроках; и реализация межпредметных связей в аспекте речевого развития учащихся; и
учет специфики отдельных этапов изучения литературной темы в организации и совершенствовании
речевой деятельности учащихся.
Совершенствование речи школьников в значительной степени обусловливается
мотивацией их речевой и коммуникативной деятельности. Учет мотивов учащихся позволяет
разработать систему способов и приемов, стимулирующих устные и письменные высказывания школьников на литературном материале, овладение речевыми и
интеллектуальными умениями.
Для выявления речевой мотивации учащихся на уроках литературы, а также некоторых
других вопросов (трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе самостоятельной
подготовки устных выступлений, наиболее интересных для них видов и жанров высказываний,
их отношения к различным творческим работам) ежегодно проводится анкетирование
учащихся. Результаты показывают, что ученики ценят уроки литературы, но предпочитают
на них слушать учителя, хотя прекрасно понимают свои недочеты, каким речевыми навыками
им необходимо овладеть для будущей профессии. Анкетирование помогает определить,
какие формы работы вызывают особые трудности, как правило, это анализ поэтического
текста, написание рецензии, литературнокритического эссе.
Именно этой проблеме (проблеме написания вторичного текста) было решено уделить
особое внимание при работе с учащимися на уроках русского языка и литературы. На
современном этапе с этой проблемой сталкиваются и учителя других предметов, где при
подготовке к государственной итоговой аттестации в части С от учащихся требуется
умение излагать свои мысли письменно в форме эссе, сочинениярассуждения,
развернутого монологического ответа.
Но кроме мотивации необходимо учитывать и возрастные речевые возможности, и
особенности развития психических процессов старшеклассников, включая и мышление. В
качестве основных направлений совершенствования речевой деятельности учащихся девятых
—одиннадцатых классов следующее:
1) обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные
темы, как устных, так и письменных;
2) организация речевой деятельности в процессе диалогического общения;
3) создание речевых ситуаций, стимулирующих речевую деятельности школьников на
уроках;
4) активизация межпредметных взаимодействий на уроках в аспекте речевой
деятельности.
Постоянный поиск оптимальных методов и приемов привел к обучающей технологии
«Литературное моделирование текста на основе клише», разработанной учителем литературы
В.А.Александровым, который так отзывается о своей системе: «Это уникальная система
развивающих упражнений для тех, кто хочет на практике научиться свободно выражать свое
отношение к прочитанному и писать сочинения разных жанров на литературные темы.
Моделируя реальные речевые ситуации, упражнения вовлекают читателя в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня
сложности. В процессе выполнения заданий ученик усваивает основные культурологические и
литературоведческие понятия и процедуры, необходимые для анализа художественных
произведений, постигает суть феномена «литературное творчество» и, самое главное, приходит
к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы. В результате происходит поэтапное
овладение опытом языковой деятельности – от репродуктивной и сочинений по образцу до
самостоятельной и творческой».
Предлагаемые упражнения модели разнообразных реальных речевых ситуаций,
побуждающих к созданию собственных высказываний. Подготовительные упражнения
позволяют ощутить себя в роли автора, усвоить основные культурологические и
литературоведческие понятия,
необходимые для анализа
отработать процедуры,
художественных произведений. Тренировочные задания направлены на поэтапное овладение
опытом языковой деятельности – от репродуктивной и сочинений по образцу до
самостоятельной и творческой.
Выполняя основные задания, ученики учатся писать
разножанровые сочинения, осмысляя творчество и постигая художественный мир классиков
литературы.
Учитель обучающемуся может дать три установки, связанные с восприятием предмета
высказывания:
1) литературоведческая (исследование предмета);
2) критическая (выражение своих впечатлений о предмете высказывания);
3) писательская (создание собственного высказывания, которое является своего рода
откликом на исходный текст). Каждое из предлагаемых упражнений направлено на развитие
определенного умения в рамках названных выше установок: необходимо научить ребят точно и
четко формулировать гипотезу своей работы, аргументировать свою точку зрения, делать
логичные, обоснованные выводы, придавать полемическую остроту своим высказываниям,
добиваться художественной выразительности, подбирать яркое, емкое слово для передачи
своих чувств. Поэтому необходимо научить анализировать свою деятельность, спрашивать у
себя, чему научились, выполняя то или иное упражнение, какие трудности испытывали, с чем
они были связаны, какие приемы можно взять на вооружение, чтобы создавать сочинение
определенного типа.
Работая над заданиями и упражнениями, ребята опираются на конкретные команды,
определяющие характер и содержание действий. Назовем основные из них: лакуна, набор,
шифр «Цифра – буква», клише, «Проверь свою грамотность», «Зеркальное отражение». Команда «Клише» предлагает ребятам текст, который является опорным — как образец
выполнения упражнения.
Клише определяет и объем, и смысл, и композиционное строение, и синтаксическую
структуру высказывания. Задача учеников — вставить в текст недостающие элементы,
сообразуясь с его смыслом и стилем. Схема, предлагаемая в клише, является всего лишь
вариантом выполнения задания, вариантом реализации того или иного приема. Поэтому
школьникам предлагается использовать свое право думать и писать так, как они считают
нужным. Больше того, клише предполагает критическое отношение к предложенному тексту.
Работая с этими упражнениями, ребята приобретают еще один общекультурный навык
— во всех сомнительных случаях, затруднениях при ответах на вопросы или для самопроверки
обращаться к словарям, энциклопедиям, справочникам, текстам произведений, учебникам.
Итак, конечным результатом любой речевой деятельности на основе данной
технологии становиться самостоятельная творческая письменная работа в форме связного
текста, требующая знания текста художественного произведения, фактического материала.
Разнообразные типы подготовительных и тренировочных заданий показывает их
многофункциональность. Материал, на основе которого подбираются задания, создаются
клише, можно использовать на уроке и для практической работы над произведением, и для
контроля уровня усвоения материала, и для организации речевой деятельности на уроке. Но
особую ценность эти упражнения представляют для самостоятельной творческой работы
учащихся как индивидуальной, так и групповой. Широко используются данные упражнения
при «отработке» пропущенного или неосвоенного материала. Плодотворно влияют данные
задания и на мотивацию обучения: свежий взгляд на изучение произведения делает работу
интересной, более продуктивной, ведь главное пропитать духом исследования.
Литературное моделирование текста на основе клише всегда создает ситуацию успеха:
у слабого ученика всегда есть возможность составить небольшой текст на основе клише с
использованием материала заданий (кроме того, дается «подсказка» или словарь), а сильный –
всегда найдет такой вариант, который будет отличать его работу от других, и обязательно
обоснует свой выбор. Установка на необязательность использования готовых клише, на
индивидуальный отбор дополнительного материала, на свободное высказывание собственных
мыслей по тому или иному вопросу упражнения развивают и творческое мышление.
Несмотря на наличие трафарета работы, сочинения получаются всегда разные, у ребят есть
возможность проявить самостоятельность и индивидуальность мышления при выборе
варианта. Поэтапная работа с материалом помогает ставить перед ребятами микрозадачи, а
постепенное их решение приводит к незаметному, но реально ощутимому результату –
сочинению, т.е. создается ситуация, в которой ученик чувствует свое развитие – шаг вперед –
по отношению к сегодняшнему уроку. Учащиеся перестали бояться письменных творческих
работ, потому что уверены в результате.
Такая форма работа помогает осуществлять и дифференцированный подход: ребята
получают клише разного уровня сложности. На основе этих заданий разрабатывается целая
система упражнений, позволяющая глубоко и всесторонне изучить творчество писателя. Но
для учителя это и титанический труд, потому что необходимо свободно владеть
программным материалом, много читать дополнительной литературы, обязательно
использовать в заданиях материал, связанный с другими дисциплинами, особенно, историей.
Но это оправдывается результатами – хорошими сочинениями ребят.
Библиография:
1.Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу. Пособие – тетрадь по литературному
моделированию. – М.: ШколаПресс, 1999.
2.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика
обучения: 57 классы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3.Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 911 кл. М.: Дрофа,
2002.
4.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно
методическое пособие для студентов и учителейсловесников. – М.: Флинта: Наука,
2000.
5. Актуальные проблемы развития речи / Под ред. А.П.Еремеевой. – М.: Просвещение,
1981.
Литературное моделирование текста на основе клише
Литературное моделирование текста на основе клише
Литературное моделирование текста на основе клише
Литературное моделирование текста на основе клише
Литературное моделирование текста на основе клише
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.