Разработка открытого урока на тему:
Л.Н.Толстой «Акула» в 7 «В» классе
Дата: 16. 11. 19 г
Тема: Л.Н.Толстой «Акула». Поступок, продиктованный любовью.
Цель: развитие
читательских умений.
Задачи: познакомить
учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;
обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;
создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;
формировать умения строить умозаключения; воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности.
Оборудование: авторская
выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись
классической музыки Л. Бетховен «Адажио контабилье».
Компетенция 1- по изучаемым темам и
ситуациям диалог состоящий из вопросов, ответов, побуждений.
Компетенция 3- развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо) – языковая компетенция- овладение новыми языковыми средствами.
Этапы и время проведения урока
Орг.момент - 3 м
Опрос пройденного материала 2 м
Новая тема- 15 м
Закрепление изученного материала - 15 м
Итог - 3м
Домашнее задание- 2 м
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
От ребят не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
2.Мотивация.
Постановка целей.
- Фамилию автора, с
произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого
рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите
совпадение. (совпадают портрет и фамилия только одного автора).
А.С.Пушкин
Л.Н.Толстой
М.Ю.Лермонтов
-Мы,
действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем
именно будем заниматься на уроке определите с помощью опорных фраз: (На доске
записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу
самостоятельно)
- продолжим знакомство с творчеством …
- расширим свои знания о жизни …
-продолжим работу над развитием читательских…
- На уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев
Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»
3. Проверка домашнего
задания.
Дом. задание: прочитать текст о детстве Толстого;
подготовить дополнительную информацию о жизни писателя; принести любимую книгу
для выставки.
-Я пишу предложения мокрой
тряпкой на доске, вы запоминайте их, пока не высох след, повторите, как
запомнили.
Граф.
Ясная поляна
Школа для детей.
- Какое отношение имеют эти
слова к сегодняшнему уроку?
- Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, можете рассказать о его
жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. Что вы хотите
рассказать для всех?
( выступление учащихся)
Учитель: Своё
детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна,
неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но
теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три
брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой
считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому
что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много
работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз
переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и
крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил
избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен;
уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. Очень долго
Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который
посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и
стал учить крестьянских детей по учебникам,
которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.
4. Работа с выставкой книг.
- Обратите внимание на
выставку книг?
- Кто автор этих книг?
- Как назвать её? Почему? (авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н.
Толстой)
- Какие произведения читали самостоятельно?
- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой?
- Выберите из выставки басни, были, рассказы. (Дети называют варианты и
показывают книги)
-О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о
детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)
5. Подготовка к восприятию.
-Ребята, я очень люблю
произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился
один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить. Но сначала, ребята,
отгадайте загадку.
Треугольником
плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от
злости распахнула,
Рыба-хищница …
- А, что вы знаете об акуле? (Слайд)
- Ребята, об этой удивительной рыбе дополнит ваше знание …( заранее подготовленный ученик)
Акула, страшная хищница морей. Это очень древняя рыба. Благодаря обтекаемой форме тела, при движении акулы испытывают очень маленькое сопротивление воды, поэтому они быстро плавают. Они часто распугивают и уничтожают рыбу пойманную рыбаками, рвут рыболовные снасти, иногда нападают на людей. В пасти акулы усажены несколько рядов острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Акулы отличаются друг от друга внешним обликом и величиной. Но не все акулы хищники. Многие акулы питаются мелкой рыбкой, медузами. Акулы рождают живых детёнышей. У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб вымерших миллионы лет назад.
- Ребята, вы послушали сообщение, оно носит научно – познавательный характер.
- Мы сегодня познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»
6.
Предварительная словарная работа.
-В этом произведении вам
встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте слова, записанные.
Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.
Фитиль
Артиллерист
Палуба
Якорь
-Где можно
найти объяснение этим словам? (^ Спросить у учителя, родителей, посмотреть в
словаре, в интернете…).
- Задание: 1 группа ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и
зачитывают всему классу. 2 группа – фитиль 3 группа ищет в толковом словаре значение слова: палуба
И 4 группа - якорь.
Фитиль – шнур для поджигания пороха.
Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
Палуба – часть судна.
Якорь – металлический
стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна
на месте.
7. Первичное
чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»
- А теперь внимательно
послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.
Прогнозирование по содержанию:
- Как вы думаете, что будет
дальше? Как могут развиваться события?
Чтение текста до конца учителем.
Пауза для эмоционального восприятия.
Составление
коллективного синквейна «Акула»
1. Написать имя
существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4.
Предложение
5. Слово-смысл темы.
Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник.
9.Анализ
произведения.
- Как случилось, что
мальчики оказались в открытом море? Было очень жарко, капитан дал команду
купаться.
- Куда приплыл корабль? К берегам Африки.
– Как артиллерист отнёсся к забавам ребят? Он стоял на палубе и любовался на своего сына.
– Когда его охватил страх? Когда он увидел акулу подплывающую к мальчикам.
–Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает это состояние?
–Какие попытки спасения ребят, предприняли взрослые?
– Что решился сделать старый артиллерист, увидев опасность?
–Почему после выстрела он упал возле пушки и закрыл лицо руками?
- Ребята, мы прочитали рассказ, разобрали его, а сейчас давайте попробуем озаглавить каждую часть рассказа.
- Расположите название каждой части по порядку.
3.Встреча с акулой.
1.Корабль у берега Африки.
2.Весёлое купание в море.
5. Спасение ребят.
4.
Артиллерист выстрелил в акулу.
10. Осмысление прочитанного.
-Почему рассказ называется
«Акула» ?
-Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)
- Посмотрите, как его изобразил художник.
Открывается портрет артиллериста.
- Что можете
сказать? Каким он был человеком?
На доске появляется характеристика героя:
· сильный духом
· мудрый
· мужественный
· опытный
· находчивый
· решительный
· смелый
· бывалый
Учитель: Главным
героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за
детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя
рисковал жизнью мальчиков.
-Возьмите в руки простые карандаши, проследите по тексту его действия и
состояние.
Работа в группах.
Учащиеся восстанавливают
подтекст «Переживания артиллериста» и рисуют модель, отражающую его состояние:
Радость страх отчаяние успокоение
любовался закричал упал, открыл лицо
сыновьями бледный закрыв лицо посмотрел
руками на море
11. Итог урока:
-Как вы относитесь к
поступку артиллериста?
-Что его побудило совершить этот поступок? (Любовь к сыну)
-Пришло время подвести этог: С какой целью написал Толстой свой рассказ?
– Чему учит нас этот рассказ? Прежде, чем совершить поступок нужно
подумать.
Этот рассказ
помог понять вам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.
-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» - Вы
согласны?
12. Домашнее задание.
Читать и пересказывать
рассказ «Акула» с.29 – 31. (Слайд №25)
Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду.
Министерство Народного Образования Республики Узбекистан
Народное образования города Зарафшана
Школа № 8
Разработка открытого урока в 7''В''классе на тему:
Л.Н. Толстой «Акула»
Провела учительница русского языка и литературы Кахарова Д.И.
Фрагменты из открытого урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.