ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА И НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА И НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Подавляющее большинство речевых нарушений, как известно, возникает в дошкольном детстве. В последнее время, отмечают специалисты по коррекционной работе с детьми, увеличилось количество детей с полиморфными нарушениями в развитии. То есть нарушение речи, в данном случае, занимает сопутствующую роль наряду с неречевыми психическими расстройствами, нарушениями интеллекта, психоэмоциональными и соматическими расстройствами. Перед педагогом, в поле работы которого приходят дети с такими особенностями развития, возникает задача по поиску и подбору эффективных методов, систем и прочих коррекционных технологий. Для решения задачи комплексного психолого-логопедического, педагогического и лечебно-оздоровительного воздействия на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами, доказанным, наиболее универсальным средством является коррекционная методика под названием - логоритмика. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. [2] Кроме того, логоритмика является системой двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Классический подход по данной методике хорошо описан в пособии Г.А. Волковой. Это первый учебник в нашей стране, посвященный проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией. Многие авторы, такие как В.А. Гиляровский, Е.В. Чаянова, В.А. Гринер указывали, что логоритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение; способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга; способствует развитию внимания, памяти, оказывает психотерапевтический эффект, в котором определенную роль играет музыкотерапия. Также, как отмечают Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская ритм оказывает благоприятное воздействие на болезненные отклонения в психофизическом состоянии человека и его воздействие на интеллектуальную и эстетическую сферу. [6] Но хотелось бы углубиться и призвать на помощь нейропсихологию – науку о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность. И многие педагоги понимают, что данный подход в решении коррекционных задач позволяет достигнуть целей наиболее оптимально. Широкое внедрение нейропсихологического анализа в практику доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.К.Корсаковой и других. [4] Решив объединить логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию (по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович), таким образом мы получаем мощный нейрокоррекционный инструмент – метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович, Б.А. Архипов и др.). [1] Данное направление является инновационной технологией, так называемая нейрологоритмика. Нейрологоритмика - представляет собой комплексный, междисциплинарный продукт, объединяющий в себе логопедический и нейропсихологический подход (базовые основы, предпосылки когнитивных функций), интегрируя логопедическую ритмику и нейропсихологическую коррекцию. Таким образом, дополняя занятия по логоритмике, включая упражнения по нейрокоррекции, мы можем решать коррекционные задачи, направленные на оптимизацию работы подкорковых структур, развивая моторные и речевые навыки детей. При составлении занятий уделяю особое внимание структуре и содержанию. Структура занятия должна оставаться неизменной: 1. Вводная часть (приветствие, разминка, различные виды ходьбы, маркировка левой руки) 2. Основная часть (интеграция логоритмических и нейропсихологических игр и упражнений) 3. Заключительная (подведение итогов и прощание) Содержание занятий включает упражнения различной направленности: • разминка (растяжки, перекаты, расслабления, наклоны); • упражнения на развитие слухового и речевого внимания (переключаемость, устойчивость, переключение); • упражнения для развития чувства музыкального размера и метра; • упражнения для развития чувства музыкального темпа; • дыхательные и голосовые упражнения; • упражнения, регулирующие мышечный тонус; • упражнения по психомоторной координации; • упражнения на развитие когнитивных процессов; • упражнения для мелкой моторики и ручного праксиса; • упражнения для артикуляционной моторики. • общеразвивающие упражнения. Для успешного результата занятий придерживаюсь следующих принципиальных составляющих: эмоциональная вовлеченность детей, простота и четкость заданий, создание ситуаций успешности, индивидуальный подход. При подборе упражнений для занятия пользуюсь авторскими методиками и учебными пособиями следующих авторов: М.Ю. Семенович, Е.А. Балдиной, А.В., Картушиной Г.А. Волковой, Г.Р. Шашкиной. Часто использую музыкальный репертуар Е. Балдиной, А. Логачевской, Г.А. Картушиной, классические и фольклорные произведения. Из практики могу отметить, что, включая элементы нейрологоритмики в структуру занятия логопедической ритмикой при систематической работе с детьми различных нозологических категорий от 3 до 7 лет отмечается значительная динамика в речевом и когнитивном развитии, непроизвольной и произвольной саморегуляции, становлении сенсомоторного репертуара. Занятия такого плана значительно улучшают произвольное внимание, регулируют поведение детей, дети с удовольствием включаются в деятельность, успокаиваются, могут более длительное время удерживать внимание, сохраняют более устойчивый интерес во время всей запланированной деятельности. Литература: 1. Балдина Е.А. Методические рекомендации к сборнику 1 программы «Нейрологоритмика»: воспитателям, логопедам, психологам, музыкальным руководителям и родителям, - Москва, 2019 2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика). 3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 208с. – (Логопед в ДОУ) 4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособия для высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232с. 5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с. 6. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192с