Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных направлений работы является познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны.
Мнемотехника как средство развития связной речи
у детей дошкольного возраста
Пузикова Марина Владимировна
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу
педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются
существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач
речевого развития дошкольников. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения
ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава,
грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах,
объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание
стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных
направлений работы является познавательное и речевое развитие, проблемы которого
особенно актуальны.
Воспитатели, учителялогопеды часто отмечают, что у многих детей дошкольного
возраста существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны:
1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно
построить предложение, однословные ответы.
2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас.
3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная.
4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать
громкость голоса и темп речи.
Связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного развития.
В дошкольном возрасте преобладает нагляднообразная память, и запоминание
носит в основном непроизвольный характер. Поэтому педагогическое воздействие при
развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно,
последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о
различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы
процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает
формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения
знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон
психической деятельности.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие
приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются
с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше
вербального.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена
определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления;
• перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в
образы;• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать
разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми,
необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им
понятна.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и
активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд
совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для
более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно,
детьми с проблемами в развитии.
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность
сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей,
зрительную память.
Отличительные особенности технологии:
• имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
• приемы запоминания индивидуализированы;
• широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание.
Цель технологии
Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять поступающей
информацией, изображать услышанное, читать рисунки.
Ведущая идея технологии: целенаправленное воспитание словесной памяти у детей
с недостатками речевого развития путём осуществления двусторонних связей между
процессами запоминания и понимания посредством использования заданий,
стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое
понимание словесного материала, развива. В качестве средств используются наглядные
образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные
наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые»
долговременной памяти.
Перспективность технологии: возможность использования технологии родителями,
воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.
В основе технологии лежат следующие принципы:
1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация
творческих возможностей ребёнка.
2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности,
доступен пониманию ребёнка.
3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является
непреложной ценностью в процессе воспитания.
4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей детей.
Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
1)мощное развитие визуального мышления; 2)выработка устойчивого внимания
(способность к длительной концентрации); 3)формирование способности к эффективному
самостоятельному обучению.Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование
дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы,
развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание,
наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с
использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного
материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои
положительные результаты:
Речь детей улучшается .
Увеличивается круг знаний об окружающем мире.
Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять
свою мысль в виде предложений.
Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием
составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки.
Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и
обогащается до уровня необходимого ребенку в школе.
Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в
речи товарищей.
Ребята активнее работают на занятиях. Улучшается концентрация внимания,
наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение, логическое
и образное мышление.
Речевая активность повышается, они с желанием общабтся с товарищами и
взрослыми. Дети чувствуют себя более уверенно, учатся свободно держаться перед
аудиторией.
Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может
использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких
результатов в развитии связной речи детей.
Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с
использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе
речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является важным
показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем
шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет
строить отношения в современном мире.