Дата: 09.10.2023
Класс: 5а
Предмет: математика
Тема урока: Делители и кратные
Цель урока: сформировать условия для осознанного понимания обучавшимися понятия делители и кратные.
Планируемые результаты:
предметные: - владение понятиями «делителя» и «кратного» числа;
- умение используя эти понятия, комментировать свои действия, используя
математические термины;
- применение знаний в различных ситуациях.;
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение работать в группе;
метапредметные:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- оценивать свои достижения.
Познавательные:
- применение понятий «делителя» и «кратного» числа.
- использовать приобретённые знания на практике
- овладение умением видеть проблему и желанием ее решить
Коммуникативные:
- представление результата деятельности;
- умение вести диалог с оппонентом;
- пользоваться речью для объяснения действий.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
I. Организационный момент (психологический настрой)
II. Самоопределение к учебной деятельности.
На доске представлены несколько примеров
8*9=72 36:6=6
6*9=54 15:5=3
2*8=16 45:5=9
4*6=24 12:5=2(остаток 2)
Назовите компоненты умножения и деления (ответ )
На цело не делится, только с остатком, давайте этот пример оставим на доске и в процессе урока выясним, почему нельзя 12разделить на 5
–Какой сегодня замечательный осенний день!
- Я уверена, что сегодняшний урок и последующие принесут вам новые открытия и много радости от общения друг с другом. Сегодня мы вспомним то, с чем познакомились раньше и, конечно, узнаем много нового.
II. Коллективная поисковая работа по изучению материала.
На столе у меня лежат листочки и вам нужно их поклеить на 2 окна поровну
Что вы будете делать? (Делить)
- Что для этого нужно знать? (Сколько листочков, сколько окон нужно украсить)
Сколько всего листочков?(всего 9 ) , а сможем ли мы их наклеить на 2 окна ?(нет), а на сколько окон мы сможем их поклеить поровну (на 3 окна)
9:2
9:3
- Как называется число, на которое мы делим?(делитель числа)
- А как называется число, которое делим, ?(делимое)
- А можно ли по-другому назвать это число?
- Кто-нибудь знает, как? Об этом мы с вами сегодня узнаем.
2) – Как можно сформулировать тему урока? О чём мы с вами говорим? (Делители и делимые)
– Хорошо! Но мы немножко уточним тему в процессе урока.
– Какая цель нашего урока? (Узнать другое название делимого, уточнить определение делителя для чисел, на которые данное число делится, и научиться находить делители, кратные числа)
3) Возвращаемся с вами к примеру 12:5
- На какие числа делится число 12
12: на 1,2,3,4,6,12
Эти числа называются делителями числа 12.
- Так какое число называют делителем числа? (Это число, на которое делят)
- А как называется число, которое делят? Давайте, попробуем ему придумать другое название.
Подсказка: Это слово произошло от старинного русского слова «крата», означающее «раз».
- Где еще в жизни вы встречались с этим словом? (пятикратный олимпийский чемпион)
b - делитель числа а, а – кратное числу b
- Как же можно переформулировать тему нашего урока? (Делители и кратные).
- Если одно натуральное число нацело делится на другое натуральное число, то первое называют кратным (делимым) второму, а второе – делителем первого. Таким образом, если а иb – натуральные числа и а делится нацело на b, то а кратно b, а b – делитель а.
3 делитель 18, а18 кратное 3
III. Закрепление изученного материала.
Давайте с вами еще раз вернемся к примеру 12:5
Мы выяснили , что у числа делители 12:1,2,3,4,6,12
А чему же кратно число 5:5,10,15,20…
Принята след запись Д(12), К(5)
· Может ли делитель числа быть больше самого этого числа?
· Может ли кратное быть меньше самого числа?
· Является ли число кратным самому себе?
· Сколько кратных может быть у числа?
· Сколько делителей может быть у числа?
Запишите числа, у которых:
а) 1 делитель, (1)
б) 2 делителя, (3;5;7)
в) 3 делителя или больше делителей, (4; 6; 9)
- Какое число является делителем всех чисел? (1)
IV. Физминутка
V. Работа в парах
Найдите сумму всех делителей числа, не считая его самого: v Числа 6: 1+2+3=6 v Числа 28: 1+2+4+7+14=28 Сделайте вывод!
Числа, которые равны сумме всех своих делителей (исключая само число), древнегреческие математики называли совершенными. Первое, самое меньшее совершенное число - 6. Может быть, именно поэтому шестое место считалось самым почетным на пирах у древних римлян. Второе по старшинству совершенное число - 28: |
VI. Самостоятельная работа
VII. Групповая работа Мини проект 1 задание Сделайте минипроект делителей числа 1группа 42, 2 группа 48, 3 группа 24
2 задание Сделайте минипроект двузначных чисел, кратных числа
1группа 11, 2 группа 12, 3 группа 22
VIII. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке?
– Чему вы сегодня научились?
- Помогла вам математика развешивать снежинки ?
– Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы (учащимся предлагаются карточки с вопросами для рефлексии деятельности.)
VII. Домашнее задание: п 6.1 Выучить правила (делители, кратные)
№1. Найти:
а)все делители вашего года рождения;
б)кратных дня вашего рождения до ста.
№
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.