Логопедический конспект на тему"Дифференцияция гласных О-Ё"
Оценка 5

Логопедический конспект на тему"Дифференцияция гласных О-Ё"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
07.02.2021
Логопедический конспект на тему"Дифференцияция гласных О-Ё"
Логопедический конспект по теме : «Дифференциация гласных О-Ё»
открытый урок (знанио).docx

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 116 г. Минска»

 

 

 

 

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

Тема : «Дифференциация гласных О-Ё»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Разработал:

                                                       учитель-дефектолог

Петкевич Наталья Сергеевна

 

 

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

Тема : «Дифференциация гласных О-Ё»

Разработал учитель-дефектолог: Петкевич Наталья Сергеевна

Форма организации: групповая

3 класс

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков О – Ё в устной и письменной речи.

Коррекционно - образовательные:

закрепить знания детей о гласных звуках и буквах;

закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;

закрепить умение согласовывать прилагательные с  существительными в роде и числе;

предупреждение нарушений чтения и письма.

Коррекционные - развивающие:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

развитие неречевых процессов: внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, самоконтроль, старательность.

Здоровьесберегающая: содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки на магнитах, шкатулка, разрезные буквы, тематические картинки.

Раздаточный материал: рабочие тетради, цветные карандаши.

                                                           

Ход занятия
 
I Организационный момент

Добрый день. Я рада видеть вас. Ребята, посмотрите сколько к нам сегодня гостей пришло. Давайте встанем, поздороваемся с ними.(Дети встали.)

–Прозвенел и смолк звонок,

 Начинается урок.

 Слушаем внимательно,

 Работаем старательно.

 – Садитесь, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.

Введение в тему

Загляните в Шкатулку сказок – что в ней сегодня? (дети достают из шкатулки разноцветные буквы, вырезанные из бумаги: З – красного, О – оранжевого, Л – жёлтого, У – зелёного, Ш – голубого, Л – синего, А – фиолетового цвета). 

Если эти буквы разложить в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге, то вы узнаете, какая гостья сегодня к нам пришла.(Дети  выкладывают название сказки на доске.)

Это Золушка (выставляется картинка). Назовите членов семьи, в которой она жила (отец, мачеха, крёстная-фея). (Приложение 1)

Кем была Золушка для своего отца (дочерью).

А кто ещё поселился вместе  с мачехой в доме у Золушки? Злые и вздорные, как и их мать?(Сёсты ).        (Выставляется картинка сестёр)

Выделите в первом слоге гласные в словах:  сёстры, Золушка (Ё,О)

Сегодня на занятии будем  продолжать учиться различать гласные О–Ё.

2. Повторение пройденного материала.

Для начала  я хочу, чтоб вы послушали сказку и узнали тайну ещё одной нашей буквы русского алфавита.

«Почему Ё всегда ударная».

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две точки. 

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер. Букве Е стало страшно  и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у буквы  Е образовались две  шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

– Понравилась вам сказка ?   Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква  Ё всегда ударная).

Из скольких звуков  состоит буква Ё? ( Из двух [Й’] и [О]  ).

Мы с вами помним, что мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на неё самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали её сёстры Золушкой. Сами же они жили в свое удовольствие.

–Вот первое задание от злой мачехи.

Золушке надо расставить посуду по местам. Первая полка синие чашки, вторая зелёные. Но следите, чтоб у каждой чашки была своя пара, потому что  чашки  не простые . »

 

На доске вразброс прикреплены чашки синего и зелёного цвета, на которых написаны   слоги . Дети должны соединить чашки-слоги парами:

Задание 1

Дифференциация в слогах:

ВО-ВЁ

ТО-ТЁ

ЛО-ЛЁ

СО-СЁ

РО-РЁ

ДО-ДЁ

(Работают каждый у доски по очереди.) (Приложение 1)

Скажите, как звучат согласные в каждой паре. Какая буква обозначает мягкость согласного? (буква Ё)

Хорошо. С первым заданием справились.

II.Основная часть

Задание 2

Дифференциация в словах:

–Давайте припомним, какую ещё  работу Золушке приходилось выполнять. Составьте с записанными на карточках словами-действиями словосочетания. Справиться с этим заданием нам помогут картинки-подсказки.

 

 

 

 

Карточки

              Карточки с картинками

со словами-действиями

      

ПОЛИВАЛА                                  

              цветы

ЧИСТИЛА

              картофель

НОСИЛА

              вода

МЫЛА

              пол

ПЕРЕБИРАЛА

             зерно

ДЕЛАЛА

             причёски

ШТОПАЛА

             бельё

            

(Дети по очереди выходят к доске и составляют словосочетания)

-Молодцы. С заданием справились.

(Приложение 2)

 

Задание  3

Игра «Испеки  пироги»

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и  сестры Золушки. Когда платья были готовы, сёстры бросились примерять нарядные бальные платья.  Золушка должна была своих сестёр одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там  в таком рваном, испачканном золой платье. А ещё мачеха велела ей к обеду испечь пироги.

Давайте поможем Золушке испечь пироги, да с разной начинкой. И разложим их по разным тарелкам: мачехе и двум сёстрам.

 

На доску вывешиваются картинки с изображением тарелок. На тарелках написаны буквы : О, Ё, О-Ё.

(Напомнить, что буква Ё всегда ударная.Напомнить, что при письме все слова, которые пишем, проговариваем  вслух.)

 

Слова:рОзы,кОчка,Одежда,свЁкла,зЁрна,серЁжки, кОтЁнок,ребЁнОк,кОвЁр.

Дети по очереди у доски распределяют словапредметы под тарелочками на доске, потом записывают слова в три столбика в тетрадь.

Затем цветными карандашами обозначают твёрдые и мягкие согласные , стоящие перед буквами О,Ё.  Проверяем стоит ли под ударением буква Ё.  (Приложение 2)

Физминутка.

Утром Золушка проснулась,

Потянулась и улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре песню спела.

С песней солнышко взошло,

Стало радостно, тепло.

Птицы весело запели,

Бабочки вдруг прилетели.

А у Золушки заботы,

Много ждёт её работы.

Вы садитесь поскорей,

Мы поможем дружно ей.

 

 

Задание 4

Закрепление умений согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

–С вашей помощью Золушка быстро справилась с заданиями, но злая мачеха сердита. Она уже приготовила следующее задание. Соедините слова так, чтобы получились словосочетания (слова записаны на карточках и висят на доске. Дети по очереди работают у доски.)

–Произнесите словосочетания. Как звучат согласные перед гласными О-Ё, объясните выбор гласных. Запишите словосочетания (запись в тетради) и укажите в словах гласные буквы О - Ё и согласные перед ними.

Карточки со словами-

                               Карточки со словами-

предметами

                               признаками

РОЗЫ

                                    ПРАЗДНИЧНЫЕ

ВОДА

                                    ДЕРЕВЯННЫЙ

КОТЕЛ

                                    РОЗОВЫЕ

ПОЛ

                                    ПШЕНИЧНЫЕ

ЗЕРНА

                                    ЧУГУННЫЙ

ПРИЧЁСКИ

                                    РОДНИКОВАЯ

ОДЕЖДА

                                    ОГОРОДНЫЕ

СОРНЯКИ

                                    НАРЯДНАЯ

 (Приложение 3)

 

Развитие логического мышления.

–Сложным оказалось предыдущее задание, но с вашей помощью Золушка удачно преодолела и это препятствие.

Давайте облегчим труд Золушки и постараемся ей помочь в исполнении заветного желания. Давайте поможем побыстрее отправиться на бал. Отгадайте загадки, тогда появится тетушка Волшебница и исполнит желание Золушки.

Клейкие почки.                             Что копали из земли,

Зеленые листочки.                        Жарили, варили,

С белой корой -                             Что в золе мы испекли,

Стоит под горой. (Берёза)             А потом солили? (Картофель)

 

Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна открывал,
А потом потанцевал.
Побродил по крышам вволю
И ушел обратно в поле. (Дождь)

 

 

Цветки белые, кистями,                            Зимнее стекло

Плоды - черные с костями.                       весною потекло.

(Черёмуха)                                                    (Лёд)

Работа на уровне предложения.

Задание 5

–Золушка успела выполнить работу, пока мы отгадывали загадки. А вот и тетушка Волшебница появилась.(вывешиваются картинки). Она подарила девушке карету, лошадей, прекрасное бальное платье. А маленький паж преподнес Золушке хрустальные туфельки.

Золушка спешит на бал. Всю ночь она будет веселиться и танцевать, но как только пробьет двенадцать часов, ей необходимо вернуться.

Ну а мы с вами выполним за неё ещё одну работу. А Золушка пусть отдыхает на балу.

Составьте из отдельных слов предложения и назовите слова, где есть гласная буква Ё для обозначения мягкости согласных (слова записаны на карточках. Работают индивидуально в тетрадях, затем проверка выполненного задания). (Приложение 4)

 

 

Клёном, под, лошадь, стоит.

Воронёнку, летит, к, ворона.

Поле, кормятся, слон, на, слонёнком, со.

Лисёнок, лисой, за, бежит.

Сарая, под, ласточки, крышей, гнёзда, свили.

Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференииаиия согласных перед гласными О — Ё на уровне предложения

Задание 6


           –Вот часы бьют двенадцать раз –пора покидать бал. Золушка так спешит, что из-под каблучков вылетают буковки–искры. Вставьте буквы в слова верно и прочтите получившиеся предложения. Запишите их и укажите согласные перед гласными О –Ё.

Напомнить, что при письме все слова проговариваем  вслух.
Р­_с   зел_ный    кл_н.
Ст_па    нес_т    з_нтик.
В_т    вес_лый    кл_ун    Кл_па.
Дворник     м_л     дв_р.
У    Ал_ны    п_лные     в_дра.

Из    крана    ль_тся     в_да.

(Приложение 5)

После того, как задание записано, дети  зачитывают  получившиеся  предложения. Проверяем правильность написания вставленных букв. И прошу обратить внимание, во всех ли словах, в которые вставили Ё, она получилась ударной.

 

III Итог занятия:

На карточках в виде туфельки записаны вопросы. Каждый ученик по очереди тянет себе карточку и отвечает на вопрос.

-Какую гласную пишем после мягкой согласной?

-Какую гласную пишем после твёрдой согласной?

-Какая буква всегда ударная?

-Какая буква О или Ё может обозначать два звука?

-Какая буква О или Ё служит показателем мягкости?

-Какая буква Оили Ё не смягчает согласные?

(Приложение 6)

IV Оценка занятия.

Скажите, пожалуйста, кто работал сегодня очень хорошо?

Кому было всё понятно?

А кто нам помогал в работе? (Золушка) Скажем ей спасибо!

Ах, да, чуть не забыла! Давайте посмотрим, все ли мечты Золушки сбылись(на доске картинка Золушки с принцем).

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

https://sun9-54.userapi.com/c854220/v854220647/173b58/6MrSxXiyMZM.jpg

 

 

Приложение 2

https://sun9-40.userapi.com/c858524/v858524647/58e92/QtxnKhuGKjo.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

https://sun9-20.userapi.com/c858232/v858232647/f4f7c/pNNZ40SbFhk.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

https://sun9-58.userapi.com/1J3JKRDaZiidOB_NCEPYlrcrZPHk7bWY9x5NQg/7ni5t4j6gpU.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

https://sun9-61.userapi.com/KiA5bfIsJmOy8vz-OuvnY1zQy_u_X-zjbq5_2g/mL8N9HpDKQU.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

https://sun9-5.userapi.com/NN-S67cclyontXe0K_QW4fdr6PFkDqh1n0tHcg/c8cVu_O4HcQ.jpg

 

 

 

 


 

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 116 г

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 116 г

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

Ход занятия I Организационный момент –

Ход занятия I Организационный момент –

Сегодня на занятии будем продолжать учиться различать гласные

Сегодня на занятии будем продолжать учиться различать гласные

Задание 1 Дифференциация в слогах:

Задание 1 Дифференциация в слогах:

ПЕРЕБИРАЛА зерно

ПЕРЕБИРАЛА зерно

Дети по очереди у доски распределяют слова – предметы под тарелочками на доске, потом записывают слова в три столбика в тетрадь

Дети по очереди у доски распределяют слова – предметы под тарелочками на доске, потом записывают слова в три столбика в тетрадь

Дети по очереди работают у доски

Дети по очереди работают у доски

Стоит под горой. (Берёза)

Стоит под горой. (Берёза)

Работают индивидуально в тетрадях, затем проверка выполненного задания)

Работают индивидуально в тетрадях, затем проверка выполненного задания)

После того, как задание записано, дети зачитывают получившиеся предложения

После того, как задание записано, дети зачитывают получившиеся предложения

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021