Мастер – класс по теме :
« Особенности проектной деятельности в начальной школе».
подготовила учитель начальных классов
МОУ-СОШ №9 города Аткарска Саратовской области
Снегирёва Марина Анатольевна
“Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. (Китайская пословица)
Эта пословица очень точно отражает принципы современной школы.
Основные цели современной системы образования – это интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Функционально грамотная личность – это человек, обладающий следующим набором компетенций, сформировать которые позволяет проектная деятельность.
Проектная деятельность предполагает использование целой группы различных методов и они тесно связаны друг с другом.
В своей работе я использую следующую модель организации проектной деятельности – это «6 П».
Этапы работы я разделила на 2 блока :
1-ый – последовательность этапов работы над проектом по уже предложенным темам авторов учебников;
2-ой- это этапы работы, которые рождаются в ходе диалога с детьми.
Программу по проектной деятельности я разработала свою, переработав несколько авторских программ. Но в работе с детьми я опираюсь на пособие для учащихся
« Учусь создавать проект». Мои занятия проходят 2 раза в неделю. Работу дифференцирую ( либо коллективное занятие, занятие с группой, индивидуальная консультация ) в зависимости от этапа работы над проектом.
Любая учебная и внеучебная деятельность требует особой поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. В своей работе я использую индивидуальную карту ученика «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
1. Самостоят. работа или с помощью взрослых.
2. Сложность - знак _____ на том уровне, который, по твоему соответствует сложности выполненной работы.
3. Настроение- на том уровне, который соответствует твоему настроению.
4. Применение – как ты представляешь « работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать в жизни.
Когда же лучше начинать работу над проектами? Для себя я решила, что лучше всего с 1-го класса и здесь - групповые приёмы работы. А вот во 2-ом классе уже начинается поэтапное обучение проектной деятельности.
Перед вами темы проектов, которые были использованы во 2 классе. Продолжая виртуальную экскурсию, вы видите ещё защиты других проектов… Моя семья. Профессии родителей…., а вот на следующем слайде вы посмотрите фрагмент защиты исследовательского проекта по предметам литературного чтения и окружающего мира.
Сейчас я работаю во 2-м классе, но с прежними выпускниками мы готовили проект : Чем полезно молоко? и принимали участие в конкурсе с этим проектом . В муниципальном конкурсе детского творчества мы заняли 2-е место, а в областном – были награждены дипломом за 3 место.
Внеурочный проект «Овощи и фрукты – полезные продукты». Обычно завершением проекта считается его защита с презентацией. Но с ребятами решили снять свой фильм на эту тему, т.к. это конечно творческий проект. И вашему вниманию хочу предоставить отрывок , из нашего фидео-ролика.
Что же дают проекты для детей? Из моей практики я убедилась, что дети становятся уверение, работают увлечённо. Учатся ценить труд других людей и учатся продуктивно работать сами.
По ступенькам познания вы видите, что развивается восприятие, память, мышление, воображение и конечно творчество.
Использование технологии развития исследовательских умений младших школьников в течении двух лет дало следующие результаты в формировании общеучебных умений и навыков.
Развиваются коммуникативные УУД, интеллектуальные, организационные и конечно высокий уровень познавательных интересов.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.