Маша Миронова
Оценка 4.9

Маша Миронова

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Маша Миронова
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.docx

Урок литературы в 8 классе

Тема: Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  • Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

 

Ход урока

 Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословица

 

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня  на уроке мы снова перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

        Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Ожегова?  (индивидуальное задание) 

ЧЕСТЬ

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду 

РЕПУТАЦИЯ

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬ

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

Запишите определения нравственных понятий в тетрадь: 

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

 Беседа по вопросам   (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как (понятие чести)  соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела? (девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели)
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?( С первого взгляда она не очень мне понравилась, Мне стало жаль ее)

4. Работа по теме урока.

1) Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

- Какие качества характера проявляются в Маше в мирное время?

Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

2) Вопрос классу.

  • С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

3) Зачитайте в 5 главе  эпизод «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».(..я пошёл объявить обо всём…)

  • Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

4) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

  • Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

 (Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

- Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

- Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

- Найдите подтверждение всего сказанного в  главе 12 (чтение по ролям)

(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.

- Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев  - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…» Пугачёв -серьёзно )

 «Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

Работа с текстом.  (Глава  12)

  • Прочитайте эпиграф к этой главе.

Как у нашей у яблоньки 
Ни верхушки нет, ни отросточек; 
Как у нашей у княгинюшки 
Ни отца нету, ни матери. 
Снарядить-то ее некому, 
Благословить-то ее некому.

- Как он соотносится с Машей?

- Почему Маша упала в обморок после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова. «Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

- Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

 (Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

Вывод:    она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.

- Где происходит встреча Маши с императрицей? ( В Царскосельском парке)

-  Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке. 

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием, которое императрица связывает,  прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)

Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

Подведение итогов урока. 

  •  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? 

последний эпизод объясняет название повести. Тихая, робкая девушка стала победительницей в сложнейших испытаниях. Сила любви, способность к большому и глубокому чувству, её простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой любовью и теплотой).

Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?
(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки. 

Домашнее задание:


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 8 классе Тема:

Урок литературы в 8 классе Тема:

Работа с текстом . (Чтение отрывка из 3-ей главы повести

Работа с текстом . (Чтение отрывка из 3-ей главы повести

Как он соотносится с Машей? -

Как он соотносится с Машей? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021