Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков О-А»
Цель: Различать звуки (о), (а) на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы¬ки пальцев рук.
2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло¬жений по словам.
3. Формировать навыки звукобуквенного анализа.
4. Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.
Материал:
• игра «Буквенные цепочки» (о—> а —> ф —>д —>б);
• игра «Паутинка» («Слова»);
• слоговой текст (для каждого ребенка);
• игра «Читалочка»;
• схема для составления рассказа об овощах и фруктах;
• наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясняя
3. Логопедическая часть занятия:
• Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.
• Развитие оптико-пространственных представлений, навыков анализа и синтеза.
• Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по слов
4. Лексико-грамматическая часть занятия.
• Классификация названий овощей, фруктов.
• Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.
5. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
6. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясш
Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис.5)
— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д, б). Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сделать? (можно убрать какой-либо элемент или добавить)
Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать правильный ответ).
III. Логопедическая часть занятия
1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а
— Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду гласных)
— Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены, а при произношении звука [а] рот широко открыт)
— Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)
— Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 элемент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруглением внизу»).
— Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь букву а.
2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анали синтеза
На стенде находится карточка из игры «Паутинка»
— Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.
— Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)
— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет) Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а] (оса, собака, гора, кора).
— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.
— Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а — букву а подчеркните одной чертой, букву «о» возьмите в овал.
3. Развитие слогового анализа, анализа предложений на слова
Логопед раздает карточки со слоговым текстом.
О сень как ху дож ник по ра бо та ла на ела ву. Рас кра си ла о на листья на де ревь ях. Рас стара лась осень и подарила людям богатый урожай.
— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.
— Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)
— Вставьте буквы о, а в слова в схеме предложений.
Например:
IV. Лексико-грамматическая часть занятия
1. Классификация названий овощей и фруктов
Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».
ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС
— Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лис полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фруктов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.
— Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.
Например:
помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, перец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.
— В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а? (лук, редис, перец)
— Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчерк одной чертой)
2. Составление рассказа об овощах или фруктах
— А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью нашего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще фрукте.
Схема рассказа (описания предмета)
1. ... — это овощ или фрукт?
2. Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).
3. Цвет.
4. Форма.
5. Размер.
6. Вкус.
7. Запах.
Например. Послушайте мой рассказ о яблоке (я следую схеме рассказа).
1. Яблоко — это фрукт.
2. Он растет в саду на дереве (яблоне).
3. Яблоко может быть зеленым, красным, жёлтым.
4. Яблоко — круглое или овальное.
5. По размеру оно большое, а может быть маленькое.
6. У яблока сладкий вкус, но оно может быть и кисло-сладким.
7. У яблока приятный, ароматный запах.
— Кто попробует составить свой рассказ? (варианты ответов детей)
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук
Логопед раздает карточки с изображением наложенных контуров предметов «Овощи и фрукты».
— На карточке находятся изображения овощей и фруктов, по желанию красьте либо фрукты, либо овощи.
VI. Итог занятия
— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается написание?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.