Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студент 4 курса специальность 49.02.01
группа ФК-4А
ГОРЯЧЕВ
Евгений Олегович
Дифференцированные технологии с различным уровнем
физической подготовки
Доклад
Руководитель:
Т.В. Первова, преподаватель
высшей
квалификационной
категории
Дзержинск - 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3
1. Сущность дифференцированной технологии с различным уровнем
физической подготовки ................................................................................ 4
2. Реализация дифференцированной технологии с различным уровнем
физической подготовки ................................................................................ 7
3. Обобщение педагогического опыта .......................................................... 8
4. Обобщение собственного опыта ............................................................... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 11
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.
На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно - ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.
В настоящее время уровень физической подготовленности и состояние здоровья детей и молодёжи оценивается как неудовлетворительный. Одной из причин сложившегося положения является крайне слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, его разнообразных способностей, дарований и интересов.
Учитель должен уметь не представлять класс в виде однородной массы, а различать в нём группы учащихся и даже отдельных учеников. Это является непременным условием успешного учебного процесса сегодня в нашей массовой школе.
1. Сущность дифференцированные технологии с различным
уровнем физической подготовки
Технология дифференцированного обучения - совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. [4] Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них какихлибо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.[7] Различают дифференциацию:
- по возрастному составу(школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
- по полу(мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов(гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития(уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам(типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).[10]
Основная цель технологии уровневой дифференциации:
- развитие личности обучающихся на уровне его возможностей и способностей;
- освоение различных способов физкультурной деятельности.[1] Задачи:
1. Сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы.
2. Обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
3. Создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении. [3]
Особенности технологии:
Большая роль отводится планированию подготовительной и заключительной части урока, так как начался урок и как был закончен, зависит успех урока. Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.
Поэтому работа должна основываться на дифференцированном подходе к учащимся. В начале прохождения программного материала по разделам, учащихся необходимо разделить по отделениям, в каждом из которых были бы дети разного уровня подготовленности и организовать работу следующим образом:
а) комплектование отделений осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребёнка;
б) выбирался командир отделения, причём в каждой серии уроков он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;
в) задачей командира отделения была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;
г) уровень заданий (комбинаций) подбирался с учётом индивидуальных способностей детей;
д) если у занимающегося слабой группы комбинации на снарядах получались, то ему предлагалось выполнить упражнения следующей – средней группы, и т. д. в отношении других групп.[8]
Разминка начинается с бега – самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приёмом, стимулирующим учеников, является игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях.
В заключительной части урока проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Дети начинают не просто выполнять, но и думать.
Также при проведении уроков физической культурой, необходимо использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика.
В программу прохождения учебного материала конкретно взятого раздела включено три вида гимнастических упражнений: акробатика, упражнения на бревне в равновесии и опорный прыжок. Составляются комбинации не только для девочек и мальчиков, но и для слабых, средних и сильных учеников.
На основе теории учебной деятельности, разработанной в 1974 г. Д.Б.
Элькониным и В.В. Давыдовым, главными особенностями экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности было то, что положения этой теории предполагают строить обучение "от общего к частному". В педагогическом эксперименте были применены разработанные ранее основные этапы нового подхода к обучению движениям. Сначала были выделены главные для данного вида двигательных действий (локомоций) двигательные способности; для создания предпосылок обучения эти двигательные способности (скоростно-силовые, скоростные, выносливость) определенное время развивались, что подготавливало общую базу для освоения данного класса движений. Затем ученики обучались общим для всех локомоций закономерностям. Для развития интереса к изучаемым движениям учащиеся с помощью учителя исследовали генезис определенных видов локомоций (ходьбы, бега, ходьбы на лыжах). Происходило обращение к истокам двигательного действия, и, чтобы вызвать интерес к изучаемым движениям, лучше понять их основы, дети в игре повторяли путь становления этих движений. Далее учащиеся с помощью учителя выделяли общие биомеханические основы техники движений (при этом применялось моделирование и использовались схемы), после чего овладевали этими узловыми моментами.[9]
2. Реализация дифференцированной технологии с различным уровнем физической подготовки
Реализация дифференцированной технологии в образовании, основанного на отрицании «бесполой педагогики», в рамках образовательного процесса помогает создать особую организацию учебного процесса, предоставляющую учащимся возможность самореализоваться с учетом индивидуальных особенностей, осваивать социальный опыт, обусловливающий успешную социализацию в обществе.
Следовательно, встает задача индивидуализации и изучения субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым учащимся. В связи с этим педагогической науке в ближайшее время предстоит осмыслить психолого - педагогические условия для воспитания юношей и девушек с различным уровнем физической подготовки, которые будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, что в свою очередь предполагает активное педагогическое содействие учащемуся в решении проблем, связанных с дозировкой нагрузки и самореализацией.[6]
3. Обобщение педагогического опыта
Примером дифференцированной технологии с различным уровнем физической подготовки может служить урок, проведенный в МБОУ г. Москва «Школа – гимназия №8» учителем физической культуры Кунцевым Олегом Владимировичем. В процессе проведения урока, учащиеся были поделены на группы, которые выполняли конкретные задания учителя с разной дозировкой, в соответствии с уровнем их физической подготовки. Одни выполняли - 15 приседаний, другие - 25 и т.д., с последующей сменой упражнений на руки, ноги, спину, пресс после выполнения задания. Это позволило дать необходимую нагрузку учащимся в соответствии с их физической подготовкой.[5]
4. Обобщение собственного опыта
На практике в школе №23 мной проводился урок физической культуры в 8 «б» классе. Проанализировав результаты контрольных тестов, проведенных учителем Безделевой Натальей Львовной, я, Горячев Евгений, поделил класс на команды при проведении эстафеты. Мальчики были поделены на две группы, как и девочки, в соответствии с их физической подготовкой, благодаря контрольным тестам. Всего было 4 команды, которым давалось 1 задание, к примеру, с разным количеством выполняемых прыжков или расстоянием до конуса. Это деление на группы и разная дозировка, позволили провести честную и равную эстафету среди учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дифференцированный подход в обучении создает разнообразные условия обучения и воспитания для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. В этом процессе реализуется комплекс методических, психолого-педагогических и организационно - управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Поскольку состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности и одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных учащихся, то работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому в процессе физического воспитания в средней школе также применяются формы и методики организации дифференцированного подхода к детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Таким образом, в данной работе была сделана попытка проанализировать сущность понятия дифференцированного обучения с различным уровнем физической подготовки.
Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе. В ходе изучения литературы по выбранной теме, поставленные мной цели и задачи были достигнуты.
10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебновоспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение,
1982. - 480 с.
2. Борисов, А.А., Сыромятникова, Л.И., Борисова, Л.П. Реализация дифференцированной технологии в области педагогического образования [Текст] / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 375-377.
3. Ковалько, В.И. Дифференцированные технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - 296 с.
4. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
5. Менчинская, Е.А. Основы дифференцированного обучения в начальной школе [Текст] / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
6. Никифоров, Е.А. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации [Текст] / Е.А. Никифоров. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.
7. Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / В.А. Орехова. –
М.: КНОРУС, 2006. - 147 с.
8. Смирнов, Н.К. Дифференцированные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 62 с.
9. Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В.
Советова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.
10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.