ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 96 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ДНР 83076, г. Донецк, пр.Красногвардейский, 1; тел.: (062)305-98-68, (062) 306-00-66,
е-mail: donschool.96@вk.ru ,
Конспект урока
по литературному чтению
по теме: Л.Толстой «Лев и собачка».
Составила
Виноградова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
Донецк-2020
Тема урока: Л.Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа.
Тип урока: приобретение новых знаний.
Цель:
Учебные задачи урока:
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Техническое оборудование: доска, компьютер, проектор, аудиозапись были «Лев и собачка».
Ход урока
1. Организационный момент.
-Прозвенел звонок на наш урок.
-Добрый день, дети! Мне приятно вас видеть.
Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение.
Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.
2. Актуализация знаний учащихся.
Работа в парах.
Ребята, каждая пара получает карточку №1, на котором напечатаны названия произведений: "Акула", " Ворона и лисица", " Прыжок".
- Прочитайте названия произведений.
- Какое произведение "лишнее" и почему?
- К какому жанру относится? (ответ: Басня)
- Что такое басня? (ответ: Басня- небольшое нравоучительное произведение, где автор высмеивает недостатки людей.)
- Кто автор данной басни? (ответ: И.А.Крылов)
- К какому жанру отнесете остальные произведения? (ответ: рассказ)
- Что такое рассказ? (ответ детей: Рассказ – небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни.)
- Кто написал эти рассказы? (ответ: Л.Н.Толстой)
- С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?
Слайд №2 - портрет Л.Н.Толстого.
- Что о нём, вы можете рассказать?
Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
3. Проверка домашнего задания.
а) -С какими рассказами Л.Н.Толстого мы познакомились на прошлом уроке?
- А насколько внимательно вы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя игру.
Правила игры: Два ученика: 1 ученик и 2 ученик получают карточки с написанным словом: у одного - «Прыжок», у другого - «Акула». Карточки никому не показывают. Остальные учащиеся получают карточки, на которых написаны слова к 1, 2 карточкам. Дети начинают двигаться по классу, подходя к любому ученику, здороваются с ним и смотрят в его карточку, если его слово или фраза подходит к его заданию, то остается, если нет, то идёт дальше. Игра продолжается, до тех пор, пока не будут распределены. В итоге все выстраиваются у доски, и учитель просит озвучить, что же получилось у ребят.
б) Выразительное чтение.
4. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно
встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
5. Знакомство с новым произведением.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. Расшифруйте пожалуйста шифровку и прочитайте название нового произведения.
Слайд №4 акулалевисобачкапрыжок
(ответы детей: Лев и собачка)
Слайд №5 «Лев и собачка». Быль.
- Что означает слово быль?
- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.
Слайд №6
Быль - 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.
- Ребята, посмотрите на слайд №7 кто это? (Лев)
- Что вы знаете о таком животном, как лев? (ответы детей)
Карточка для ученика. Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
- А это кто? (собака)
- Что можете сказать о собаке? (ответы детей)
- О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далёком городе Лондон – столице Англии. Сам Лев Николаевич никогда не был в городе Лондон. Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался, к ней равнодушен и написал об этом рассказ. – «Лев и собачка».
Внимательно послушайте эту историю. И потом вы должны ответить на вопрос: О чём эта быль?
Включается аудиозапись были «Лев и собачка».
6. Беседа после первичного прослушивания.
Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (печаль, грусть, тревогу)
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Кто герои этой были? (лев и собачка)
- Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?
7. Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Смысл, каких слов вам был непонятен?
Слайд №8
Подле – около, близко, совсем рядом.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).
Барин - богатый человек, который имеет прислугу (помещик).
Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла - умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
8. Физкультминутка.
Все ребята дружно
встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели( Выпрямиться и сесть.)
9. Организация художественного анализа текста.
1) Чтение первой части (начало) ъ
- Какие чувства вызвал поступок этого человека?
- Что собачка чувствует в этот момент (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)
Слайд № 9 слово "тревога".
2) Чтение второй части
- Как ведет себя лев? Прочитайте.
- Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.)
- Какое это чувство (Забота.)
Слайд №9 слово "забота".
Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.
3) Чтение третьей части
- Какие чувства испытывает собачка (Вечером ... и сложила свою голову.)
- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)
Слайд №9 слово "доверие".
- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.
4) Чтение четвертой части
- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки (Тоска.)
Слайд №9 слово "тоска".
- Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску?
- Что лев не может понять?
Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.
Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.
Прочитайте два последних предложения.
- Что вы почувствовали, читая эти строки?(Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)
10. Организация художественного творчества.
Творческая работа в группах.
Приступая к творческой работе, давайте вспомним правила работы в группе.
Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.
Перед вами конверты с заданиями. Возьмите конверт №1 прочитайте задание и выполните. Составление синквейна. Вспомним правила составления синквейна.
Синквейн (собачка)
Название
(1 сущ.) собачка
Описание (3 прил.)маленькая, ласковая, беззащитная
Действия (3 глагола) прижалась, вскочила, заболела
Чувства (фраза из 3-х слов) Собачка понравилась льву.
Суть (существ.) дружба
Синквейн (лев)
Название
(1 сущ.-ное) лев
Описание (3 прил.- ных) сильный, верный, заботливый
Действия (3 глагола) понюхал, играл, тосковал
Чувства (фраза из 3-х слов). Лев полюбил собачку.
Суть (существ.) верность
- Расскажите о результатах своей работы. Чтение детьми составленных синквейнов.
Ребята другой группы оцените пожалуйста работу своих товарищей.
А сейчас выполним 2 творческое задание. Составляют логические цепочки:
Слайд №11
Жизнь льва и
собачки.(5)
Лондонский зверинец. (1)
Собачка попадает в клетку.(2)
Печальный конец. (7)
Встреча со львом. (3)
Лев делится едой.(4)
Беда.(6)
11. Итог урока. Рефлексия.
Вам нужно выбрать пословицу соответствующую теме урока и объяснить смысл этой пословицы.
Слайд №12
1) Жить вместе – и умереть вместе.
2) Ленивому всегда праздник.
3) Не топор кормит, а работа.
Ребята, у вас на столах лежат смайлики, с помощью которых вы можете показать мне ваше настроение от проведённого урока.
12. Домашнее задание вам предлагается на выбор:
1. Придумайте другую концовку рассказа. Составить вопросы по произведению.
2. Подготовьте пересказ. Нарисовать иллюстрации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.