"Малахитовая шкатулка"
Оценка 4.8

"Малахитовая шкатулка"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +2
Взрослым
29.03.2018
"Малахитовая шкатулка"
Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка" Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся получают глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Цели: • Познакомить учащихся с творчеством уральского писателя П.П. Бажова на примере его произведения «Малахитовая шкатулка» • Обобщить и систематизировать расположение месторождений камней-самоцветов • Познакомить учащихся с физическими основами способов обработки камней-самоцветов • Продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, изучая природные богатства Урала, уральскую литературу. • Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю. Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, электронная презентация. Оформление: эпиграф к уроку (на доске) «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет» П.П. Бажов, портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка творческих работ учащихся, выставка поделок из уральских камней-самоцветов.
Внеклассное интегрированное Малахитовая шкатулка.doc
Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка" Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся получают глубокие и  разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по­новому осмысливая  события, явления. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение  переноса знаний из одной отрасли в другую. Цели:  Познакомить учащихся с творчеством уральского писателя П.П. Бажова на примере его произведения «Малахитовая шкатулка»  Обобщить и систематизировать расположение месторождений камней­самоцветов  Познакомить учащихся с физическими основами способов обработки камней­самоцветов  Продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, изучая природные богатства Урала,  уральскую литературу. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.  Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, электронная презентация.  Оформление: эпиграф к уроку (на доске) «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет» П.П. Бажов, портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка творческих работ учащихся,  выставка поделок из уральских камней­самоцветов. Звучит тихая музыка. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель литературы: Бескраен, бездонен сказочно­сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские  старики. В старом колодце синюю старуху­ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский  люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не  одна, не две побывальщины в народе сложены. В темноте ведь светлые–то камешки добывались. А там мало ли  страхов? И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты, да каменной россыпи. Учитель физики: На Урале в устной передаче слышал сказы, вероятно, каждый, но только П.П. Бажову удалось собрать их воедино, огранить точно так же, как исстари гранят на Урале камни­самоцветы. Ученик: Павел Петрович Бажов родился в семье горнозаводского мастера 27 января 1879 года на Сысертском  заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно  хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали свое  дело и труд почитали как единственный смысл нелёгкой жизни. Будущий писатель получил начальное  образование в духовной школе. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Учился прилежно и по окончании  получил предложение продолжить образование в духовной академии. Ученик: Но такая карьера не прельщала двадцатилетнего юношу, ему хотелось учительствовать в деревенской  школе, учить деревенских ребятишек грамоте. До ноября 1917 года, восемнадцать лет Бажов работал учителем  русского языка, и все это время он изучал и по крупицам собирал уральский горняцкий фольклор, который как  россыпи дорогих уральских камней, совершенно по­новому раскрылся в его «Малахитовой шкатулке», вышедшей  отдельным изданием в 1939 году. И 2009 год для этого произведения стал юбилейным. Ровно 70 лет назад  впервые сказы были опубликованы в одном издании. Учитель литературы: Юбилейным 2009 год стал и для самого писателя. 27 января исполняется 130 лет со дня  рождения великого писателя Урала – Павла Петровича Бажова. Сегодня на нашем занятии мы с точки зрения  разных наук рассмотрим «содержимое» Уральских гор и известной всему миру «Малахитовой шкатулки» П.П.  Бажова. Учитель физики: Да, уральские горы богаты полезными ископаемыми и минералами, поэтому именно здесь  стараниями академиков В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана в 1920 году был создан Ильменский государственный заповедник, в котором охраняются драгоценные и поделочные камни. Их можно увидеть не только в музее, но и  штольнях и копях – это месторождения минералов. Разнообразие этих богатств насчитывают около 200  минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь. Изумруды, топазы, аквамарины, кварц и многие  другие являются богатством не только Урала, но и всей России. Ученик: Первый алмаз в России был найден в 1829 году Павлом Пановым на Урале. Позже, недалеко от города  Нижний Тагил, были обнаружены речные россыпи с незначительным количеством мелких алмазов. В 1831 году  близ Екатеринбурга Яков Коконин открыл коренное месторождение изумруда, а к 1862 году на копях было  добыто 142 пуда изумрудов (2272 кг).в 1834 году на Урале был найден изумруд массой 2,226 кг. Учитель литературы: На Урале добывают аметисты, горный хрусталь, александрит, нефрит, малахит.  Наверное, какие­то из этих минералов появились на Урале и благодаря Серебряному Копытцу, о котором так  писал Павел Петрович Бажов в своем одноименном сказе «Серебряное Копытце»: «Тот козел особенный. У него  на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой  камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих  камней». Учитель физики: Множество разных камней­самоцветов хранят в себе горы Уральские – это и изумруды,  топазы, аквамарины, алмазы, аметисты, александриты, горный хрусталь и, конечно же, малахит. Учитель литературы: Павел Петрович Бажов в своих сказах так описывает появление этих драгоценных  россыпей камней­самоцветов: «А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали.  Зелененькие больше. Хризолитами такие называются. Видали?» Ученик: Да, стали люди все чаще и чаще находить в этих местах разные «дорогие камни». А в 1745 году было  открыто Березовское месторождение коренного золота на Урале.  А в 1835 году было открыто самое крупное месторождение малахита на Южном Урале – Медноруднянское. Его  масса оказалась 250 тонн. Из этого малахита царь повелел сделать целый малахитовый зал в Зимнем дворце,  так и прославился наш край на весь мир «своими дорогими камнями». «Потолки высоченные на столбах из  чистого малахиту. Стены тоже в рост человека малахитом выложены, а по верхнему карнизу малахитовый узор  прошел». Учитель физики: А для того, чтобы эти уральские минералы заиграли во всей своей красе и приобрели  ювелирную ценность их необходимо подвергнуть механической обработке – огранке. Ученик: Огранка – технологический процесс шлифования и полирования минерала. Шлифованием  осуществляется съём основной массы минерала путём нанесения на поверхность заготовки граней для придания ей формы будущего изделия. Полированием поверхностям придаётся зеркальный блеск. В ювелирных изделиях  огранкой достигается эстетическая форма, высокий световой эффект и специфический для данного минерала  блеск, а также полностью или частично устраняются природные пороки (включения, трещины, выколы и др.).  При огранке рассчитываются углы наклона граней, обеспечивающие наиболее эффективное использование  оптических свойств минералов (показателя преломления и явления полного внутреннего отражения). Ученик: После огранки камни показывают всю свою красоту. Как пишет Бажов в своих сказах: «Камни­то ровно  ещё краше стали. Так и горят разными огоньками. И светло от них, как при солнышке. А как наденешь эти камни  – тепло от них будто на пригревинке сидишь, да ещё кто тебя мягким гладит». Учитель физики: Идеальная огранка алмаза в бриллиант круглой формы наилучшим образом выявляет  природную красоту кристалла и даёт максимальный световой эффект. В связи с высокой стоимостью исходного  сырья при изготовлении ювелирных изделий большое значение имеет сохранение максимальной массы  минералов. Например, безвозвратные потери при изготовлении бриллиантов составляют при распиливании 2­ 6%, при обточке 16­25%, при огранке 40­45%, общие потери 55­70%. При огранке природных и синтетических  самоцветов появляются большие возможности использовать цвет минералов и значительно разнообразить  формы огранённых изделий. Огранка цветного непрозрачного поделочного камня , например, малахита  подчёркивает красоту фактуры и придаёт куску камня простейшие формы (кабашон, роза, понделок и др.). Ученик: Сегодня, чтобы придать камню небывалую красоту, «каменных дел мастера» применяют разные виды  огранки – сфероидальную, ступенчатую, бриллиантовую.  Сфероидальная – это самая древняя гладкая шлифовка камня, придающая ему чечевицеобразную форму.  Позволяет лучше выявить цвет и иризацию. Используют для обработки сердолика, лунного камня, малахита и др.  Ступенчатая. Наиболее распространенный её вид – клиновидная. При клиновидной огранке каждая пара  ступенчатых граней превращается в 4 клиновидные грани. Бриллиантовая. При бриллиантовой огранке камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями –  фасетами. Полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Форма камней может быть овальной,  грушевидной, сердцевидной, эллипсовидной и др. Ученик: Кроме того, для технических целей из высокотвёрдых природных и искусственных минералов  изготавливают различные инструменты (резцы, свёрла, волоки, фильеры, детали к точным приборам,  стеклорезы и др.). При огранке кристалл ориентируется т. о., чтобы рабочая поверхность инструмента  соответствовала направлению максимальной твёрдости кристалла (как правило, алмаза). Учитель литературы: Теперь самые красивые и ценные ювелирные изделия нашей страны, созданные руками  мастеров, хранятся в алмазном фонде России. Учитель физики: Немало там и уральских камней, в том числе и алмазов. Ученик: Да, действительно, издавна алмаз считают символом власти, богатства, красоты и мудрости. Алмазы  бывают белыми и цветными. Цветные алмазы — редчайшие среди редких, обычно их называют фантазийными.  Их цвет может быть желтым, розовым, коньячным, оранжевым, пурпурным, зеленым, голубым, красным, синим и  черным. Алмаз представляет собой просто кристаллический углерод. Алмаз, подвергнутый ювелирной  обработке — огранке, шлифовке, называют бриллиантом. Ученик: Наиболее замечательные его физические свойства — твердость и химическая стойкость. Среди всех  минералов алмаз обладает наибольшей твердостью. И считается, что алмаз нельзя расколоть, но на самом же  деле алмаз хрупок и не раскалывается только при воздействии на него постепенно возрастающего давления.  Если давление постепенно довести до 600 МПа (60 атм), то алмаз начинает входить в сталь как в масло. Учитель литературы: И все же, несомненно, край наш славен поделочными камнями, прежде всего, малахитом. Ученик: Малахит считается «русским камнем». Слава его началась с 1635 г. в связи с открытием уральских  малахитовых рудников. Местному же населению чудо малахит был известен за 3000 лет до этого времени.  Густые зеленые тона минерала в разнообразном сочетании с бледно­зелеными, бирюзовыми и тончайшими  нитями почти черного цвета составляют невыразимую прелесть изделий из малахита. Особенно он хорош, когда  оправлен в золото или бронзу. Самый красивый. Самый богатый,  На весь мир знаменит Наш Тагильский малахит. Ученик: На мрамор он похож в природе  Его используют в народе, Красивый он имеет вид Уральский камень родонит. Ученик: Лазурит — «камень неба», любовный амулет. Цвет: темно­синий с вкраплениями золотистого пирита,  создающего впечатление звезд на синем небе. Яркий и сверкающий на солнечном свету лазурит становится  темным и мрачным при свечах и электрическом освещении. Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал,  легко обрабатывается и полируется. Две грандиозные (пятиметровые) центральные колонны иконостаса  Исаакиевского собора в Санкт­Петербурге выполнены в 1854 г. из бадахшанского лазурита, купленного еще  Екатериной II по цене фунт серебра за фунт камня. Голубого и чистого Камень цвета морской волны Красотою он одарит Небесно красивый наш лазурит. Ученик: Сердолик — чрезвычайно привлекательный и богатый оттенками красно­коричневый камень,  представляющий собой разновидность халцедона. Среди множества минералов той же группы известны сард,  гелиотроп, моховой агат, хризопраз, ленточный агат, кремень и многие другие. От болезней всех излечит, Утолит печали вмиг Самый яркий он в шкатулке Несравненный сердолик. Ученик: Амазонит — минерал, голубовато­зелёная разновидность калиевого полевого шпата (микроклина).  Кристаллы редки, но очень красивы. Чаще образует крупнозернистые скопления и жилы либо находится в виде  монокристаллических вкраплений неправильной формы. Амазонит используют в качестве недорогого  поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Хорошо  образованные кристаллы, изредка находимые в полостях пегматитовых жил (обычно в срастаниях с кристаллами тёмного кварца) в силу своей эстетической привлекательности и редкости являются весьма популярным и  дорогим коллекционным материалом. Камень полудрагоценный, Цветом, словно, малахит, Красотою очарует, Удивит амазонит. Ученик: Опал — символ верности и гарантии. Цвет: Чистый опал бесцветен, но почти всегда он более или менее «молочный» и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями.  Главное достоинство опала — способность излучать последовательно различные лучи под действием  солнечного света, вызывать разнообразную игру цветов. При старении опал теряет часть своей воды и  превращается в халцедон — разновидность кварца со скрытокристаллической волокнистой структурой.  Некоторые виды халцедона также являются драгоценными камнями. Слоистый разноцветно­полосатый или  узорчатый халцедон называют агатом. Грубослоистые агаты получили название оникса. Халцедон с большим  количеством примесей в виде тонко рассеянного красящего вещества называют яшмой. Происхождение  названия: Название этого минерала пришло к нам от латинского слова opalus, которое в свою очередь  происходит от санскритского слова upala, означающего «драгоценный камень», что указывает на то, что опал  впервые попал в Европу из Индии. Сколько блеска и сияний  Этот камушек собрал Он – гарант и даже верность Прозрачный минерал опал. Ученик: Халцедон, минерал, разновидность кварца, состоящая из тончайших волокон, различимых лишь под  микроскопом. Название происходит от античного города Халкедон на побережье Мраморного моря. Существует  много разновидностей халцедона, отличающихся по окраске и строению. Обычно халцедоны полупрозрачны,  иногда просвечивают. Кристаллов халцедон не образует. Характерные формы выделения: прожилки, корки,  почковидные, гроздьевидные формы, выполнения миндалин в вулканических породах. Халцедон и особенно его  цветные разновидности широко используются как ювелирно­поделочные камни. Агат и халцедон используются в технике как антиабразивы для изготовления ступок, опор в точных приборах и др. Будто в сказку попадаешь, Озаряет светом он – Полюбуйтесь, посмотрите Это камень – халцедон. Звучит тихая музыка. Учитель литературы: Сегодня мы посмотрели с позиций разных наук на богатства гор Уральских, и, перечитав  творческое наследие П.П. Бажова, ещё раз убедились в истинности его знаменитых слов: «Живинка во всяком  деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Учитель физики: И так в каждом деле, ведь для того, чтобы вышел «камень небывалой радости, всему миру на  диво. И на поученье – тоже» каменных дел мастера приложить должны уменье своих рук и частичку своей души. Используемая литература: 1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. – Свердловск 1973. 2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе.– 1996. – № 5.– С.150­154. 3. Шантина Э.Д. Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания. // Образование в  современной школе.– 2006. – №2. – С. 17. 4. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе. – М.: 1996.

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"

"Малахитовая шкатулка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018