Логопедическое занятие в рамках "Рухани жангыру"

  • docx
  • 20.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подготовка к постановке и коррекции звуков Р и РЬ.docx

Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке звука Р.

1) Упражнения для растягивания подъязычной связки (уздечки ).

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR3KVq9LRMAIeArDRU9KT-2eQcG3wpmjvNvj3W42dMPBz8I7jWY

«Лошадка»  Цель:  укреплять мышцы языка,   вырабатывать подъем языка.  Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу  и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Клацать языком громко, звонко, не спеша.

 

 

https://lh3.googleusercontent.com/4v22F9L8PrlaMTyGffuE14EFvltFPVFIKc0qjajCRTLnQOfch204sq6PugzmcMRIrgXbxbXNRae8RDEk1LrDxVjwB7opHLYscKr5uyF_Y4LxWvswyB8 

«Грибок». Цель: Закрепить подъём языка, умение удерживать артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).  Губы в положении «Заборчик», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, открыть рот шире и удерживать как можно дольше (5-10 сек.).

Следите за симметричностью присасывания языка.                                

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRk5MgYe-vu3KSwGMLdx6prfJVRb9JtGyVGPBKipzKjcq36cc7UNw

 

«Гармошка»

Цель. растягивать подъязычную связку (уздечку ).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к  нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

2)     Для распластывания языка, подъёма «Чашечки» вверх, образования желобка посередине.

 

       

«Накажем непослушный язык»                 Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом рте  под счет до 5-10.

Важно, чтобы Вы  не закусывали нижнюю губу. Боковые края языка касались уголков рта.

 

«Блинчик»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу. В таком положении удерживаем широкий язык при открытом рте под счет до 5-10. Боковые края языка касаются углов рта.

Не напрягайте  губы и не закусывайте нижнюю губу!

 

      

«Вкусное варенье» широким языком.  Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз.

Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась,  язык не сужался, а нижняя губа не подсаживала язык вверх.

 

   

      

«Котёнок лакает молоко» Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.

Ход выполнения:  рот полуоткрыт, губы улыбаются. На счет «раз» широкий язык загнуть к подбородку, на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. На счет «три» — не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта. «Четыре» -язык плоский внутри рта.

Следите, чтобы: 1)  нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, работает только язык;

2)  чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;

3) чтобы язык не отклонялся в сторону.

 

 

 

 

  

«Чашечка»  Цель:  Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание. Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. подержать язычок-чашечку под счёт до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.

 

 

 

Забьём мяч в ворота» Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование : Ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота. Можно также катить по столу карандаш.

Следите, чтобы щёки не надувались. Весь воздух должен проходить по центру языка.

 

«Фокус»

Цель: Закреплять умение поднимать и удерживать широкую переднюю часть языка вверх, вырабатывать умение направлять воздушную струю по центру языка вверх.

Оборудование. Кусочек ваты, салфетки  или перышко.

Описание. Кладём на кончик носа кусочек ваты, язык принимает форму чашечки.  Теперь приоткрыв рот, поднимаем широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуем на ватку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются неподвижными. Если  не получается – придержите  подбородок пальцем.

3)     Для увеличения подвижности передней части языка, способности переключаться от напряжения к расслаблению.

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQWDHZUVOzwHwxBvyyd88B_dEE9vanTRZZk_DjdTZ9YUB3g1Ld3CA

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

 

Сначала узким языком, потом широким.

Следите, чтобы язык двигался вперёд-назад, не сужался и не отрывался от бугорков за зубами (альвеол).

 

«Индюк» Цель. Выработать  подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы -поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк "разговаривает").

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Чтобы научиться делать это упражнения правильно – можно потренироваться сначала делать «Полуиндюк»:

«Полуиндюк». Цель: тренировать подъём  чашечки языка и смычку её с верхней губой без помощи нижней губы.

Рот приоткрыть, широкий язык в форме чашечки поднимать вверх, прижимать к верхней губе и отрывать от неё, чётко произнося звук : Б – Б – Б – Б .

Следите, чтобы нижняя губа  не подсаживала язык вверх, а нижняя челюсть не двигалась.

 

 

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ0w_1nK4c5bpYnUS1SRFDsM50pdew4XlMkMaEOtY2aPLBPn6NN 

«Дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно ускорять темп.

 

 

http://900igr.net/datai/predmety/Instrumenty-1.files/0004-004-Molotok.png  

«Молоточек» = «Забиваем гвозди» Цель:   вырабатывать подъем  языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.  

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.