Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков Л-М»

  • docx
  • 05.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дифференциация звуков Л - М Логопедическое занятие.docx

Логопедическое занятие.

Тема: Дифференциация звуков  Л – М.

Цель: Различать звуки (л), (м)  на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Совершенствовать оптико-пространственные и кинетические представления.

2. Развивать умение анализировать предложения на слова (называть слова в определенной последовательности, выделять первое и последнее слова, закреплять знания о написании предложений с помощью схем) и навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

3. Формировать грамматически правильную речь, слуховую память.

4. Совершенствовать двигательные навыки пальцев рук

Материал:

• игра «Буквенные цепочки» (л –> м –> и –> у –> ц);

• игра «Паутинка» («Слова»);

• игра «Улитка» (для каждого ребенка);

• призовые жетоны;

• наложенные изображения («Различные предметы») (для каждого ребенка).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [л], [м], написания букв л, л.

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слого¬вого анализа и синтеза.

3. Анализ предложений.

4. Формирование звукобуквенного анализа,

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшитель¬но-ласкательных суффиксов.

2. Изменение предложения, содержащего субъективно-оценочные формы

V.   Р азвитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

 

Ход занятия

I. Организационный момент

П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки» .

Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

— Что для этого нужно сделать? (убрать левый или правый элемент, доба¬вить ... элемент с ... стороны)

 

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (л), (м), написания букв л, м

— Что общего в произношении звуков [л], [м]? (они являются звонкими со¬гласными, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми и мягкими)

— Чем различаются эти звуки? (при произнесении звука [л] язык касается основания верхних зубов, а при произнесении звука [м] смыкаются губы, это носовой звук, потому что воздушная струя выходит через нос)

— Что общего в написании букв л, м? (в их состав входят одинаковые эле¬менты: «крючок», смотрящий влево, «палочка с закруглением внизу»)

— Чем различается написание этих букв? (в состав буквы «м» входят три элемента, а в состав буквы «л» — два)

 

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слогового ана¬лиза синтеза

На стенд выставляется карточка из игры «Паутинка» .

— Перед вами «паутинка», прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориен-тируясь на линию. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

— Какие слова у вас получились? (лимон, лама, малина, лемур, мыльница, мель, самолёт, молния)

— Запишите эти слова, подчеркните буквы л, м. Букву, у которой меньше элементов, — одной чертой, а у которой больше — двумя чертами. Сколько чер¬точек должно быть под буквой л? (одна) А под буквой ж? (две)

 

3. Анализ предложений

Логопед раздает карточки для игры «Улитка» .

— К нам на занятие пришел гость — улитка. Улитка решила загадать для вас загадки. В ее раковине находятся предложения, все слова в них соединены меж¬ду собой. Отделите слова друг от друга, найдите предложения.

— Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка.

Например: Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.

— Сколько предложений получилось? (два)

— Назовите первое предложение (ответ детей). Какое слово первое? Второе? Третье? После какого слова в первом предложении вы поставили точку? (отве¬ты детей)

Аналогичная работа проводится со вторым предложением.

— А теперь возьмите в руки простой карандаш. Добавим к этим предложе¬ниям еще несколько предложений. Начертите схемы каждого предложения, уточняя, где первое слово, где предлог, а где союз, где заканчивается предло¬жение.

Например.

1. Ребята слепили снеговика.

2. Он весело улыбался зимнему небу.

3. Маша и Лена сделали для снеговика бусы из ягод рябины.

4. Митя и Максим нашли старую метлу.

5. Мальчики вставили метлу в руку снеговику.

6. Красивый получился снеговик!

 

— Какой знак мы должны поставить в последнем предложении? (восклица¬тельный)

— Вставьте в слова буквы л, м.    

 

рис

 

4. Формирование звукобуквенного анализа

— А сейчас приготовимся к новому заданию. Внимательно послушайте, как звучат следующие слова. Выделите в каждом слове первый звук, составьте из этих звуков слово.

Например.

Мак, осень, рыба, шуба — что получилось? ([морш]). Назовите все звуки в этом слове (м, о, р, ш). Какими буквами мы будем писать это слово? (м, о, р, ж) Почему следует писать букву ж, а не ш? (ответ детей) Запишите это слово.

Жук, ария, лама, оса (а) — что получилось? ([жала]) Какие звуки в этом сло¬ве? Какие буквы? (ответы детей) Запишите это слово.

Кошка, лак, озеро, ум, нога — ([клоун]). Назовите все звуки, буквы. Запиши¬те это слово.

Паук, актёр, лето ([л']), ток, ослик ([пал'то]). Назовите все звуки, все бук¬вы. Запишите это слово.

Мир ([м']), имя, скала, класс, акула ([м'иска]). Назовите все звуки, все бук¬вы. Запишите это слово.

Лопата, облако, магазин ([лом]). Назовите все звуки, все буквы. Запишите это слово.

— Выделите буквы л, м, подчеркните их. Под какой буквой будет больше черточек? (под буквой «м»)

— Устно составьте предложение с любым из записанных слов.

 

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшительно-лас-кательных суффиксов

— Вы любите, когда вас называют ласково? (ответ детей)

— Следующий предмет, назовите ласково (с помощью уменьшительно-ласка-тельных суффиксов). За правильный ответ вы получаете жетончик. Например. Мыло — мыльце.