КОНСПЕКТ логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса.
Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.
• Образовательная: учить детей различать оптически схожие строчные буквы п-т .
• Развивающая: развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления., внимание, мелкую моторику, фонематический слух, навыки чтения и письма.
• Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднениях.
• Здоровьесберегающая: активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы.
открытое.doc
КСКОУ ОО «Троснянская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школаинтернат»
КОНСПЕКТ
логопедического занятия
по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса
ТРОСНА
2014 Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах,
словосочетаниях и предложениях
Образовательная: учить детей различать оптически схожие строчные буквы п-т .
Развивающая: развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления., внимание,
мелкую моторику, фонематический слух, навыки чтения и письма.
Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь
при затруднениях.
Здоровьесберегающая: активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие,
укреплять глазные мышцы.
Задачи:
1.
закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных букв п-т , их
артикуляционные характеристики, упражнять в различении букв п-т и обозначаемых ими
фонем изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
2. развивать зрительное и слуховое восприятие, оптикопространственные представления,
развивать моторные функции, логическое мышление, внимание, зрительную память,
формировать фонематические процессы.
3. воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов,
аккуратность.
Оборудование: печатные и прописные буквы ПТ, п-т , геометрические фигуры разного цвета, формы,
размера, листы картона, элементы букв, лесенка рефлексии, человечки, карточки с
буквами, тетради, ручки, мел, словазагадки, мнемонические карточки, маркер.
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.
Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
II. Основная часть.
1. Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка.
Проведение самомассажа и специальной гимнастики:
Массаж ладошек (интенсивное растирание до теплоты)
Массаж боковых краев пальчиков (друг о друга)
Массаж подушечек пальчиков (большой палец противоположной руки положить на
подушечку пальчика и выполнять круговые движения)
Общий и точечный массаж ушных раковин. Теплыми руками интенсивно растереть ушки.
Затем с умеренной силой потянуть вниз, в стороны, вверх.
Перекрестная гимнастика. Правой рукой достать левое ухо, левой рукой – правое ухо.
Выполнять пять раз. То же с плечиками и коленками.
Психологический настрой детей на занятие.
Наши ушки внимательно слушают.
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ручки не мешают, а помогают. 2. Тренировка оптических стимулов.
Дидактическое упражнение «Геометрический диктант»
А) Перед детьми листы белого картона, а в тарелочках – геометрические фигуры разного цвета, размера,
формы.
Детям предлагается:
Найти красный большой круг и положить его в центре листа.
Найти синий маленький квадрат и положить его в правый верхний угол.
Найти желтый большой треугольник и положить его в левый нижний угол.
Найти зеленый большой квадрат и положить его в левый верхний угол.
Найти черный маленький треугольник и положить его в правый нижний угол.
Б) Самопроверка по образцу на доске.
3. Введение в тему занятия.
Логопед: Ваши глазки готовы к работе, они умеют внимательно смотреть и запоминать. А для чего
нужно уметь внимательно смотреть и запоминать? (чтобы запомнить буквы, правильно читать и
писать.)
Логопед: Сегодня у нас в гостях две буквы. Угадайте, какие?
Эту букву мы найдем,
Заглянув в дверной проем. (Буквы П)
Логопед: Найдите букву П и покажите. (печатные)
Молоток стучит: тук, тк.
Букве этой я старый друг. (Буква Т)
Логопед: Найдите букву Т и покажите. (печатные)
Логопед: Правильно, ребята. Вы угадали. Это печатные буквы П и Т, мы их можем встретить в книгах.
А как пишутся письменные буквы п - т . (Следующий ученик выходит к доске, записывает
письменные буквы: п-т).
Я принесла вам большие письменные буквы п-т. Посмотрите на них, они почемуто грустные.
(На буквах нарисованы грустные мордашки) . Хотите узнать, почему? Они принесли письмо. Давайте
прочитаем его.
« Дорогие ребята!
Нам очень грустно, потому что нас часто путают ученики. Вместо
туфли напишут – пуфли, вместо пароход – тароход. Больше мы так не
можем! Помогите нам!
Буквы П и Т»
4. Сообщение темы занятия.
Логопед: Все теперь понятно, почему наши буквы такие грустные. Чтобы они стали веселые, вы не
должны их путать. Сегодня я научу вас различать буквы п-т..
5. Обучающий этап.
Рассматривание и сравнение строчных букв п-т..
Логопед: Давайте внимательно посмотрим на эти буквы.
Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы т ? У буквы п ?
Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки) Чем они отличаются? ( у буквы п – два элемента, а у буквы т – три).
Применение мнемонического приема, облегчающего запоминания букв.
Логопед: А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких
похожих букв. Будьте внимательны!
У буквы т – три элемента (выставляется карточка «т3».)
У буквы п – два элемента (выставляется карточка «п2»)
Конструирование букв из элементов.
У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку.
Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах:
ТУМАН ПИЛА ПАРУС ТАРЕЛКА ПЕНАЛ
Буквографика.
Дети с закрытыми глазами рисуют в воздухе рукой строчные буквы п и т.
6. Дифференциация букв
Чтение слоговой таблицы.
п-т в слогах.
Игра « Волшебный ластик»
Логопед: Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины.
Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек у букв.
Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пот, та, тет, пё.
Логопед: Какое слово спряталось в слогах? (пот)
Дидактическое упражнение «Найди буквы среди других»
и н т к р п г ш т н к п ш и л н т р ш п Логопед: Найдите буквы т и п среди других букв. Букву т подчеркнуть, букву п обвести в кружок.
7. Динамическая пауза.
Логопед:
пространства.
Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правой и левой сторонах
Возьмите правой рукой за левое ухо.
Левой рукой за правый локоть.
Правой рукой закрыть правый глаз.
Левой рукой дотронуться до правой коленки.
Нужно поднять руки вверх, если услышите звук П в словах, если услышите звук Т –
присесть. Слова: ПУШКА, ТАНЕЦ, ТИР, ПАВЛИН, КРУПА, ТАНК.
ТИГР, ПАРТА, СТУЛ, ЛАМПА, ДЕТИ.
8. Работа с карточками.
Игра «Разведчики»
Логопед: Вам надо расшифровать слова.
С///УЛ //ОЛКА ША//КА БУФЕ/// С///ОЛ
Логопед: Определить, какое слово лишнее и почему. (Лишнее слово – шапка. Шапка – это
головной убор, а все остальное – предметы мебели.)
Игра «Путаница»
Логопед: Прочитать слова. Переставить местами буквы пт. Записать получившиеся новые слова.
Тальто, тополок, паточки, тепух, таркеп, пулут, тяпница.
Игра «Секретные агенты»
Логопед: Прочитайте слова на карточках и расшифруйте их.
3А2КИ 2 АЛЬ3О 2УХОВИК СА2ОГИ ША2КА БО3ИНКИ
3УФЛИ 2ЛА3ЬЕ
9. Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками по В.Ф. Базарному.
В различных равноудаленных участках кабинета фиксируются привлекающие внимание яркие
объекты – зрительные метки (геометрические фигуры) . Логопед просит детей на счет «раз» быстро
повернуться в сторону одной метки и зафиксировать взгляд на ней, на счет «два» дети поворачиваются и фиксируют взгляд на другой метке и т.д. Продолжительность гимнастики – 1,5 2
минуты.
10. Работа с предложением.
Логопед: Запишите предложения, вставляя буквы п или т.
У Наташи ///ё//лые ///а//ки.
Таня //одме///ае/// //ол.
Де///и иду/// на ка///ок.
Па//а ку//ил ///ор///.
. Итог.
III
Логопед: Вот и подошел к концу наш урок.
1. Какие буквы вы учились сегодня различать?
2. Сколько элементов у буквы т? Как вы это запомнили? (т – три элемента)
3. Сколько элементов у буквы п? Как вы это запомнили? ( п – два элемента)
Логопед: Посмотрите, наши буквы сразу повеселели. Как вы думаете, почему?
Правильно. Мы научились их различать, и больше не будем путать их на письме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.