Конспект образовательной деятельности
с детьми старшей группы.
Тема: «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»
Образовательная область: Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
Форма проведения: игровое занятие
Цель: Знакомство детей с понятием фольклор. Формирование умения различать загадку, пословицу, считалку. В результате:
· Дети дают определение понятия фольклор.
Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц, считалок, загадывание и отгадывание загадок.
Словарная работа: фольклор.
Индивидуальная работа: предоставить возможность объяснить значение пословицы: Сделал дело — гуляй смело, поупражнять в произношении слова – фольклор.
Используемые материалы и оборудование: иллюстрации, картинки, волшебная коробочка.
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Игровая ситуация эмоциональный настрой:
Собираемся мы в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Повернись к соседу справа
Улыбнись и подмигни,
А затем соседу слева ты ладошку протяни.
Хлопнем дружно мы в ладоши
Топнем ножкой веселей
И пойдем навстречу знаньям
Заниматься мы скорей
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Показываю волшебную коробочку.
- Ребята сегодня по дороге в детский сад я нашла волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? (ответы детей)
Хотите посмотреть? Дима (Имя воспитанника), открой коробочку. Вытаскивает записку.
«Сделал дело — гуляй смело».
- Дети, что это такое? (пословица).
- А что это означает, слово пословица, как вы думаете? Ответы детей
Пословица – краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством.
- Давайте поиграем, кто больше назовет пословиц.
- «По одежде встречают, по уму провожают».
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
- «Друг познается в беде».
- Дети, как вы думаете, о чем говорится в пословице?
Игра «Кто больше назовет пословиц»
- Ребята пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные)
Достают следующую записку.
«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья?» (осень)
Почему осень? (ответы детей).
Что это я прочитала? (загадка).
Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:
«Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками» (ежик).
А почему ежик?
-Чем загадка отличается от пословицы? (подытоживаю ответы детей)
Сейчас разделитесь на три подгруппы (по предметным картинкам)
Сочините свои загадки по картинкам
(далее каждый стол загадывает свои загадки друг другу).
-Дети, кто сочиняет загадки? Да, тоже народ, но есть загадки, которые пишут писатели.
Читаю следующую записку.
«Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи, тебе водить».
А это что? (считалка)
Как вы догадались, что это считалка?
Для чего нужны считалки?
Чем отличается считалка от загадки?
Да, ребята, считалка—это короткий стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.
Произносим считалку, сопровождая хлопками.
- «Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас играть.
«Да» и «нет» не говорить,
Выходи, тебе водить».
Поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Выберем считалкой ведущего.
Кто сочиняет считалки, пословицы, загадки? (народ)
Да, это народное творчество называется одним словом - фольклор.
Повторим все вместе.
Так же к устному народному творчеству относятся - потешки, заклички, прибаутки, русские народные игры.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Как называется, одним словом устное народное творчество?
-О каких формах фольклора мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, нам в нашей жизни нужны загадки, поговорки и пословицы? В каких случаях мы их говорим?
Умнички ребята!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.