Лучшие инклюзивные практики в муниципальной системе образования
Оценка 4.9

Лучшие инклюзивные практики в муниципальной системе образования

Оценка 4.9
docx
29.12.2020
Лучшие инклюзивные практики в муниципальной системе образования
2020_5_МУ_ДПО_ИОЦ_Тутаев 13.11.docx

ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ

Название практики - Модульная персонифицированная программа повышения квалификации «Культура оценочной деятельности педагога».

 

Направление Конкурса - Повышение квалификации

управленческих и педагогических работников по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учётом ФГОС.

 

Авторы-разработчики практики:

- Ягодкина О.К., к.п.н., методист МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Тутаевского МР;

- Климова О.И., заместитель директора по УВР МОУ СШ №6;

- Тихомирова М. Ю., директор МОУ СШ №4 «Центр образования»;

-  Шувалова Л. В., заместитель директора по УВР МОУ Фоминская СШ;

- Харитонова Т.Н., заместитель директора по УВР МОУ Емишевская ОШ.

 

Место реализации практики

         Практика реализована и будет пролонгирована в системе образования Тутаевского муниципального района. Может быть воспроизведена в других муниципальных системах образования.

 

Временной период, необходимый для реализации практики

         Объём представляемой дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) варьируется от 30 до 84 часов (в зависимости от выбранного педагогом образовательного маршрута). С учётом подготовительной работы по изучению образовательных запросов педагогов, анонсированию программы, набору обучающихся в учебные группы, оформлению сопутствующей документации на минимальный цикл (два учебных модуля) требуется не менее трёх месяцев. Как правило, далее следует посткурсовое сопровождение в вариативных формах (по согласованию с субъектами реализации данной практики). Из всех необходимых ресурсов наиболее существенным для оптимального протекания практики является кадровый/человеческий ресурс. Материально-методическое обеспечение к настоящему времени подготовлено. На его создание у нас ушло около 1,5 лет деятельности в режиме РИП «Культура оценочной деятельности современного педагога».

 Ценность и актуальность практики

         Представляемая дополнительная профессиональная программа является сетевой, создана в процессе реализации регионального инновационного проекта «Культура оценочной деятельности современного педагога». Успешно апробирована в Тутаевском муниципальном районе в 2019 – 2020 г.г. на шести учебных группах, состоящих из педагогов семи школ, общая численность обученных составляет сто двенадцать человек. Программа является актуальной и востребованной на 2021 год.  

Сформированность культуры оценочной деятельности педагога является одним из важнейших условий обеспечения единой концептуально-методологической базы оценки образовательных достижений учащихся. Как отмечается в разработанной в рамках национального проекта «Образование» Методологии оценки качества общего образования… (утверждена приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019), основными задачами являются:

- развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся с учётом современных вызовов;

- развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения её направленности на индивидуальное развитие обучающихся.

Предусмотрена ориентация на оценивание не только подготовки обучающихся, но и на оценивание образовательной деятельности. В связи с этим не вызывает сомнений актуальность выработки в образовательных учреждениях единой оценочной (контрольно-оценочной) политики, что невозможно без соблюдения педагогами принципов культуры оценочной деятельности.

         Под культурой оценочной деятельности мы понимаем интегративное личностное качество, отражающее способность педагога к оценочному суждению на основе выбранных критериев сопоставления поставленной цели и достигнутых результатов ученика [2]. Безусловно, это отражение общей культуры педагогической деятельности как высшей степени качества деятельности и составляющей профессиональной культуры педагога, проявляющейся в субъектном восприятии Другого, гуманности, эмпатии, способности к самопознанию, активности и стремлении к профессиональному росту, выработке индивидуального стиля работы (по В.Л. Бенину и Л.Б. Соколовой).

Дополнительная профессиональная программа «Культура оценочной деятельности педагога» предполагает маршрутизацию на основе выбора педагогами стажировок на базе школ-участников РИП, соразработчиков и соисполнителей данной программы (схема 1).

Всего насчитывается пятнадцать образовательных маршрутов, с использованием нумерации модулей они перечислены на схеме. С полным текстом Программы можно ознакомиться в приложении 1.

Старт обучения всегда осуществляется с модуля 1, содержание которого включает в себя следующие темы:

- Культурологический подход в образовании. Профессиональная культура педагога.

- Проект Рособрнадзора «Методология и критерии оценки качества общего образования (на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся)».

- Актуальность единой оценочной политики в школе в условиях реализации ФГОС.

- Культура оценочной деятельности: понятие, структура, свойства.

 

 

 

 

Схема 1. Маршруты реализации программы

 «Культура оценочной деятельности»

15
образовательных маршрутов:

12345,
12, 13, 14, 15,
1234, 1235, 1345, 1245,
123, 124, 125,
134, 135, 145

Программа стажировки «Планирование и организация процесса критериального оценивания» на базе МОУ СШ №4 «Центр образования» ориентирована на совершенствование педагогической компетенции оценивания деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, включая проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ.

Актуальность программы стажёрской площадки «Разработка контрольно-оценочных материалов как обязательного приложения к рабочей программе и элемента внутренней системы оценки качества образования» на базе МОУ СШ №6 связана с тем, что в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочные материалы являются обязательным приложением к основной образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом контрольно-оценочные материалы должны соответствовать системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. К, сожалению, учитель не всегда может взять готовые контрольно-оценочные материалы по ряду причин: не соответствие содержанию программы, отсутствие качественной критериальной основы и т.д. В связи с этим у педагогов возникает необходимость овладения технологией разработки контроль-оценочных материалов, удовлетворяющих современным требованиям.

В рамках стажировки по программе «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников» на базе МОУ Фоминская СШ педагогам демонстрируется использование техник формирующего оценивания, нацеленных на развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников, диссеминируется опыт школы по данному направлению. Предлагаются мастер-классы для педагогов, групповая и самостоятельная работа по конструированию урока с использованием техник формирующего оценивания.

На стажёрской площадке «Формирующее оценивание в рамках инклюзивного образования» на базе МОУ Емишевская ОШ педагоги получают необходимые (дополнительные) теоретические основы по формирующему оцениванию в работе с детьми в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, приобретают практические навыки создания и использования образцов оценивания, знакомятся и апробируют приёмы и методы формирующего оценивания в условиях инклюзивного образования, приобретают навыки работы с дидактическими материалами по оцениванию, получают образцы материалов для практического использования.

Адресная группа

Изначально основной многочисленной целевой группой являются педагоги школ, призванные перестроить оценочную деятельность в соответствии с требованиями, закреплёнными Федеральными государственными образовательными стандартами.  Представленная нами практика зародилась в 2014 г. в виде практико-ориентированных семинаров по формирующему оцениванию, которые в 2015 г. «переросли» в ДПП «Инструменты формирующего оценивания», по которой прошли обучение около двухсот педагогов из одиннадцати школ Тутаевского МР.

         Отправной точкой для дальнейшего сотрудничества с педагогическими коллективами по вопросам оценочной деятельности стал интерес к профессиональному развитию в данном направлении, просматривались различные аспекты предметно-деятельностного контекста. Появилась сетевая РИП «Культура оценочной деятельности современного педагога», которая привлекла внимание ещё большего числа педагогов, понимавших собственные дефициты в современных оценочных компетенциях (это же мы видели из диагностики педагогических затруднений). Ещё один важный круг субъектов –участников нашей практики – административные команды школ. С заместителями директоров по УВР мы параллельно занимались конструктивным обсуждением ВСОКО, рассматривали на семинарах вопросы методического (само)аудита основных общеобразовательных программ, обращая особое внимание на раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП».

 Целевыми группами в отношении нашей практики являются, кроме прочих, педагогические коллективы школ, участвующих в реализации Муниципальной программы поддержки школ, имеющих стабильно низкие результаты обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. 

 

Основные мероприятия, необходимые для реализации практики

логически связаны: 1). формирование образовательного запроса посредством диагностики педагогических затруднений, наблюдения администрации школ за деятельностью педагогов, а также через рефлексивную деятельность педагогов в период различных методических мероприятий и анонсирование дополнительных профессиональных программ; 2).  логистика образовательного процесса на основе выбора участниками курсов повышения квалификации стажировок (проработка образовательных маршрутов по срокам и формам обучения, оформление сопутствующей документации): 3). реализация ДПП в соответствии с маршрутизацией; 4). рефлексивная деятельность по итогам обучения, согласование посткурсового сопровождения (адресно); 5). осуществление посткурсового сопровождения.

 

Описание полученных результатов

Дополнительная профессиональная программа «Культура оценочной

деятельности педагога» нацелена на совершенствование профессионализма педагогов через развитие культуры оценочной деятельности. Задачи программы:

- обеспечить понимание и принятие педагогами культуросообразного подхода к оценочной деятельности;

- оказать методическую поддержку педагогам в вопросах использования техник формирующего оценивания для формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников;

- познакомить с теоретико-методологической основой разработки критериев оценивания по учебным предметам и для разных видов работ;

- организовать освоение алгоритмов разработки критериев оценивания по учебным предметам и для разных видов работ, КОМ (контрольно-оценочных материалов);

- совершенствовать оценочные компетентности педагогов, нацеленные на успешную реализацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

Планируемые результаты. В результате прохождения курсовой подготовки по данной программе педагоги получат возможность:

-  актуализировать и обогатить собственный опыт оценочной деятельности, получить целостное представление о культуре оценочной деятельности;

-  сформировать знания об основных элементах критериального оценивания, о принципах технологии критериального оценивания; о требованиях к структуре и содержанию контрольно-оценочных материалов;

- приобрести умения разрабатывать технологическую карту урока с использованием техник формирующего оценивания;

- отработать умения разрабатывать собственные контрольно-оценочные материалы в соответствии с планируемыми результатами, прописанными в основной образовательной программе;

- собрать банк техник формирующего оценивания для работы с детьми с ОВЗ.

О результативности представленного опыта можно судить по отзывам

участников курсовой подготовки по дополнительной профессиональной программе «Культура оценочной деятельности педагога» (Диаграммы 1-3), а также по его перспективности. 

 

Диаграмма 1. Качество полученной образовательной услуги

                                                    

 

Диаграмма 2. Содержание предложенной программы

         

 

Диаграмма 3. Предложенная форма обучения

         

         Важна динамика профессионального роста педагога, осознавшего и прочувствовавшего преимущества культуры оценочной деятельности. В этом заключается неоспоримая результативность нашей практики. В качестве подтверждения приведём несколько оценочных суждений педагогов:

- Грамотинская С.Г. (учитель биологии): «На начальном этапе работы в рамках формирующего оценивания, я столкнулась с тем, что учителю очень сложно сломать стереотип, наработанный десятилетиями. Особенность предмета Биология, включающего обширный фактический материал и сложный понятийный аппарат, а также сокращение времени на изучение предмета, приводили к тому, что с целью экономии времени использовались мало затратные техники формирующего оценивания. Проверка работы одноклассника по образцу и исправление его ошибок – взаимопроверка - подменяла взаимную оценку работы. Кроме того, данная работа часто носила фронтальный характер и не подразумевала обсуждения между учащимися. Ученики не рассматривали результат своей деятельности как ступень для собственного дальнейшего роста, недоумевали, почему не за все виды работы выставляется отметка. Системного использования инструментов формирующего оценивания на уроках не получалось. В этих условиях были поставлены следующие задачи:

- Изменить позиции учителя: Я на уроке не для того, чтобы контролировать или показывать ученикам, чего они не умеют, а, чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок, наращивать знания и умения.

- Чётко сформулировать образовательный результат и организовывать в соответствии с ним работу на уроке.

- Использовать тщательно разработанные критерии оценивания деятельности учащихся.

С целью внедрения критериального оценивания было разработано приложение к рабочей программе по биологии «Критерии и нормы оценивания предметных знаний учащихся», в котором выделены такие виды работ, как: письменные самостоятельные и контрольные работы, лабораторные и практические работы, устный ответ, самостоятельная работа в тетради с использованием учебника, тестовая работа, составление опорно-схематического конспекта или ментальной карты, работа учащихся в группе, отчёт по экскурсии, реферат, а также разработаны критерии, по которым они оцениваются. Критерии и показатели не только зафиксированы, но и доступны всем обучающимся. Это даёт возможность применить конкретные критерии оценивания деятельности на конкретном уроке, не теряя времени на обсуждение».

- Харламова С.С. (учитель начальных классов): «Работа в РИП «Культура оценочной деятельности современного педагога» помогла мне понять принципы технологии формирующего оценивания. Теперь я знаю, что чёткое понимание критериев оценивания даёт возможность и педагогу, и ребёнку достичь планируемых результатов. В своей практике я планирую и дальше применять изученные техники оценивания для формирования и развития УУД у обучающихся начальной школы.  Появилось желание помочь также своим коллегам, поэтому я возглавила районное ПСУ начальных классов “Учимся формирующему оцениванию“».

- Павлова С.И. (учитель начальных классов): «Работа в РИП «Культура оценочной деятельности современного педагога» дала мне возможность осуществить оценивание, сделать анализ предметных результатов, ценностных установок, поведения моих учеников; получить обратную связь по итогам обучения. Формирующее оценивание способствовало усилению мотивации обучающихся, они научились постановке образовательных целей и определению путей их достижения. Результат использования технологии:

 • стандарт освоен всеми обучающимися (100%);

• высокая познавательная активность у большинства обучающихся;

• сформирована оценочная самостоятельность обучающихся;

• сформирована адекватная самооценка».

- Кузнецова М. С. (учитель математики): «На своих уроках я часто применяю техники самоконтроля и самооценки. Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реальной самооценки у учащихся. Реальная оценка основывается на сравнении с предыдущими результатами. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Самое главное в учебной деятельности—это поворот человека на самого себя: оценка того, «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия—важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребёнка к учёбе, знаниям».

         Считаем целесообразным отметить, что деятельность в статусе РИП «Профессиональная культура оценочной деятельности современного педагога» стала определённой точкой роста профессионального мастерства педагогов. На новом качественном уровне в полном соответствии с ФГОС (не на декларативном уровне) выстроена оценочная политика в целом ряде школ Тутаевского муниципального района. Педагогические коллективы приняли ценностные установки культуросообразной оценочной деятельности, уверенно применяют формирующее оценивание. Сегодня мы можем говорить о движении «За культуру оценочной деятельности» и приглашаем всех заинтересованных коллег из региональной системы образования к сотрудничеству.

        В 2018 г. по итогам регионального конкурса программ сопровождения профессионального развития педагогических кадров среди муниципальных методических служб была подвергнута экспертизе и отмечена Дипломом II степени Программа методического сопровождения развития профессиональных компетентностей педагогов в оценочной деятельности.

        Общественно-профессиональная экспертиза представленной практики была поведена в марте 2019 г. в рамках методической недели «Оценивая, развивай!» С отзывами можно ознакомиться, пройдя по ссылке https://kyzmas.wixsite.com/kyltocdeyat/refleksivno-rezultativnyj-komponent.

        Инновационный продукт «Культура оценочной деятельности» (модульная персонифицированная программа повышения квалификации «Культура оценочной деятельности педагога» 9с маршрутами стажировок», тематический сайт «КОД» (как образовательный ресурс для педагогов)» был представлен на XI межрегиональном этапе XVIII Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций , в 2020 г. в рамках муниципальной конференции «Инновационная деятельность в системе образования Тутаевского МР; результаты и новые решения в контексте национального проекта «Образование» признан победителем.

            Мы благодарны ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» за поддержку в период реализации проекта РИП «Культура оценочной деятельности современного педагога».

 

Факторы, влияющие на достижение результатов, можно разделить на две взаимосвязанные группы: 1). обеспечивающие спрос на реализацию данной ДПП; 2). мотивирующие на достижение планируемого результата. Самое главное, чтобы чёткое осознание потребности в улучшении оценочной деятельности было качественно удовлетворено. Важным фактором достижения желаемых результатов является самоорганизованность каждого участника курсов повышения квалификации, готовность ответственно (а, возможно, и творчески) выполнить стажёрские пробы. Случается, что педагоги, ратуя за деятельностный подход в собственной образовательной деятельности, предпочитают наблюдать практику, транслируемую кем-то другим. Огромную роль играет мастерство и авторитет педагогов, играющих роль преподавателей при проведении стажировок.

Стажировка как форма повышения квалификации привлекательна, прежде всего, тем, что оптимально происходит процесс адаптации инновационной практики к другим условиям при активном взаимодействии авторов практики и педагогов, заинтересованных в формировании новых необходимых компетенций. Что же здесь может стать отправной точкой профессионального роста педагога? С одной стороны, инновационный и результативный опыт коллег, с другой, осмысление и переосмысление собственного опыта в рамках специально созданных условий. Достойно выполняя целый ряд взаимосвязанных функций (образовательные, методические, организационные, маркетинговые и др.), стажёрские площадки становятся неотъемлемым и значимым объектом инновационной инфаструктуры в системе образования Тутаевского муниципального района, а каждая плодотворная встреча педагогов на них – настоящим событием мастерства, творчества, поиска и открытий.

На наш взгляд, единственным препятствием на пути к достижению результата в представляемой нами практике может служит формальный подход к её реализации на любом из обозначенных выше пяти этапов.

Риски реализации практики можно избежать, исключив формализм и

любого рода имитацию деятельности. Индикаторы качества оценочной деятельности существуют повсюду, т.к. практически в каждой семье есть хотя бы один школьник. Это постоянно и активно обсуждаемая тема. Все субъекты образовательных отношений каким-то образом причастны к оценочной деятельности.

 

Описание навыков, компетенций, подготовки, которыми должны обладать авторы и исполнители практики

         Предметная компетентность заключается в:

- знании современных требований к оценочной деятельности;

- владении инструментами формирующего оценивания;

- развитости навыков оперирования критериями оценивания различных видов работ и продуктов образовательной деятельности;

- владении технологией разработки контрольно-оценочных материалов, удовлетворяющих современным требованиям.

         Организационная компетентность предусматривает умения выстроить логистику реализации практики на основании сформированного образовательного запроса от отдельных педагогов до целых педагогических коллективов по принципу персонификации образовательной услуги с учётом возможности посткурсового сопровождения.

 

Методическое обеспечение реализации практики

Достаточно качественным, информационно и методически наполненным образовательным ресурсом для педагогов является тематический сайт «Культура оценочной деятельности», представляющий собой один из продуктов деятельности региональной инновационной площадки. Сайт сконструирован на основе модели КОД (Культуры Оценочной Деятельности). Каждая страница, кроме главной, представляет собой определённый компонент этой модели. https://kyzmas.wixsite.com/kyltocdeyat.

Так, страница «Когнитивный компонент» содержит разнообразную полиформатную информацию, обеспечивающую посетителям сайта возможность пополнения своих знаний по вопросам оценочной деятельности: глоссарий, список литературы, в т. ч. имеющейся в инфотеке Информационно-образовательного центра (есть возможность быстрого перехода на сайт инфотеки, а также электронной доставки документов), видеоролики, аудиозаписи, публикации (книги, статьи, презентации), которыми можно воспользоваться онлайн и/или  скачать для собственного использования в педагогической и управленческой практике. Страница «Операционально-деятельностный компонент» представляет собой банк методических разработок учителей, здесь опубликовано более пятидесяти авторских разработок учебных занятий в контексте реализации основной образовательной программы на уровнях начального и основного общего образования, а также адаптированной основной образовательной программы.

На странице «Мотивационно-ценностный компонент» размещена подробная информация о данной программе, а на странице «Рефлексивно-результативный компонент» - итоги стажировок, цепочки педагогических заметок рефлексивного характера, отзывы участников методических мероприятий, связанных с реализацией данной программы. На сайте «Культура оценочной деятельности» создано пять виртуальных дискуссионных площадок, в которых могут принять участие все посетители:

- Лестница успеха: секретная формула превращения отстающих учеников в успевающих;

- Формирующее оценивание – учение для обучения;

- Контрольно-оценочная самостоятельность школьников;

- Культура оценочной деятельности;

- Миниопрос «Признаки и факторы культуры оценочной деятельности».

Кроме того, каждая школа, выступающая в качестве стажёрской площадки, располагает в полной мере необходимыми методическим обеспечением образовательного процесса по своей тематике. Например, в СШ №6 на момент проведения стажировки было разработано более 90 контрольно-измерительных материалов по различным учебным предметам на уровнях начального общего и основного общего образования.

Данная программа повышения квалификации может быть реализована в различных формах: очно, очно-заочно, дистанционно (удобно на платформе ZОOM). Предусмотрено вариативное посткурсовое сопровождение: консалтинговые услуги по запросу педагогов и администраций образовательных учреждений, конкурсные мероприятия и т.д.

В период апробации программы в школах-участниках РИП «Культура оценочной деятельности современного педагога» было проведено внутрифирменное обучение по разработанным программам стажировки. Подобный опыт воспроизводим. Нашими программами и сайтом могут воспользоваться заинтересованные педагогические коллективы.

В контексте культуры оценочной деятельности в Тутаевском МР осуществляется методическое сопровождение реализации Основных образовательных программ для различных уровней образования, Адаптированных основных образовательных программ для образования различных категорий детей с ОВЗ в части системного подхода к оценке достижения планируемых результатов. В качестве примера целесообразно остановиться на методическом взаимодействии педагогов инклюзивного образования в рамках районного методического объединения. На одном из заседаний РМО по результатам аналитической деятельности в отношении качества и функциональности разделов «Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП…» в образовательных учреждениях было принято решение уделить этому вопросу достойное внимание. В настоящее время созданы творческие группы педагогов инклюзивного образования:

- Предметные результаты обучающихся с УО(ИН);

- Личностные результаты обучающихся с УО(ИН);

- Предметные результаты обучающихся с ЗПР;

- Личностные результаты обучающихся с ЗПР;

- Метапредметные результаты обучающихся с ЗПР.

Целевые установки для деятельности групп связаны не только с доведением соответствующего раздела АООП до качественного состояния с учётом совместно смоделированной системы оценки планируемых результатов (схема 2.), но и с диссеминацией культуры оценочной деятельности. Здесь также подключаются и консолидируются методические ресурсы образовательных учреждений.

 

 

Схема 2. Система достижения планируемых результатов освоения АООП

В деятельность включилось тридцать педагогов из семи школ (СШ №3, СШ №6, СШ №4 «ЦО», СШ №7, Фоминская СШ, Емишевская ОШ, Чёбаковская СШ). Значимым рубежом в дорожной карте станет переход с 1 декабря 2020 г. в статус сетевой МИП (муниципальной инновационной площадки).

        

Список использованных источников

1.     Бенин, В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996. 12с.

2.     Матвиевская , Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога [Текст]/5. Е.Г. Матвиевская . – М.: Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 – 340 с. (19,6 п.л.).

3.     Соколова Л. Б.  Становление культуры педагогической деятельности учителя; Монография. — Оренбург: Издательство ОПТУ, 2003. —352 с.: ил. ISBN 5-85859-188-4

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. ДПП «Профессиональная культура педагога»

 

Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Культура оценочной деятельности педагога»

Авторы курса:

О.К. Ягодкина, к.п.н., методист МУ ДПО «ИОЦ»,

О.И. Климова, зам. дир. по УВР МОУ СШ №6,

М.Ю. Тихомирова, директор МОУ СШ № 4 «ЦО»,

Л.В. Шувалова, зам. дир. по УВР МОУ Фоминская СШ,

Т.Н. Харитонова, зам. дир. По УВР МОУ Емишевская ОШ

 

Тутаев, 2019

 

Востребован педагог, способный к гуманистическому

 взаимодействию с учащимися и родителями

 на основе нравственно-этических отношений

 в совместной оценочной деятельности,

понимающий и соотносящий смыслы и значения,

 нормативы педагогической культуры

 как личностно и профессионально ценностные.

Е.Г. Матвиевская

 

1.     Характеристика программы

Краткое обоснование актуальности предложенной программы

Целесообразность реализации данной программы связана, прежде всего, с тем, что сформированность культуры оценочной деятельности педагога является одним из важнейших условий обеспечения единой концептуально-методологической базы оценки образовательных достижений учащихся. Как отмечается в разработанной в рамках национального проекта «Образование» Методологии оценки качества общего образования… (утверждена приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019), основными задачами являются [16]:

- развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся с учётом современных вызовов;

- развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения её направленности на индивидуальное развитие обучающихся.

Предусмотрена ориентация на оценивание не только подготовки обучающихся, но и на оценивание образовательной деятельности. В связи с этим не вызывает сомнений актуальность выработки в образовательных учреждениях единой оценочной (контрольно-оценочной) политики, что невозможно без соблюдения педагогами принципов культуры оценочной деятельности.

Особенностью данной программы является её модульная структура из пяти блоков. Первый блок посвящён раскрытию понятия «культура оценочной деятельности», остальные представляют собой программы стажёрских   площадок на базе школ Тутаевского МР, участвовавших в реализации проекта РИП «Профессиональная культура оценочной деятельности современного педагога». Практико-ориентированный характер подчёркивает её мобильность в решении актуальных вопросов по методическому сопровождению развития профессиональных компетентностей педагогов в оценочной деятельности.

          Цель программы– совершенствование профессионализма педагогов через развитие культуры оценочной деятельности.

Задачи программы:

- обеспечить понимание и принятие педагогами культуросообразного подхода к оценочной деятельности;

- оказать методическую поддержку педагогам в вопросах использования техник формирующего оценивания для формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников;

- познакомить с теоретико-методологической основой разработки критериев оценивания по учебным предметам и для разных видов работ;

- организовать освоение алгоритмов разработки критериев оценивания по учебным предметам и для разных видов работ, КОМ (контрольно-оценочных материалов);

- совершенствовать оценочные компетентности педагогов, нацеленные на успешную реализацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

Планируемые результаты. В результате прохождения курсовой подготовки по данной программе педагоги получат возможность:

-  актуализировать и обогатить собственный опыт оценочной деятельности, получить целостное представление о культуре оценочной деятельности;

-  сформировать знания об основных элементах критериального оценивания, о принципах технологии критериального оценивания; о требованиях к структуре и содержанию контрольно-оценочных материалов;

- приобрести умения разрабатывать технологическую карту урока с использованием техник формирующего оценивания;

- отработать умения разрабатывать собственные контрольно-оценочные материалы в соответствии с планируемыми результатами, прописанными в основной образовательной программе;

- собрать банк техник формирующего оценивания для работы с детьми с ОВЗ.

Форма обучения очная, стажировка на базе школ-участников РИП «Профессиональная культура оценочной деятельности современного педагога»: МОУ СШ № 4 «Центр образования», МОУ СШ №6, МОУ Фоминская СШ, МОУ Емишевская ОШ.

Объём и срок освоения программы. Объём программы варьируется в зависимости от выбора обучающихся. Максимально-возможный объём курсовой подготовки по данной программе составляет 84 часа, из них: лекции – 20,5 час., практические занятия – 42,5 час., самостоятельная работа/стажёрские пробы -21 час., стажировка(и) – от 16 до 70 часов.

 

2. Содержание программы

Учебный (тематический план)

 

 

Наименование разделов и тем

 

Всего часов

В том числе

 

Форма

контроля

лекции

практич.

занятия

самостоят. работа/

стажерская проба

 

1.      Культура оценочной деятельности педагога

1.1

Культурологический подход в образовании. Профессиональная культура педагога.

1

1

 

 

 

Самоанализ собственных достижений, проблем и интересов в оценочной деятельности

 

1.2

Проект Рособрнадзора «Методология и критерии оценки качества общего образования (на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся)»

1

1

 

 

1.3

Актуальность единой оценочной политики в школе в условиях реализации ФГОС

1

1

 

 

Виртуальные дискуссии на сайте

«Культура оценочной деятельности»

1.4

Культура оценочной деятельности : понятие, структура, свойства

9

1

2

6

 

Итого по разделу 1

12

4

2

6

 

 

2.  Стажировка на базе МОУ Фоминская СШ

«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников»

2.1

Контрольно-оценочная самостоятельность школьников: от теории к практике

4,5

0,5

2

2

Входное тестирование

 

2.2

Проектирование урока

5,5

0,5

3

2

Рефлексивная оценка результатов стажерской пробы

 

2.3

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности во внеурочной деятельности

4,5

0,5

1

3

2.4

Представление методических разработок

1,5

 

1,5

 

Презентация методических разработок

 

Итого по разделу 2

 

16

1,5

7,5

7

 

 

3.      Стажировка на базе МОУ СШ № 4 «Центр образования»

«Планирование и организация процесса критериального оценивания»

 

 

Всего

Л

ПЗ

СР

 

3.1

Теоретические основы критериального обучения

4

4

 

 

Входной контроль (тест)

3.1.1.

Развитие системы оценивания в исторической ретроспективе

1

1

 

 

 

3.1.2.

Определение понятия критериального оценивания и его роли в формировании учебно-воспитательной компетенции

1

1

 

 

 

3.1.3

Критериальное оценивание как педагогическая технология

1

1

 

 

 

3.1.4.

Технологии организации критериального оценивания в школе.

1

1

 

 

 

3.2

Разработка критериев оценивания и описание уровней их достижения

11

 

 

 

 

3.2.1.

Выбор критериев оценивания по целям обучения, подбор заданий с дескрипторами

4

 

4

 

 

3.2.2.

Критериальное оценивание в индивидуальной, парной, групповой работе

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.3.

Анализ результатов критериального оценивания

3

 

1

2

 

3.3

Презентация  разработанных критериев по учебным предметам основной школы и для разных видов работ.

1

 

1

 

Презентация разработанных критериев по учебным предметам основной школы

Итоговая проверочная работа (тест)

 

Итого по разделу 3

16

4

10

2

 

 

 

4. Стажировка на базе МОУ СШ №6

«Разработка контрольно-оценочных материалов как обязательного приложения к рабочей программе и элемента внутренней системы оценки качества образования»

 

 

Всего

Л

ПЗ

СР

 

4.1

Теоретические основы разработки КОМ

3

2

1

 

Входной контроль (тест)

4.1.1.

Нормативно-правовые и теоретические основы разработки КОМ

1

0,5

0,5

 

 

4.1.2

Структура и содержание КОМ

1

1

 

 

 

4.1.3

Типология заданий

1

0,5

0,5

 

Набор заданий базового и повышенного уровня сложности

4.2

Проектирование КОМ

18

3

9

6

 

4.2.1.

Определение перечня проверяемых планируемых результатов и на их основе количества заданий

6

1

3

2

Перечень проверяемых планируемых результатов по предмету

4.2.2.

Разработка заданий, плана работы, инструкции по проверке

6

1

3

2

Таблицы «План работы».

Расчет времени выполнения работы

4.2.3.

Разработка инструктажей, оформление контрольной работы и спецификации в соответствии с требованиями

6

1

3

2

Спецификация работы.

Инструктаж для обучающихся по выполнению работы

4.3

Представление собственных КОМ

1

 

1

 

Презентация разработанных КОМ

Выходной контроль (тест)

 

Итого по разделу 4

22

5

11

6

 

 

 

5. Стажировка на базе МОУ Емишевская ОШ

«Формирующее оценивание в рамках инклюзивного образования»

 

 

Всего

Л

ПЗ

СР

 

5.1

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях сельской школы.

1

1

 

 

Тест

5.2

Инструменты формирующего оценивания.

3

1

2

 

 

5.3

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

3

1

2

 

 

5.4

Критерии и индикаторы оценивания.

 

2

 

2

 

Разработанные критерии и индикаторы

5.5

Дидактические средства, используемые при оценивании результатов освоения АООП.

3

1

2

 

 

5.6

Практическое использование инструментов формирующего оценивания на уроках.

3

 

3

 

 

5.7

Итоговая / «предитоговая» аттестация

1

 

1

 

Комплексное задание

 

Итого по разделу 5

16

4

12

 

 

 

 

Итоговая аттестация

2

2

 

 

Рефлексивный анализ  по итогам курсов

 

ИТОГО

84

20,5

42,5

21

 

 

Учебная программа

Темы

Виды учебных занятий/работ

Содержание

 

1.Культура оценочной деятельности педагога

Культурологический подход в образовании. Профессиональная культура педагога.

Лекция

Сущность культурологического подхода в образовании.

Составляющие профессиональной культуры педагога: деятельностная культура; информационная культура; правовая культура; коммуникативная культура; творческая культура.

Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры педагога. Педагогическая этика как важное основание педагогической культуры.

Проект Рособрнадзора «Методология и критерии оценки качества общего образования (на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся)»

Лекция

Качество образования как стратегический приоритет для Российской Федерации. Содержательные принципы оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях. Организационно-технологические и управленческие механизмы оценки качества общего образования. Порядок и регламенты осуществления оценки. Порядок анализа и использования результатов оценки.

https://fioco.ru/metod

Актуальность единой оценочной политики в школе в условиях реализации ФГОС

Лекция

Понятие оценочной политики в школе. Необходимость согласования оценочной политики на всех уровнях реализации ФГОС как общественного договора между государством, обществом и личностью.

 Механизмы согласования требований администрации к контрольно-оценочной деятельности учителей.

Оценочная политика школы: общие подходы к формированию и использованию фонда оценочных средств.

Механизмы согласования оценочной политики школы и семьи.

Обзор опыта по выработке и соблюдению единой оценочной политике в школе:

- г. Серов Свердловской обл., МОУ СОШ №14;

- г. Черемхово Иркутской обл., МОУ Школа №8;

-  г. Москва, МЭШ;

-др.

Культура оценочной деятельности : понятие, структура, функции, свойства

Лекция

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие

 

 

Самостоятельная работа

Культура оценочной деятельности как «производная» понятий «культура» и «культура педагогической деятельности». Формирование культуры оценочной деятельности: от профессионального дефицита к потребности в развитии.

Структура культуры оценочной деятельности, её функции и свойства.

 

Мини-опрос «Признаки и факторы культуры оценочной деятельности" на сайте «Культура оценочной деятельности»

https://kyzmas.wixsite.com/kyltocdeyat 

Задание.

 Изучить материалы сайта «Культура оценочной деятельности». Принять участие в виртуальных дискуссиях

 

2. Стажировка на базе МОУ Фоминская СШ

«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников»

Контрольно-оценочная самостоятельность школьников: от теории к практике

Мини-лекция, 0,5 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие, 2 час.

 

Стажерская проба -

самостоятельная работа в условиях ИБЦ Фоминской СШ, консультации, 2 часа.

Теоретические основы КОС школьников:

- сущность оценочной самостоятельности школьников;

- общеучебные умения школьников в контексте оценочной деятельности;

-- виды самооценки и приемы их формирования;

- виды и этапы формирования КОС школьников (по А.Б.Воронцову).

 

Использование техник ФО на разных этапах урока. Входное тестирование.

 

Подбор техник ФО, обеспечивающих КОС

Проектирование урока

Практическая работа в группах, 0,5 часа.

 

Мастер-класс, 0.5 часа.

 

Мини-лекция, 0.5 часа.

Практическая работа, 2 час.

Стажерская проба - самостоятельная работа в условиях ИБЦ Фоминской СШ, консультации, 2 часа.

Обсуждение результатов первого этапа стажерской пробы.

 

Урок с применением техник ФО

 

 

Конструктор урока.

 

Составление технологической карты урока.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности во внеурочной деятельности

Мастер-класс, 0,5 часа.

Практическая работа в группах, 0,5 часа.

 

Стажерская проба-самостоятельная работа в условиях ИБЦ Фоминской СШ. Консультации. 3 часа.

Техники ФО: от урочной к внеурочной деятельности.

 

 

 

Подготовка методической разработки.

Представление методических разработок

Итоговое занятие, 1,5 часа.

Презентация методических разработок, нацеленных на формирование КОС школьников

 

3.         Стажировка на базе МОУ СШ № 4 «Центр образования»

«Планирование и организация процесса критериального оценивания»

Развитие системы оценивания в исторической ретроспективе

Тест. Лекция. Работа в микро-группах.

Плюсы и минусы традиционной для России пятибалльной системы оценивания. Зарубежные системы оценивания. Система международного бакалавриата и технология критериального оценивания. Оценивание

в условиях введения требований

нового Федерального государственного

образовательного стандарта.

Определение понятия критериального оценивания и его роли в формировании учебно-воспитательной компетенции

Изучение теоретических основ. Лекция с элементами беседы.

Требования к результатам оценки качества образования. Основные элементы критериального оценивания.

Критериальное оценивание как педагогическая технология

Изучение теоретических основ. Выполнение практических заданий в группах.

Цели, задачи, функции технологии критериального оценивания. Принципы технологии КО. Общественный договор. Определение критериев.  Самооценивание и модерация (сопоставление). Формирующее и констатирующее оценивание.

Технология организации критериального оценивания в школе.

Выполнение практических заданий в группах.

Позитивные эффекты, возможные ошибки и риски критериального оценивания.

Выбор критериев оценивания по целям обучения, подбор заданий с дескрипторами

Работа в группах по выбору критериев в соответствии с целями обучения.

·         Изучение учебной программы, и проведение анализа целей обучения;

·         составление критериев оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе;

•          распределение критериев оценивания по уровням мыслительных навыков для обеспечения дифференцированного подхода в составлении заданий;

•          составление задания в соответствии с критериями оценивания;

•          разработка к каждому заданию дескрипторов, которые описывают основные этапы его выполнения.

 

Самостоятельная  подготовка инструментов критериального оценивания по предмету, теме.

Критериальное оценивание в индивидуальной, парной, групповой работе

Работа в группах по разработке критериев оценивания для разных видов работ.

Критериальное оценивание.  «Рубрики» как инструмент формирующего оценивания. Методика «Карты понятий», рубрикаторы. Предоставление обратной связи.

Анализ результатов критериального оценивания.

Работа в группах по разработке «Листов наблюдения».

Проведение анализа результатов работ обучающихся. Разработка «Листов наблюдения» для проведения более детального анализа результатов критериального оценивания. Предоставление обратной связи родителям.

Презентация  разработанных критериев по учебным предметам основной школы.

Представление разработанных критериев по учебным предметам основной школы.

 Само- и взаимооценка. Тест.

Ознакомление с разработанными критериями по учебным предметам основной школы.

Рефлексия.

 

4. Стажировка на базе МОУ СШ №6

«Разработка контрольно-оценочных материалов как обязательного приложения к рабочей программе и элемента внутренней системы оценки качества образования»

Нормативно-правовые и теоретические основы разработки КОМ

Тест. Лекция. Работа в микро-группах.

Статьи Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие обязательное наличие в ОУ контрольно-оценочных средств.

Определение понятий: контрольно-оценочные средства, контрольно-оценочные материалы, фонд оценочных материалов.

Содержание раздела ООП «Система оценки результатов освоения обучающимися учебного предмета (курса, дисциплины, модуля)»

Структура и содержание КОМ

Изучение теоретических основ. Рассказ с элементами беседы

Спецификация,  инструкция для обучающихся по выполнению работы, варианты заданий, инструкция по проверке и оценке

Типология заданий

Изучение теоретических основ. Выполнение практических заданий в группах

Таксономия учебных задач по

 Д. Толлингеровой. Уровни усвоения учебного материала по Б. Блуму. Типология заданий по уровням сложности и форме представления.

Определение перечня проверяемых планируемых результатов и на их основе количества заданий

Ознакомление с планируемыми результатами, прописанными в ООП. Работа в группах по определению перечня проверяемых планируемых результатов и количества заданий.

Самостоятельная индивидуальная работа.

Алгоритм определения перечня проверяемых планируемых результатов и расчета количества заданий.

Разработка заданий, плана работы, инструкции по проверке

Изучение теоретических основ. Заполнение таблицы.

Самостоятельная индивидуальная работа.

Варианты представления плана работы. Распределение заданий по уровням сложности и форме представления. Расчет времени выполнения работы. Содержание инструкции по проверке работы.

Разработка инструктажей, оформление контрольной работы и спецификации в соответствии с требованиями

Знакомство с разработанными спецификациями КОМ и сравнение их со спецификациями КИМ ОГЭ и ЕГЭ. Фокус-групп по вопросу «Инструкция для обучающихся».

Самостоятельная индивидуальная работа.

Содержание спецификации работы: цель, распределение заданий по разделам программы, краткая характеристика заданий, обобщенный план работы, инструкцию по проверке и оценке работ, определение способа расчета отметки. Содержание инструктажа выполнения работы для обучающихся.

Представление собственных КОМ

Представление разработанных КОМ. Само- и взаимооценка. Тест.

Ознакомление с разработанными КОМ.

 

5. Стажировка на базе МОУ Емишевская ОШ

«Формирующее оценивание в рамках инклюзивного образования»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях сельской школы

Презентация, практическая работа, изучение документов, тест.

Особенности контингента обучающихся,

 направления и формы работы. Виды АООП,

 наполнение разделов программы.

 Создание специальных условий по реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС

образования ОУ.

Инструменты формирующего оценивания

Методический обзор теоретических основ трудов  педагогов и учёных по формирующему оцениванию, практическое занятие, работа в группах, деловая игра.

Теоретические основы формирующего оценивания.

 Классификация инструментов формирующего

 оценивания, рекомендуемых к применению в

условиях инклюзивного  образования.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Изучение теоретических основ, выполнение практических заданий в группах.

Особенности системы оценки достижения

 Планируемых результатов АООП,  анализ особенностей

Критерии и индикаторы оценивания.

 

Изучение опыта работы, ознакомление с упражнениями, подбор упражнений, разработка критериев и индикаторов

Формирование критериальной базы

 оценивания. Методы и формы

формирующего оценивания для детей с ОВЗ.

 

Дидактические средства, используемые при оценивании результатов освоения АООП.

 

Презентация опыта, выполнение практических заданий, самостоятельная работа,  работа с дидактическими материалами.

Практическая работа с дидактическими

 материалами.

Практическое использование инструментов формирующего оценивания на уроках.

Презентация опыта работы, обсуждение, выполнение практических заданий в группах, самостоятельная работа.

Наблюдение и анализ, разработка

практических материалов для

использования на

занятиях.

 

3.  Формы аттестации и оценочные материалы

Промежуточная и «предитоговая» аттестация обучающихся по данной программе предусмотрена в рамках каждого блока, что отражено в учебном плане. Итоговая аттестация по программе проводится в форме зачёта на основании результатов «предитоговой» аттестации по всем выбранным для обучения блокам программы и рефлексивного анализа по итогам курсов.

4.     Организационно-педагогические условия реализации программы.

В каждой школе, на базе которой организуется стажировка обучающихся по данной ДПП, имеются все необходимые ресурсы для её успешного проведения. По каждому блоку программы собраны тематические электронные папки для участников курсов. Хорошим ресурсом служит тематический сайт «Культура оценочной деятельности», созданный в период реализации проекта РИП «Профессиональная культура оценочной деятельности современного педагога». 

 

Библиографический список

1.     Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. / Ш.А. Амонашвили. - М: Знание, 1980.

2.      Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1980. - С. 133 - 161.

3.      Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014 - №1. – С. 171 – 175

4.      Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издательство: Эдиториал УРСС, 2002 –  303 с.

5.     Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная деятельность в школе: метод. пособие [Текст] / А.Б. Воронцов. - Москва: Авторский клуб, 2015.

6.      Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М., 2000 103с.

7.     Воронцов А.Б., Заславский В.М. Контрольно-оценочная самостоятельность Младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. – М.: МАРО, 2001

8.      Красноборова, А.А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов // Начальная школа плюс: До и После. – 2010 - № 1 - с.76–81.

9.      Матвиевская, Е.Г. Моделирование процесса формирования культуры оценочной деятельности педагога: учеб. -метод. пособие [Текст]/ Е. Г. Матвиевская. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008 – 24 с. (1,4 п.л.).

10.   Матвиевская, Е.Г. Методология формирования культуры оценочной деятельности педагога: учеб. -метод. пособие [Текст]/ Е. Г. Матвиевская. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008 – 24 с. (1,4 п.л.).

11.  Матвиевская, Е.Г. Оценочная деятельность педагога [Текст]/ Е.Г. Матвиевская. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008 – 184с. (7,2 п.л.).

12.  Матвиевская, Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога [Текст]/5. Е.Г. Матвиевская. – М.: Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 – 340 с. (19,6 п.л.).

13.  Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа /М.А. Пинская, И.М Улановская. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -80 с.

14. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010 – 264 с.

15. Пинская, М.А. Материалы курса "Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта": курс на 36 часов. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2013 – 96 с.

16. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosobrnadzora-n-590-minprosveshchenija-rossii-n-219-ot/

Электронный ресурс

1.     Сайт «Культура оценочной деятельности».

                     https://kyzmas.wixsite.com/kyltocdeyat

Источники, имеющиеся в инфотеке МУ ДПО «ИОЦ»

1.     Андерсен, П. Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижений [Текст]. Книга 2 / Пру Андерсен, Джордж Морган. - пер.

с анг. В.Н. Симкина; науч. ред. В.И. Звонников. - М.: Логос, 2011. –

 204 с. - 80.00.

2.     Артемьева, А. Диагностика критериального оценивания // ИД "Первое

 сентября" Управление школой. - 2014. - № 1. - С.16-18.

3.     Быкова, Т.П. Реализация критериально-ориентированного подхода к

 оцениванию результатов обучения // Начальная Школа. - 2015. - № 4.

 - С.18-21.

4.     Вальдман, И. А. Ключевые аспекты качества образования: обзор международных тенденций [Текст]. - М.: АПКиППРО, 2008. - 48 с. - (Библиотека журнала "Методист", № 9).

5.     Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы // Методист. - 2015. - № 3. - С.2-12.

6.     Гомозова, И.В. Система оценки достижений планируемых результатов ОП НОО в соответствии с Образовательной программой // Методист. - 2013. - № 9. - С.60-68.

7.     Горбунова, С.В. Итоговый индивидуальный проект как форма итоговой оценки достижений учащихся 9 класса // Методист. - 2017. - № 9. - С.15-22.

8.     Григорьева, И.В. Новые подходы к оцениванию образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС общего образования// Образовательная панорама. - 2015. - № 1. - С.36-39.

9.     Грини, В. Оценка образовательных достижений на национальном уровне [Текст]. Книга 1 / Винсент Грини, Томас Келлаган. - пер. с анг. Т.Н. Леоновой; науч. ред. М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2011. - 216 с. -

10. Демидова, М. Как заместителю директора анализировать результаты Всероссийских проверочных работ. // Справочник заместителя директора школы. - 2017. - № 11. - С.44-55.

11. Иванов, Д.А. Способы и процедуры оценивания в образовательном процессе // Справочник заместителя директора школы. - 2014. - № 7. - С.30-43.

12.                      Калимуллина, Э.Ф. Система оценки личностных результатов обучения в основной школе    // Методист. - 2016. - № 8. - С.52-56.

13. Калужская, М. В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] / М. В. Калужская. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября", серия "Управление школой", Вып. 2(8)).

14. Карпенко, Н.К. Оценочная деятельность учителя в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 9. - С.41-48.

15. Крокер, Л. Введение в классическую и современную теорию тестов [Текст] / Л.Крокер, Дж. Алгина. - Под общей ред. В.И. Звонникова и М.Б. Челышковой. - М.: Логос, 2012. - 668 с.

16. Кувакина, Е.В. Использование электронной системы опроса и тестирования при формирующем оценивании // Образовательная панорама. - 2015. - № 1. - С.25-35

17. Кудряшева, М. Приемы, с помощью которых дети достигнут результата "ученик научится" // Управление начальной школой. - 2018. - № 11. - С.46-51.

18. Метапредметные результаты [Текст]: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. - Варианты 1,2. - СПб.: Просвещение, 2013. - 40 с. - ("ФГОС: оценка образовательных достижений").

19. Метапредметные результаты [Текст]: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. - Варианты 3,4. - СПб.: Просвещение, 2013. - 40 с. - ("ФГОС: оценка образовательных достижений").

20. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс [Текст]: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С. Ковалева и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. - М.; СПб: Просвещение, 2014. - 160 с. - (ФГОС: оценка образовательных достижений).

21. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: Система заданий. В 3 ч. Ч.3 / (С.В. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская и др.). - под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 273 с. - (Стандарты второго поколения).

22. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).

 

23. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: Система заданий. В 3 ч. Ч.2 / (Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с. - (Стандарты второго поколения).

24. Оценка результатов образовательной деятельности методом SWOT - анализа // Справочник заместителя директора школы. - 2016. - № 5. - С.38-40.

25. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения [Текст]: Практическое руководство для учителей. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.

26. Пронина, О. Как оценить личностные достижения учащихся с помощью портфолио // Справочник заместителя директора школы. - 2017. - № 6. - С.46-47.

27. Савиных, Г.П. Оценка результатов внеурочной деятельности учащихся // Управление начальной школой. - 2015. - № 5. - С.37-46.

28. Савиных, Г.П. Проектирование раздела основной образовательной программы "Система оценки достижения планируемых результатов" // Справочник заместителя директора школы. - 2014. - № 8. - С.27-39.

29. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [Текст]: Методические рекомендации. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. - 48 с. - 45.00.

30. Соколова, Т.Е. Оценка качества внеурочной деятельности и внеурочных достижений младших школьников    // Управление начальной школой. - 2014. - № 5. - С.43-53

31. Ступницкая, М.А. Критериальное оценивание: что это такое и как оно работает // Школьные технологии. - 2014. - № 6. - С.129-151.

32. ФГОС: школьная система оценки качества обучения (серия) [Текст]: Диагностика учебно-предметных компетенций / Нежнов П.Г., Горбов С.Ф., Соколова О.В. - М.: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб", 2016. - 112 с.

33. ФГОС: школьная система оценки качества обучения (серия) [Текст]: Диагностика метапредметных образовательных результатов способом решения групповой заадачи / Чудинова Е.В., Зайцева В.Е., Минкин Д.И. - М.: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб", 2016. - 84 с.

34. ФГОС: школьная система оценки качества обучения (серия) [Текст]: Диагностика умения учиться / Цукерман Г.А., Чудинова Е.В. - М.: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб", 2016. - 60 с.

35. ФГОС: школьная система оценки качества обучения (серия) [Текст]: Экспресс-диагностика основных метапредметных образовательных результатов в начальной и основной школе / Чудинова Е.В., Санина С.П. - М.: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб", 2016. - 60 с.

36. Что такое формирующее оценивание: сценарий мастер-класса для учителей // Справочник заместителя директора школы. - 2017. - № 3. - С.86-97.

37. Шалашова М.М. Оценивание результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. - 2014. - № 4. - С.53-56.

38. Якушина, А.А. Информационно-аналитическое обеспечение оценочной деятельности педагога // Управление начальной школой. - 2015. - № 5. - С.47-57.

 

 

Приложение 2. Ссылка на сайт «Культура оценочной деятельности»

https://kyzmas.wixsite.com/kyltocdeyat


 

Скачано с www.znanio.ru

ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ Название практики -

ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ Название практики -

Сформированность культуры оценочной деятельности педагога является одним из важнейших условий обеспечения единой концептуально-методологической базы оценки образовательных достижений учащихся

Сформированность культуры оценочной деятельности педагога является одним из важнейших условий обеспечения единой концептуально-методологической базы оценки образовательных достижений учащихся

Схема 1. Маршруты реализации программы «Культура оценочной деятельности»

Схема 1. Маршруты реализации программы «Культура оценочной деятельности»

В связи с этим у педагогов возникает необходимость овладения технологией разработки контроль-оценочных материалов, удовлетворяющих современным требованиям

В связи с этим у педагогов возникает необходимость овладения технологией разработки контроль-оценочных материалов, удовлетворяющих современным требованиям

Целевыми группами в отношении нашей практики являются, кроме прочих, педагогические коллективы школ, участвующих в реализации

Целевыми группами в отношении нашей практики являются, кроме прочих, педагогические коллективы школ, участвующих в реализации

ОВЗ. О результативности представленного опыта можно судить по отзывам участников курсовой подготовки по дополнительной профессиональной программе «Культура оценочной деятельности педагога» (Диаграммы 1-3), а также по…

ОВЗ. О результативности представленного опыта можно судить по отзывам участников курсовой подготовки по дополнительной профессиональной программе «Культура оценочной деятельности педагога» (Диаграммы 1-3), а также по…

Важна динамика профессионального роста педагога, осознавшего и прочувствовавшего преимущества культуры оценочной деятельности

Важна динамика профессионального роста педагога, осознавшего и прочувствовавшего преимущества культуры оценочной деятельности

ПСУ начальных классов “Учимся формирующему оцениванию“»

ПСУ начальных классов “Учимся формирующему оцениванию“»

С отзывами можно ознакомиться, пройдя по ссылке https://kyzmas

С отзывами можно ознакомиться, пройдя по ссылке https://kyzmas

Индикаторы качества оценочной деятельности существуют повсюду, т

Индикаторы качества оценочной деятельности существуют повсюду, т

На сайте «Культура оценочной деятельности» создано пять виртуальных дискуссионных площадок, в которых могут принять участие все посетители: -

На сайте «Культура оценочной деятельности» создано пять виртуальных дискуссионных площадок, в которых могут принять участие все посетители: -

Метапредметные результаты обучающихся с

Метапредметные результаты обучающихся с

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. ДПП «Профессиональная культура педагога»

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. ДПП «Профессиональная культура педагога»

Особенностью данной программы является её модульная структура из пяти блоков

Особенностью данной программы является её модульная структура из пяти блоков

Содержание программы Учебный (тематический план) №

Содержание программы Учебный (тематический план) №

Представление методических разработок1,51,5Презентация методических разработок

Представление методических разработок1,51,5Презентация методических разработок

Презентация разработанных критериев по учебным предметам основной школы

Презентация разработанных критериев по учебным предметам основной школы

Представление собственных КОМ 1 1

Представление собственных КОМ 1 1

Итоговая аттестация22 Рефлексивный анализ по итогам курсов

Итоговая аттестация22 Рефлексивный анализ по итогам курсов

Серов Свердловской обл., МОУ СОШ №14; - г

Серов Свердловской обл., МОУ СОШ №14; - г

Мастер-класс, 0.5 часа. Мини-лекция, 0

Мастер-класс, 0.5 часа. Мини-лекция, 0

Изучение теоретических основ. Выполнение практических заданий в группах

Изучение теоретических основ. Выполнение практических заданий в группах

Стажировка на базе МОУ СШ №6 «Разработка контрольно-оценочных материалов как обязательного приложения к рабочей программе и элемента внутренней системы оценки качества образования»

Стажировка на базе МОУ СШ №6 «Разработка контрольно-оценочных материалов как обязательного приложения к рабочей программе и элемента внутренней системы оценки качества образования»

Разработка инструктажей, оформление контрольной работы и спецификации в соответствии с требованиями

Разработка инструктажей, оформление контрольной работы и спецификации в соответствии с требованиями

Критерии и индикаторы оценивания

Критерии и индикаторы оценивания

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности

Управление школой. - 2014. - № 1

Управление школой. - 2014. - № 1

Метапредметные результаты [Текст]:

Метапредметные результаты [Текст]:

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]:

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020