Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов
Оценка 5

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Оценка 5
Игры +1
doc
русский язык +1
1 кл—4 кл
10.03.2017
Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов
Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения и письма является звуко-буквенный анализ слова и осознание разницы между неречевыми и речевыми звуками. При работе с детьми имеющими нарушения речи, данная проблема стоит особенно остро. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается благодаря множеству упражнений на выделение звуков из слов и на их распознавание. Представленный дидактический материал может использоваться на логопедических занятиях, посвященных обучению школьников звуко-буквенному анализу. Данные игры и упражнения на выделение и распознавание звуков, при их систематическом использовании на занятиях, помогают довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также помогают сделать работу в этом направлении более интересной и разнообразной.
Логопедические игры и упражнения для развития.doc
Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК» Исходным  моментом в процессе формирования навыка чтения и письма является звуко­буквенный   анализ   слова   и   осознание   разницы   между   неречевыми   и   речевыми звуками.   При   работе   с   детьми   имеющими   нарушения   речи,   данная   проблема   стоит особенно остро. Умение   дифференцировать   звуки   речи   вырабатывается   благодаря   множеству упражнений   на   выделение   звуков   из   слов   и   на   их   распознавание.   Представленный дидактический   материал   может   использоваться   на   логопедических   занятиях, посвященных обучению школьников звуко­буквенному анализу. Данные   игры   и   упражнения   на   выделение   и   распознавание   звуков,   при   их систематическом использовании  на занятиях, помогают довести навык дифференциации звуков  до автоматизма,  а также помогают  сделать  работу в  этом направлении  более интересной и разнообразной. Узнай, кто какие звуки издает Цель: развитие слухового восприятия. Оборудование:  набор   предметных   иллюстраций   с   изображением   жука,   змеи,   пилы, насоса, кота, комара, собаки, электровоза. Ход игры. Логопед показывает картинку и обращается к ученикам: «Сейчас я буду превращать вас в предметы и зверей, изображённые на картинках, а вы должны   издавать   нужные   звуки».   Учащиеся   называют   изображенный   на   иллюстрации предмет   я   произносят,   как   звенит   пила,   жужжит   жук   и   тд.   Сначала   отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик, чей ответ был правильным. Кто это? Цель: развитие слухового восприятия. Ход   игры.   Водящий   становится   к   классу   спиной,   а   все   учащиеся   хором   читают стихотворение,   последнюю   строчку   которого   произносит   один   из   детей   по   указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становятся водящим. Примерный материал Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! (Имя водящего.) Сел петух на забор, Закричал на весь двор. Слушай, (Коля), не зевай, Кто петух у нас, узнай! «Кукареку!» К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку­ку! Ку­ку!» Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: «Ква­ква­ква!» Мы по кругу идем, Мы лисичку зовем. Пусть глаза не открывает, Нас по голосу узнает. Кто позвал тебя, узнай: «Лисичка, кто я?» Угадай звук Цель: отработка четкости артикуляции. Ход игры. Логопед или ведущий ученик произносит звук про себя, четко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Тот, кто угадал первым, становится ведущим У кого хороший слух? Цель:  развитие фонематического слуха, умение слышать звук в слове.  Оборудование: набор предметных иллюстраций. Ход игры. Логопед показывает иллюстрацию и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если   слышат   в   названии   изучаемый   звук.   На   более   поздних   этапах   логопед   молча показывает   картинку,   а   учащиеся   проговаривают   название   картинки   про   себя   и реагируют так же. Логопед отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующие действия. Какой звук чаще всего слышим? Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали. Примерный материал У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Зоиного зайку зовут Зазнайкой. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Грамматическая арифметика Цель: развитие умения определять место звука я буквы в слове. Оборудование: написанные на доске или на карточках примеры. Ход игры. Учащимся предлагается решить «буквенный пример». Для этого необходимо определить   место  буквы  в предлагаемом  слове  я  убрать  лишние   буквы.  Игра  может проводиться как с опорой на наглядность, так и устно. Примерный материал 4­1 =?                                                                      5­1=?                                                   Беда (еда). Роса (оса). Уход (ход). Бусы (усы). Залы (зал). Угол (гол). Рыбак (рыба). Удача (дача). Ябеда (беда). Точки (очки). Банка (банк). Сурок (урок). 7­2 =? Букварь (буква). Дудочка (дочка). Ярмарка (марка). Кто в домике живет? Цель: развитие умения определять наличие звука в слове. Оборудование:  домик   с   окошками   и   кармашком   для   вкладывания   картинок;   набор предметных иллюстраций. Ход   игры.   Учитель   объясняет,   что   в   домике   живут   только   звери   (птицы,   домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная иллюстрация оценивается игровой фишкой. Примерный материал Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь. Кто больше? Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой. Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки. Ход   игры.  Каждому   ученику   дается   одна   из   пройденных   букв.   Учитель   показывает картинку, ученики называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек. Где спрятался звук? Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.  Оборудование:  у   учителя   набор   предметных   иллюстраций.   У   каждого   ученика   — карточка, разделенная па три квадрата, и цветная фишка (красная — если работа идет с гласным звуком, синяя — с согласным). Ход   игры.   Учитель   показывает   картинку,   называет   изображенный   за   ней   предмет. Учащиеся   повторяют   слово   и   указывают   место   изучаемого   звука   в   слове,   закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук (в начале, в середине или в конце слова). Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке. Шифровщики Цель:  развивать   умение   выделять   первый   звук   в   слове,   соотносить   его   с   буквой, составлять слово из отдельных букв. Оборудование: карточки с зашифрованными словами. Ход   игры.  Ребёнку   предлагается   вписать   в   клетку   под   каждой   картинкой   букву,   па которую   начинается   название   изображённого   сверху   предмета,   прочитать   полученное слово. Примерный материал. Ответы: крот, софа, нора. Цепочка Цель: развитие умения выделять первый и последний звуки в слове.  Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий   ученик   ряда   и   т.   д.   Задача   ряда   —   не   разорвать   цепочку.   Игра   может проходить   как   соревнование.   Победителем   окажется   тот   ряд,   который   дольше   всех «тянул» цепочку. Каждому свое место Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование: у каждого ребенка ­ набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой средний, в третьей последний. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный). Ход игры. Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, з зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки. Где наш дом? Цель: развитие умения дифференцировать частные звуки. Оборудование:  набор   предметных   картинок,   названия   которых   начинаются   с оппозиционных   звуков;   прикрепленные   к   доске   два   домика,   на   кармашках   которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например, [с] или [ш]. Ход   игры.  Каждый   ученик,   выйдя   к   доске,   берет   картинку,   называет   ее,   определяет наличие   звука   [с]   или   [ш],   вставляет   картинку   в   соответствующий   кармашек.   За правильно выполненное задание насчитываются очки. Примерный материал Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол. Превращение слов ­ волшебные цепочки Цель: развитие умения определять звук в составе слова и соотносить его с буквой. Ход игры. Логопед предлагает детям выполнить следующие задания: 1. Первое слово должно начинаться с буквы «А»,  а последнее ею заканчиваться. (Астра ­ амбар ­ рак ­ куст ­ трава.) 2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего слова. (Арба ­ барабан ­ банка ­ катер ­ термос ­ мостик ­ тик­так — такса ­ сажа ­ жаба.) Построим пирамиду Цель: развитие умения определять последние звуки в слове. Оборудование:  на   доске   —   рисунок   пирамиды,   основание   которой   состоит   из   пяти квадратиков, выше ­ четыре квадратика, затем — три и два. Картинки с изображением различных предметов, в названиях которых пять, четыре, три и два звука (соответственно пять, четыре, три и две картинки). Ход   игры.  Учитель   предлагает   детям   заполнить   пирамиду.   Среди   выставленных   на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется игровой фишкой. Примерный материал Сумка,   чашка,   туфли,   мышка,   груша,   утка,   ваза,   елок,   волк,   мак,   осы,   кот,   нос. Комментарий для учителя. Звуковой и буквенный состав названий иллюстраций должен совпадать. Что изменилось? Цель: развитие умения проводить звуко­буквенвый анализ. Оборудование: буквы из разрезной азбуки. Ход игры. Учитель составляет слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну—две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось. Выигрывает правильно отгадавший. Примерный материал Бочка — ночка — точка; репка — лепка — кепка; шапка — папка — лапка; рука — ручка; пара — парта; мишка — миска; город — горох. Что перепутал художник? Цель: развитие умения проводить сравнительный звуко­буквенный анализ. Оборудование: карточки со словами и предметными иллюстрациями: булка — на картинке белка, далее соответственно кот — кит, горка — норка, мышка — мишка, лужи — лыжи, ворота — ворона. Ход игры. Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо,   а   читать   правильно   не   научился.   Ребятам   предлагается   определить,   что перепутал  маленький  художник.  Какую букву в  каждом  слове  он  прочитал  неверно? Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным   словом,   сравнивают   по   буквам   пару   слов.   Задание   могут   выполнять представители каждого ряда. За правильный ответ насчитываются очки.  Комментарий для учителя. Когда все картинки и слова будут расставлены верно, можно предложить детям записать одну—две пары слов и подчеркнуть разные буквы. Угадай слово Цель: развитие умения проводить звуко­буквенный анализ, различать и согласные буквы. Оборудование: наборное полотно и карточки с буквами. Ход   игры.   Учитель   ставит   на   наборное   полотно   согласные   буквы,   например:   м­л­к (молоко), с­п­г­ (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам. Комментарий для учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух— трех   прямых   открытых   слогов.   В   конце   игры   учитель   спрашивает,   какие   буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми. Сколько точек — столько букв Цель: развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв, проводить звуко­ буквенный анализ. Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть). Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова,   какие   называли,   и   некоторые   записывают   в   тетрадь,   ставя   в   скобках   цифру, соответствующую количеству букв. Комментарий для учителя.  Анализируются по звуковому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные, названные правильно, орфографически проговариваются. Угадай предмет Цель: развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв. Оборудование: набор предметных иллюстраций, на тыльной стороне каждой написана первая буква названия предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками. Ход   игры.  От   каждого   ряда   ученики   по   одному   выходят   и   вписывают   в   схему недостающие буквы. Иллюстрацию переворачивают. Если слово соответствует названию картинки,   ее   забирает   ученик.   Победителем   считается   тот   ряд,   у   которого   больше иллюстраций. Примерный материал О ­ ­ (осы), с ­ ­ (сом), м ­ ­ ­ (мыло), л ­ ­ ­ (луна), у ­ ­ (усы), н ­ ­ (нос), ш ­ ­ (шар), п ­ ­ ­ (ноги), к ­ ­ (кот), б ­ ­ ­ (бусы), р ­ ­ ­ (рама), у ­ ­ ­ (утка), ж ­ ­ (жук), д ­ ­ (дом). Цепочка слов Цель: развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов. Оборудование:   записанные   на   доске   первые   слова   для   каждого   ряда;   расчерченные линейки для записи последующих слов. Ход игры.  К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который напишет большую цепочку слов. Примерный материал Сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох и др. Подбери пару Цель: развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов. Оборудование: по шесть карточек со словами у каждого ученика. Ход игры.  Учащиеся составляют пары слов, отличающихся одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравших пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре. Примерный материал Пар — парк, кот крот, роза — гроза, рот крот, сук — стук, ком корм, каска — краска, зал звал, лещii — клещи, бор — борщ, ужи — лужи, ужи — ужин, утка — шутка, кран — экран, лапа — лампа, усы бусы, осы— косы, сорок — сорока, стол — ствол, так — танк, сон — слон, сор спор, дал ­ ждал. Подвижные буквы Цель: развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок. Оборудование: карточки со словами и буквы разрезной азбуки. Ход игры. Ученик получает карточку со словом я буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить сначала слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Выигрывают первые пятеро из выполнивших задание учеников. Примерный материал Липа — пила, кот ток, сон — нос, лапка — палка, рано — нора, маяк — ямка, карп — парк, марка — рамка, кулак — кукла, лес — сел, кот — кто. Каждой согласной — свое место Цель: развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко­буквенный анализ. Оборудование: два—три столбика записанных на доске слов, в которых согласные буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком. Ход игры.  Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает тот ряд (звено), который первым закончит работу. Игры и упражнения для усвоения понятия  «СЛОГ», преодоления нарушения слоговой структуры слов и обучения слоговому анализу Что может помешать ребёнку успешно овладеть школьными навыками: письмом и чтением? Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой­ либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой  структуры слов. Этот дефект выражается  в трудностях произношения  слов сложного   слогового   характера:   перестановка   слогов,   пропуски   или   добавление посторонних слогов, звуков (лубника (клубника), фотосграфираца (фотографироваться), велопедит (велосипедист) и т.д.). Часто   в   дошкольном   возрасте   ведётся   работа   по   формированию   правильного звукопроизношения, но упускается из вида работа по формированию слоговой структуры слов,   что   и   является   одной   из   причин   возникновения   дислексий   и   дисграфий   при обучении ребёнка в школе. З.   Е.   Агранович   предлагает   следующие   этапы   и   направления   по   преодолению нарушений слоговой структуры слова: 1. Подготовительный этап: ­ работа на невербальном материале; ­ работа на вербальном материале; 2. Коррекционный этап: ­ уровень гласных звуков; ­  уровень слогов; ­ уровень слова; ­   отработка   слоговой   структуры   слов   на   материале   чистоговорок,   законченных предложений, стихов и других текстов. Подбор   материала   для   коррекционной   работы   над   слоговой   структурой   слов осуществляется в зависимости от особенностей речевого нарушения каждого ребёнка. Барабанщики Цель: отрабатывать навык вслушиваться в ритм с последующим его воспроизведением. Ход   упражнения.   Повторить   ритмический   рисунок   (сначала   простой,   затем   более сложный)   за   взрослым.   Ритм   может   отстукиваться   или   отхлопываться.   При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты. Посчитай предметы Цель: отрабатывать навык слышать ритм. Ход упражнения. Логопед просит хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев. Робот Цель: отрабатывать навык слышать ритм. Ход   упражнения.  Попросить   ребёнка   произнести   слово   «от   лица   робота».   Слово произносится по слогам (та­рел­ка), и на каждый слог выполняется резкий поворот или наклон,   имитирующий   движение   робота.   Выполнение   движения   обязательно   должно совпадать с моментом произнесения очередного слога.  Где гласный? Цель: запомнить соотнесение слога с гласным звуком. Ход игры. Предложить ребёнку несколько слогов: ­ма­, ­уа­, ­пас­, ­ток­, ­ла­ и т.д. Затем попросить   назвать   только   гласный   звук   в   каждом   слоге,   определить   позицию (местоположение)   гласного   звука   в   слоге.   Можно   усложнить   задание,   давая   ребёнку односложные слова (дом, ком, ток, лак и тд.) Буквы и звуки Цель: запомнить соотнесение слога с гласным звуком, учиться соотносить звук с буквой. Ход   игры.  Выделить   гласные   звуки   из   слова,   подобрать   соответствующие   буквы   из разрезной азбуки. Поймай комара Цель: совершенствовать умение выделять звук из слова. Ход  игры.  Предложить  ребёнку  хлопнуть  в  ладоши, когда  он услышит  гласный  звук (звуки произносятся вперемешку [а], [п], [с], [о], [л], [г], [к], [и], [н]). Вслушайся в слово Цель:  развивать   слоговой   анализ   и   синтез,   слуховое   внимание   и   слуховую   память, зрительное   внимание   и   зрительную   память.   Найти   слова   по   звучанию   близкие,   а   по смыслу разные. Ход  игры.  Логопед  читает  стихи, дети вслушиваются  и в  повторяющемся  ряду  слов стараются услышать новое слово, близкое по звучанию. 1) Старый дедушка Исай кормит внучку Майку: «На, КУСАЙ, КУСАЙ, КУСАЙ САЙКУ, САЙКУ, САЙКУ!» 2) «У меня,— промолвил дед,— ни забот, ни горя нет. Захочу — отдохну, есть моложе руки! Чуть КИВНУ, КИВНУ, КИВНУ — Мчатся ВНУКИ, ВНУКИ!» 3) «Зверек, зверек, куда бежишь? Как звать тебя, малышка?» — «Бегу в КАМЫШ, КАМЫШ, КАМЫШ — Я МЫШКА, МЫШКА, МЫШКА!» Веселые нотки Ход игры. Логопед предлагает придумать слова, которые бы начинались слогами из двух звуков, а заканчивались названием музыкальных нот (по схеме): ...­до,  ...­ре, ...­ми, ...­фа, ...­соль, ...­ля, ...­си. (Примерные ответы: чудо, море, сами, арфа, фасоль, Валя, неси). Телеграф Цель: развитие умения делить слова на слоги. Ход игры. I   вариант.   Логопед   говорит:   «Дети,   сейчас   мы   снами   поиграем   в   телеграф.   Я   буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Сначала   даются   односложные   слова   (дом,   пот),   затем   двух­   и   трёхсложные   (стена, мышка, переход, футболка). Первое слово учитель произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ученик самостоятельно произносит его   по   слогам,   сопровождал   хлопками.   Если   ученик   неправильно   выполнил   задание, телеграф   ломается:   все   дети   начинают   потихоньку   хлопать   в   ладоши.   Испорченный телеграф нужно починить, т. е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать. Ученик,   правильно   выполнивший   задание   или   исправивший   ошибку   товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, у кого больше фишек. II вариант. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову   их,   а   только   передам   по   телеграфу:   отстучу   количество   слогов.   Вы   должны подумать  и сказать, какие это могут  быть  слова».  Назвавший  сразу два—  три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договоренности). Молчанка Цель: развитие умения определять количество слогов в слове. Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Ход   игры.   Учитель   называет   слово,   а   ученики   поднимают   карточку   с   цифрой, соответствующей   количеству   слогов   в   данном   слове.   Подбор   слов   может   быть произвольным и тематическим. Комментарий   для   учителя.   Из   числа   учащихся   выделяется   «наблюдатель»,   который отмечает ошибки детей, насчитывая ряд штрафные очки. Собери слова Цель:  развитие   умения   составлять   слова   из   слогов;   накопление   в   памяти   слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами. Ход  игры.  Учитель  пишет  на  доске  слог  ­ва­  и раздает по  одной карточке  каждому ученику.   Ученики   по   порядку   выходят   к   доске   и   прикладывают   свою   карточку   к написанному   слогу   так,   чтобы   получилось   слово.   В   конце   игры   учитель   предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам. Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов. Примерный материал ­Тра­, ­дро­, ­ело­, ­та­, ­за­, ­гон­, ­со­, ­ела­, ­ели­, ­бук­, ­тык­, ­еле­, ­спра­, ­и­, ­хал­, ­клюк­. Перевертыши Цель:   развитие   умения   составлять   слова   из   слогов;   накопление   в   памяти   слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4—6) у каждого ученика.  Ход   игры.  Учитель   называет   по   отдельности   два   слога.   Ученики   берут   карточки   со слогами   и   составляют   из   них   сначала   одно   слово,   потом,   переставив   слоги,   другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились. Примерный материал ­Сое­, ­на­; ­чай­, ­ка­; ­вес­, ­на­; ­ка­, ­мыш­; ­бан­, ­ка­; ­ла­, ­ска­; ­ни­, ­тка­; ­ра­, ­но­; ­на­, ­щи­; ­ка­, ­кой­. Кто последний? Цель:  развитие   умения   составлять   слова   из   слогов;   накопление   в   памяти   слоговых образов. Ход   игры.   Логопед   называет   детям   первый   слог.   Дети   добавляют   один­   два   слога. Выигрывает тот, кто образует последнее слово, например: — со слога ­БА­ начинаются слова: баня, банан, баран, барабан, баранка; — со слога ­БУ­ начинаются слова: бумага, букашка, бутон, булавка, буратино; — со слога ­ВО­ начинаются слова: Вова, восток, ворона, воробей. Слоговая арифметика Цель:  развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание в зрительную память, обогащать словарный запас и развивать мыслительную деятельность. Оборудование: карточки с написанными первыми и вторыми «слагаемыми» . Ход игры.  Логопед предлагает получить новые слова путём арифметических действий. Работа проводится в тетрадях, на доске или с карточками. Детям раздаются карточки с «первыми слагаемыми», «вторые слагаемые» лежат на столе надписями вниз. Ведущий берет со стола карточку, громко читает слово, дети смотрят на свои слова. Тот, чье слово в «сумме» с названным дает новое слово, говорит: «Моё!», получает карточку и так, чтобы все видели, составляет на столе новое слово. Возможен вариант, при котором ребёнок индивидуально работает с карточкой или в тетради, где заранее написаны примеры. 1) бой + кость = ? 2) пас + порт =? 3) воз + дух ? 4) вес + на =? 5) бал + кон =? 6) буй + вол =? 7) мышь + як = ? 8) стол + яр =? 9) яр + кий =? 10) вяз + кий =? 11) вино + град =? 13) кипа + рис =? 14) маска + рад =? 15) баран + ка =? 16) пол + ка =? Вычитание 1)баран – ка =? 2) полка — ка =? З) мышьяк — як =? 4) буйвол — вол =? В два действия 1) зубр + еж + ка =? 2) кот + елка – ка =? Точка З) закон — кол + бор =? 4) липа ­ па + за =? Цель: развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами. Оборудование: карточка со словом «точка»; карточки со слогами ­ве­, ­кле­, ­ни­, ­лен­, ­кис­, ­кар­, ­фор­, ­кур­, ­лас­, ­кос­, ­у­, ­коф­ ­шу­, ­се­ у каждого ученика по одной. Ход игры. Учитель предлагает детям добавить к слову «точка» свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся. Цепочка Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.  Ход игры. Дежурный записывает на доске слово «окно» по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова «окно» (но­ра),   затем   ­   новое   слово,   начинающееся   слогом   ­ра­  (рама),   и  т.   д.   Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов. Найди ошибку Цель: развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги. Оборудование: слова, записанные на доске в следующей разбивке: парус, пар­та, пар­к, пар­ад, пар­а, пар­ник. Ход игры. Учитель говорит: Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова «парус», «парта», «парк», «парад», «пара», «парник». Он отделил во всех   словах   первую   часть   ­пар­,   а   вторую   часть   решил   перенести.   Правильно   ли   он сделал? Найдите ошибки». Правильный ответ оценивается красным кружком (флажком, звездочкой). Победитель выявляется по сумме полученных кружков. Слоговая лесенка Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Оборудование: карточки со слоговыми лестницами. Ход   игры:  предложить   ребёнку   подняться   по   лестнице,   прочитан   слоги   на   каждой ступеньке. Игры и упражнения для усвоения и различия понятий «СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Работа   по   формированию   связной   правильной   речи   не   может   проводиться   без определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение». Работа   над   словом   начинается   с   расширения   и   совершенствования   словарного запаса   учащихся.   Слово   рассматривается   с   точки   зрения   его   лексического   и грамматического значения. Затем представляется целесообразным и логичным соединять слова ­ предметы и слова­действия   в   простое   нераспространённое   предложение,   т.к.   эти   предложения являются   грамматической   основой   предложения,   те.   подлежащим   и   сказуемым.   Тем самым   закладывается  основа   для   успешного  овладения   школьниками   синтаксическим разбором предложения на более поздних этапах обучения. Позже   у   детей   формируется   представление   о   предложении,   его   структуре, грамматическом   и   интонационном   оформления,   продолжается   работа   над   словом, обозначающим признак предмета. Слова­признаки рассматриваются не изолированно, а вводятся   в   предложение,   и   логопед   обращает   внимание   детей   на   их   смысловую   и грамматическую связь с другими словами. Приведённые   в   ниже   игры   и   упражнения   помогут   разнообразить   работу   на логопедических занятиях и сделать её более интересной для младших школьников. Четвертый лишний Оборудование: карточки слов. Описание   игры.  На   доске   в   строчку   выставляются   карточки   четырех   слов,   три   из которых   являются   однородными   понятиями   и   могут   быть   объединены   по   общему признаку. Четвертое слово не соответствует этим требованиям и может быть исключено. Вызванный ученик должен найти лишнее слово и снять соответствующую карточку. Учитель   может   предложить   выполнить   разнообразные   задания   со   словом   на карточке: разделить на слоги, выделить ударный слог, составить предложение и т. д. Кто знает, пусть продолжает Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь,  помидор, кровать,  курица, гладиолус, табуретка и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор. Из одного слова несколько Оборудование:   написанные   на   доске   или   на   карточках   слова,   из   которых   можно вычленить другие, менее длинные слова. Описание игры. Логопед предлагает найти в большом слове другие слова. Работа может проводится как с опорой на наглядность, так и без. Примерный материал. Универмаг Оборудование: карточки слов. Описание   игры.   Учитель   сообщает   детям   игровую   ситуацию:   открывается   новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам:   одежда,   мебель,   посуда,   обувь   и   др.   Вызванный   ученик   берет   из   стопки карточку со словом, читает его, помещает в нужный отдел и выставляет под плакатом название отдела. I   вариант.   Ученики   разбиваются   на   группы.   Каждая   группа   должна   отобрать товары   в   свой   отдел:   выбрать   те   карточки,   на   которых   написаны   названия соответствующих товаров. II вариант. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках (в отделе). На каждой полке среди карточек с названиями товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее и передать карточку в соответствующий отдел. Отгадай и прочитай Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает  значение слова (его он берет в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово. Например, учитель читает значение слова: «Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное — «аптека». Может  быть  и такой вариант  игры:  значения  слов записываются  на  карточках. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает набор карточек со словами и их значениями. Побеждает группа, которая раньше других к каждой карточке со словом подберет карточку, на которой находится его значением. Найди лишнее, оставь только родственников Найди лишнее, оставь только родственников Оборудование: карточки слов. Описание  игры. На доске устанавливаются  в строчку  карточки четырех слов, три из которых   являются   однокоренными,   а   четвертое   не   удовлетворяет   соответствующим признакам: СОЛЬ СОЛЕНЫЙ СОЛОВЕЙ СОЛИТЬ ВОЗ ВАЗА ВОЗИТЬ ПОВОЗКА Вызванный   ученик   читает   слова,   анализирует   их,   находит   лишнее   и   снимает соответствующую карточку. Может быть и такой вариант игры: наборы слов можно отпечатать на карточках. Класс делится на группы, каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв и слогов кассы букв. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием. Слог или слово Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова. Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая — только слоги. Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ. САД МАК РОТ СОН ШУМ КРО ТРА СМИ ШКИ НИТ Найди спрятанное слово Оборудование: карточки с записанными без пробелов словами и наборами букв. Описание   игры.   Ученик   получает   карточку,   внимательно   просматривает буквенный материал, отыскивает слова и подчеркивает их. Побеждает тот, кто раньше других качественно выполнит игровое действие. Например: бвосютррьшбвбвсррадугамтвдьсолнышкожваучбд щтраважбьартиюецветокпррржукиъблыоюишвтицайюьвчгн Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица. Поймай выделенное слово Описание игры. На доске в столбик написаны четыре­пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его или обводит кружочком. Например: ЛИСА  ЛАК  ЛАПА  ЛИЗА  липа, лис, лира, лиса, киса лук, дан, сук, мак, рак, лак липа, лапа, папа, лиса Лида, Липа, Лиза, Лиза Может быть и такой вариант: материал для игры предлагается на индивидуальных карточках.   Победителем   является   тот,   кто   справится   с   игровым   действием   раньше других. Слово или не слово? Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом. Описание   игры.   Учитель   показывает   карточку   с   написанным   на   ней   словом   или бессмысленным набором слогов. Дети читают материал, представленный на карточке. Они кричат: «Слово!» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово. Если буквенное сочетание на карточке не является словом, то дети кричат: «Не слово!» — и не поднимают полоску. Соедини слова Оборудование: карточки или написанные на доске два столбика слов. Описание упражнения: соединить слова левого столбика со словами правого так, чтобы получилось словосочетание. Работа может проводиться индивидуально на карточках и на доске для всего класса. Количество и тематика словосочетаний может варьироваться в зависимости от лексической и логопедической темы занятия. Игру можно организовать, как   соревнование   между   группами.   Каждая   группа   получает   свой   набор   карточек   и стремится составить словосочетания как можно быстрее. Примерный материал Малыш потерялся Оборудование: карточки или написанные на доске два столбика слов.  Описание   игры:   правила   такие   же   как   в   предыдущем   упражнении,   но   предлагается игровая ситуация — найди маме малыша, т.е. необходимо соединить название животного с его детёнышем. Угадай закрытую букву Описание игры. На доске печатными буквами написаны слова, в каждом из которых одна буква   закрыта  (..ама).   Дети   называют,   какая,   по   их   мнению,   буква   пропущена, подставляют ее на место закрытой и читают получившиеся слова:  мама, рама, сама. Потом   учитель   открывает   букву,   в   дети   хором   читают   слово.   Ученик,   вставивший нужную букву и прочитавший именно это слово, получает фишку. Вариантом игры может быть работа детей за партами. Каждый ученик складывает свое слово из букв разрезной азбуки. Фишки получают те, кто сложил нужное слово. Собери слово Оборудование: карточки букв. Описание игры.  На наборном полотне выставляются карточки с буквами определенного слова:   А,   М,   К.   Учитель   предлагает   детям   собрать   слово   из   рассыпанных   букв. Вызванный   ученик   расставляет   правильно   карточки   с   буквами,   класс   хором   читает получившееся слово. Вариант   игры   может   быть   такой:   каждый   ученик   собирает   слова   на индивидуальном наборном полотне. Слоговой конструктор Оборудование: слоговые карточки. Описание игры.  На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске печатными буквами). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей­слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика необходимо найти подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке (или соединяет нужные слоги на доске): РА              СИ ГУ              РЫ КУ             НА Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ. Вариант   игры   может   быть   следующий:   задания   такого   рода   помещены   на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой. Редактор Цель: формировать умение школьников делить сплошной ряд слов на предложения. Описание игры. Логопед предлагает представить, что каждый ребёнок редактор, и ему необходимо исправить текст, поделив его на предложения. Кот Васька заметил на сосне гнездо дрозда быстро влез Васька на дерево но дрозд увидел злодея он клюнул кота Ваську в лоб Васька фыркнул и спрыгнул на землю. Кот Васька Бумажный змей Хороший ветерок подул ровный в такой ветер бумажный змей высоко летает туго нитку натягивает весело мочальный хвост развевает красота задумал Боря своего змея сделать лист бумаги у него был и дранки он выстрогал да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых эмеев запускают а у Семы большой моток ниток ему есть на чем змеев пускать если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал тоже бы своего змея запустил мочало у Пети было он его для змея припас ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками у всех все есть, а у каждого чего­нибудь да не хватает Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить даже лучше только дружить они еще не научились — вот в чем беда Е. Пермяк Игры и упражнения для развития связной речи Для ребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарным запасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказа по картинкам,  восстановление  деформированного  текста, обучение  младших школьников рассуждению и доказательству посредством загадок. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать   логическое   мышление   детей   и   формировать   у   них   навыки   восприятия   и использования речи­доказательства и речи­описания. Таким образом, загадка — это не просто развлечение и игра, но и упражнение в рассуждении и доказательстве, т. е. важное средство обучения и развития. Уметь доказывать — это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь­доказательство   требует   особых,   отличных   от   описания   и   повествования речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы (аргументы, подтверждающие тезис), то для речи­доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во­первых, во­ вторых... и тд. В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями (в том числе сложноподчиненными), с помощью которых выражаются логические связи загадки: если— то, раз — значит, потому что.., так как.., так что.., поэтому..,   значит...   Рассуждение   заканчивается   выводом,   который   строится   с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому я др. Обычно   школьники,   вышеперечисленными конструкциями пользуются редко или не пользуются вообще, по постоянно возникает необходимость объяснять и аргументировать и, следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки.   имеющие   нарушения   речи, Поэтому,  чтобы   вызвать  у  детей  потребность  в  рассуждении  и  доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не   просто   отгадать   загадку,   но   обязательно   доказать,   что   отгадка   правильна.   Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей   и   отношений,   заранее   знакомить   с   теми   предметами   и   явлениями,   о   которых говорится в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Загадывая  загадки, необходимо  повторять  их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки. Следует   анализировать   загадку,   помогая   вопросами   обратить   внимание школьников на признаки и связи между ними. Необходимо   давать   образец   и   план   доказательства.   Это   лучше   всего   делать   с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки. В   случае   пропуска   какого­либо   признака   или   связи   нужно   задавать   вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребенку односторонность его отгадки. Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: Прилетели галки в поле И уселись на снегу... Стану я учиться в школе Разобраться в них смогу! (буквы, бумага Тридцать три сестрички Ростом невелвчки. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ. (Буквы.) Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают. подтверждают отгадку. Систематическая   работа   по   развитию   у   детей   навыков   доказательства   при объяснении   загадок   развивает   умение   оперировать   разнообразными   и   интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. В   зависимости   от   цели,   которая   ставится   перед   ребенком,   он   пользуется различными   речевыми   средствами,   отбирает   нужные   слова,   постепенно   овладевая образной системой языка. Следует иметь в виду, что загадки и стихи, предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, богатыми выразительными средствами языка, простыми по композиции. При работе логопеду нужно следить за грамматической стороной речи ребенка, чтобы он правильно согласовывал слова в роде, числе и падеже. правильно пользовался лексикой. Я тебе не верю Цель: закреплять навыки речи­доказательства, учить детей отгадывать загадки. Ход игры.   Класс делится на 2 — 3 команды, затем логопед поочерёдно загадывает каждой   команде   загадку.   После   того,   как   команда   называет   отгадку,   соперники сообщают,   что   не   верят   правильности   ответа,   поэтому   необходимо   построить   чётко аргументированное   доказательство.   Побеждает   тот,   кто   наиболее   убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее объяснит. Лес Цель:  закреплять навыки речи­доказательства, развивать навыки речи­ описания, учить детей отгадывать загадки. Оборудование:  объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса. Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру. Он будет загадывать загадки, а дети   —   отгадывать.   Если   точно   и   правильно   отгадают   и   докажут   отгадку,   то   этот предмет   появится   на   столе.   Например,   что   за   дерево   и   зиму,   и   лето   зелено?   (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Ставят елку.) Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.) На лесной опушке Платьица белены. Стоят подружки Шапочки зелены. После отгадывания и объяснения на столе выставляется изображение нескольких березок. ­ Что же у нас получилось? — спрашивает логопед. (Лес.) ­ Что еще растет в лесу, кроме деревьев? —  Учитель читает загадки: Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый ... (Мухомор.) *** Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай! Это ... (Сыроежки.) *** Я в красной шапочке расту Среди корней осинок.  Меня узнаешь за версту,  Зовусь я ... (Подосиновик.) После каждой отгадки перед классом появляется изображение то мухомора, то сыроежки,   то   подосиновика.   Таким   же   образом   предлагаются   загадки   и   о   ягодах: землянике, чернике, малине. ­ В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте какие: Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.) *** Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут ее ... (Лиса) *** Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь.) *** Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.) Загадки могут быть о других животных и птицах либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.  ­ Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод, разных зверей и птиц! — радуются дети. Теперь сами ребята загадывают загадки про лес и его обитателей — вспоминают известные либо придумывают свои. После этого логопед читает загадки про лес: Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой, Катеньку — малинкой, Васю — хворостинкой. Составь рассказ по картинкам. Цель: формировать правильную связную речь. Ход   игры.   Логопед   предлагает   сочинить   рассказ   по   картинке.   Тот,   у   кого   рассказ получится длиннее к интереснее, тот к победил. Примерный материал

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Логопедические игры и упражнения для развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017