Логопедическое занятие Звук [с ] и буква «Сс»

  • docx
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Логопедическое занятие звук С.docx

Логопедическое занятие

Звук [с ] и буква  «Сс»

Цели:

1. Уточнение правильной артикуляции звука [С], закрепление произношения в слогах, словах, чистоговорках;

2. Развитие звукового анализа на основе определения места звука [С] в словах;

3. Развитие навыков фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

4. Коррекция слухового и зрительного  восприятия.

5. Воспитание умения работать в коллективе.

6. Воспитание речевой активности.

Оборудование: зеркала, презентация со слайдами, картинки на звук [С], картинка веселый поезд, карандаши, фломастеры.

1.       Организационный момент

Доброе утро ребята!

На занятии наши глазки смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а только помогают, а вот голова – думает.

Итак: чтобы начать наше занятие, давайте отгадаем загадку:

Нежная, добрая, милая, светлая —
Внучка того, кто подарки несет.
В светлое платье в снежинках одетая,
С нами встречает она Новый год.


 «Снегурочка». Она пришла к Вам на занятие и хочет посмотреть, как вы занимаетесь.

Какой первый звук в слове «Снегурочка»? – правильно, звук С, и сегодня на этом занятии мы познакомимся с буквой  и звуком С.

        2. Артикуляционная гимнастика. А давайте ребята, мы с Вами покажем, Снегурочке как мы с вами, выполняем артикуляционную гимнастику.

3.Знакомство со звуком

Ребята, а как свистит свисток: с – с – с.

Как задувает ветер в окошки??? Ссссс

Как папа накачивает насосом колесо?? С…С..С..

Логопед:

— Звук [с] — согласный, твердый, глухой. Обозначаем синим кружочком. При произношении звука [с] язык умирается в нижние зубки, губы растянуты в улыбке, посередине языка проходит холодный «ветерок».

Ребята, а чем отличаются звук от буквы? Звук мы слышим, произносим. А буквы видим, пишем и читаем.

 Игра «Услышь звук». Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

1. среди звуков: м,с,п, к, с,т,с, с;

2. в слогах: ап, су, ша, са, дю, со;

3. в словах: мама, слон, кран, доска, шуба, сын.

«Чистоговорки». Дети повторяют:

са-са-са – сладко спит лиса

су-су-су – смотрим на лису

сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы

се-се-се – знаем сказку о лисе

са-са-са – на столе оса

су-су-су – нет осы на носу

сы-сы-сы – жало у осы

се-се-се – кисель дадим осе

са-са — вот бежит лиса

Логопед: Какой звук повторяется в этих словах?  Самолёт, Сом, Сапоги, Салют;  Москва, коса, доска,колбаса,

Игра  «Запомни и повтори цепочку слов»

Песок – посуда – сундук

Сундук – песок – посуда

Посуда – сундук – песок

Игра «Заменялки»

В каждом из них  замени первый звук на звук С.

Четко произнеси получившиеся слова.

Дом — (сом).

Лук — (сук).

Танки — (санки).

Бок — (сок).  

Ком — (сом).

Жук —(сук).

Фон — (сон).  

Лайка — (сайка).

Банки — (санки).

4.Физкультминутка «А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

ИГРА: «Закончи предложения словами со звуком С»

  • У Сони есть... (косы, бусы, косынка, собака, санки).
  • На суку сидит... (сойка, сова, оса, соловей, соболь).
  • В саду стоит... (сосна, скамейка, Соня, собака, слива).
  • На столе много... (салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок).
  • В сумке у Сони... (капуста, ананас, компас, поднос, носки).

5. Знакомство с буквой с (задание на листочках).

1. Дети пишут букву С на карточках

2. Прочитай слоги и напечатай их. После каждого слога в первой строке допечатай слог СА, во второй – слог СЫ. Какие слова у тебя получились?

3. Определи место звука С в названиях картинок. Проведи линии: к первому окошку домика, если слово начинается со звука С, к среднему – если звук С находится в середине слова, к последнему – если звук С в конце слова.

4. Назови картинку. (Сани) Раскрась звуковую схему слова.

5. Прочитай и напечатай слова до конца строк по образцу.

6. Пальчиковая игра «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

7. Задание: Послушай предложения. Представь, что объектов не один, а два. Составь и проговори новые предложения, выделяя звук С.

Например: Одна собака ест из миски. Две собаки едят из мисок.

Один стакан стоит на подносе.

Один автобус остановился у моста.

Один самолет летит над лесом.

Одна лиса испугалась собаки.

Один артист спел песню.

 Одна сосна растет у моста.

8.  Игра «Ответь полным предложением»

Ответь на вопросы полными предложениями.  

Кто летает над лесом, глядя вниз с интересом?

Что растет у моста, где вокруг красота?

Кто сидит на сосне, днем как будто во сне?

 Кто ест сосиски из своей миски?

8. Итог занятия. Ребята, вам понравилось занятие? С какой буквой и звуком мы познакомились?