М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Научные работы
doc
русский язык
Детсад
30.10.2019
М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных направлений работы является познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны.
Мнемотехника как средство развития связной речи.doc
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста Пузикова Марина Владимировна Проблема   развития   связной   речи   детей   хорошо   известна   широкому   кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь,   как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,   явлениях   природы,   создание   разных   видов   творческих   рассказов,   заучивание стихотворений,   а   также   составление   рассказов   по   картине   .   Одним   из   основных направлений   работы   является   познавательное   и   речевое   развитие,   проблемы   которого особенно актуальны. Воспитатели, учителя­логопеды часто отмечают, что у многих детей дошкольного возраста существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны: 1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы. 2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас. 3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная. 4.   Отсутствие   культуры   речи:   неумение   использовать   интонацию,   регулировать громкость голоса и темп речи. Связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного развития. В   дошкольном   возрасте   преобладает   наглядно­образная   память,   и   запоминание носит   в   основном   непроизвольный   характер.   Поэтому   педагогическое   воздействие   при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно,   грамматически   правильно   излагать   свои   мысли,   рассказывать   о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.    При   подготовке   детей   к   школьному   обучению   большое   значение   приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний,   развития   логического   мышления,   творческих   способностей   и   других   сторон психической деятельности. Мнемотехника   –   это   система   различных   приемов,   облегчающих   запоминание   и увеличивающих   объем   памяти   путем   образования   дополнительных   ассоциаций.   Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с   преобладающей   ролью   внешних   средств,   наглядный   материал   усваивается   лучше вербального. Дидактическим   материалом   служат  мнемотаблицы  –  схемы,  в  которые  заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: •         развитие   основных   психических   процессов   –   памяти,   внимания,   образного мышления; •         перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; •         развитие   мелкой   моторики   рук   при   частичном   или   полном   графическом воспроизведении. Мнемотехника   многофункциональна.   На   основе   мнемотаблиц   можно   создать разнообразные   дидактические   игры.   Продумывая   разнообразные   модели   с   детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: •        модель должна отображать обобщённый образ предмета; •        раскрывать существенное в объекте; •        замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Данная технология имеет: 1.                 Теоретическую   основу   –   базируется   на   представлении   о   сложной   и активной   природе   процессов   запоминания,   опирающихся   у   человека   на   целый   ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. 2.                 Формирует   воображение,   понимание   того,   что   слышишь;   способность сохранять в памяти поступившую информацию; 3.                 Развивает   образное   мышление,   творческие   способности   детей, зрительную память. Отличительные особенности технологии: •        имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; •        приемы запоминания индивидуализированы; •        широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание. Цель технологии Формирование   умений   у   детей   дошкольного   возраста   управлять   поступающей информацией, изображать услышанное, читать рисунки. Ведущая идея технологии: целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с   недостатками   речевого   развития   путём   осуществления   двусторонних   связей   между процессами   запоминания   и   понимания   посредством   использования   заданий, стимулирующих   активную   мыслительную   деятельность,   обеспечивающих   глубокое понимание  словесного   материала,   развива.  В  качестве   средств  используются  наглядные образы   в   виде   рисунков,   схематических   изображений,   символов,   то   есть,   опорные наглядные   сигналы,   с   помощью   которых   ребёнок   может   проникнуть   в   «кладовые» долговременной памяти. Перспективность технологии: возможность использования технологии родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.  В основе технологии лежат следующие принципы: 1.                Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка. 2.                 Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка. 3.                 Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания. 4.                 Принцип   природосообразности:   учёт   возрастных   и   индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей. Положительные   побочные   эффекты   от   занятий   мнемотехникой   следующие: 1)мощное   развитие   визуального   мышления;   2)выработка   устойчивого   внимания (способность к длительной концентрации); 3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно   с   этой   работой   необходимы   речевые   игры,   обязательны   использование дидактических   игр,   которые   помогают   детям   научиться   классифицировать   предметы, развивать   речь,   зрительное   восприятие,   образное   и   логическое   мышление,   внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои положительные результаты: Речь детей улучшается . Увеличивается круг знаний об окружающем мире. Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложений. Учатся   составлять   рассказы   из   пяти   и   более   предложений.   С   удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. Словарный   запас   детей   из   пассивного   (в   основном)   превращается   в   активный   и обогащается до уровня необходимого ребенку в школе. Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей. Ребята   активнее   работают   на   занятиях.   Улучшается   концентрация   внимания, наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение, логическое и образное мышление. Речевая   активность   повышается,   они   с   желанием   общабтся   с   товарищами   и взрослыми.   Дети   чувствуют   себя   более   уверенно,   учатся   свободно   держаться   перед аудиторией. Вывод:   мнемотехника   является   очень   эффективным   методом,   который   может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей. Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием   приёмов   мнемотехники   требует   предварительной   подготовки   в   отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.

М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста

М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста

М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста

М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста

М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста

М немотехника как средство связной речи детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019