Греческий храм – не просто общинное здание, а жилище божества.
В те времена, когда древние греки были пеласгами и чествовали Зевса как незримое божество, у них отсутствовала необходимость построения храмовых комплексов. Только с поклонением священным символам и изображениям пробудилась потребность построения храмов – жилых зданий для почитаемых богов.
Проще всего в качестве жилища было использовать обычное дерево. Поэтому первыми храмами в Греции являлись обычные лесные святилища. Так, например, статуя Аполлона выставлялась в лавровом кустарнике, а статуя Артемиды – в стволе кедра или вяза. Затем появилась потребность предоставления богам более надёжного жилища, что привело к появлению храмовой архитектуры. Сначала греки для строительства использовали дерево, но т.к. Греция предоставляла обширнейший строительный материал, добываемый из ближайших гор, со временем для постройки храмов стал использоваться камень.
Урок 28.
Технология
Тема: Макет Акрополя (проектирование).
(Учебник, с. 65, Рабочая тетрадь, с. 21.)
Урок строится в форме проекта. Класс разбивается на группы.
Задачи:
1. Изготовить макет Акрополя.
2. Заслушать подготовленные сообщения из истории Древней Греции и Рима.
Этапы
I. Актуализация
знаний.
Ход урока
УУД
Вступительная беседа. 1 2
Заслушиваются сообщения из истории Древней Греции и Рима.
Греческий храм – не просто общинное здание, а жилище божества.
В те времена, когда древние греки были пеласгами и чествовали Зевса как незримое
божество, у них отсутствовала необходимость построения храмовых комплексов.
Только с поклонением священным символам и изображениям пробудилась
потребность построения храмов – жилых зданий для почитаемых богов.
Проще всего в качестве жилища было использовать обычное дерево. Поэтому
первыми храмами в Греции являлись обычные лесные святилища. Так, например,
статуя Аполлона выставлялась в лавровом кустарнике, а статуя Артемиды – в
стволе кедра или вяза. Затем появилась потребность предоставления богам более
надёжного жилища, что привело к появлению храмовой архитектуры. Сначала
греки для строительства использовали дерево, но т.к. Греция предоставляла
обширнейший строительный материал, добываемый из ближайших гор, со временем
для постройки храмов стал использоваться камень.
Познавательные УУД
1. Формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций.
2. Формируем умение
выявлять сущность и
особенности объектов.
3. Формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012В основе греческого каменного храма лежит мысль о разделении мирского начала
от священного. Место, где находились избранные божества, должно было быть
прочно ограждено со всех сторон. Толстые стены, сооружённые из камня или
мрамора, должны были надёжно защищать фигуру божества от воровства,
случайного прикосновения и даже простого любопытного взгляда.
Самый ранний и самый простой тип храма – храм в антах, возникший из мегарона
микенского периода. Главный фасад в этом случае оформляется торцами боковых
стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Другой тип
храма – простиль – имеет в дополнение к антам ещё двечетыре колонны на
переднем фасаде. Амфипростиль содержит колонны и на переднем, и на заднем
фасадах. Самым распространённым типом является периптер, в котором колонны
располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их
бывает шесть. Такие храмы называют гексастильными периптерами. Наиболее
сложный тип храмового здания – диптер, который включает в себя два ряда таких
колонн, окружающих храм. Сам греческий храм делился на три помещения.
Переднее помещение служило преддверием. Центральное (или целла) – собственно
главное святилище. Опистодом – помещение, которое служило для хранения даров,
с входом с заднего фасада.
Художественная форма греческих храмов была исключительно божественной
привилегией. В Древней Греции (до периода эллинизма) было бы сочтено за
дерзость посягательство на божественное право, если бы простой смертный
вздумал окружить свой дом рядом ступеней или же украсить своё жилище
фронтоном. В дорийских государствах, вследствие постановления жрецов, стены и
потолки должны были делаться исключительно из дерева. Другими словами,
каменные постройки были привилегией богов. Только жилища богов могли быть
достаточно прочными и противостоять влиянию времени.
Акр поль
называемый верхний городкрепость (убежище на случай войны).
На Акрополе обычно находились храмы божествпокровителей данного города.
— возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так
оо
© ООО «Баласс», 2012II. Применение
знаний.
Практическая
работа.
Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия.
В греческом Акрополе было очень много скульптур с изображениями богов. Это
место, где находится большая часть скульптур.
3 1 1 3 2 4
Практическая работа. Работа в группах.
1. Анализ образца.
1. Название изделия, его назначение.
2. Каковы конструктивные особенности изделия?
3. Из какого материала изготовлено изделие? Можно ли использовать
другие?
4. Какими известными способами можно разметить детали?
5. Как отделить детали от заготовки?
6. Нужно ли деталям придать форму? Как?
7. Как можно соединить детали?
8. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?
– Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?
Конструкторскотехнологическая задача (проблемная ситуация):
– Как соединить детали из разноцветного пластилина?
Ученики предлагают свои решения. Подсказка: рисунки на с. 65.
Учебник, с. 65. Обсуждение последовательности изготовления
фигурки макета по инструкционной карте.
2. Планирование.
Самостоятельная работа по Рабочей тетради, с. 20.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение
слушать и понимать других.
2. Формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и в
группе.
Регулятивные УУД
1. Формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей.
© ООО «Баласс», 20123. Самостоятельная работа.
Работа с опорой на инструкционную карту.
Уборка рабочих мест.
Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Отметь в дневнике.
Оценка работы.
Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается
их качество (точность, аккуратность).
3. Формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные УУД
1. Формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
IΙΙ. Итог урока.
1 4
– Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения
помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?
– Для чего нужен был сегодняшний урок?
– Что у вас сегодня получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Деятельность учеников:
© ООО «Баласс», 2012
воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения,
соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.
Урок 29.
Тема: Изготавливаем книжку (комплексная технология).
(Учебник, с. 66, Рабочая тетрадь, с. 22, 23.)
Задачи:
1. Научить изготавливать книжкуальбом.
2. Учить применять известные знания и умения в новой ситуации.
3. Развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, анализировать, выполнять
практическую работу с опорой на инструкционную карту.
4. Развивать художественные и конструкторскотехнологические способности.
Оборудование: образец изделия, рабочее место для обработки бумаги.
Этапы
I. Актуализация
знаний.
Открытие новых
знаний.
Ход урока
Вступительная беседа. 1 2
Беседа о семейных традициях, семейных альбомах. О формах
сохранения информации: фотографиях, письмах, альбомах.
УУД
Познавательные УУД
1. Формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций.
2. Формируем умение
выявлять сущность и
особенности объектов.
3. Формируем умение на
© ООО «Баласс», 2012II. Применение
знаний.
Практическая
работа.
3 1 1 1
Практическая работа.
1. Анализ образца.
Демонстрация образца книжкиальбома в сборе. По ходу анализа
конструкция разбирается.
1. Название изделия, его назначение.
2. Каковы конструктивные особенности изделия? (Обложка, блок
листов, тесёмка.)
3. Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать
другие?
4. Какими известными способами можно разметить детали?
5. Как отделить детали от заготовки?
6. Нужно ли деталям придать форму? Как?
7. Как можно соединить детали?
8. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?
– Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?
Конструкторскотехнологическая задача (проблемная ситуация):
– Какими способами можно соединить блоки обложки книжки
альбома? (Склеить, прошить скрепками степлера.)
2. Работа по учебнику.
Учебник, с. 66. Обсуждение последовательности изготовления
книжкиальбома по инструкционной карте.
3. Планирование
основе анализа объектов
делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение
слушать и понимать других.
2. Формируем умение
строить речевое высказы
вание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и
в группе.
Регулятивные УУД
1. Формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
© ООО «Баласс», 20121. Изготовление крышек обложки.
2. Сборка книжки.
3. Прокалывание отверстий.
4. Выполнение биговки.
5. Сборка изделия.
4. Самостоятельная работа.
Работа с опорой на инструкционную карту.
Уборка рабочих мест.
Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Отметь в дневнике.
Оценка работы.
Устраивается выставка готовых изделий,
совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность,
творчество).
поставленной задачей.
3. Формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные УУД
1. Формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
IΙΙ. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения
помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?
© ООО «Баласс», 2012Деятельность учеников:
– воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая
приёмы безопасного и рационального труда.
© ООО «Баласс», 2012