Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет по духовно-нравственному воспитанию «Лучик добра»
Цель: Продолжать формировать у детей представления о нравственных качествах: доброте, отзывчивости.
Задачи:
- Обобщить представления детей о добре, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; о добрых делах и поступках.
- Вызвать у детей желание говорить о добре, воспитывать желание совершать добрые поступки.
- Развивать связную речь детей, работать над её выразительностью, учить детей выражать свои мысли, выслушивать товарища,
- Продолжать знакомить детей с разными способами выражениями добра, пробудить желание у детей к приобретению добрых привычек.
- Способствовать здоровьесбережению детей.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с эмоциями, с вербальными и невербальными способами их проявления.
- Беседы с детьми «Разговор о доброте», «Мои добрые поступки», «Друг –это…», «Моя мама самая добрая».
- Совместная работа с родителями : фотовыставка «Как я маме помогаю», выставка рисунков «Добрый сказочный герой», «Воскресные прогулки» (кормление птиц, кошек)
- Чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят»,«Заюшкина избушка»,Блайтон Э. «Знаменитый утенок Тим»,Гримм В., Я. «Бременские музыканты»,Катаев В. «Цветик-семицветик»,Пляцковский М. «Урок дружбы»,Чуковский К. «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; знакомство с пословицами о добре.
- Обыгрывание сказок, психологических этюдов.
Оборудование:
- Клубок жёлтых ниток, листы цветной бумаги (чёрной).
- Запись музыкальных произведений: пьесаП. И. Чайковского «Баба Яга», Л,В, Бетховен «Лунная соната».
- Пирамидка.
- Сюжетные картинки о добрых и злых поступках.
- Снег.
Ход
Воспитатель :Ребята, мы с вами знаем, что день нужно начинать с хорошего настроения, чтобы весь день прошёл хорошо и весело. Предлагаю вам взяться за руки, улыбнуться и пожелать друг другу хорошего настроения.
Собрались ребята в круг.
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнёмся.
Сегодня я предлагаю вам поговорить об очень важном, нужном качестве, без которого человек не может называться хорошим человеком. Послушайте стихотворение Л. Николаенко и скажите, о чём будет разговор.
Слово это серьёзное, главное, важное
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье, на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других, позабыть не дает.
И оно поважней чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец….
Дети: доброта!
Восп-ль : Правильно, молодцы.
А как вы понимаете, что такое добро, доброта, добрый человек?
С каким чувством всегда борется зло?
Какого человека называют злым?
Что легче совершить добрый или злой поступок?
(ответы детей)
Восп-ль : А вы знаете, что не только человек может быть добрым или злым, но и музыка. Я предлагаю вам послушать два произведения и определить, какая музыка несёт добро, а какая –зло.
(прослушиваются два произведения)
Одинаковое ли настроение у вас было, слушая эти произведения? (ответы детей)
Восп-ль : Ребята, а откуда вы знаете о доброте, кто учит вас быть добрым? (ответы детей)
Восп-ль : А разговор о доброте я начала не просто так. Сегодня утром в наше окно постучался «солнечный лучик» и оставил на подоконнике письмо. Прочитаем?
«Привет ребята! Я каждое утро наблюдаю за вами и вижу, что вы очень добрые, заботливые, дружные. За это я приготовил вам сюрприз. Но вам необходимо и выполнить несколько моих заданий. И все они связаны с одним словом – доброта! А сопровождать вас будет мой помощник – клубок из солнечных нитей».
Какое необычное письмо. Ребята вы готовы выполнить задания «солнечного лучика»? Я уверена, что вы обязательно справитесь.
Но прежде чем начать выполнять задания, нам самим необходимо избавиться от нехороших, грустных мыслей.
(Психологическое упражнение)
А как вы думаете, а какого цвета грусть печаль, злость. Я тоже думаю, что серого, чёрного. Я предлагаю вам взять листки чёрной бумаги, закрыть глаза, и подумать о своем плохом настроении, об обиде. Мысленно передайте всё это чёрному листку и с силой сомните его и спрячем всё это в коробку.
Первое задание «солнечного лучика» - «паутинка из комплементов».
Из солнечного клубка мы должны с вами сплести паутинку из комплементов.
А что же такое комплементы? (ответы детей).
Правильно. Присмотритесь к друг другу, и вы обязательно увидите в каждом что-то хорошее, красивое, доброе и обязательно скажите об этом. Ведь доброе, приятное слово поднимает настроение и даже лечит. Передавая клубок, скажите друг другу комплимент.
(дети выполняют задание)
Молодцы, вы справились! Пойдёмте дальше за ниточкой по дорожке.
(дети вместе с воспитателем идут по массажной дорожке)
Второе задание – «Пирамидка добрых сказок»
Ребята, посмотрите, разобранная пирамидка. А это не простая пирамидка, а пирамидка добрых сказок и нам надо её собрать. Прежде чем надеть кольцо, нужно вспомнить сказку, в которой добро побеждает зло, и какой добрый поступок соверши герой.
(дети собирают пирамидку)
Молодцы, пирамидка собрана!
Ребята, а лучик то подглядывает за нами. Вы его видите? Нет? А вы не шевелитесь, а наблюдайте за ним только глазами.
(Гимнастика для глаз)
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной (моргание глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись (круговые движения)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду (взгляд влево)
Теперь я вправо посмотрю, снова лучик я найду (взгляд вправо)
Сейчас я надеюсь вы увидели лучик. А нам пора отправляться дальше, перепрыгивая с кочки на кочку.
(дети вместе с воспитателем передвигаются, перепрыгивая с круга на круг)
Посмотрите, ниточка привела нас к необычному дереву.
Третье задание лучика – «Дерево добрых поступков»
А вот и задание:
У ворот дерево добра растёт.
Налетел вдруг ветерок, и листочки уволок.
Стало дерево скучать, людей добрых поджидать.
Вы, ребята, подходите и листочки «с добрыми делами»приносите.
(на полу, около дерева лежат сюжетные картинки)
Ребята, на каждом листочке изображена сюжетная картинка, из множества листочков найдите картинки с добрыми поступками и прикрепите к дереву.
(дети находят правильные картинки и объясняют, почему выбрали эту картинку).
Восп-ль :Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились. А чтобы добраться до следующего задания, нам нужно перейти по скамейке.
(дети вместе с воспитателем проходят по скамейке).
Четвёртое задание-«Мастерская добрых дел»
Восп-ль : Ребята, посмотрите, коробка с игрушками, книжками. Но игрушки сломаны, книжки порваны. А здесь и записка, прочитаем. «Ребята, это игрушки детей младшей группы. Они ещё не научились правильно играть с ними, поэтому поломали. Можете ли вы им помочь». Как мы сможем помочь малышам? Какое доброе дело вы можете сделать? (ответы детей)
Молодцы, конечно же мы сможем им помочь отремонтировать игрушки. Ведь добрые поступки, это помощь кому либо, а особенно маме. Давайте расскажем, как мы маме помогаем.
(Физминутка «Как мы маме помогаем»(имитация движений по тексту)
Дружно маме помогаем, пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем, пополощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем.
Маму крепко обнимаем.
Восп-ль : А теперь нам надо помочь малышам.
( игрушки имеют небольшие поломки: нет колеса, не хватает детали, не завязан бант и т. д. Дети ремонтируют игрушки).
Восп-ль : Какие вы молодцы, малыши очень обрадуются.
И у нас осталось последнее задание, а чтобы до него добраться, необходимо пролезть через туннель.
(дети пролазят через «трубу»)
Воспитатель : Ребята как вы уже знаете добрый человек –это вежливый человек и вежливость одна из форм доброты. Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы вежливые поступки или нет?
Игра «Вежливо — невежливо»
Послушайте правила игры: если я читаю, о вежливом поступке вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами 2 раза.
Начнем.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть и не извиниться.
- Свистеть, кричать, шуметь в группе
- Уступить место старшим.
- Убрать игрушки….
- Помочь подняться по лестнице.
- Попрощаться уходя.
- Помочь маме….
Воспитатель : Молодцы, ребята, много знаете о добрых вежливых поступках. А теперь ребята давайте нашу дружбу скрепим дружеским объятием.
Упражнение “Мир, дружба и доброта”
“Мир, дружба, доброта – всем, кто слева от меня”
“Мир, дружба, доброта – всем, кто справа от меня”
“Мир, дружба, доброта – всем, кто впереди меня”
“Мир, дружба, доброта – всем, кто позади меня”
Релаксация
Ну, вот все задания позади. Были ли эти задания трудны для вас? Что понравилось? Для чего вы делаете добрые поступки? (ответы детей)
Я горжусь вами, и я уверена, что вы очень добрые дети и пусть ваши добрые поступки сделают добрее всех, кто рядом с вами.
Ой, ребята, посмотрите, а из коробки, куда мы положили свои чёрные комочки, что- то светится. Посмотрим? (В коробке вместо комочков, конфеты и письмо). «Вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Помните, любой добрый поступок ждёт награда, это может быть похвала, ласковое слово, объятие, улыбки окружающих, подарки. А это мой сюрприз».(дети угощаются).
Ребята, а у нас осталось ещё одно дело, нам надо унести отремонтированные игрушки малышам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.