Логопедическое занятие "Дикие детеныши и их детеныши"

  • docx
  • 12.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Логопедическое занятие в средней группе_Дикие животные и их детеныши_.docx

 

 

            муниципальное    бюджетное  дошкольное  общеобразовательное   

                                     учреждение детский сад  «Тополек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Логопедическое занятие в средней группе на тему                                                                                        

                                       «Дикие животные и их детеныши»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Учитель-логопед  О.Н.Еременко

   

 

                                                      г. Волгодонск     2025г                                                                                                                                                                                                                   

 

                                                                  

 

 Цель:  закреплять представления диких животных и их детёнышах.  

Задачи:

образовательные:  расширение  активного словаря за счет имен существительных — названий животных и их детенышей; имен прилагательных (хитрый, длинноухий, косолапый); отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

развивающие: развитие слухового внимания и фонематического восприятия; развитие связной речи;  развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие умения координировать речь с движением, развитие чувства  ритма, голоса,  речевого дыхания.

воспитательные: воспитание уважения  детей друг к другу; воспитание  у детей чувства любви и бережного отношения к природе; воспитание  умения слушать и слышать логопеда и товарищей, навыков организованного поведения.

 Оборудование: карточки с изображением животных и их детенышей.

 Ход занятия:

1. Оргнизационный момент.

Ребята, сегодня мы вами отправимся  на лесную поляну.  Как вы думаете, а кого  из животных мы сможем там увидеть?  (ответы детей полные:  «Мы увидим лису, волка, белку…» и т.д.) А как же нам назвать животных, которые живут в лесу… Давайте расскажем и покажем…

Рифмовка-разминка

«Раз, два, три, четыре, пять - как животных нам назвать?»

1, 2,  3, 4, 5                               (шагать на месте)

Как животных нам назвать?    (хлопать в ладоши)

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются.

По  картинкам всяк их знает:  (сложить ладони в виде книжки)

Волк, лиса, медведь и заяц.    (указательным пальцем правой руки

                                                   загибать пальцы  на левой руке).

Дом их – заросли густые        (изобразить крышу дома).

Звери дикие, лесные.               (изобразить деревья – поднять  

                                                       согнутые в локтях руки, растопырив

                                                       пальцы).

- Правильно, животные, которые живут в лесу называются дикими. И поговорим мы сегодня с вами о диких животных и их детенышах. Давайте все вместе закроем глазки и мы с вами окажемся в лесу. (под музыку «Зимний лес. Хруст снега и пение птиц).

2. Артикуляционная, мимическая и дыхательная гимнастика.

- Вот мы и на поляне! Посмотрите, какая красота! Свежий воздух, вдохнём через нос глубоко, выдохнем через рот.  Налетел ветерок закачались веточки: подуем на пальчики: ф-ф-ф!(дети дуют на пальцы рук, одновременно шевеля ими).

"Злой волк" (брови нахмурены, лицо злое)

 "Хитрая лиса" (улыбнуться прищурив глазки)

"Трусливый зайка" (выражение лица испуганное)

 "У зайки болят зубы" (страдающее выражение лица)

А сейчас приступим к артикуляционным упражнениям:

Маленькая веселая белка (широко открыт рот, язык расслаблен)

Спала в своем дупле (упражнение «Лопатка»)

Потом она проснулась (коснуться кончиком языка альвеол)

Радостно улыбнулась (упражнение «Улыбка»)

Белка выглянула из дупла, быстро поглядела по сторонам (упражнение «Часики»)

Белка была аккуратная, она умылась (круговые движения языка по губам)

Почистила зубки (круговые движения языка за сомкнутыми губами)

Потом белка пошла гулять.

Она прыгала по веткам вверх — вниз (движения языка вверх — вниз, упражнение «Качели»)

Язычком белка цокала (упражнение «Лошадка»)

А потом стала кидать орешки на землю («Барабанщики»)

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном. (широко открыть рот, язык расслаблен)

- Ребята, давайте прислушаемся к разным лесным звукам..

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая, длинная. Вот такая...

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

Видели за елкой

Пробегали волки.

Зарычал волчище —

Показал зубищи.

Длительно произносить звук [Ы]; для этого рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором;

А потом клыками — щелк!

Чтобы знали, кто здесь волк. Наморщить нос, сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.

Под сосной дремал медведь.

Как проснулся, стал реветь.

Длительно произносить звук [Э], при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ежик.

Гриб несет огромный,

Фыркает довольно. Вот так...

несколько раз подряд кратко произносить звук [Ф], для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.

А по веткам, скок-поскок,

Белка — рыженький зверек.

Угостим ее орешком.

Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую.

Кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее  изнутри.

3. Беседа по теме «Дикие животные»

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

- Где живут дикие  животные? (В лесу)

- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).

- Как по другому можно назвать животных? (Звери)

4. Дидактическая игра «Назови семью»

Волк-волчица-волчонок-волчата

Медведь-медведица-медвежонок-медвежата

Заяц-зайчиха-зайчонок-зайчата

Еж-ежиха-ежонок-ежата

Лис-лисица-лисенок-лисята

5. Игра «На лесной полянке».

- как то на лесной полянке собрались лиса, волк, мишка и белочка. Решили они показать друг другу, как хорошо они умеют петь.

Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и.

Сейчас я проверю, какие вы внимательные!   Запомнили, как пели звери? Какой звук пропела лиса? Какой звук пропел волк? Какой звук пропел мишка? Какой звук пропела белочка?

Молодцы ребята! Вы очень внимательные!

6. Дидактическая игра « Какой? Какая? »

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

7. Дидактическая игра «Назови ласково»

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

Белка – белочка; заяц – зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,

лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

        Волк, собака, лиса, заяц

       Лиса, кабан, кошка, белка

        Корова, заяц, лось, волк

        Барсук, лошадь, белка, еж

        Лось, кабан, лиса, собака

        Медведь, барсук, лиса, еж.

9. Упражнение «Запутанные картинки»

http://www.eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU3/SiteAssets/SitePages/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0/%D0%B2.png https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a49/0005fdb8-3130a8d5/hello_html_2de2ba6.jpg

10.Пальчиковая игра «Дикие животные».
— Мальчик с пальчик, где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)

11. Подведение итогов занятия.

- О ком сегодня мы говорили на занятии?

- Почему их называют дикими?