Технологическая карта урока
технологии в 6 классе (вариант для девочек)
Тема: «Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков»
Автор: Савельева Александра Юрьевна
Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков. (2 ч)
Цели деятельности педагога |
Актуализировать знания учащихся в рамках понятия «лоскутная пластика», показать возможности художественной обработки текстиля на примере народной технологии; расширить кругозор; учить определять факторы, ограничивающие выбор; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать ответственность, аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы; совершенствовать навыки ручных и машинных работ. |
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Лоскутная пластика, текстильная кукла, ограниченность выбора, требования к качеству |
Образовательные ресурсы |
http://photo.qip.ru/users/gorkaos/96561373/all/?mode=xlarge http://www.livemaster.ru/item/2239737-kukly-igrushki-tilda-zajtsa-agneshka-lyuka http://www.stranamam.ru/post/3427736/ http://www.proshkolu.ru/user/Titan-i-ya/file/3505363/ http://houseofmylove.blogspot.ru/2011/01/4_19.html |
Наглядно-демонстрационный материал |
Образцы лоскутного шитья, мягкая игрушка, народные куклы, образцы пооперационного изготовления куклы Счастье, мультимедийная презентация, инструкционно-технологические карты (ИТК) |
Материально-технической обеспечение |
Мультимедийное оборудование. Ткань, синтепон, нитки, пряжа. Ножницы, игольниц, гобеленовая игла, швейная машина. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: будут сформированы интерес к декоративно-прикладному искусству, осознание важности соблюдения правил безопасной работы с иглой, ножницами, швейной машиной и правил санитарии и гигиены; получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни. Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы организации ручного труда; понимать информацию, представленную в различных формах устной, наглядной, в виде инструкций. Метапредметные: познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность в соответствии с темой урока; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
· 1 урок |
|||||
Этап урока: Организационный момент (1-2 мин) |
|||||
Организация самоопределения учащихся к деятельности на уроке |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. |
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку |
Фронтальная |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
Устные ответы |
Этап урока: Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
|||||
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Слайд 1. В 5 классе вы знакомились с понятием лоскутного шитья, когда из разноцветных лоскутков в виде мозаики создаётся полотно, пробовали сами шить простые блоки. Получили представления о современных направлениях лоскутного шитья. Сообщает тему урока «Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков». Подводит учащихся к цели занятия: «расширить знания о возможностях использования лоскутков ткани в творчестве» и ставит задачу: · научиться изготавливать традиционную текстильную куклу с минимальным количеством швейных операций. |
Слушают учителя Беседуют с учителем |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
Этап урока: Освоение нового материала (10 мин + 5 мин + 5 мин) |
|||||
Словесно-иллюстративный рассказ «Различие лоскутного шитья и лоскутной пластики. Существующие ограничения при выборе объекта труда».
Просмотр мультимедийной презентации http://multiurok.ru/knv-ksosh/files/priezientatsiia-u-uroku-tiekhnologhii-v-6-klassie-variant-dlia-dievochiek-loskutnaia-plastika.html |
Рассказывает о том, что понятие лоскутного шитья входит в более широкое понятие лоскутной пластики, к которой относится также мягкая игрушка и традиционная текстильная кукла. Объясняет, что многие (даже взрослые), увидев работу мастера, считают, что сделать это очень легко и они тоже так могут. - Вы с этим согласны? Слайд 2. Различные техники лоскутного шитья. Возможность исполнения на уроке: можно выполнить только фрагмент изделия, нужно много ткани и большое количество времени. Слайд 3. Мягкая авторская игрушка. Возможность исполнения на уроке: нужно владеть особыми технологиями, иногда специальными материалами и оборудованием, требуется большое количество времени. Слайд 4. Текстильная народная кукла. Возможность исполнения на уроке: можно использовать небольшие лоскутки ткани, технологии изготовления несложные, не нужно много времени. - Как ни странно, в XXI веке наблюдается большой интерес к народной кукле. И сейчас, во времена быстрого развития внутреннего туризма такие изделия могут служить в качестве сувениров.
|
Слушают учителя, беседуют с учителем. Анализируют информацию из личного опыта, на слайдах презентации. Рассматривают образцы изделий. Делятся впечатлениями. Предполагают – какие затруднения могут возникнуть в работе, если они выберут непосильный для изготовления объект.
Предполагают, что народная кукла может быть очень хорошим памятным подарком или выступить в качестве сувенира. |
Фронтальная |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, понимают ограниченность времени, осознают, что не всё умеют; прогнозируют деятельность на уроке Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду |
Устные ответы |
Проблемная ситуация – сравнение объектов |
- Посмотрите на образцы лоскутной пластики и определите – к какому виду они относятся: лоскутное шитьё, мягкая игрушка, текстильная народная кукла. Почему? - Чем народная кукла отличается от других изделии? (выглядит простой, похожа на девочку или женщину в народном костюме) Руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания, организует формулирование вывода. |
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод |
Фронтальная |
Познавательные: умеют выявлять особенности лоскутной пластики в процессе её рассмотрения; формулировать выводы. Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками. |
Устные ответы |
Словесно-иллюстративный рассказ «Традиционная технология изготовления текстильной куклы и требования современности».
Просмотр мультимедийной презентации |
Рассказывает о традиционных технологиях народной куклы, о том, что её нельзя было колоть и резать, поэтому при работе шитьё не применяли, только скручивали и крепко связывали ниткой. - Но, как показывает практика, детям вашего возраста сложно изготовить куклу без шитья, так, чтобы она получилась красивой и прочной.
- Поэтому мы будем применять шитьё, но в небольшом количестве операций.
Показ вариантов народной куклы. Предлагает для изготовления куклу «Счастье». Организует обсуждение – чем эта кукла отличается от других? Слайд 5. |
Работают с наглядным материалом, анализируют внешний вид кукол, Делятся впечатлениями. Формулируют особенность куклы Счастье (девичья гордость – толстая, длинна коса). |
|
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных кукол в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
|
Физкультминутка (5 мин) |
Проводит физкультминутку для шеи, плеч и спины. |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
|
Этап урока: Самостоятельная работа с проверкой по эталону (13 мин + 25 мин + 5 мин) |
|||||
Повторение задачи урока
Работа с ИТК http://multiurok.ru/knv-ksosh/files/instruktsionno-tiekhnologhichieskaia-karta-tiekstil-naia-kukla-schast-ie.html
Организация рабочего места
Повторение правил техники безопасности, санитарии и гигиены.
Актуализация навыков работы с ИТК.
|
Изготовление народной куклы как образца лоскутной пластики.
Организует оценку учащимися готовности к практической работе – наличие оборудования и материалов.
Проверяет организацию рабочего места.
Организует безопасную работу на уроке. Слайды 6-8.
Говорит о том, что если учитель постоянно будет контролировать весь процесс, то учащиеся мало чему научатся. Поэтому нам предстоит самостоятельная работа. Слайд 9.Обсуждение последовательности изготовления куклы, показ приёмов выполнения скрутки и завязывания узлов. Демонстрация пооперационного изготовления куклы. Привлечение внимания к оценке качества. |
Вспоминают задачу урока
Работают с ИТК.
Организуют рабочее место
Повторяют правила безопасной работы.
Слушают учителя, задают вопросы.
|
Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
|
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в ИТК, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке
|
|
· 2 урок |
|||||
Практическая работа |
Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности
|
Выполняют задание. Сравнивают работу с пооперационными образцами. |
Индивидуальная, парная |
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, рационально используют инструменты, экономно используют материалы Регулятивные: ориентируются в ИТК, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке |
|
Физкультминутка для глаз (5 мин) |
По мере необходимости в середине занятия проводит физкультминутку |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к профилактике заболеваний органов зрения |
|
Этап урока: Рефлексия деятельности (итог урока 7-10 мин + 5 мин) |
|||||
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: · Что включает в себя понятие «лоскутной пластики»? · В чём отличие традиционной текстильной куклы от других образцов лоскутной пластики? · С какими трудностями столкнулись учащиеся при выполнении работы? · Смогут ли изготовить такой сувенир, который можно было реализовать? |
Рассматривают итоги практической работы, оценивают их |
Фронтальная |
Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу на уроке.
Оценка результатов практической работы. |
Уборка рабочих мест (5 мин) |
Оценивает качество уборка рабочих мест. |
|
Индивидуальная |
Регулятивные: осознают важность содержания рабочих инструментов в порядке |
|
Домашнее задание. |
Объясняет задание. Слайд 10.
|
Слушают учителя |
Фронтальная |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.