Конспект открытого занятия
Тема: Закрепление знаний о букве Ш и звуке Ш
Автор: Шиндяпина Карина Александровна
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш.
Задачи. Коррекционно-развивающие: закрепить правильное произношение звука [Ш]; упражнять в определении позиции звука [Ш] в слове(в начале, в середине, в конце); продолжать обучение звукослоговому анализу и синтезу.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, память, речь, координацию речи с движением.
Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: презентация к занятию, схема характеристики звуков, цветные фишки, бумага, карандаши.
Методы и приемы: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, су-джок-терапия, тропа здоровья.
Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям и поздоровайтесь. Давайте поделимся с гостями нашим приветствием:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Звучит звук «WhatsApp».1слайд
Голос Мишки с экрана 2 слайд
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Миска. Сегодня я выбрался из берлоги. И насол много-много сысек.
Логопед: Здравствуй Мишка.
Логопед: Ребята, вы ничего не замечаете? Почему Мишка так странно говорит?
Дети: Он не проговаривает звук Ш.
Логопед: Мишка, где же твой звук Ш?!
Медведь: А у меня его никогда и не было. Не умею я правильно произносить этот звук.
Логопед: Не расстраивайся Миша, ребята помогут тебе научиться поизносить звук «Ш» правильно.
-Ребята, я предлагаю нам с Мишей прогуляться по лесу, выполнить интересные задания и научить Мишку шипеть. Вы согласны? Тогда отправляемся в лес на наших волшебных вертолетах по тропинке, подуем на них со звуком «Ш». Полетели…
Рябята, мы оказались на поляне, которая называется «артикуляционная»:
1. Логопед: Миша, чтобы твой язычок был послушный нужно каждый день делать специальную артикуляционную…
Дети : гимнастику.
Логопед: сейчас мы тебя научим. 3 слайд
«Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели!
А скажите, вы б сумели,
Язычком качать качели?
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в
варенье
Ах, не аккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
«Маляр»
Язычок наш словно
кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Ребята, перед нами вторая поляна…грамматическая!
2. Чтобы Миша не путал звук [Ш] с другими звуками, давайте ребята, расскажем характеристику этого звука и его артикуляционную позицию. Слайд 4
Ребята, а звук [Ш] гласный или согласный? (согласный)
Правильно! Звук [Ш] звонкий или глухой?(глухой)
Верно! А звук [Ш] твёрдый или мягкий? (твёрдый)
Когда мы произносим звук Ш, где находится наш язык?
Как выглядят наши губы?
Логопед: Да, верно, это твёрдый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твёрдый. Этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит: «Шшшш». Давайте ребята возьмем наши вертушки и покажем Мише какая сильная воздушная струя получается при произнесении звука «Ш» (дыхательная гимнастика - дети дуют на вертушки со звуком «Ш»).
3. Определение позиции звука [Ш] в слове. Слайд 5,6,7
А теперь давайте расскажем Мише, что в словах звук Ш может прятаться в разных местах и то, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берём полоски и фишку. Какого цвета фишку мы берем? Слушайте внимательно:
Шапка, ландыш, подушка, шкатулка, шишка.
4. Ну что Миша, теперь тебе понятно, как правильно произносится звук (Ш)?
Тогда пойдем с нами на следующую полянку и мы научим тебя правильно использовать этот звук.
Вылез мишка из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево – вправо).
Потянулся он со сна (потягивания – руки вверх).
Пробудился ото сна.
Чтоб скорей набраться сил он,
Головой медведь крутил (вращения головой).
Наклонился взад – вперед (наклоны вперед-назад).
Вот он по лесу идет (шагаем).
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки (наклоны правой рукой коснуться левой ступни и наоборот).
5. Логопед: следующая поляна называется «чистописательная» Ребята, а давайте научим Мишу писать нашу букву «Ша».
Перед нами листок, для работы двумя руками. Возьмем в руки карандаши и напишем буквы одновременной левой и правой руками, а затем выложим наши буквы из счетных палочек.
6. Сейчас мы с вами все писали и глазки наши немного устали. Давайте выполним гимнастику для глаз:
Мы отправимся гулять (шаги на месте)
Грибы-ягоды искать.
Светит солнце в вышине (взгляд вверх),
Вот грибок растет на пне (взгляд вниз),
Дрозд на дереве сидит (взгляд вверх),
Ежик под кустом шуршит (взгляд вниз).
Слева ель растет – старушка,
Справа сосенки подружки.
Как прекрасен этот лес
Полный сказок и чудес.
А на последнюю полянку нас проводят ёжики.
Этот шарик не простой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх-вниз его катаем, свои ручки развиваем.
Мячик сильно посжимаю и ладошки поменяю.
Катится колючий ежик, нет ни головы ни ножек,
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит..
Бегает туда-сюда, мне щекотно? Да,да,да!
7. И последнее задание для нашей внимательности, в нашей песочнице спрятались бочонки со словами, найдите для мишки все бочонки на которых написаны слова со звуком Ш. Ребята находят слова и читают их.
Ну что Миша, теперь ты все понял о звуке Ш? А как он важен для нас? А чтобы все твои звуки были послушными мы с ребятами приготовили для тебя подарок. Это книга с артикуляционной гимнастикой, которую тебе показывают наши ребята. (В книге фотографии воспитанников группы, которые выполняют артикуляционную гимнастику).
Голос Мишки за кадром! Ребята, теперь я понял как правильно произносить свое имя. Я МИША!!! Спасибо вам за помощь и подарок, я тоже приготовил для вас угощения. Они ждут вас в группе! До свидания!
Ребята, вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего?
Логопед: ну что ж ребята, мы с вами сегодня совершили много хороших дел и нам пора возвращаться в группу! Давайте попрощаемся с нашими гостями. И возьмем в руки наши волшебные вертолеты.
«Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели!
А скажите, вы б сумели,
Язычком качать качели?
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в
варенье
Ах, не аккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
«Маляр»
Язычок наш словно
кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Вылез мишка из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево – вправо).
Потянулся он со сна (потягивания – руки вверх).
Пробудился ото сна.
Чтоб скорей набраться сил он,
Головой медведь крутил (вращения головой).
Наклонился взад – вперед (наклоны вперед-назад).
Вот он по лесу идет (шагаем).
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
Этот шарик не простой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх-вниз его катаем, свои ручки развиваем.
Мячик сильно посжимаю и ладошки поменяю.
Катится колючий ежик, нет ни головы ни ножек,
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит..
Бегает туда-сюда, мне щекотно? Да,да,да!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.