МАСШТАБ
Урок 1
Цели: ввести понятие масштаба карты; показать решение задач с помощью пропорции при заданном масштабе; закрепить навык решения уравнений, записанных в виде пропорции.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Решить устно № 829 (а; в).
2. Решить № 831 (а; в), вызывая поочередно учащихся к доске для записи пропорций.
Решение.
а) 18 : 2 = 54 : 6; 18 : 54 = 2 : 6; 6 : 2 = 54 : 18; 6 : 54 = 2 : 18.
3. Решить задачу № 835 с помощью пропорции и без пропорции (по действиям).
Двое учащихся решают на доске, остальные на черновиках, затем проверяется решение.
I способ.
х = 1,32.
Ответ: 1,32 кг картофеля.
II способ.
1) 0,44 : 4 = 0,11 (кг) картофеля на одну порцию запеканки.
2) 0,11 · 12 = 1,32 (кг) потребуется картофеля для 12 порций запеканки.
Ответ: 1,32 кг картофеля.
II. Объяснение нового материала.
1. Участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде (рис. 35 учебника на с. 134).
2. Определение масштаба карты:
М 1 : 1 00 000 = Говорят, что
карта сделана в масштабе одна стотысячная. Это означает, что 1 см на карте
соответствует 1 00 000 см = 1000 м = 1 км на местности.
3. Рассмотреть решение задачи 1.
Длина отрезка на карте 3 см. Масштаб карты М 1 : 1 000 000. Найти длину на местности.
Решение.
х = 3 · 1 000 000 = 3 000 000 см = 30 000 м = 30 км на местности.
Ответ: 30 км.
4. Рассмотреть решение задачи 2.
Длина отрезка на местности 4,5 км.
М 1 : 100 000. Найти длину отрезка на карте.
Решение.
Обозначим длину (в километрах) отрезка на карте буквой х и составим пропорцию:
х : 4,5 = 1 : 100 000.
х = 4,5 · 1 : 100000 = 0,000045.
Но 0,000045 км = 0,045 м = 4,5 см длина отрезка на карте.
Ответ: 4,5 см.
III. Закрепление изученного материала.
1. Решить задачу № 820, используя рисунок 36 учебника.
2. Решить задачу № 825 на доске и в тетрадях.
Решение.
.
Ответ: 252 км.
3. Решить задачу № 821 самостоятельно с проверкой.
4. Решить уравнение № 839 (1) на доске и в тетрадях.
Решение.
Ответ х = 2,55.
5. Решить задачу № 792 (повторение ранее изученного материала).
Решение.
Ответ: 11 дней.
IV. Итог урока.
1. Что называют масштабом карты?
2. Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены в 5 раз? уменьшены в 50 раз?
3. Решить задачу:
Длина детали 10 см. Найти длину детали на чертеже, если масштаб:
1) 1 : 10; 2) 1 : 5; 3) 2 : 1; 4) 5 : 1.
Домашнее задание: изучить п. 23; решить № 840, 843, 846 (б), 873 (а; б).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.