«Лоскутная пластика»

  • docx
  • 03.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока технологии в 6 классе .docx

Технологическая карта урока технологии в 6 классе (вариант для девочек)

 

Тема: «Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков»

 

Автор: Савельева Александра Юрьевна

 

 

Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков. (2 ч)

 

Цели деятельности педагога

Актуализировать знания учащихся в рамках понятия «лоскутная пластика», показать возможности художественной обработки текстиля на примере народной технологии; расширить кругозор; учить определять факторы, ограничивающие выбор; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать ответственность, аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы; совершенствовать навыки ручных и машинных работ.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Лоскутная пластика, текстильная кукла, ограниченность выбора, требования к качеству

Образовательные ресурсы

http://photo.qip.ru/users/gorkaos/96561373/all/?mode=xlarge

http://www.livemaster.ru/item/2239737-kukly-igrushki-tilda-zajtsa-agneshka-lyuka

http://www.stranamam.ru/post/3427736/

http://www.proshkolu.ru/user/Titan-i-ya/file/3505363/

http://houseofmylove.blogspot.ru/2011/01/4_19.html

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы лоскутного шитья, мягкая игрушка, народные куклы, образцы пооперационного изготовления куклы Счастье, мультимедийная презентация, инструкционно-технологические карты (ИТК)

Материально-технической обеспечение

Мультимедийное оборудование.

Ткань, синтепон, нитки, пряжа. Ножницы, игольниц, гобеленовая игла, швейная машина.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: будут сформированы интерес к декоративно-прикладному искусству,  осознание важности соблюдения правил  безопасной работы с иглой, ножницами, швейной машиной и правил санитарии и гигиены;

получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы организации ручного труда; понимать информацию, представленную в различных формах устной, наглядной, в виде инструкций.

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность в соответствии с темой урока; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

 

Организационная структура урока

 

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

 

Универсальные учебные действия

 

Промежу-

точный контроль

·         1 урок

Этап урока: Организационный момент (1-2 мин)

Организация самоопределения учащихся к деятельности на уроке

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Устные ответы

Этап урока: Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

   Слайд 1. В 5 классе вы знакомились с  понятием лоскутного шитья, когда из разноцветных лоскутков в виде мозаики создаётся полотно, пробовали сами шить простые блоки. Получили представления о современных направлениях лоскутного шитья.

   Сообщает тему урока «Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков».

   Подводит учащихся к цели занятия:

«расширить знания о возможностях использования лоскутков ткани в творчестве» и ставит задачу:

·   научиться изготавливать традиционную текстильную куклу с минимальным количеством швейных операций.

Слушают учителя

Беседуют с учителем

Фронтальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Этап урока: Освоение нового материала (10 мин + 5 мин + 5 мин)

Словесно-иллюстративный рассказ «Различие лоскутного шитья и лоскутной пластики. Существующие ограничения при выборе объекта труда».

 

Просмотр мультимедийной презентации

http://multiurok.ru/knv-ksosh/files/priezientatsiia-u-uroku-tiekhnologhii-v-6-klassie-variant-dlia-dievochiek-loskutnaia-plastika.html

   Рассказывает о том, что понятие лоскутного шитья входит в более широкое понятие лоскутной пластики, к которой относится также мягкая игрушка и традиционная текстильная кукла. Объясняет, что многие (даже взрослые), увидев работу мастера, считают, что сделать это очень легко и они тоже так могут.

   - Вы с этим согласны?

   Слайд 2. Различные техники лоскутного шитья. Возможность исполнения на уроке: можно выполнить только фрагмент изделия, нужно много ткани и большое количество времени.

   Слайд 3. Мягкая авторская  игрушка.

Возможность исполнения на уроке: нужно владеть особыми технологиями, иногда специальными материалами и оборудованием,  требуется большое количество времени.

   Слайд 4. Текстильная народная кукла. Возможность исполнения на уроке: можно использовать небольшие

лоскутки ткани, технологии изготовления несложные, не нужно много времени.

   - Как ни странно, в XXI веке наблюдается большой интерес к народной кукле. И сейчас, во времена быстрого развития внутреннего туризма такие изделия могут служить в качестве сувениров.

 

   

Слушают учителя, беседуют с учителем. Анализируют информацию из личного опыта, на слайдах презентации. Рассматривают образцы изделий. Делятся впечатлениями.

Предполагают – какие затруднения могут возникнуть в работе, если они выберут непосильный для изготовления объект.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают, что народная кукла может быть очень хорошим памятным подарком или выступить в качестве сувенира.

Фронтальная

   Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

   Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, понимают ограниченность времени, осознают, что не всё умеют; прогнозируют деятельность на уроке

   Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Устные ответы

Проблемная ситуация – сравнение объектов

 - Посмотрите на образцы лоскутной пластики и определите – к какому виду они относятся: лоскутное шитьё, мягкая игрушка, текстильная народная кукла. Почему?

 - Чем народная кукла отличается от других изделии? (выглядит простой, похожа на девочку или женщину в народном костюме)

   Руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания, организует формулирование вывода.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод

Фронтальная

   Познавательные: умеют выявлять особенности лоскутной пластики в процессе её рассмотрения; формулировать выводы.

   Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Устные ответы

Словесно-иллюстративный рассказ «Традиционная технология изготовления текстильной куклы и требования современности».

 

Просмотр мультимедийной презентации

Рассказывает о традиционных технологиях народной куклы, о том, что её нельзя было колоть и резать, поэтому при работе шитьё не применяли, только скручивали и крепко связывали ниткой.

- Но, как показывает практика, детям вашего возраста сложно изготовить куклу без шитья, так, чтобы она получилась красивой и прочной.

 

- Поэтому мы будем применять шитьё, но в небольшом количестве операций.

 

Показ вариантов народной куклы. Предлагает для изготовления куклу «Счастье». Организует обсуждение – чем эта кукла отличается от других?

Слайд 5.

Работают с наглядным материалом, анализируют внешний вид кукол, Делятся впечатлениями. Формулируют особенность куклы Счастье (девичья гордость – толстая, длинна коса).

 

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников, учителя

   Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных кукол в процессе их рассмотрения, делать выводы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

 

Физкультминутка

(5 мин)

Проводит физкультминутку для шеи, плеч и спины.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

 

Этап урока: Самостоятельная работа с проверкой по эталону (13 мин + 25 мин + 5 мин)

Повторение задачи урока

 

Работа с ИТК

http://multiurok.ru/knv-ksosh/files/instruktsionno-tiekhnologhichieskaia-karta-tiekstil-naia-kukla-schast-ie.html

 

Организация рабочего места

 

 

Повторение правил техники безопасности, санитарии и гигиены.

 

 Актуализация навыков работы с ИТК.

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление народной куклы как образца лоскутной пластики.

 

Организует оценку учащимися готовности к практической работе – наличие оборудования  и материалов.

 

 

 

 

 

Проверяет организацию рабочего места.

 

 

Организует безопасную работу на уроке. Слайды 6-8.

 

 

 

 

Говорит о том, что если учитель постоянно будет контролировать весь процесс, то учащиеся мало чему научатся. Поэтому нам предстоит самостоятельная работа.

   Слайд 9.Обсуждение последовательности изготовления куклы, показ приёмов выполнения скрутки и завязывания узлов.   Демонстрация пооперационного изготовления куклы. Привлечение внимания к оценке качества.

Вспоминают задачу урока

 

Работают с ИТК.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организуют рабочее место

 

 

Повторяют правила безопасной работы.

 

 

 

 

Слушают учителя, задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в ИТК, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         2 урок

Практическая работа

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

 

Выполняют задание. Сравнивают работу с пооперационными образцами.

Индивидуальная, парная

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, рационально используют инструменты, экономно используют материалы

Регулятивные: ориентируются в ИТК, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке

 

Физкультминутка для глаз

(5 мин)

По мере необходимости в середине занятия проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к профилактике заболеваний органов зрения

 

Этап урока: Рефлексия деятельности (итог урока 7-10 мин + 5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

    В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

·   Что включает в себя понятие «лоскутной пластики»?

·   В чём отличие традиционной текстильной куклы от других образцов лоскутной пластики?

·   С какими трудностями столкнулись учащиеся при выполнении работы?

·   Смогут ли изготовить такой сувенир, который можно было реализовать?

Рассматривают итоги практической работы, оценивают их

Фронтальная

Личностные: 

сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

 

Оценка результатов практической работы.

Уборка рабочих мест (5 мин)

Оценивает качество уборка рабочих мест.

 

Индивидуальная

Регулятивные: осознают важность содержания рабочих инструментов в порядке

 

Домашнее задание.

Объясняет задание. Слайд 10.

 

Слушают учителя

Фронтальная

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru