Занятие по теме «Образование и употребление причастий»
в 7 «А» классе.
Цель занятия: учить детей образовывать причастия; вводить их в словосочетания, предложения, связную речь, способствовать развитию памяти и слухового внимания.
Ход занятия:
I.Оргмомент.
ـ Сядет тот, кто укажет, от какого слова образованы причастия:
1) отвечающий ученик –
2) зажженная свеча –
3) вымытый пол –
4) решённая задача –
5) щебечущие птицы –
6) растаявший снег –
7) смеющаяся девочка –
8) расколовшийся орех –
9) скошенные луга –
10) построенный дом –
11) убранная рожь –
II.Сообщение темы и цели занятия.
III.Упражнения на развитие памяти.
Учитель читает слова, учащиеся делают рисунки к ним. Затем по рисункам называют слова, которые произносят учитель. Слова обозначают действия предметов. Задание усложняется: назвать причастия, образованные от изображенных глаголов; назвать словосочетания по схеме (прич.+сущ.)
летят растут
читают красят
смеются стоят
чернеют любят
играют работают
IV.Образовать причастия (вначале устно, а затем письменно) от следующих глаглов.
Блестел – блестевший
сияет – сияющий
сверкает – сверкающий
искрится – искрящийся
ـ Кто не знает значений записанных слов?
ـ Как называются такие слова?
ـ Какое общее существительное можно подобрать к этим словам? (Снег).
ـ Подобрать к причастиям зависимые слова.
Устно составить предложения с любым из записанных словосочетаний.
V.Устное упражнение.
Найти глагол, от которого образовать причастие, согласовать причастие с зависящими от него словами. Прочитать запись на доске.
à Сугробы какие?_____
которые лежат под деревьями.
à Стволы берёз какие? _____
которые согнулись белыми арками.
à Ветви елей какие? ______
которые покрылись тяжелыми шапками снега.
à Небо какое? ______
которое сияет чистейшей голубизной.
ـ Выпишите словосочетания по схеме (прич.+сущ.)
VI.Лингвофизкульминутка.
Сверкающий, стелющий, читает, падавший, кружатся, кружащиеся, последний, замерз, замерзший, холодный, освещенный, светлый.
VII.Собирание словосочетаний по схеме (прич.+сущ.) по картине.
На доске висит картина с изображением зимнего леса. Дети называют словосочетания: запорошенные снегом, устремившиеся к небу, голубеющее небо, зеленеющие сосны, согнувшиеся от тяжести снега ветки, протоптанная в снегу тропинка.
VIII. Работа с текстом.
Учитель читает текст. Учащиеся внимательно слушают, и один ученик называет словосочетание по схеме (прич.+сущ.), второй учащийся называет то словосочетание, которое назвал предшествующий ученик, и своё; третий ученик называет предшествующие два и своё.
«Зимний лес».
Особенно красив и печален русский лес зимой. На бледно-голубом фоне лежащих сугробов видны автографы обитателей леса. С густой закачавшейся ветки падает снежная шапка. Лишь следы на снегу да писк промелькнувшей синицы говорят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.
IX.Сочинение-миниатюра «Зимний пейзаж».
Вспомнить все прозвучавшие на уроке словосочетания и написать сочинение.
X.Вывод по занятию.
§
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.