Логопедическое занятие в 3 классе. Тема: Состав слова. Приставка.
Оценка 4.9

Логопедическое занятие в 3 классе. Тема: Состав слова. Приставка.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география +1
3 кл—4 кл
17.01.2020
Логопедическое занятие в 3 классе. Тема:  Состав  слова.  Приставка.
Логопедическое занятие в 3 классе "Состав слова. Приставки"
Состав слова. Приставки.docx

Логопедическое занятие в 3 классе.

Тема:  Состав  слова.  Приставка.

Цель:  закрепить  знания  детей  о  приставках,  их  значении  и  написании  в  словах,  учить  детей  образовывать  относительные  прилагательные; развивать  умение  словообразования  и  словоизменения,  умение  работать  с  антонимами,  развивать  внимание, слуховую  память,  логическое  мышление,  развивать  связную  речь,  расширение  словарного  запаса;  воспитывать  самоконтроль,  коллективизм,  трудолюбие,  любовь  к  русскому  языку,  бережное  отношение  к  домашним  животным  и  их  детенышам.

Оборудование:    карточки  с  заданиями,  тетради,  ручки,  карандаши,  интерактивная  доска,  компьютер,  презентация  «Состав слова. Приставки», "Домашние  животные  и  их  детеныши".

Ход  занятия:

I.  Орг.  момент.

II.  Повторение  пройденного  материала.

Запись  на  интерактивной  доске:

-  Будь  внимателен  к  словам,

   Отыщи  в  них  корень  сам:

Полёт,  выходка,  озеленять,  заморозки,  убежал,  отмерить.

Логопед:  Что  такое  корень?

-  Корень - это  самая  главная  часть  слова.

Логопед:  Как  называется  часть  слова,  которая  стоит  перед корнем?

-  Приставка.

III.  Изучение  нового  материала

1.  Дидактическая  игра  "Ромашка".

Логопед: Прочитайте  слова.  Какие  это  слова?

-  Однокоренные,  родственные.

Логопед:  А  почему  они  так  называются?

-  Эти  слова  произошли  от  одного  корня.  Однокоренные  или  родственные  слова  имеют  одинаковый  корень  и  сходны  по  значению.

Логопед:  Чем  отличаются  эти  слова?  (выделяются  приставки)

-  У  них  разные  приставки.Овал: заОвал: приОвал: наОвал: уОвал: поОвал: переОвал: шелОвал: выОвал: приОвал: отОвал: вОвал: поОвал: заОвал: ход

 

 

 

 

 

 

2.  Запись  числа,  темы  занятия.

3.  Работа  со  стихотворением. 

                            Перед  корнем  есть  приставка

                            Слитно  пишется  она.

                            Ведь  при  помощи   приставки

                            Образуются  слова.

Логопед:  Прочитайте  вслух  стихотворение.  Где  стоит  приставка  в  словах?  Как  пишется  приставка  в  словах?   Для  чего  нужна приставка?

4.  Сказка  о  приставках.

Логопед: А  вы  знаете,  почему  приставки  пишутся  со  словами  слитно?  Нет?  Тогда  послушайте  сказку  о  приставках.  Попробуйте  сформулировать  правило  о  приставках  самостоятельно.

Сказка  о  приставках.

В  глухом  лесу  жила  девочка  Приставка.  Давным - давно  она  отстала  от  своих  родителей,  заблудилась,  да  так  и  осталась  жить  в  лесу.  На  большой  и  красивой  поляне  она   построила  себе  избушку.  Лесные  жители  приходили  к  ней  в  гости.  Приставка  жила  и  не  тужила.

Однажды  Слова  пошли  в  лес  за  грибами  и  ягодами.  Целый  день  они  бродили,  собрали  полные  корзины  и  уже  собрались  поворачивать  обратно,  но  обнаружили,  что  не   помнят  дороги  домой.  Сели  Слова  на  пенечек  и  горько  заплакали.  Они  плакали  так  громко  и  горько,  что  на  их  плач  вышли  из  чащи  звери  и  решили   помочь  заблудившимся  путникам.  Звери   позвали  девочку  Приставку.

На  лес  надвигалась  ночь.  В  небе  появился  месяц.  Девочка  Приставка  взяла  фонарики,  раздала  их  Словам  и  просила  держать  их  впереди  себя,  освещая  дорогу. Но  Слова  так  боялись  идти  ночью  по  лесу,  что  крепко  прижались  к  девочке.  Так  и  дошли  до  деревни.  Смотрит  Приставка,  а  многие  Слова  за  время  пути  изменились.  Так  крепко  к  фонарику  приклеились,  что  они  превратились  в  НОВЫЕ  СЛОВА.

С  тех  пор прошло  много  времени  ,  со  временем  Слова  научились примерять  к  себе  много  разных  приставок,  и  от  этого  их  значение  меняется,  появляются  новые  слова.

Вывод:  приставка - это  значимая  часть  слова,  которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования  слов.  Каждая  приставка  несет  смысловую  нагрузку. Приставки  со  словами  пишутся  слитно.

5.  Роль  приставки  в словообразовании.  Смысловая  нагрузка  приставок.  Графическое  выделение  приставок.

Задание 1.  Логопед:  На интерактивной   доске и  на  карточках   слова.  Выписать в  тетрадь  в  1-й  столбик  слова,  обозначающие  удаление,  а  во  2-й  столбик - слова,  обозначающие  приближение.  Обозначить  приставки.  Сделать вывод.

На  доске  и  карточках: убежать,  прибежать,  подъехать,  отъехать,  отойти,  угнать,  пригнать,  подойти,  прилететь,  улететь.

1.  Убежать                                                  2.  Прибежать

     отъехать                                                       подъехать

     отойти                                                            подойти

     угнать                                                             пригнать

     улететь                                                           прилететь

- Вывод:  в  зависимости  от  того  какая  приставка  стоит  перед  корнем  изменяется  смысл  слова.

- Приставки   у -  ,  от -  ,  ото -   имеют  значение  удаления;

  при -   ,  под -   ,  подо -   имеют  значение  приближения.

Задание  2. Логопед:  Записать  слова  без  приставок  (слова  на  доске  и  на  карточках).

Потерял,  высмотрел,  застучал,  покрасили,  прилетели,  посидел,  просушили,  поспать,  отдать

IV.  Физкультминутка  "Буратино"  (текст  на  доске).

Буратино  подтянулся

Раз  нагнулся,  два  нагнулся.

Руки  в  стороны  развёл

Ключик,  видно,  не  нашёл.

Чтобы  ключик   нам  достать,

Нужно  на  носочки  встать.

 

Задание  3.  Логопед:  Подобрать  к  данным  словам  однокоренные  глаголы  с  противоположным  значением.   Выделить   приставку  (устно).

На  доске: 

развернуть - завернуть,

вылетел - залетел,

завязать - развязать,

вбежал - убежал,

утащил - притащил,

принес- унес,

разлепить - слепить,

внести - унести,

въехать - уехать, 

вскочить - отскочить.

Задание  4.  Работа  на  уровне  словосочетания.  Образование  относительных  прилагательных (устно).

Логопед:  Замените  каждое  словосочетание  словом  с  приставкой.  Образец: час  перед  рассветом - предрассветный  час.

часы  на  стене - ...

повязка  на  руке - ...

переход  под  землей - ...

камни  под  водой - ...

совет  без  пользы - ...

жители  под  водой - ...

календарь  на  столе - ...

Задание  5. Логопед:  Подобрать  нужную  приставку  в  словосочетание.   Составить  предложение  с  каждым  словосочетанием (устно).

На  доске:

___бежать  в  комнату,

____ставить  стул,

___плыть  до  берега,

___писать  письмо,

___колоть  орех,

___вязать  рану.              

Задание  6. Работа  на  уровне  текста.

Логопед:  Прочитать  текст.  Откуда  этот отрывок?  Назовите  автора  этой  сказки?

На  доске   и  на  карточках:

Бедняжка  совсем  (...) мерзла.  Она  (...) шла  к  норке  старой  полевой  мыши.  Дюймовочка  стала  у  порога,  как  нищенка,  и  (...) просила  дать  ей  хоть  кусочек  зёрнышка.  Мышь  (...) решила  ей  (...) пуститься  в  норку,  (...) греться  и  (...) есть.

Логопед: Списать  текст,  вставляя  приставки,  подходящие  по  смыслу  (самостоятельная  работа,  проверка).

V. Лексическая  тема  "Домашние  животные и птицы, их  детеныши".

Логопед:  Игра   "Кто  у  кого?" Для  этого  вам  нужно  вспомнить  детенышей  домашних  детенышей.

На  итерактивной  доске  дается  презентация  "Домашние  животные  и  их  детеныши".

Корова - телята,  лошадь - жеребята,  свинья - поросята,  овца - ягнята,  коза - козлята,  собака - щенята,  кошка - котята,  кролики - крольчата.

Логопед: Почему  эти  животные  называются  "домашними"?  Какую  пользу  приносят  домашние  животные  человеку?  Как  человек  заботится  о  домашних  животных  и  их  детёнышах?

VI.  Итог  занятия  и  оценка  работы  детей.

-  Какая  часть  слова  образует  новые  слова?

-  Приставка.

- Что  называют  приставками?

-  Часть  слова,  стоит  перед  корнем. 

- Какие  приставки  вы  запомнили?

-  За-,  по-,  вы-,  при-,  пере-,  у-,  с-,  от-,  до-,  на-,  под-,  в-,  со-.

-  Что  вам  сегодня  понравилось  на  занятии?

Лесенка  успеха.

Логопед:  Ребята,  а  сейчас  нарисуйте  у  себя  в тетради  лесенку  успеха.  Теперь  сами  оцените  успешность  выполнения  всех  заданий,  нарисовав  на  одной  из  ступенек  лесенки  человека - себя.  Если  вы  считаете,  что  были  внимательными,  старательными  и  поэтому  выполнили  все  задания  без  ошибок,  то  рисуйте  человечка  (себя)  на   верхней  ступеньке.

 

 

 


                    

 


Логопед:  Спасибо!  Занятие  закончено! До  свидания!

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Логопедическое занятие в 3 классе

Логопедическое занятие в 3 классе

У них разные приставки

У них разные приставки

Так и дошли до деревни

Так и дошли до деревни

Руки в стороны развёл

Руки в стороны развёл

Задание 5. Логопед: Подобрать нужную приставку в словосочетание

Задание 5. Логопед: Подобрать нужную приставку в словосочетание

Что называют приставками? -

Что называют приставками? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020