Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Школа №4
Логопедическое занятие разработано и апробировано
учителем-логопедом высшей квалификационной категории в 1 классах с ОВЗ КГКОУ школы № 4 г. Амурска
Тема занятия: «Развитие умения выполнять анализ и синтез слова»
Лексическая тема: « Сказка о собачке, которая разучилась лаять»
Область применения: Логопедическое занятие разработано и апробировано учителем-логопедом высшей квалификационной категории в 1 классах КГКОУ школы № 4 г.Амурска с учётом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей; направлено на решение проблемы повышения позитивной мотивации обучающихся. В процессе занятия развиваются коммуникативные компетенции учащихся через формирование жизненных и социально – бытовых навыков.
Цель: учащиеся научатся выполнять анализ и синтез слова, получат возможность научиться пересказывать содержание сказки по картинному плану.
Задачи:
1.Актуализировать субъективный опыт учащихся по теме.
2.Обеспечить развитие у обучающихся умений применять знания в разнообразных ситуациях с учётом их развития.
3.Обеспечить понимание учащимися цели занятия, научить применять полученные знания на практике.
4. Повышать мотивацию к учению через использование инновационных приемов ведения урока, активизировать познавательную деятельность.
5.Развивать коммуникативные компетенции через формирование социально-поведенческих навыков. Воспитывать уважение к окружающим, культуру поведения
Ресурсы: компьютер, экран, логопедическая сказка с использованием ИКТ, карточки с изображениями животных, карточки с заданиями, рабочие тетради, картинный план занятия.
Речевой материал: отработка грамотного и правильного приветствия и обращения друг к другу: « Здравствуйте, добрый день, пожалуйста, будьте добры».
Этапы Задачи |
Деятельность логопеда |
Деятельность учащегося |
1.Организационный этап. Психологически подготовить учащихся к общению на занятии |
Приветствие логопеда, доброжелательный настрой. Развитие временных представлений
|
Отработка приветствия учащимися Называют время года, месяц, число |
Актуализация субъективного опыта учащихся Обеспечить включение учеников в совместную деятельность по определению цели учебного занятия Слайд1
|
1.Работа с настольной игрой «Сложи слово». Поставьте на линеечку буквы, обозначающие только гласные в словах: ус, дом, пир, сыр, лес, сад Логопед диктует слова. Молодцы. Определите наличие звука «У» в словах на слайде. Поднимите сигнальные карточки. Молодцы, вы хорошо работали, но ещё есть ошибочки
|
Работают с буквами у,о,ы,е,а
Поднимают сигнальные карточки
|
Этап изучения нового материала Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала; построение алгоритма деятельности
Слайд 2,3 |
Поэтому сегодня на занятии мы будем учиться выделять первый звук в словах и составлять слова из звуков. Для этого я расскажу и покажу вам « Сказку о Собачке, которая разучилась лаять». Сказка эта непростая, логопедическая. Будьте внимательны, на уроке мы будем играть и учиться. Логопед читает, обращая внимание детей на поведение собачки. |
Инициировать учащихся для предложений вариантов помощи Собачке |
Слайд 4,5,6 Обеспечить мотивацию учащихся
|
Запоминайте, кто помогает Собачке? Какой звук выделяем из слов «малина, малыши»? Из какой сказки Мальвина? |
Полные ответы на вопросы логопеда. Выделяют звук «м». Используя пластиковые буквы игры «Сложи слово», выкладывают на линеечке букву «м». |
Слайд 7 Содействовать усвоению уч-ся алгоритма деятельности для осмысления и запоминания изучаемого материала
|
Логопед: Какой звук выделим из слова утро»? Что получится, если соединить эти звуки? Почему Собачка отказалась от предложения коровки? Добиваться полных ответов на вопросы.
|
Выкладывают на линеечке букву «у». Отвечают полными ответами
|
Физминутка «Хомка-Хомячок» |
Обеспечить отдых учащихся, настроить на дальнейшую работу. Хомка,хомка,хомячок. Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт. Ушки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четвре, пять. Хомка сильным хочет стать!
|
Учащиеся проговаривают
Упражнения на снятие общего утомления |
Слайды8,9 Обеспечить развитие у обучающихся умений самостоятель но применять полученные ранее знания |
Какие звуки предложила Овечка? Что получится, если соединить звуки, которые предложила Овечки? Почему Собачка отказалась от предложения Овечки? |
Выкладывают на линеечке буквы «б,е» |
Слайд 10 Этап закрепления, тренировки отработки умений
Слайд 11,12 Воспитывать вежливость, соблюдение правил этикета |
К кому ещё обратилась Собачка? Почему Собачка не дождалась ответа у Курочки? |
Выкладывают на линеечке буквы «к,о » Полные ответы учащихся |
Какими словами обращается Собачка к Уточке? Зачитайте их. Когда надо говорить эти слова? Используете ли вы эти слова, в каких ситуациях? Смогла ли Собачка воспользоваться советом Уточки ? Почему?
|
Полные ответы учащихся. Самостоятельно выкладывают на линеечке буквы «к р я»
|
|
Слайд 13 Воспитывать доброжелательность, умение заботиться, формировать активную |
Что же делать бедной Собачке? Как вы относитесь к Собачке? Почему её жалко? Кто виноват в том, что она потеряла голос? |
Ответы учащихся
|
Слайд 14 Развитие коммуникативных навыков, нравственных аспектов поведения |
Что посоветовала кошка? Почему она помогла собачке? Почему надо помогать друг другу в беде, даже если это не твой друг? Как Собачка её поблагодарила? |
Полные ответы учащихся |
Этап минутки отдыха «Тётя -Весельчак Музыкальная зарядка
Обеспечить отдых учащихся, настроить на дальнейшую работу |
Гимнастика для пальцев и кистей рук, снятие общего утомления
|
Выполняют движения под музыку |
Слайд 14,15,16 Этап обобщения и систематизации знаний Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности в разных ситуациях. |
Почему Ворона удивилась? Какие звуки назвала Ворона? Обратить внимание на разницу в произношении и написании слово «гав» пишем, «гаф» произносим Почему на конце звук «Ф
|
Самостоятельно выкладывают на линеечке слово «ГАФ». Повторяют: «Пишем «в», говорим «ф». Отвечают полными ответами |
Этап самоконтроля Составление картинного плана занятия. Обеспечить воспроизведение информации по образцу (развитие репродуктивного мышления). Развивать гибкость мышления |
Почему собачка перестала лаять? Что посоветовала Кошка? Как Ворона помогла собачке? Почему все звери помогали Собачке? Что произошло с собачкой в конце сказки, какая она стала? Как поблагодарила она Ворону? Как надо вести себя с окружающими вас детьми и взрослыми? |
Ответы детей на вопросы.
Развитие жизненных компетенций Полные ответы учащихся, делают выводы.
|
Этап применения знаний Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях.
|
Составьте слово из выделенных звуков из слов: • дом, ослик, банан, роза, добавьте «ы», й • дуб, ель, ноги, «ь» Что у вас получилось? Молодцы. Какими словами приветствуют друг друга животные? Чему вы научились сегодня? Что мы для этого делали? Составьте слово выделив, первый звук из слов: собака, панда, аист, слон, индюк, баран, ослик. |
Ответы учащихся: «добрый день»
Полные ответы учащихся
Составляют в тетради слово: «спасибо» |
Этап рефлексии Развитие позитивной мотивации |
Инициировать рефлексию учащихся по своей деятельности, эмоциональному состоянию, взаимодействию с одноклассниками |
Эмоциональная и учебная рефлексия учащихя |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.