Массовая доля в химии.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока. Данный урок может быть использован в 8,9,11 классе в разделе: "Растворы". В материале подробно прописана деятельность учителя и учащихся, приведены задачи, а также вариант листа обратной связи учащихся.
Иконка файла материала УРОК — Массовая доля в химии.doc

 

 

Предмет: Химия                                                                                                                                                                 

Необходимое оборудование: химические реактивы (растворы веществ, хим. посуда, презентация на тему «Массовая доля в химии», компьютер, экран, проектор), рабочие и оценочные листы.

Класс: 11

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков

УМК: Химия. 11 класс. Габриелян О.С. (базовый уровень)

 

Технологическая карта

Тема

Массовая доля в химии

Цель

Изучить понятие «Массовая доля» в разных темах и типах заданий.  Рассмотреть алгоритмы решения задач по теме,  познакомиться с приемами решения задач в  химии, рассмотреть значение растворов,  развить практические умения решать задачи, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

Задачи

1. Подвести обучающихся к пониманию необходимости знаний о массовой доле.

2.Познакомить с новым способом решения задач. Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком,

3. Развивать навыки наблюдения, экспериментальные навыки, решения задач, умения выделять главное и делать выводы.

4. Воспитывать умение работать самостоятельно. Показать связь изученной темы с жизнью. Продолжить формировать  и развивать  логическое мышление у учащихся.

5. Создать на уроке условия для сохранения здоровья.

Формируемые УУД

Личностные: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: умение действовать по плану, контролировать, корректировать, оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: умение анализировать и синтезировать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, сформулировать проблему и найти способы ее решения, умение исследовать, обобщать.

Коммуникативные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, управлять поведением партнера, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия

Раствор, растворитель, растворённое вещество, массовая доля вещества, смесь.

Ресурсы:     - основные

                     - дополнительные

-мультимедийная презентация,  дидактические карточки с заданиями разного уровня, направленные на формирующее оценивание своей деятельности учащимися.

Организация пространства

-межпредметные связи: математика

- формы работы: работа со схемами, построение опорного конспекта, «Полётный опрос»,  работа в парах, самостоятельная индивидуальная работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.       Самоопределение к деятельности

(Орг. момент)

1-2 мин

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие. Орг. момент. Настрой на работу.

Девиз урока: Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи»                                   Антуан де Сент- Экзюпери

Уч-ся настраиваются на активную работу.

 

 

 

Включение в учебную деятельность

II.    Актуализация знаний

4-5 мин

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Включение в урок:  «Интеллектуальная  разминка» 

Для разогрева «Массовая доля элемента в веществе»

Уч-ся  вспоминают основы математических знаний.

  термины и характеристики растворов.

На местах прореш. задачу знакомого формата.

Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса вещества.

1) На какой диаграмме показан правильный ответ?

 

Овладение понятийным аппаратом

Познавательные УУД:

Умение делать выводы и умозаключения.

 

III.  Постановка учебной задачи

4-5 мин.

Цель.

Формулирование темы урока.

Итак, мы вплотную подошли к теме урока, которую можно озвучить как  “Решение задач на растворы”.

 

Ребята, как вы думаете, можно ли решить данную задачу другим способом?

Уч- ся формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся  ставят цели и задачи урока.

Решение задач на «Растворы», новыми способами.

Раствор. Растворитель. Растворённое вещество. Характеристики растворов.

Значение растворов в природе, быту и жизни человека. Массовая доля вещества.

Задача1. Определите концентрацию раствора, полученного при слиянии 150 г 30%-го и  250 г 10%-го растворов  какой-либо соли.

 

Построение логических цепочек данной темы (понятия, числовые значения, связь с математикой, с жизненными ситуациями)

 

 

Умение делать выводы и умозаключения.

 

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

7-8 мин

Цель.

Познакомить с  новым способом решения задач.

Квадрат Пирсона.

Решение задач новым способом.

Привлекательная цель. Метод чашечек. (разбор 4-5 способов решения и оформления задачи).

Работа со слайдами презентации.

Оформление опорного конспект (О.П.)

в тетради

Решение и оформление задачи способом креста.

Составление расчётных формул, пропорций и проведение расчётов по ним.

 

V.    Первичное закрепление

4-5 мин

Цель.

Закрепить знания в оформлении задачи, используя логическую связь данных.

 

Консультирование и коррекция.

Первичное  осознание

 

Работая в парах, объяснить и проговорить друг другу правила построения О.П. (Формирование способов учебной деятельности)

 

Освоение новых способов решения задач

Регулятивные УУД:

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4-5 мин

Цель.

Проверить умения применять полученные знания, самоконтроль усвоения знаний.

 

 

Решение аналогичной задачи

Предупреждающий контроль. Работа  парами.

Задача 2. При смешивании 8 %-го и 75 %-го раствора соли получают 400 г 42 %-го раствора этой соли. Сколько граммов каждого раствора взяли?

Умение выбирать и применять способ решения задачи

Регулятивные УУД:

- умение   ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- умение проводить самоконтроль;

- умение оценивать свою деятельность.

 

VII.Включение новых знаний в систему знаний и повторение

7-8 мин.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Постановка проблемы.

Организация совместной учебной деятельности.

Решение задачи «В своём темпе»

Решение задачи с нестандартным условием (одним или двумя способами)

 

Задача 3. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?

Освоение новых способов решения задач в незнакомых задачах

Познавательные УУД:

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.

 

VIII. Рефлексия 1 мин

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует аналитическую деятельность учащихся

Осуществляют самооценку собственной деятельности, настроения. «Выбери суждение»

 

 

Регулятивные УУД: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

IX. Д/з. 4 мин.

 

Разъясняет Д/З. Раздаёт учащимся карточки с задачами.

Разноуровневые задания

Акцентируют внимание на Д/З. Записывают в дневники, тетради. Разноуровневые задания

Решить двумя способами.

Вариант 1

    При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?  

 Вариант2

   При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?

 

5 * (на доп. оценку)

Сколько воды     и     87 %-ого раствора серной кислоты нужно взять для приготовления     600 г    55%-ого раствора?

 

 

X. Итог урока

2 -3 мин

Подводит учащихся к пониманию общей картины урока, задач, результатов.

Передать содержание урока или темы одним предложением. Самооценка (заполнить лист индивидуальных достижений  по 5 –бальной шкале )

 

 

 

 

Дата урока _____________

Ф.И. ученика__________________

Лист самооценки  обучающегося

1)     Интеллектуальная разминка - _______

2)     Рабочий лист - _________(макс. 6 баллов)

3)     Задача 1 - ___________

4)     Задача 2 - ___________

5)     Фронтальная работа - __________

6)     «Правило креста» - ________

Итоговая: _______

Рефлексия:

Дата урока _____________

Ф.И. ученика__________________

Лист самооценки  обучающегося

1)     Интелл. разминка - _______(макс. 2 балла)

2)     Рабочий лист - _________(макс. 6 баллов)

3)     Задача 1 - ___________

4)     Задача 2 - ___________

5)     Фронтальная работа - __________

6)     «Правило креста» - ________

Итоговая: _______

Рефлексия:

урока _____________

Ф.И. ученика__________________

Лист самооценки  обучающегося

1)     Интеллектуальная разминка - _______

2)     Рабочий лист - _________(макс. 6 баллов)

3)     Задача 1 - ___________

4)     Задача 2 - ___________

5)     Фронтальная работа - __________

6)     «Правило креста» - ________

Итоговая: _______

Рефлексия:

 


Скачано с www.znanio.ru