Урок литературы в 8 классе
Тема: Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:
Ход урока
Береги платье снову, а честь смолоду.
Пословица
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы снова перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.
3. Актуализация знаний учащихся.
1) Словарная работа.
Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Ожегова? (индивидуальное задание)
ЧЕСТЬ
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду
РЕПУТАЦИЯ
Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.
НРАВСТВЕННОСТЬ
Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
СОВЕСТЬ
Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.
Запишите определения нравственных понятий в тетрадь:
Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и
душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед
окружающими людьми.
Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).
Итак, посмотрим, как (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.
4. Работа по теме урока.
1) Работа с текстом.
(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)
— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?
— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.
- Какие качества характера проявляются в Маше в мирное время?
- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.
2) Вопрос классу.
(Он пожалел девушку-бесприданницу).
- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.
3) Зачитайте в 5 главе эпизод «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».(..я пошёл объявить обо всём…)
4) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).
(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).
(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).
- Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.
- Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?
(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).
- Найдите подтверждение всего сказанного в главе 12 (чтение по ролям)
(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно
ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее
загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную
девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить,
миловать так миловать…»)
- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.
- Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.
(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина. Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…» Пугачёв -серьёзно )
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)
Работа с текстом. (Глава 12)
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.
- Как он соотносится с Машей?
- Почему Маша упала в обморок после милостивых слов Пугачева?
Прочитайте эти слова. «Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я
государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)
- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
- Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)
(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)
- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
- Где происходит встреча Маши с императрицей? ( В Царскосельском парке)
- Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).
- Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием, которое императрица связывает, прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.
Подведение итогов урока.
( последний эпизод объясняет название повести. Тихая, робкая девушка стала победительницей в сложнейших испытаниях. Сила любви, способность к большому и глубокому чувству, её простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой любовью и теплотой).
Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.
Заключительное слово учителя.
- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и
теперь читается с интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей
памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в
сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая
кодекса чести.)
Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.