ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
математика +1
Детсад
25.03.2018
Цель: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
• обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
из опыта работы
Опыт работы.docx
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Дюймовочка»
ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
из опыта работы АДРЕС ОПЫТА ПЕДАГОГА
БОЧАРОВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Тема опыта: «Логикоматематическое развитие детей старшего
дошкольного возраста»
Цель: создание условий для максимального развития логического
мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу,
сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению,
обобщению, умозаключениям;
учить детей ориентироваться в пространстве;
развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать,
доказывать;
воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе,
желания прийти на помощь сверстнику. №
п/п
1.
2.
3.
4.
«Сложи квадрат» (по
методике Никитиных).
«Мосты и берега»,
«Зеленые поляны»
(Виктора Кайе).
«Логические блоки
Дьеныша»
«Цветные счетные
палочки Кьюзенера»
5.
игра Воскобовича
«Кораблик «Брызг
брызг»
6.
«Квадрат Воскобовича»
(четырехцветный)
Дидактический материал
Название
Описание, цель
Развитие творческих способностей, воображения,
логического мышления
Замечательный игровой материал, состоящий из 48
картонных карточек, который позволяет собирать
различные фигуры (графический конструктор), изучать в
игровой форме симметрию (зеркальное отражение),
изменять фигуры путем наложения/вставок/поворота
карточек (трансформация).
Набор логических блоков состоит из 48 объемных
геометрических фигур, различающихся по цвету, форме,
размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура
характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет
даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель – научить ребенка решать логические
задачи на разбиение по свойствам.
Счетные палочки Кюизенера являются
многофункциональным математическим пособием,
которое позволяет "через руки" ребенка формировать
понятие числовой последовательности, состава числа,
отношений «больше – меньше», «право – лево»,
«между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор
способствует развитию детского творчества, развития
фантазии и воображения, познавательной активности,
мелкой моторики, нагляднодейственного мышления,
внимания, пространственного ориентирования,
восприятия, комбинаторных и конструкторских
способностей.
Игра способствует :
Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти,
мышления, речи).
Тренировке мелкой моторике рук.
Развитию математических представлений о цвете, высоте
предметов, пространственных представлениях, условной
мерке (флажок), количественном и порядковом счете,
составе числа.
Развитию умения решать логикоматематические задачи.
Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба
в разных направлениях, ребенок конструирует
геометрические и предметные фигуры по схеме или
собственному замыслу. Четыре цвета усложняют игру,
делают ее более красочной, развивают пространственное
мышление и фантазию. 7.
Играголоволомка
«Чудесный круг»
8.
9.
«Танграм»
«Колумбово яйцо»
10.
«Прозрачный квадрат»
(нетающие льдинки) +
сказка
11.
Альбомигра «Дом с
колокольчиком»
развитие пространственного мышления, которое
формируется благодаря размещению частей
головоломки в пространстве при составлении узоров и
фигур;
формирование усидчивости, сообразительности,
стимулирование мыслительных процессов, которые
обязательно тренируются во время игры с любой
головоломкой;
действуя двумя руками при обведении частей
головоломки, ребенок стимулирует взаимодействие
обоих полушарий мозга;
составление симметричных фигур и орнаментов
развивают эстетические чувства, внутреннюю гармонию
и равновесие;
происходит стимулирование мелкой моторики.
Игра способствует развитию образного мышления,
воображения, комбинаторных способностей, а также
умения визуально делить целое на части.
Игра развивает восприятие формы, способность
выделять фигуру из фона, способность к выделению
основных признаков объекта, глазомер, воображение
(репродуктивное и творческое), зрительномоторную
координацию, мышление, зрительный анализ/синтез,
умение работать по правилам.
Игры с геометрическими фигурами способствуют
успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя
игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать
нужное количество, знакомится с пространственными
отношениями и величиной. Составление одной фигуры
из нескольких помогает понять ребенку соотношение
целого и части.
Каждая глава сказки – это чудесные превращения
Малыша Гео, козни НезримкиВсюся и одновременно
занимательные вопросы, проблемы на моделирование и
преобразование предметов.
содействует интеллектуальнотворческому развитию
детей:
• Развитию памяти;
• Умению концентрировать внимание;
• Развитию воображения;
• Освоению элементов художественного
конструирования;
• Освоению пространственных отношений.
12.
«На золотом крыльце…» Комплект поможет Вам сформировать у детей
представление о числе, содействовать развитию
восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
Цвет, число, величина, ориентирование на плоскости,
творчество и многое другое. Практический опыт 13.
Игра «Посудная лавка»
14.
Альбом «Лепим
нелепицы»
15.
Альбом с заданиями № 1
«В поисках затонувшего
клада»
16.
Альбом с заданиями № 2
«Праздник в стране
Блоков»
17.
Альбом с заданиями № 3
«Спасатели приходят на
помощь»
18.
«Давайте вместе
поиграем»
показывает, что использование игр с цветными счетными
палочками Кюизенера способствует успешности
обучения ребенка в школе по математике.
«Посудная лавка» это три игры в одной,
направленные на развитие интеллектуально
творческих способностей у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. В эту игру может
играть как один ребенок, так и группа детей (1015
человек).
игровой материал будет способствовать: развитию
речи, памяти, внимания; различению цвета, размера;
умению сравнивать, работать по схеме, считать и
отсчитывать, ориентироваться на плоскости,
переносить на схему свои собственные проекты;
знакомству с симметрией, с цифрами; умению
добиваться результата и развитию
самостоятельности.
Альбом "Лепим нелепицы" является составной частью
игрового методического комплекса к дидактическому
материалу "Логические блоки Дьенеша".
Как и в любой игре, в игре словами для ребенка главное
упражнение приобретенных сил, своеобразная проверка
новых знаний ("бывает не бывает"), свобода обращения
со словом.
Альбом №1 продолжает цикл игр к дидактическому
материалу «Логические блоки Дьенеша». Материал
рассчитан на детей 58 лет. Развивает внимание, память,
умение работать в коллективе, самоконтроль. Тренинг
решения примеров. Игру можно использовать при
проведении КВН и различных конкурсов. В эту игру
можно играть дома, использовать как часть занятия в
детском саду и в любое время, по желанию детей (с
одним листом заданий может работать 1, 2, 4, 8 человек).
Игры альбома № 2, как и все игры этой серии, развивают
интеллектуальные способности у детей. Своеобразие
игр этого альбома – направленность на социально
нравственное развитие детей: умение работать в
коллективе, соблюдать правила. Соревновательный
характер игр помогает воспитывать целеустремленность,
настойчивость в достижении цели.
Игра альбома №3, как и все игры этой серии, развивают
интеллектуальные способности у детей: логическое
мышление, смекалку и сообразительность, внимание и
память; помогают в освоении детьми шифровки и
расшифровки информации, заданной в цифрах, буквах
или знакахсимволах.
Эти материалы необходимы всем педагогам,
использующим в своей работе игры и упражнения с
блоками Дьенеша. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного
материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных
игр(20 игр), а также показаны возможные пути
придумывания игр с детьми. Кроме того в комплект
входят иллюстрированный вспомогательный материал
для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими
фигурами (для игр с подгруппой детей желательно
иметь 2 набора блоков Дьенеша). В методических
советах описано более 20 игр, разделение по возрастам
условно: все зависит от уровня индивидуального
развития ребенка, его игрового опыта
Зачем логика маленькому дошкольнику?
По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств
вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно
знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами
и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это
принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если
обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех
способностей в области восприятия, образного мышления, воображения,
которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их
разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут
служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в
старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является
навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не
овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи,
выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В
результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет
интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным,
научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама
школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В своей работе я хочу показать как через специальные игры и
умение детей самостоятельно
упражнения можно сформировать
устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов,
приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного
развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся
содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и
правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны,
но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и
развивающего результата.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку
необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно
мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически
мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное
значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и
осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он
начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать,
группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению
более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой
дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти
дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач,
которые
ставит
перед
нами
школьное
обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование
дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических
игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у
детей формируются важные качества личности: самостоятельность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать
их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с
простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство
детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос
о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на
которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут
отвечать, что больше груш. В подобных случаях они основывают свои ответы
на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление,
а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем
дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического
мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо
развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического
мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей
познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому
поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее
естественных видов деятельности детей и способствует становлению и
развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и
самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через
дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего
школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в
дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и
информатики. Особое внимание уделяю в своей работе практической деятельности по
познанию разных свойств объектов, и конструированию, в процессе которого
у детей формируется универсальная умственная способность по построению
разных целостностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.) Детское
экспериментирование представлено практически во всех областях как одно из
важнейших средств самостоятельного познания. Активизация познавательной
деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием,
методическое, организационное и моральнопсихологическое обеспечение
выступают сегодня не только как сложная педагогическая проблема, но и как
важнейшая социальная задача, успешность решения которой во многом
опосредуется тем, насколько полно исследован феномен познавательной
активности с позиций межпредметных связей. Цель моей деятельности, как
воспитателя дошкольного образования заключается в стимулировании разных
обеспечивающей оптимальный уровень
видов активности детей,
индивидуального развития, что позволяет ему осваивать разные сферы
Для успешного формирования познавательной
жизнедеятельности.
активности у дошкольников моя деятельность направлена на обеспечение
максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, на
использование интеграционного подхода к содержанию и приемам
организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными
возможностями ребенка в условиях развивающей среды. Развитие и
обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет – сложный путь,
который включает в себя: накопление информации об окружающем мире,
упорядочивание и систематизация представлений о мире. И то, и другое
всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень
выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом
возрастном этапе разные. В возрастном интервале 27 лет помещаются два
периода «накопления информации» – 24 лет и 56 лет; и два периода
«упорядочивания информации» – 45 лет и в 67 лет. Периоды «накопления» и «упорядочивания» информации отличаются друг от друга. Эти различия
определяются возрастными особенностями психического и физиологического
развития ребенка. Объектом познания детей является богатое, многообразное,
предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они
сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события),
воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это
«единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с
чем действую, то и познаю». Накопление происходит благодаря: личному
участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за
реальными явлениями, предметами, собственному манипулированию ребенка
с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем
окружении. В 56 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему
все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением
пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном
этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности
упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью
переработать поток поступающих сведений о большом мире. У детей 56 лет
наблюдается: стремление расширить свой кругозор, желание выявить и
вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения, потребность
утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Для того чтобы
удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5летнего
ребенка имеются различные средства и способы познания: действия и
собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо), слово,
т.е. рассказы взрослых (этот способ ему уже знаком, продолжается процесс
его совершенствования); книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребенка 56 лет (анализ, сравнение,
обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему
более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях об окружающем мире. Накопленные к
шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений
упорядочивания накопленных и поступающих сведений.
Для формирования познавательной двигательной активности детей я
организую разнообразное, многостороннее, насыщенное общение детей,
усиливающие (или
закладывая в него разнообразные отношения,
ослабляющие) воздействие познавательных стимулов, побуждаю детей к
активной познавательной деятельности, оживляя детскую деятельность
элементами занимательности, используя воздействие средств искусства,
развивая навыки коллективного анализа, применяя индивидуальные задания,
тем самым, обеспечиваю условия для развития детской самостоятельности,
инициативы, творчества. Обязательным элементом образа жизни детей
является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении
элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении
игрушексамоделок, простейших механизмов и моделей. При этом своим
примером побуждаю детей к самостоятельному поиску ответов на
возникающие вопросы, обращаю внимание на новые, необычные черты
объекта, строю догадки, обращаюсь к детям за помощью, нацеливаю на
экспериментирование, рассуждение, предположение. Для эффективного
формирования познавательной активности личности детей дошкольного
возраста использую оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные
виды активности. В их числе, прежде всего, следует назвать методы,
вызывающие познавательные вопросы детей:
метод неожиданных решений, основанный на том, что я предлагаю
новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит
имеющемуся опыту детей; метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что
направленные на получение
заставляет детей задавать вопросы,
дополнительной информации;
метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни);
метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда я
избираю неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и
начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Что бы научить детей дошкольного возраста любить математику,
поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к
решению поисковых задач, стараюсь творчески и с интересом подходить к
организации процесса обучения,
использовать разнообразие и
вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
В развивающих играх
происходит
целенаправленное
интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием
элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую
задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов,
делать выводы.
устанавливать сходство и различие,
обобщать,
Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению,
умению применять свои знания в разных условиях.
Увлекательные развивающие, математические игры создают у
дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат
умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и
желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста.
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.