Логопедическое занятие.
Тема. Звуки и буквы Ч, Щ.
Цель: дифференциация звуков Ч – Щ.
Обучающие задачи:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
- развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие навыков звукобуквенного анализа на данный артикуляционный уклад;
- развитие фонематического слуха на данные акустические образы;
- активизация словарного запаса;
- повторение изученных орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
- развитие неречевых психических процессов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, настойчивость, адекватное отношение к своему дефекту.
Коррекционные задачи:
- устранение неправильного уклада изучаемого звука;
- преодоление речевого негативизма;
- устранение аграмматично построенной фразы в структуре устной и письменной речи.
Оборудование: тетради; наглядные модели правил правописания орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, антонимов, синонимов; схемы – операторы: артикуляционной гимнастики, характеристики звуков; речевые профили звуков Ч, Щ; раздаточный материал для чтения текстов и выполнения корректурной пробы; доска; компьютер.
Ход урока.
1. Орг. момент. «Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Ваши умные и добрые лица, внимательные глаза говорят о том, что вы готовы поделиться со мной своими знаниями».
– Какое сейчас время года? Перечислите времена года.
2. Дыхание.
3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Баранка», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».
4. Введение в тему.
- Повтори слоги ча – ща – ча; ща – ча – ча; ача – аща – ача.
- Какие звуки повторяются? Какая тема урока?
5. Работа по теме урока.
Читаем слоги с листа со стечением согласных: пча- пща, пчи-пщи; чну-щну; чны-щны…
- Трудно было читать слоги? Почему?
6. Читаем записанные на доске пары слов, отличающиеся буквами Ч, Щ.
Чёлка – щёлка, размещать – размечать, зачищать – защищать, плач – плащ.
Объяснить значение каждого слова, придумать предложение с каждым словом, под диктовку записать одно из них.
7. Игра «Вратари». Девочки ловят слоги с Ч, мальчики со звуком Щ.
Ч ч: |
Щ щ
|
Чай(ка) |
Пи(щу) |
Чу(лок) |
И(щу) |
Ку(ча) |
Чи(щу) |
Какую орфограмму вы можете назвать?
Физминутка.
Девочки, ЧУ – топают, мальчики - ЩУ, - хлопают.
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу ищу.
Чулки и чудо, и ворчун.
Чудак и щука, и чугун.
Ищу, верчу, пищу, тащу –
Я с у пишу и чу, и щу.
9. Корректурная проба: подчеркни ча, ща, чу, щу, ЧК, чн. (Один ученик работает на компьютере, другие – с раздаточным материалом).
10. Отгадай загадки. В два столбика запиши отгадки. Отгадки записаны на доске и на компьютере. (Один ученик работает на компьютере – нумерует отгадки).
11. К данным словам из левого столбика подбери синонимы из второго столбика. Запиши, подчеркни буквы Ч - одной чертой, Щ - двумя чертами.
Волшебник – чародей, глушь – чаща, нередко - часто, жалеть – щадить, жадный – алчный.
Физминутка. Игра «Ухо – нос».
12. Работа с текстом. (Текст подбирается по усмотрению учителя в соответствии с программой данного класса).
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы Ч, Щ. Устно ответь на вопросы по тексту. Выпиши из текста слова с пропущенными буквами. (Один ученик работает на компьютере, другие – на местах с раздаточным материалом для чтения текста).
- Четыре весёлых, шумных щенка
Пря.ут вещи в .етыре угла.
.енок Чурка, щенок Шурка,
.енок Сенька, .енок Щенька.
Шурка в шкаф кладёт, Сенька в сетку несёт,
Чурка в чемодан прячет, Щенька в щель прячет.
-Вопросы: как звали щенков? Куда щенки прячут вещи?
13. Итог. Организованное окончание занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.