МКДОУ «Детский сад № 30» ИГО СК
Мастер –класс для воспитателей ДОУ:
«Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики» . (материал для самообразования)
Воспитатель: Иванова Н.В.
с. Тищенское, 2020 год.
Мастер –класс для воспитателей ДОУ: «Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики» . Цель мастер-класса:
передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование:
зеркала, артикуляционные карточки, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям, Божья коровка, Солнышко, пупс Малыш, развивающие игрушки: Бегемот, Бабочка.
Раздаточный материал: сюрпризные открытки (божьи коровки, бабочки; кошки).
Ход мастер-класса:
Вводная часть (5 мин) знакомство педагогов с темой, целью.
Основная часть(1ч10мин)
1 часть: проведение артикуляционной гимнастики с детьми разного возраста (младший, средний, старший);
2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.
Заключительная часть (15 мин): самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.
Часть первая
Адаптированные сказки
Автор использует сказки С. Кремневой, А. Константиновой и А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Малыш (для детей младшего дошкольного возраста)
Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.
Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.
Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо). Месим тесто. А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.
Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.
Блинчики: А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.
Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.
Сердитая кошка: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.
Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети - вы умненькие и старательные. Молодцы!
Бабочка и бегемот (для детей среднего дошкольного возраста)
Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.
Бегемот Откроем широко рот и подержим его так.
Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»
А бегемот ей отвечает:
«Очень много там зверей
приходи смотреть скорей
в этот расчудесный парк
Что же это? …» (зоопарк)
И стали бабочка и бегемот дружить
Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»
Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….
-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка - мой новый друг.
Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье – вкусное варенье.
Ели с наслажденьем,
И перепачкались все вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать-
Ротик надо облизать.
Вкусное варенье: Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.
Вкусное варенье поели,
Выпить чаю захотели
Чашка: Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка. После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о том, как приплыли из Африки на Паруснике
Парусник: Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его так.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Трудолюбивая божья коровка: (для детей старшего дошкольного возраста)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек
- Да ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.
Маляр: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.
Лошадка: Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).
А вот и пятнышко появилось.
Следующую страницу …
Грибок: Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу). Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.
Дятел: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»
Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…
Часть вторая
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Движения для губ и щек. (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог)
Организация работы
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает выполнение упражнения.
Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Тестирование по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» 1.Что такое кинема?
а) простой комплекс движений артикуляционных органов;
б) сложный комплекс движений артикуляционных органов;
в) движение артикуляционных органов.
2. Артикуляционная гимнастика – это
а) гимнастика любых мышц языка;
б) совокупность движений языка и губ;
в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
3.Цель артикуляционной гимнастики:
а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;
б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.
4.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:
а) лёжа;
б) стоя;
в) сидя.
5. Статические упражнения направлены
а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
б) на координацию движений органов артикуляции.
6.Динамические упражнения направлены
а) на увеличение силы голоса;
б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
7.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять
а) 2-3 раза;
б) 10-15 раз;
в) 1 раз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.