"Малахитовая шкатулка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка" Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся получают глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Цели: • Познакомить учащихся с творчеством уральского писателя П.П. Бажова на примере его произведения «Малахитовая шкатулка» • Обобщить и систематизировать расположение месторождений камней-самоцветов • Познакомить учащихся с физическими основами способов обработки камней-самоцветов • Продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, изучая природные богатства Урала, уральскую литературу. • Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю. Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, электронная презентация. Оформление: эпиграф к уроку (на доске) «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет» П.П. Бажов, портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка творческих работ учащихся, выставка поделок из уральских камней-самоцветов.
Иконка файла материала Внеклассное интегрированное Малахитовая шкатулка.doc
Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка" Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся получают глубокие и  разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по­новому осмысливая  события, явления. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение  переноса знаний из одной отрасли в другую. Цели:  Познакомить учащихся с творчеством уральского писателя П.П. Бажова на примере его произведения «Малахитовая шкатулка»  Обобщить и систематизировать расположение месторождений камней­самоцветов  Познакомить учащихся с физическими основами способов обработки камней­самоцветов  Продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, изучая природные богатства Урала,  уральскую литературу. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.  Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, электронная презентация.  Оформление: эпиграф к уроку (на доске) «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет» П.П. Бажов, портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка творческих работ учащихся,  выставка поделок из уральских камней­самоцветов. Звучит тихая музыка. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель литературы: Бескраен, бездонен сказочно­сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские  старики. В старом колодце синюю старуху­ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский  люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не  одна, не две побывальщины в народе сложены. В темноте ведь светлые–то камешки добывались. А там мало ли  страхов? И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты, да каменной россыпи. Учитель физики: На Урале в устной передаче слышал сказы, вероятно, каждый, но только П.П. Бажову удалось собрать их воедино, огранить точно так же, как исстари гранят на Урале камни­самоцветы. Ученик: Павел Петрович Бажов родился в семье горнозаводского мастера 27 января 1879 года на Сысертском  заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно  хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали свое  дело и труд почитали как единственный смысл нелёгкой жизни. Будущий писатель получил начальное  образование в духовной школе. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Учился прилежно и по окончании  получил предложение продолжить образование в духовной академии. Ученик: Но такая карьера не прельщала двадцатилетнего юношу, ему хотелось учительствовать в деревенской  школе, учить деревенских ребятишек грамоте. До ноября 1917 года, восемнадцать лет Бажов работал учителем  русского языка, и все это время он изучал и по крупицам собирал уральский горняцкий фольклор, который как  россыпи дорогих уральских камней, совершенно по­новому раскрылся в его «Малахитовой шкатулке», вышедшей  отдельным изданием в 1939 году. И 2009 год для этого произведения стал юбилейным. Ровно 70 лет назад  впервые сказы были опубликованы в одном издании. Учитель литературы: Юбилейным 2009 год стал и для самого писателя. 27 января исполняется 130 лет со дня  рождения великого писателя Урала – Павла Петровича Бажова. Сегодня на нашем занятии мы с точки зрения  разных наук рассмотрим «содержимое» Уральских гор и известной всему миру «Малахитовой шкатулки» П.П.  Бажова.Учитель физики: Да, уральские горы богаты полезными ископаемыми и минералами, поэтому именно здесь  стараниями академиков В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана в 1920 году был создан Ильменский государственный заповедник, в котором охраняются драгоценные и поделочные камни. Их можно увидеть не только в музее, но и  штольнях и копях – это месторождения минералов. Разнообразие этих богатств насчитывают около 200  минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь. Изумруды, топазы, аквамарины, кварц и многие  другие являются богатством не только Урала, но и всей России. Ученик: Первый алмаз в России был найден в 1829 году Павлом Пановым на Урале. Позже, недалеко от города  Нижний Тагил, были обнаружены речные россыпи с незначительным количеством мелких алмазов. В 1831 году  близ Екатеринбурга Яков Коконин открыл коренное месторождение изумруда, а к 1862 году на копях было  добыто 142 пуда изумрудов (2272 кг).в 1834 году на Урале был найден изумруд массой 2,226 кг. Учитель литературы: На Урале добывают аметисты, горный хрусталь, александрит, нефрит, малахит.  Наверное, какие­то из этих минералов появились на Урале и благодаря Серебряному Копытцу, о котором так  писал Павел Петрович Бажов в своем одноименном сказе «Серебряное Копытце»: «Тот козел особенный. У него  на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой  камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих  камней». Учитель физики: Множество разных камней­самоцветов хранят в себе горы Уральские – это и изумруды,  топазы, аквамарины, алмазы, аметисты, александриты, горный хрусталь и, конечно же, малахит. Учитель литературы: Павел Петрович Бажов в своих сказах так описывает появление этих драгоценных  россыпей камней­самоцветов: «А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали.  Зелененькие больше. Хризолитами такие называются. Видали?» Ученик: Да, стали люди все чаще и чаще находить в этих местах разные «дорогие камни». А в 1745 году было  открыто Березовское месторождение коренного золота на Урале.  А в 1835 году было открыто самое крупное месторождение малахита на Южном Урале – Медноруднянское. Его  масса оказалась 250 тонн. Из этого малахита царь повелел сделать целый малахитовый зал в Зимнем дворце,  так и прославился наш край на весь мир «своими дорогими камнями». «Потолки высоченные на столбах из  чистого малахиту. Стены тоже в рост человека малахитом выложены, а по верхнему карнизу малахитовый узор  прошел». Учитель физики: А для того, чтобы эти уральские минералы заиграли во всей своей красе и приобрели  ювелирную ценность их необходимо подвергнуть механической обработке – огранке. Ученик: Огранка – технологический процесс шлифования и полирования минерала. Шлифованием  осуществляется съём основной массы минерала путём нанесения на поверхность заготовки граней для придания ей формы будущего изделия. Полированием поверхностям придаётся зеркальный блеск. В ювелирных изделиях  огранкой достигается эстетическая форма, высокий световой эффект и специфический для данного минерала  блеск, а также полностью или частично устраняются природные пороки (включения, трещины, выколы и др.).  При огранке рассчитываются углы наклона граней, обеспечивающие наиболее эффективное использование  оптических свойств минералов (показателя преломления и явления полного внутреннего отражения). Ученик: После огранки камни показывают всю свою красоту. Как пишет Бажов в своих сказах: «Камни­то ровно  ещё краше стали. Так и горят разными огоньками. И светло от них, как при солнышке. А как наденешь эти камни  – тепло от них будто на пригревинке сидишь, да ещё кто тебя мягким гладит». Учитель физики: Идеальная огранка алмаза в бриллиант круглой формы наилучшим образом выявляет  природную красоту кристалла и даёт максимальный световой эффект. В связи с высокой стоимостью исходного  сырья при изготовлении ювелирных изделий большое значение имеет сохранение максимальной массы  минералов. Например, безвозвратные потери при изготовлении бриллиантов составляют при распиливании 2­ 6%, при обточке 16­25%, при огранке 40­45%, общие потери 55­70%. При огранке природных и синтетических  самоцветов появляются большие возможности использовать цвет минералов и значительно разнообразить  формы огранённых изделий. Огранка цветного непрозрачного поделочного камня , например, малахита  подчёркивает красоту фактуры и придаёт куску камня простейшие формы (кабашон, роза, понделок и др.). Ученик: Сегодня, чтобы придать камню небывалую красоту, «каменных дел мастера» применяют разные виды  огранки – сфероидальную, ступенчатую, бриллиантовую.  Сфероидальная – это самая древняя гладкая шлифовка камня, придающая ему чечевицеобразную форму.  Позволяет лучше выявить цвет и иризацию. Используют для обработки сердолика, лунного камня, малахита идр.  Ступенчатая. Наиболее распространенный её вид – клиновидная. При клиновидной огранке каждая пара  ступенчатых граней превращается в 4 клиновидные грани. Бриллиантовая. При бриллиантовой огранке камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями –  фасетами. Полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Форма камней может быть овальной,  грушевидной, сердцевидной, эллипсовидной и др. Ученик: Кроме того, для технических целей из высокотвёрдых природных и искусственных минералов  изготавливают различные инструменты (резцы, свёрла, волоки, фильеры, детали к точным приборам,  стеклорезы и др.). При огранке кристалл ориентируется т. о., чтобы рабочая поверхность инструмента  соответствовала направлению максимальной твёрдости кристалла (как правило, алмаза). Учитель литературы: Теперь самые красивые и ценные ювелирные изделия нашей страны, созданные руками  мастеров, хранятся в алмазном фонде России. Учитель физики: Немало там и уральских камней, в том числе и алмазов. Ученик: Да, действительно, издавна алмаз считают символом власти, богатства, красоты и мудрости. Алмазы  бывают белыми и цветными. Цветные алмазы — редчайшие среди редких, обычно их называют фантазийными.  Их цвет может быть желтым, розовым, коньячным, оранжевым, пурпурным, зеленым, голубым, красным, синим и  черным. Алмаз представляет собой просто кристаллический углерод. Алмаз, подвергнутый ювелирной  обработке — огранке, шлифовке, называют бриллиантом. Ученик: Наиболее замечательные его физические свойства — твердость и химическая стойкость. Среди всех  минералов алмаз обладает наибольшей твердостью. И считается, что алмаз нельзя расколоть, но на самом же  деле алмаз хрупок и не раскалывается только при воздействии на него постепенно возрастающего давления.  Если давление постепенно довести до 600 МПа (60 атм), то алмаз начинает входить в сталь как в масло. Учитель литературы: И все же, несомненно, край наш славен поделочными камнями, прежде всего, малахитом. Ученик: Малахит считается «русским камнем». Слава его началась с 1635 г. в связи с открытием уральских  малахитовых рудников. Местному же населению чудо малахит был известен за 3000 лет до этого времени.  Густые зеленые тона минерала в разнообразном сочетании с бледно­зелеными, бирюзовыми и тончайшими  нитями почти черного цвета составляют невыразимую прелесть изделий из малахита. Особенно он хорош, когда  оправлен в золото или бронзу. Самый красивый. Самый богатый,  На весь мир знаменит Наш Тагильский малахит. Ученик: На мрамор он похож в природе  Его используют в народе, Красивый он имеет вид Уральский камень родонит. Ученик: Лазурит — «камень неба», любовный амулет. Цвет: темно­синий с вкраплениями золотистого пирита,  создающего впечатление звезд на синем небе. Яркий и сверкающий на солнечном свету лазурит становится  темным и мрачным при свечах и электрическом освещении. Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал,  легко обрабатывается и полируется. Две грандиозные (пятиметровые) центральные колонны иконостаса  Исаакиевского собора в Санкт­Петербурге выполнены в 1854 г. из бадахшанского лазурита, купленного еще  Екатериной II по цене фунт серебра за фунт камня. Голубого и чистого Камень цвета морской волны Красотою он одарит Небесно красивый наш лазурит. Ученик: Сердолик — чрезвычайно привлекательный и богатый оттенками красно­коричневый камень,  представляющий собой разновидность халцедона. Среди множества минералов той же группы известны сард,  гелиотроп, моховой агат, хризопраз, ленточный агат, кремень и многие другие.От болезней всех излечит, Утолит печали вмиг Самый яркий он в шкатулке Несравненный сердолик. Ученик: Амазонит — минерал, голубовато­зелёная разновидность калиевого полевого шпата (микроклина).  Кристаллы редки, но очень красивы. Чаще образует крупнозернистые скопления и жилы либо находится в виде  монокристаллических вкраплений неправильной формы. Амазонит используют в качестве недорогого  поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Хорошо  образованные кристаллы, изредка находимые в полостях пегматитовых жил (обычно в срастаниях с кристаллами тёмного кварца) в силу своей эстетической привлекательности и редкости являются весьма популярным и  дорогим коллекционным материалом. Камень полудрагоценный, Цветом, словно, малахит, Красотою очарует, Удивит амазонит. Ученик: Опал — символ верности и гарантии. Цвет: Чистый опал бесцветен, но почти всегда он более или менее «молочный» и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями.  Главное достоинство опала — способность излучать последовательно различные лучи под действием  солнечного света, вызывать разнообразную игру цветов. При старении опал теряет часть своей воды и  превращается в халцедон — разновидность кварца со скрытокристаллической волокнистой структурой.  Некоторые виды халцедона также являются драгоценными камнями. Слоистый разноцветно­полосатый или  узорчатый халцедон называют агатом. Грубослоистые агаты получили название оникса. Халцедон с большим  количеством примесей в виде тонко рассеянного красящего вещества называют яшмой. Происхождение  названия: Название этого минерала пришло к нам от латинского слова opalus, которое в свою очередь  происходит от санскритского слова upala, означающего «драгоценный камень», что указывает на то, что опал  впервые попал в Европу из Индии. Сколько блеска и сияний  Этот камушек собрал Он – гарант и даже верность Прозрачный минерал опал. Ученик: Халцедон, минерал, разновидность кварца, состоящая из тончайших волокон, различимых лишь под  микроскопом. Название происходит от античного города Халкедон на побережье Мраморного моря. Существует  много разновидностей халцедона, отличающихся по окраске и строению. Обычно халцедоны полупрозрачны,  иногда просвечивают. Кристаллов халцедон не образует. Характерные формы выделения: прожилки, корки,  почковидные, гроздьевидные формы, выполнения миндалин в вулканических породах. Халцедон и особенно его  цветные разновидности широко используются как ювелирно­поделочные камни. Агат и халцедон используются в технике как антиабразивы для изготовления ступок, опор в точных приборах и др. Будто в сказку попадаешь, Озаряет светом он – Полюбуйтесь, посмотрите Это камень – халцедон. Звучит тихая музыка. Учитель литературы: Сегодня мы посмотрели с позиций разных наук на богатства гор Уральских, и, перечитав  творческое наследие П.П. Бажова, ещё раз убедились в истинности его знаменитых слов: «Живинка во всяком  деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Учитель физики: И так в каждом деле, ведь для того, чтобы вышел «камень небывалой радости, всему миру на  диво. И на поученье – тоже» каменных дел мастера приложить должны уменье своих рук и частичку своей души. Используемая литература: 1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. – Свердловск 1973. 2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе.– 1996. – № 5.– С.150­154. 3. Шантина Э.Д. Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания. // Образование в  современной школе.– 2006. – №2. – С. 17.4. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе. – М.: 1996.