Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка"
Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся получают глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую.
Цели:
• Познакомить учащихся с творчеством уральского писателя
П.П. Бажова на примере его произведения «Малахитовая шкатулка»
• Обобщить и систематизировать расположение месторождений камней-самоцветов
• Познакомить учащихся с физическими основами способов обработки камней-самоцветов
• Продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, изучая природные богатства Урала, уральскую литературу.
• Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.
Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, электронная презентация.
Оформление: эпиграф к уроку (на доске) «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет» П.П. Бажов, портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка творческих работ учащихся, выставка поделок из уральских камней-самоцветов.
Внеклассное интегрированное занятие (физика +
литература) "Малахитовая шкатулка"
Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся получают глубокие и
разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно поновому осмысливая
события, явления. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение
переноса знаний из одной отрасли в другую.
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством уральского писателя
П.П. Бажова на примере его произведения «Малахитовая шкатулка»
Обобщить и систематизировать расположение месторождений камнейсамоцветов
Познакомить учащихся с физическими основами способов обработки камнейсамоцветов
Продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, изучая природные богатства Урала,
уральскую литературу.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.
Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, электронная презентация.
Оформление: эпиграф к уроку (на доске) «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека
за собой тянет» П.П. Бажов, портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка творческих работ учащихся,
выставка поделок из уральских камнейсамоцветов.
Звучит тихая музыка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель литературы: Бескраен, бездонен сказочносказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские
старики. В старом колодце синюю старухуведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский
люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не
одна, не две побывальщины в народе сложены. В темноте ведь светлые–то камешки добывались. А там мало ли
страхов? И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты, да каменной россыпи.
Учитель физики: На Урале в устной передаче слышал сказы, вероятно, каждый, но только П.П. Бажову удалось
собрать их воедино, огранить точно так же, как исстари гранят на Урале камнисамоцветы.
Ученик: Павел Петрович Бажов родился в семье горнозаводского мастера 27 января 1879 года на Сысертском
заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно
хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали свое
дело и труд почитали как единственный смысл нелёгкой жизни. Будущий писатель получил начальное
образование в духовной школе. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Учился прилежно и по окончании
получил предложение продолжить образование в духовной академии.
Ученик: Но такая карьера не прельщала двадцатилетнего юношу, ему хотелось учительствовать в деревенской
школе, учить деревенских ребятишек грамоте. До ноября 1917 года, восемнадцать лет Бажов работал учителем
русского языка, и все это время он изучал и по крупицам собирал уральский горняцкий фольклор, который как
россыпи дорогих уральских камней, совершенно поновому раскрылся в его «Малахитовой шкатулке», вышедшей
отдельным изданием в 1939 году. И 2009 год для этого произведения стал юбилейным. Ровно 70 лет назад
впервые сказы были опубликованы в одном издании.
Учитель литературы: Юбилейным 2009 год стал и для самого писателя. 27 января исполняется 130 лет со дня
рождения великого писателя Урала – Павла Петровича Бажова. Сегодня на нашем занятии мы с точки зрения
разных наук рассмотрим «содержимое» Уральских гор и известной всему миру «Малахитовой шкатулки» П.П.
Бажова. Учитель физики: Да, уральские горы богаты полезными ископаемыми и минералами, поэтому именно здесь
стараниями академиков В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана в 1920 году был создан Ильменский государственный
заповедник, в котором охраняются драгоценные и поделочные камни. Их можно увидеть не только в музее, но и
штольнях и копях – это месторождения минералов. Разнообразие этих богатств насчитывают около 200
минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь. Изумруды, топазы, аквамарины, кварц и многие
другие являются богатством не только Урала, но и всей России.
Ученик: Первый алмаз в России был найден в 1829 году Павлом Пановым на Урале. Позже, недалеко от города
Нижний Тагил, были обнаружены речные россыпи с незначительным количеством мелких алмазов. В 1831 году
близ Екатеринбурга Яков Коконин открыл коренное месторождение изумруда, а к 1862 году на копях было
добыто 142 пуда изумрудов (2272 кг).в 1834 году на Урале был найден изумруд массой 2,226 кг.
Учитель литературы: На Урале добывают аметисты, горный хрусталь, александрит, нефрит, малахит.
Наверное, какието из этих минералов появились на Урале и благодаря Серебряному Копытцу, о котором так
писал Павел Петрович Бажов в своем одноименном сказе «Серебряное Копытце»: «Тот козел особенный. У него
на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой
камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих
камней».
Учитель физики: Множество разных камнейсамоцветов хранят в себе горы Уральские – это и изумруды,
топазы, аквамарины, алмазы, аметисты, александриты, горный хрусталь и, конечно же, малахит.
Учитель литературы: Павел Петрович Бажов в своих сказах так описывает появление этих драгоценных
россыпей камнейсамоцветов: «А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали.
Зелененькие больше. Хризолитами такие называются. Видали?»
Ученик: Да, стали люди все чаще и чаще находить в этих местах разные «дорогие камни». А в 1745 году было
открыто Березовское месторождение коренного золота на Урале.
А в 1835 году было открыто самое крупное месторождение малахита на Южном Урале – Медноруднянское. Его
масса оказалась 250 тонн. Из этого малахита царь повелел сделать целый малахитовый зал в Зимнем дворце,
так и прославился наш край на весь мир «своими дорогими камнями». «Потолки высоченные на столбах из
чистого малахиту. Стены тоже в рост человека малахитом выложены, а по верхнему карнизу малахитовый узор
прошел».
Учитель физики: А для того, чтобы эти уральские минералы заиграли во всей своей красе и приобрели
ювелирную ценность их необходимо подвергнуть механической обработке – огранке.
Ученик: Огранка – технологический процесс шлифования и полирования минерала. Шлифованием
осуществляется съём основной массы минерала путём нанесения на поверхность заготовки граней для придания
ей формы будущего изделия. Полированием поверхностям придаётся зеркальный блеск. В ювелирных изделиях
огранкой достигается эстетическая форма, высокий световой эффект и специфический для данного минерала
блеск, а также полностью или частично устраняются природные пороки (включения, трещины, выколы и др.).
При огранке рассчитываются углы наклона граней, обеспечивающие наиболее эффективное использование
оптических свойств минералов (показателя преломления и явления полного внутреннего отражения).
Ученик: После огранки камни показывают всю свою красоту. Как пишет Бажов в своих сказах: «Камнито ровно
ещё краше стали. Так и горят разными огоньками. И светло от них, как при солнышке. А как наденешь эти камни
– тепло от них будто на пригревинке сидишь, да ещё кто тебя мягким гладит».
Учитель физики: Идеальная огранка алмаза в бриллиант круглой формы наилучшим образом выявляет
природную красоту кристалла и даёт максимальный световой эффект. В связи с высокой стоимостью исходного
сырья при изготовлении ювелирных изделий большое значение имеет сохранение максимальной массы
минералов. Например, безвозвратные потери при изготовлении бриллиантов составляют при распиливании 2
6%, при обточке 1625%, при огранке 4045%, общие потери 5570%. При огранке природных и синтетических
самоцветов появляются большие возможности использовать цвет минералов и значительно разнообразить
формы огранённых изделий. Огранка цветного непрозрачного поделочного камня , например, малахита
подчёркивает красоту фактуры и придаёт куску камня простейшие формы (кабашон, роза, понделок и др.).
Ученик: Сегодня, чтобы придать камню небывалую красоту, «каменных дел мастера» применяют разные виды
огранки – сфероидальную, ступенчатую, бриллиантовую.
Сфероидальная – это самая древняя гладкая шлифовка камня, придающая ему чечевицеобразную форму.
Позволяет лучше выявить цвет и иризацию. Используют для обработки сердолика, лунного камня, малахита и др.
Ступенчатая. Наиболее распространенный её вид – клиновидная. При клиновидной огранке каждая пара
ступенчатых граней превращается в 4 клиновидные грани.
Бриллиантовая. При бриллиантовой огранке камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями –
фасетами. Полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Форма камней может быть овальной,
грушевидной, сердцевидной, эллипсовидной и др.
Ученик: Кроме того, для технических целей из высокотвёрдых природных и искусственных минералов
изготавливают различные инструменты (резцы, свёрла, волоки, фильеры, детали к точным приборам,
стеклорезы и др.). При огранке кристалл ориентируется т. о., чтобы рабочая поверхность инструмента
соответствовала направлению максимальной твёрдости кристалла (как правило, алмаза).
Учитель литературы: Теперь самые красивые и ценные ювелирные изделия нашей страны, созданные руками
мастеров, хранятся в алмазном фонде России.
Учитель физики: Немало там и уральских камней, в том числе и алмазов.
Ученик: Да, действительно, издавна алмаз считают символом власти, богатства, красоты и мудрости. Алмазы
бывают белыми и цветными. Цветные алмазы — редчайшие среди редких, обычно их называют фантазийными.
Их цвет может быть желтым, розовым, коньячным, оранжевым, пурпурным, зеленым, голубым, красным, синим и
черным. Алмаз представляет собой просто кристаллический углерод. Алмаз, подвергнутый ювелирной
обработке — огранке, шлифовке, называют бриллиантом.
Ученик: Наиболее замечательные его физические свойства — твердость и химическая стойкость. Среди всех
минералов алмаз обладает наибольшей твердостью. И считается, что алмаз нельзя расколоть, но на самом же
деле алмаз хрупок и не раскалывается только при воздействии на него постепенно возрастающего давления.
Если давление постепенно довести до 600 МПа (60 атм), то алмаз начинает входить в сталь как в масло.
Учитель литературы: И все же, несомненно, край наш славен поделочными камнями, прежде всего, малахитом.
Ученик: Малахит считается «русским камнем». Слава его началась с 1635 г. в связи с открытием уральских
малахитовых рудников. Местному же населению чудо малахит был известен за 3000 лет до этого времени.
Густые зеленые тона минерала в разнообразном сочетании с бледнозелеными, бирюзовыми и тончайшими
нитями почти черного цвета составляют невыразимую прелесть изделий из малахита. Особенно он хорош, когда
оправлен в золото или бронзу.
Самый красивый.
Самый богатый,
На весь мир знаменит
Наш Тагильский малахит.
Ученик:
На мрамор он похож в природе
Его используют в народе,
Красивый он имеет вид
Уральский камень родонит.
Ученик: Лазурит — «камень неба», любовный амулет. Цвет: темносиний с вкраплениями золотистого пирита,
создающего впечатление звезд на синем небе. Яркий и сверкающий на солнечном свету лазурит становится
темным и мрачным при свечах и электрическом освещении. Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал,
легко обрабатывается и полируется. Две грандиозные (пятиметровые) центральные колонны иконостаса
Исаакиевского собора в СанктПетербурге выполнены в 1854 г. из бадахшанского лазурита, купленного еще
Екатериной II по цене фунт серебра за фунт камня.
Голубого и чистого
Камень цвета морской волны
Красотою он одарит
Небесно красивый наш лазурит.
Ученик: Сердолик — чрезвычайно привлекательный и богатый оттенками краснокоричневый камень,
представляющий собой разновидность халцедона. Среди множества минералов той же группы известны сард,
гелиотроп, моховой агат, хризопраз, ленточный агат, кремень и многие другие. От болезней всех излечит,
Утолит печали вмиг
Самый яркий он в шкатулке
Несравненный сердолик.
Ученик: Амазонит — минерал, голубоватозелёная разновидность калиевого полевого шпата (микроклина).
Кристаллы редки, но очень красивы. Чаще образует крупнозернистые скопления и жилы либо находится в виде
монокристаллических вкраплений неправильной формы. Амазонит используют в качестве недорогого
поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Хорошо
образованные кристаллы, изредка находимые в полостях пегматитовых жил (обычно в срастаниях с кристаллами
тёмного кварца) в силу своей эстетической привлекательности и редкости являются весьма популярным и
дорогим коллекционным материалом.
Камень полудрагоценный,
Цветом, словно, малахит,
Красотою очарует,
Удивит амазонит.
Ученик: Опал — символ верности и гарантии. Цвет: Чистый опал бесцветен, но почти всегда он более или менее
«молочный» и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями.
Главное достоинство опала — способность излучать последовательно различные лучи под действием
солнечного света, вызывать разнообразную игру цветов. При старении опал теряет часть своей воды и
превращается в халцедон — разновидность кварца со скрытокристаллической волокнистой структурой.
Некоторые виды халцедона также являются драгоценными камнями. Слоистый разноцветнополосатый или
узорчатый халцедон называют агатом. Грубослоистые агаты получили название оникса. Халцедон с большим
количеством примесей в виде тонко рассеянного красящего вещества называют яшмой. Происхождение
названия: Название этого минерала пришло к нам от латинского слова opalus, которое в свою очередь
происходит от санскритского слова upala, означающего «драгоценный камень», что указывает на то, что опал
впервые попал в Европу из Индии.
Сколько блеска и сияний
Этот камушек собрал
Он – гарант и даже верность
Прозрачный минерал опал.
Ученик: Халцедон, минерал, разновидность кварца, состоящая из тончайших волокон, различимых лишь под
микроскопом. Название происходит от античного города Халкедон на побережье Мраморного моря. Существует
много разновидностей халцедона, отличающихся по окраске и строению. Обычно халцедоны полупрозрачны,
иногда просвечивают. Кристаллов халцедон не образует. Характерные формы выделения: прожилки, корки,
почковидные, гроздьевидные формы, выполнения миндалин в вулканических породах. Халцедон и особенно его
цветные разновидности широко используются как ювелирноподелочные камни. Агат и халцедон используются в
технике как антиабразивы для изготовления ступок, опор в точных приборах и др.
Будто в сказку попадаешь,
Озаряет светом он –
Полюбуйтесь, посмотрите
Это камень – халцедон.
Звучит тихая музыка.
Учитель литературы: Сегодня мы посмотрели с позиций разных наук на богатства гор Уральских, и, перечитав
творческое наследие П.П. Бажова, ещё раз убедились в истинности его знаменитых слов: «Живинка во всяком
деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».
Учитель физики: И так в каждом деле, ведь для того, чтобы вышел «камень небывалой радости, всему миру на
диво. И на поученье – тоже» каменных дел мастера приложить должны уменье своих рук и частичку своей души.
Используемая литература:
1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. – Свердловск 1973.
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе.– 1996. – № 5.– С.150154.
3. Шантина Э.Д. Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания. // Образование в
современной школе.– 2006. – №2. – С. 17. 4. Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной школе. – М.: 1996.
"Малахитовая шкатулка"
"Малахитовая шкатулка"
"Малахитовая шкатулка"
"Малахитовая шкатулка"
"Малахитовая шкатулка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.