«Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»

  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект Малые формы фольклора!!!.docx

Конспект образовательной  деятельности

с детьми старшей группы.

 

Тема: «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»

 

Образовательная область: Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие

Форма проведения: игровое занятие

Цель: Знакомство детей с понятием фольклор. Формирование умения различать загадку, пословицу, считалку. В результате:

·         Дети дают определение понятия фольклор.

  • Находят различия между малыми формами фольклора (загадкой, пословицей, считалкой)
  • Научить детей объяснять пословицы своими словами.
  • Научить детей придумывать свои загадки

Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц, считалок, загадывание и отгадывание загадок.

Словарная работа: фольклор.

Индивидуальная работа: предоставить возможность объяснить значение пословицы: Сделал дело — гуляй смело,  поупражнять в произношении слова – фольклор.

Используемые материалы и оборудование: иллюстрации, картинки, волшебная коробочка.

 

Ход занятия:

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Игровая ситуация эмоциональный настрой:

Собираемся мы в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Повернись к соседу справа

Улыбнись и подмигни,

А затем соседу слева ты ладошку протяни.

Хлопнем дружно мы в ладоши

Топнем ножкой веселей

И пойдем навстречу знаньям

Заниматься мы скорей

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Показываю волшебную коробочку.

- Ребята сегодня по дороге в детский сад я нашла волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? (ответы детей)

Хотите посмотреть? Дима (Имя воспитанника), открой коробочку. Вытаскивает записку.

«Сделал дело — гуляй смело».

- Дети, что это такое? (пословица).

- А  что это означает, слово пословица, как вы думаете? Ответы детей

Пословица – краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством.

- Давайте поиграем,  кто больше назовет пословиц.

- «По одежде встречают, по уму провожают».

- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

- «Друг познается в беде».

- Дети, как вы думаете, о чем говорится в пословице?

 

Игра «Кто больше назовет пословиц»

- Ребята пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные)

 

Достают следующую записку.

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья?» (осень)

Почему осень? (ответы детей).

Что это я прочитала? (загадка).

Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:

«Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками» (ежик).

А почему ежик?

-Чем загадка отличается от пословицы? (подытоживаю ответы детей)

Сейчас разделитесь на три подгруппы (по предметным картинкам)

Сочините свои загадки по картинкам

(далее каждый стол загадывает свои загадки друг другу).

-Дети, кто сочиняет загадки? Да, тоже народ, но есть  загадки, которые пишут писатели.

 

Читаю следующую записку.

«Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи, тебе водить».

А это что? (считалка)

Как вы догадались, что это считалка?

Для чего нужны считалки?

Чем отличается считалка от загадки?

Да, ребята, считалка—это короткий стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.

Произносим считалку, сопровождая хлопками.

- «Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас играть.

«Да» и «нет» не говорить,

Выходи, тебе водить».

 

Поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Выберем считалкой ведущего.

 

Кто сочиняет считалки, пословицы, загадки? (народ)

Да, это народное творчество называется одним словом - фольклор.

Повторим все вместе.

Так же к устному народному творчеству относятся - потешки, заклички, прибаутки, русские народные игры.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

-Как называется, одним словом устное народное творчество?

-О каких формах фольклора мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, нам в нашей жизни нужны загадки, поговорки и пословицы? В каких случаях мы их говорим?

Умнички ребята!


 

Посмотрите также