Литературные места в Астрахани
Оценка 4.6

Литературные места в Астрахани

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
русская литература
11 кл
21.04.2017
Литературные места в Астрахани
Актуальность работы: на уроках литературы мы изучаем произведения, знакомимся с героями книг, представляя их в своём воображении. Иногда в учебнике предлагаются такие вопросы и задания: Какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник? Почему? Какие особенности характера литературного героя ты бы отразил в скульптуре? А если задуматься, то какие места именно в Астрахани связаны с литературой? Кто эти великие люди, в честь которых названы улицы?
Литературные места Астрахани.rtf
1 Цыганов Валерий МЬОУ  г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 36г», 11 класс ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕСТА АСТРАХАНИ. Научный руководитель: Россетти Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы «СОШ № 36». АННОТАЦИЯ. Актуальность   работы:  на   уроках   литературы   мы   изучаем   произведения, знакомимся   с   героями   книг,   представляя   их   в   своём   воображении.   Иногда   в учебнике предлагаются такие вопросы и задания: Какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник? Почему? Какие особенности характера литературного героя ты бы отразил в скульптуре? А если задуматься, то какие места именно в Астрахани связаны с литературой? Кто эти великие люди, в честь которых названы улицы? Цель   работы:  провести   исследование,   какие   памятники   литературным героям поставлены в Астрахани, в честь каких литераторов называны улицы. Задачи работы: 1. Провести исследование, каким литературном героям созданы памятники; 2. Установить, где и когда установлен тот или иной памятник, названа улица; 3.   Провести   опрос   среди   студентов   1­ого   курса   Астраханского Государственного Технического Университета, знают ли они, каким литературном героям были созданы памятники, названы улицы? Гипотеза:  какие   национальные   черты   русского   характера   воплощают литературные герои и нашли ли они отражение в скульптуре, какой герой стал популярным в скульптурном искусстве, какие места связанные с литературой чаще всего посещают жители и гости города. Предмет   исследования:  скульптурные   изображения   героям   и   авторам литературных произведений. Объект исследования:  архитектурные объекты, памятники, улицы города Астрахани, связанные с литературой. 2 Цыганов Валерий МЬОУ  г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 36г», 11 класс ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕСТА АСТРАХАНИ. Научный руководитель: Россетти Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы «СОШ № 36». Введение   Все мы знаем, что люди любят ставить памятники своим героям: солдатам и полководцам, поэтам и писателям, художникам и композиторам.       Герои   войн,   великие   деятели   достойны   того,   чтобы   их   запечатлели   в металле   и   мраморе.   Человечество   помнит   их   подвиги,   произведения,   чтит   и преклоняется   перед   их   гением.  Но,  почему   же,  тогда,  в  Копенгагене   памятник Русалочке   стал   символом   датской   столицы?   Почему   в   Москве   был   установлен памятник Мальчишу – Кибальчишу? Чем прославились эти герои литературных произведений? Астрахань ­ это небольшой провинциальный городок, и то в проезде, то в ссылке, то на охоте или рыбалке были великие люди в нашем городе. Каждый оставил свой след тут. Помимо писателей, поэтов, музыкантов в городе были и императоры и их семьи.     Давняя история очень разнообразна в нашем городе. Невозможно пройти по улице и не наткнуться на какой то дом или усадьбу где жил тот или иной известный человек.       В ходе   своей исследовательской работы я попробую узнать все места, связанные с литературой в нашем городе и рассказать о них поподробнее. Немного из истории литературы в городе 3    Первые ростки искусства слова на Астраханской земле появились в XVII в. в   результате   деятельности   лиц   духовного   звания.   Андрей   Горка   (1671­1737)   ­ епископ Астраханский ­ по распоряжению Петра I составил стихир в честь святой великомученицы Екатерины. Широкий резонанс имели его поучения и проповеди, получившие   одобрительный   отзыв   Н.   Новикова.   Духовная   словесность   затем развивается   благодаря   усилиям   архиепископов   астраханских.   Анастасий Братановский   (1761­1806)   опубликовал   «Четыре   книги   поучительных   слов», произнесенных   в   Астраханской   епархии,   а   также   свое   жизнеописание. Архимандрит и ректор семинарии в Астрахани Сильвестр Лебединский (ум. в 1808 г.) сочинял книги на богословские темы («Притонник евангельский» и др.). Свои впечатления от путешествия по святым местам на Востоке описал о. Мелетий (ум. в   1805   г.).   Архиепископ   Астраханский   Феогокий   дополнил   книгу   своими материалами и опубликовал ее в 1798 г. в Москве.       В   XX   в.   развитие   литературы   в   Астрахани   характеризуется   особым динамизмом   и   интенсивностью.   Поэзия   и   проза   непосредственным   образом испытывают   на   себе   воздействие   общероссийских   литературных   тенденций,   что проявляется   в   активизации   в   начале   века   сатиры,   в   период   революции   и гражданской   войны   ­   агитационной   поэзии.   В.   Хлебников   своим   творчеством привносит в литературу Астрахани поэтику авангардизма, позднее весьма сильным влиянием   среди   писателей   региона   пользуется   социалистический   реализм, который, трансформируясь, станет основным методом астраханских писателей. В Астрахани создается отделение Союза писателей России, издается ряд альманахов, для   писателей   максимально   расширяются   возможности   для   публикации написанного.     Начало XX в. для литературной истории Астрахани ­ период активизации всех   культурных   сил   региона.   В   городе   действует   литературно­драматическое общество,   многочисленные   местные   издания   («Астраханский   журнал», «Астраханская   газета»,   «Прикаспийский   край»,   «Астраханский   вестник», «Поволжье»)   публикуют   произведения   поэтов   и   прозаиков,   пропагандируют литературу.   В   городе   выходит   сатирический   журнал   «Чилим»   (1906),   широко распространена   революционно­пропагандистская   литература   («Да   здравствует Свобода».   Сборник   политических   стихотворений.   Астрахань,   1906).   В астраханской прессе сотрудничает ряд ведущих русских писателей, среди которых 4 ­ Е.Н. Чириков, создавший ряд ярких фельетонов на материале местной жизни.              Во время гражданской войны в Астрахани в силу понятных причин доминирует   литература   революционного   содержания.   В   городе   функционирует кружок   рабочих­поэтов   (М.Г   Непряхин,   В.И.   Ефремов,   М.М.   Гурьянов   и   др.), который выпустил две книги ­ «Литературно­художественный сборник» (1919) и «Зовы»   (1920).   Члены   кружка   публиковались   и   в   газетах   «Известия», «Коммунист»,   «Красный   воин»,   в   журнале   «Художественные   известия». Художественно несовершенные стихи участников кружка были пронизаны пафосом утверждения идеалов революции, веры в торжество Советской власти. Значительную роль в активизации литературной жизни города играл журнал «Военмор», на страницах которого печатались поэты С. Городецкий, В. Тополев, В. Салов, С. Заревой, Б. Серебряков и др. Значительное внимание журнал  уделял развитию литературной критики и публицистики. Самые яркие страницы журнала связаны   с   публикацией   художественных   очерков   о   гражданской   войне   в Астраханском   крае   Л.М.   Рейснер   («И   брань   крылатая   матросов»,   «Приходит бранный   день»,   «Астрахань»,   «Лето   1919   г.»   и   др.).   Очерки   отличались поэтизацией подвигов красноармейцев, чувством ненависти к врагам революции, изображением «энтузиазма» астраханцев, романтической приподнятостью. В силу односторонности позиции объективный образ времени ни Л.М. Рейснер, ни другие авторы «Военмора» создать не могли. Памятники в наши дни      Что такое памятник? Люди разных профессий и специальностей ответят по­разному. Филолог назовет памятником «Слово о полку Игореве». Для историка памятником   будут   берестяные   грамоты,   трон   Ивана   Грозного.   Искусствовед назовет   памятники   архитектуры   –   старинные   строения   и   сооружения.   В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого­либо человека. сыгравшего выдающуюся роль в жизни   всего   общества.   А,   если   памятник   увековечивает   важное   историческое событие,   например   победу   советского   народа   в   Великой   Отечественной   войне, завоевание космоса и др., то его обычно называют монументом (хотя в точном переводе слово «монумент» тоже обозначает памятник). Монумент в отличие от 5 памятника более величественное, сложное сооружение. Памятником может быть также   барельеф,   стела   (вертикальная   плита   с   надписью   или   рельефным изображением), архитектурное сооружение.           Памятники   –   это   свидетели   исторического   самосознания   народа,   его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.    Одним из недавних памятников в нашем городе стал памятник  «Журавли», который   посвятили   памяти   павшим   в   годы   Великой   Отечественной   Войны   и локальных   войн.   Инициатором   установки   обелиска   стал   Фонд   имени   Расула Гамзатова. Памятник посвящен всем погибшим на войне, его лейтмотивом стали строки народного поэта: "Мне кажется порою, что солдаты…" Люди проходя по аллее   видят   сремящихся   в   небо   журавлей   и   начинают   читать   стих   Расула Гамзатова.   Выдающийся   поэт.   Советский   и   российский   прозаик,   переводчик, публицист и политический деятель.          Говорят,  по   всему  миру  насчитывается   более  трех  сотен  памятников Александру Сергеевичу Пушкину. Не обошлось без него и в Астрахани. Бронзовый бюст поэта в тихом сквере установили в 1958 году в честь 400­летнего юбилея… нет, не писателя, а города. Молодые астраханцы называют сквер имени Пушкина «Пушкой»   и   любят   посидеть   в   нем.   В   своё   время   Астраханская   губерния отличилась количеством подписчиков на издания Пушкина. Если в других региона, как бы мы сегодня сказали, в среднем подписывалось 25 человек, то у нас в 2 раза больше.     А ещё есть памятник возле школы №56 имени А.С.Пушкина, который по некоторым   данным   был   установлен   в   1937   году.   Скульптор   Домогацкий   В.   Н. Только   несколько   лет   назад   его   разрушили   какие­то   вандалы.   Средства   на восстановление  памятника   собирали   всем   миром.   Позаботились   и   о   безопасности.   За бетонным бюстом, который пришёл на смену гипсовому.  Это событие в учебном заведении приурочили к Всемирному дню культуры. 6         Памятник   Габдулле   Тукаю   установлен   в   Астрахани   в   сквере   на пересечении улиц Александрова и Адмирала Нахимова, также названному в честь Габдуллы Тукая. Памятник, посвящённый великому татарскому народному поэту, литературному критику, публицисту, общественному деятелю и переводчику. Был открыт 27 мая 2013 года. Памятник татарскому поэту, жившему в Астрахани в 1911 г., был создан по просьбе общественной организации «Дуслык» и подарен городу   правительством   Республики   Татарстан.   Памятник   установлен   в   жилом микрорайоне, в месте давнего проживания татар — бывшей татарской слободе. Проект памятника разработал Баки Урманче, а воплотил его в бронзе его ученик Владислав Авдеев. Памятник был отлит в Казани.     Мы часто слышим о практике осквернения могил и памятников, торговли орденами   и   медалями,   неуважительном   отношении   к   ветеранам   войны, фальсификации истории... Это говорит о том, что с каждым годом происходит стирание   из   памяти   людей   таких   судьбоносных   для   народа   событий.   Слово памятник произошло от слова память. Памятники архитектуры уникальное живое напоминание о прошлом: строительстве, материалах, идеях архитекторов, вкусе, понимании   красоты.   Если   их   не   сохранять   ­   человечество   многое   потеряет. Памятники ­ великая ценность нашей истории. Потому что их возвели не просто так,   а   в  честь   какого   то   события,   каких   то   великих   людей.  Памятники   нужно хранить. В них хранится история страны, города, великие события и величество нашего народа. Он помогает помнить тех, кого уже нет рядом. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем­то хорошим. Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом  населенном пункте  нашей страны  можно  обнаружить  каменные свидетельства этой жестокой поры. Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. 7 "Уголки поэтов"    Прогулка по Астрахани дарит воспоминания о писателях и поэтах. Свою богатую и интересную историю Астрахань хранит даже в названиях улиц. Например, тех из них, которые мы называем «литературными». Они носят имена замечательных писателей и поэтов – и совсем неспроста.  Улица Тредиаковского      Одна из центральных улиц города, пролегающая вдоль восточной стены Астраханского   кремля   и   Пречистенской   колокольни,   названа   именем   Василия Кирилловича Тредиаковского. Переименование произошло в 2003 году в честь 300­ летнего юбилея выдающегося астраханца — до этого она называлась Октябрьская.       Василий   Тредиаковский   —   первый   российский   академик,   реформатор русской   грамматики,   поэт   —   родился   в   Астрахани   в   1703   году,   в   семье священника. С 10 лет он посещал римско­католическую школу при астраханском костёле,   изучал   латинский,   греческий,   славянский   языки,   западноевропейскую литературу XVI­XVIII веков, а в свободное от учёбы время пел в архиерейском хоре Успенского собора. Таланты 19­летнего юноши были отмечены Петром I во время   посещения   императором   Астрахани.   Жажда   знаний   и   благословение Великого государя заставили Тредиаковского буквально бежать из  отчего дома, из родного города, для дальнейшего обучения сначала в Москве, а затем в Париже.    Многие из его астраханской родни умерли в 1727 году при эпидемии чумы, потому в Астрахань он более не возвращался. Бедному и незнатному, ему тяжело было  в  своем  карьерном  становлении.  И несмотря на это, имя  Тредиаковского большими   буквами   вписано   в   историю   нашей   страны.   Среди   написанных   им многочисленных   трудов   особенно   популярен   перевод   истории   Роллена   в   13­ти томах, им разработана теория стихосложения, которой пользовались Сумароков и Ломоносов.       К   сожалению,   современники   не   оценили   величину   этой   фигуры   по достоинству — в 1768 году он умер в бедности. Но в XIX веке Белинский скажет о нём: «Тредиаковский никогда не будет забыт, потому что родился вовремя». 8 Улица Чернышевского    Эта улица берёт свой разбег от самого кремля, где пересекается как раз с улицей Тредиаковского. Звучное название она получила по имени революционера­ демократа,   литературного   критика   Николая   Гавриловича Чернышевского.   Многим   он   известен   главным   романом   всей   своей   жизни  «Что делать?».   писателя,      В Астрахань Чернышевский был сослан в 1883 году, после 20­летнего отбывания сибирской каторги. Потому и приехал сюда с совершенно подорванным здоровьем.   Три   месяца   Чернышевский   проживал   на   съёмной   квартире домовладельца  Хачикова   вместе  с  женой   Ольгой   Сократовной.    Кто  только  не бывал   в   гостях   у   именитого   писателя   с   трагической   судьбой…   В   один   из декабрьских дней квартиру его посетил корреспондент английской газеты «Daily News». Журналиста привлек сюда главным образом «выигрышный» материал для газеты. Ему представлялось, как он первым поведает европейским читателям о личном   свидании   со   знаменитым   русским   революционером,   вернувшимся   из сибирского заточения.      В этом старинном домике на ул. Чернышевского, 4 (бывшая Почтовая) сегодня   располагается   Музей   культуры   Астрахани   —   посреди   атмосферы прошлого его посетители смогут увидеть рабочий кабинет писателя. Улица Максима Горького    Вдоль набережной Волги ведет свой путь еще одна «литературная» улица – названная   в   честь   Максима   Горького   (бывшая   Продольно­Волжская).   В   раннем возрасте  будущий знаменитый  писатель проживал в Астрахани вместе с отцом, подрабатывавшем в порту столяром­краснодеревщиком. В 1871 году, по случаю приезда   в   Астрахань   Александра   II,   отец   Алёши   даже   строил   на   Семнадцатой пристани деревянную резную триумфальную арку (в дальнейшем она даже попадет в кадр фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин»).    Во время одной из эпидемий Максим Пешков заразился холерой и умер, а Алёшу отвезли к деду и бабушке в Нижний Новгород. Летом 1884 года он служил поварёнком па пароходе, ходившим до Астрахани. А позже, уже став писателем, неоднократно бывал в низовьях Волги проездом, где очень любил ловить рыбу у 9 Бирючей Косы на промысле Беззубиковых.    По этим астраханским впечатлениям им были созданы небольшие рассказы «Едут…»,   «На   шхуне   по   Каспийскому   морю»,   «Два   босяка»…   В   Астрахани Горький   организовывал   литературные   чтения   для   рабочих.   В   последний   раз   он побывал в любимом городе в 1929 году, осматривал крепость, ездил на баркасе по заводам,   расположенным   на   Волге,   беседовал   на   Семнадцатой   пристани   с грузчиками, встречался с местными начинающими писателями. Улица Мусы Джалиля     Улица с таким названием появилась в Астрахани в 1957 году. Она берёт своё   начало   от   площади   Ленина   и   устремляется   через   Татарский   мост   за Варвациевский канал, в бывшую татарскую слободу старой Астрахани.   До 1924 года улица имела два названия: до Татарского моста именовалась Старо­Заливной, а за мостом, в районе Заканавья – улицей Татарский базар.      Муса Джалиль (Муса Мустафаевич Залилов)   — выдающийся татарский поэт. Он родился в 1906 году в Оренбургской губернии в маленькой татарской деревушке.   Семья   была   большая.   Жили   впроголодь.   Муса   окончил   медресе   в Оренбурге и в 1922 году уехал в Казань, где учился на рабфаке и публиковал в газетах свои первые стихи.       Вскоре   Джалиль   поступает   в   МГУ   на   литературный   факультет,   по окончании которого работает редактором детского журнала на татарском языке. Затем он вновь возвращается в Казань и становится корреспондентом татарской газеты   «Коммунист».   Вместе   с   выездной   редакцией   газеты   Муса   Джалиль приезжает   в   Астрахань.   Здесь   он   пишет   очерки   и   статьи   о   труде   овощеводов, интересуется работой рабкоров на Каспии.  В селе Килинчи он даже пожил одно время   в   семье   овощевода.   В   основу   одного   из   волжских   стихотворений   лёг трагический случай с девушкой рыбачкой из понизового села: Укротись, волна каспийская, серая! Ты мешаешь мне и слушать и смотреть. Старый Каспий, не к тебе пришёл сюда я — Привлекла меня рыбачка молодая, Что поёт, свою вытягивая сеть. 10      Астраханцы запомнили Мусу Джалиля скромным, но очень деятельным человеком. Жизнь поэта закончилась трагически. Во время Великой Отечественной войны он попадает в плен и становится узником Моабитской тюрьмы в Берлине. В 1944 году его расстреливают. Посмертно поэту присвоено звание Героя Советского Союза. Дом­музей Велимира Хлебникова    Дом­музей Велимира Хлебникова – единственный в мире музей поэта – был открыт   в   1993   году.   Расположен   по   адресу:   ул.   Свердлова,   81.   В   основу   его экспозиции положена фамильная («хлебниковская») коллекция, принесенная в дар М.  П.   Митуричем,  племянником   поэта:   семейная   библиотека   на   шести   языках, фамильный   фотоальбом,   прижизненные   издания   Велимира,   его   личные   вещи.   В выставочных залах размещены живопись и графика Веры Хлебниковой, Петра и Мая   Митуричей,   графическая   серия   Степана   Ботиева   «Хлебниково   поле». Библиотека, методический центр музея, связывает его со многими хлебниковедами России и зарубежья. Музей принимал участие в международных Хлебниковских чтениях в Астрахани, Москве, Амстердаме и Лионе. Его сотрудники – дважды лауреаты Гранта Президента РФ и литературной премии им. Велимира Хлебникова. Проект   «Голод   пространства»,  разработанный   сотрудниками   музея   совместно   с Группой компаний «Пилот», победил в престижном конкурсе «Меняющийся музей в   меняющемся   мире».   В   его   основе   –   идея   модернизации   экспозиционного пространства   «Комната   Велимира»   через   обновление   экспозиции   (включение подлинных предметов поэта) и использование инновационного мультимедийного оборудования.    Одна из задач музея – создание открытого музейного пространства. Среди астраханцев   популярны   поэтическая   студия   «Ключ»,   выставки,   молодежные встречи по четвергам.    Развитие реалистических традиций в литературе Астрахани начала XX века связано   с   творчеством   Веры   Владимировны   Хлебниковой   (1891­1941)   ­   сестры поэта   Велимира   Хлебникова.   Она   жила   в   это   время   в   Астрахани   и   стала 11 свидетелем жестокости новой власти, смерти от голода сотен людей. Стремлением сказать   правду   о   противоречиях   времени   пронизаны   ее   лаконичные,   но   очень глубокие   по   смыслу   рассказы   «В   тюрьме»,   «Царь­тиф»   и   др.   Ее   литературное наследие   включает   также   лирику,   пьесы   («Поэт   и   лесной   Чертик»,   «Доктор заболел»), мемуары «О моем брате».      Этапом в литературной истории Астрахани стало творчество Велимира Хлебникова   (1885­1922).   Он   родился   в   Малодербетовском   улусе   Астраханской губернии   и   всегда   считал   себя   астраханцем.   Значение   его   творчества   для литературы региона в том, что он, во­первых, выводил литературу Астрахани на широкие   просторы   общероссийских   художественных   исканий,   преодолевая провинциальную замкнутость, приобщал ее к исканиям модернизма и авангардизма и, во­вторых, вводил тему Астрахани в мировую литературу. В. Хлебников оказал огромное воздействие на многих русских и зарубежных писателей.    Для литературы региона имеют значение прежде всего произведения поэта, в которых он обращается к природе, истории края, жизни его народов. Это поэмы «Хаджи Тархан», «Уструг Разина», рассказы «Есир». «Николай», «Охотник Уса­ Тали», эссе и очерки «Лебедия буду­щего», «Открытие народного университета», «Астраханская Джоконда», «Союз изобретателей» и др.       Один   из   исследователей   заметил,   что   основная   тема   творчества   В. Хлебникова   ­   тема   Азии,   его   миропонимание   и   мироощущение   были предопределены генетической связью с Азией. Поэт называл себя «сыном Азии», а растущий   в   низовьях   Волги   лотос   называл   «залогом   союза   трех: Индии+России+Ниппона»,   Действительно,   тема   межэтнических   контактов   ­ ведущая   у   поэта,   и   решал   он   ее   прежде   всего   на   астраханском   материале. Центральной   в   его   художественной   картине   мира   становится   мифологема «человечество  ­  семья   народов».  На   различных   этапах   творческой  эволюции  В. Хлебников неизменно обращался к ее разработке, что­то в ней уточнял, менял, приближал   к   потребностям   современности.   Он   считал,   что   преодоление межэтнической розни ­ необходимое условие гармонического сообщества наро­дов земли.   В   лирических   стихах,   поэмах,   песнях,   рассказах,   теоретических декларациях   В.   Хлебникова   нет   противопоставления   людей   по   национальному признаку, конфликтность его произведений имеет другую природу. В ее основе ­ контрастность   цветущей   естественной   природы   и   мертвящей   городской цивилизации, столкновение духовности и бездуховности, гуманизма и жестокости. 12 Он   показывает,   что   в   Астрахани,   когда­то   завоеванной   Россией,   нет   ни побежденных,   ни   победителей.   Есть   единая   семья   народов.   Поэт   при   решении чрезвычайно   деликатной   проблемы   избегает   крайностей,   характерных   для   его времени. Он не принимает, с одной стороны, знаменитой триады «Православие. Самодержавие. Народность», с другой ­ игнорирует концепцию леворадикальных партий «Россия ­ тюрьма народов». Мифологизируя историю, он демонстрирует свое понимание проблемы, исходя при этом из высших интересов народов Волго­ Каспия. Астраханская библиотека для молодежи им. Б.М. Шаховского       Эту   библиотеку   должен   посетить   каждый   астраханец   и   гость   нашего города,   ведь   там   царит   тишина   информационного   века.   Библиотека   оснащена новейшим оборудованием, там работают лучшие кадры, которые рады каждому посетителю.   Это   место   отдыха,   место   уединения.   Место   развлечения   ­   ведь зачастую   там   проходят   мероприятия,   которые   притягивают   всех   учащихся   и студентов   к   себе.   С   каждым   разом   все   большее   количество   посещают   данное заведение.   Общаяясь   с   руководством   библиотеки   я   узнал   ее   историю,   как   за довольно большой период времени менялась библиотека...     1960 год ­ создание городской юношеской библиотеки. На   основании   Решения   исполкома     Астраханского   городского   Совета депутатов трудящихся №973 от 01.08.1960г. детская библиотека №4 г.Астрахани была реорганизована в городскую юношескую библиотеку. Располагалась она   в маленьком здании на территории областной восьмилетней вспомогательной школы – интерната по улице Набережной 1 мая, 55.     1962 год ­ переезд в здание, расположенное на территории Кремля. Поскольку старое здание было слишком мало для деятельности библиотеки, назначенный   молодой   директор   Козина   Евгения   Ивановна   хлопочет   о   новом помещении.  И в скором времени юношеская библиотека занимает несколько залов на   первом   этаже  городской  детской  художественной   школы,  расположенной  на территории   Кремля.   Начинается   активная   работа   по   накоплению   фондов: библиотека   для   юношества   регулярно   пополняется   новыми   книгами   и периодическими изданиями.     1966 год ­ звание "Библиотека отличной работы". 13 Накопив за короткое время значительные информационные ресурсы (25127 экземпляров),   библиотека   внедряет   новые   формы   массового   информирования: открытые   выставки­просмотры,   Дни   информации,   Дни   специалиста,   Чтения. Молодым читателям импонирует название «юношеская» и подобранный с учетом их читательских предпочтений книжный фонд, и они приходят сюда толпами. Это не   осталось   незамеченным:   в   1966   году   Обком   союза   работников   культуры присваивает юношеской библиотеке звание «Библиотека отличной работы».      1975­1976 гг. ­ библиотека стала частью централизованной библиотечной системы г. Астрахани.     1977 год ­ статус областной юношеской библиотеки. На основании решения исполнительного комитета Астраханского областного Совета   депутатов   трудящихся   от   18   марта   1977   года   библиотека   становится областной. Появились новые отделы; библиотека обслуживает 5000 человек от 14 до 21 года; увеличился штат сотрудников – 16 человек, из них 12 библиотечных специалистов. На библиотеку возложены дополнительные функции — обобщение и пропаганда   прогрессивного   опыта,   организация   и   проведение   мероприятий   по повышению квалификации библиотечных специалистов, разработка методических материалов по организационно­технологическим вопросам работы.      1987 год ­ переезд в новое здание.         В   1987   году   на   основании   решения   Исполнительного   комитета Астраханского   городского   Совета   народных   депутатов   №   354   от   09.09.1987   г. библиотека готовится к переезду. С этого момента новый адрес библиотеки: ул.1­я Литейная, 10а. В том же году начинает свою деятельность в должности директора Петрухина Валентина Ивановна.     2003 год ­ статус юридического лица. С   апреля   2003   года   начинает   свою   деятельность   в   должности   директора Магазевская Лариса Михайловна. Библиотека начинает работу в новых условиях хозяйствования.   Этап   оформления   нового   статуса   –   довольно   сложный   и кропотливый   процесс:   разработка   устава,   регистрация   учреждения   как юридического лица, открытие счетов в банке, изготовление печати и штампа. В итоге был пройден непростой путь от разработки учредительных документов до официальной регистрации и получен статус юридического лица.       2004 год ­ вступление в Российскую Библиотечную Ассоциацию, теперь библиотека   именуется   областным   государственным   учреждением   культуры 14 «Астраханская областная юношеская библиотека».      2009 год ­ присвоение библиотеке имени Б. Шаховского.        2014 год ­ переименование в ГБУК АО "Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского". Юрий Васильевич Селенский Ул.   Коммунистическая,   дом   8,   где   последние   годы   жил   писатель   Юрий Васильевич. "Селенские исады" ­ весьма колоритная в прошлом городская окраина, где прошло детсво писателя, и в честь которой он взял литературный псевдоним.      Заслуги Юрия Селенского как журналиста, так и писателя перед городом огромны. Его книги о нашем крае и его людях написаны с неподкупной честностью и горячей любовью.       Есть   в  Астрахани   улица   Селенского,  «где   он   рос  и   куда,   уже   будучи взрослым, не раз возвращался, любуясь этими улочками своего детства, которые любому,   не   связанному   с   ними   особым   чувством,   показались   бы   грязными   и запущенными,»   ­   делилась   своими   воспоминаниями   о   совместной   работе   в редакции с Юрием Селенским Ирина Юрченко.       Нам,   заставшим   писателя   при   жизни,   редкостно   повезло.   Шутник   и острослов, изрекший однажды: «Если когда­то что­то и прославит писательскую организацию,   так   это   «Дихлофос»,   был   любим   литературной   астраханской молодёжью,   как   никто   иной.   Нам   довелось   застать   и   уникальное   рукописное издание,   каждый   выпуск   которого   был   поистине   шедевральным.   В   этой,   по выражению художника Александра Камкина, «достаточно интеллигентной худо­ бедно литературной очень­очень филологически озабоченной стенгазете» многие рубрики были придуманы Ю.В. Селенским. Он был автором «Мемориала» ­ взгляда в прошлое…» Анкетирование Я   провел   опрос   среди   студентов   1­ого   курса   Астраханского Государственного Технического Университета, знают ли они, каким литературном героям   были   созданы   памятники,   в   честь   кого   были       названы   улицы.   Анкета состояла из 5 вопросов, на которые, студенты одного из лучших ВУЗов города, 15 ответили с огромным удовольствием. Диаграму смотреть в Приложениях  АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ 1.     Дом ­ музей имени какого поэта имеется в нашем городе? а) им. Велимира Хлебникова ­ 198 человек; б) им. Николая Васильевича Гоголя ­ 1 человек; в) им. Александра Сергеевича Пушкина­ 12 человек. 2.     Сколько улиц в городе, названных в честь литераторов? а) 7 улиц ­ 172 человек; б) 3 улицы ­ 28 человек; в) 1 улица ­ 11 человек. 3.      Как   вы   считаете,   достаточно   ли   внимания   уделяет   региональная власть библиотекам города? а) да ­ 90 человек; б) нет ­ 110 человек; в) не знаю ­ 11 человек. 4.      Рассказываете   ли   вы   иностранным   студентам   об   истории   нашего города, проводите ли экскурсии? а) да ­ 100 человек; б) нет ­ 99 человек; в) не знаю ­ 12 человек. 5.     В честь какого поэта или писателя вы бы воздвинули памятник? (выбрано 5 по наибольшему количеству голосов) 16 Сергей Есенин ­ 90 человек; М.В. Ломоносов ­ 8 человек; Л.Н. Толстой­ 14 человек; Велимир Хлебников ­ 79 человек; А.А. Ахматова ­ 20 человек.          В ходе анкетирования было опрошено 211 студентов. Проанализировав ответы на вопросы можно сказать о том, что молодежь нашего города не сидит на месте,   участвует   в   различных   мероприятиях   связанных   с   литературой,   имеет активную   гражданскую   позицию.   К   сожалению,   по   мнению   студентов,   власти нашего   региона   не   нацелены   на   улучшения   оснащения   библиотек,   культурно   ­ прсветительских заведений. Но тем не менее молодеж знакомит туристов и гостей города с историей провинции, рассказывает о памятниках, улицах ­ это радует. Я гордо могу заявить, что будущее в надежных руках!  Заключение         В   результате   проделанной   мною   работы   для   себя   я   открыл   много интересного,   вновь   убедился,   каким   трудом   добываются   новые   знания. Исследовательская   деятельность   помогла   мне   получить   навыки   работы   с литературой,   что   расширила   кругозор,   научила   излагать   свои   мысли.   Я действительно узнал много интересного о памятниках города, выяснил их историю. И   чем   больше   я   узнавал,   тем   больше   хотелось   узнать   еще   что­то   новое   и интересное.         В   каждом   российском   городе,   большом   или   малом,   есть   памятные   и священные   места,   связанные   с   историческим   прошлым.   Астрахань   тоже   может похвалиться   не   малым   количеством   уникальных   исторических   памятников, которые   могут   рассказать   много   интересного   об   исторических   корнях   нашего города,   его   культуре,   самобытности   и   даже   об   устремленности   в   будущее.   Не смотря на это, далеко не все, даже коренные жители, владеют информацией о том, сколько памятников в нашем городе, кому они посвящены, где находятся, когда установлены.       Большая часть архитектурных сооружений посвящена литературе. Это и 17 библиотеки, и выставочные залы и памятники и даже улицы. Зная в честь кого назван тот или иной объект ты с большим интересом будешь гулять по городу, рассказывать друзьям и знакомым то, что они еще не знают.     Надеюсь,   что   не   найдется   равнодушных   людей   к   истории   города   и   им захочется   посетить   памятники   города,   прикоснуться   лично   к   истории   своего города. Список использованной литературы. 1. Архитектура Астраханского кремля. Под ред. Ж. Ж. Сарычевой. Астрахань, 2001 2. Астраханский кремль. Под ред. А. В. Бондарева. Астрахань, 2003 3. Богатырев А. И. Астрахань: улицы, годы, судьбы. Астрахань, 1999 4. Брюшкова   Л.   П.   Коллекции   геологических   музеев   как   часть   культурного наследия. М., 1993 5. Гнедовский М. Профиль музея // Советский музей. 1985. № 5 6. Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. Астрахань, 1999. 7. История Астраханского кремля. Под ред. И. Ф. Райковой. Астрахань, 2002 8. История Астраханского кремля. Под ред. И.Р. Рубцева. Астрахань, 2001 9. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001 10. Культура Астрахани. Под ред. И. А. Митченко. Астрахань, 2001 11. Марков А. С. Астрахань на старинных открытках. Астрахань, 1999 12. Музеи города Астрахани. Под ред. П. А. Морозова. Астрахань, 2000 13. Природа и история Астраханского края. Астрахань, 2002 14. Социально­экономическое   положение   Астрахани.   Под   ред.   И.   В.   Зверева. Астрахань, 2002 18

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани

Литературные места в Астрахани
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017