Мастер-класс

  • ppt
  • 22.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация к мастер-классу.ppt

Современные приёмы и методы, способствующие духовно – нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы

Бибалаева Зубайдат Курбановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мичуринская СОШ»

Программа развития воспитания в системе образования России

«Духовно – нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни – есть важнейшая составляющая развития общества, государства…»

Требование к личности в современных условиях

1 уровень (духовно-нравственный)
Осуществление выбора с учётом непреходящих ценностей.
2 уровень (коммуникативный)
Инициативность, эрудиция;
Умение работать в команде; такт, корректность.
3 уровень (деятельностно-практический)
Умение логически мыслить; умение учиться;
Умение принимать решение.


И.С.Якиманская



«Учение не есть беспристрастное познание.
Это субъективно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъективном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе обязательного процесса».
Якиманская И.С. Разработка технологий
личностно ориентированного обучения//
Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 24-25.
].

Технологии

Технология развития критического мышления

Технология коммуникативного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проектного обучения

Приём «Синквейн»

На стадии вызова

Кукла
Красивая, нарядная
Улыбается, привлекает, забавляет,
Сколько счастья доставляет!
Игрушка.

На стадии рефлексии

Кукла
Брошенная, одинокая
Лежит, плачет, жалуется.
Люди жестоко отнеслись к игрушке
Человек.

Приём «Ассоциация»

ПЕЧАЛЬ

НЕНАСТЬЕ

ДОЖДЬ

БУРЯ

МРАК

СТРАХ

БЕДА

ОДИНОЧЕСТВО

ВОЛНЕНИЕ

ТРЕВОГА

Чувствую


Вижу Слышу




Приём «Вижу-слышу-чувствую»

Осень

В саду уже поселилась осень. Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у нестарого человека.
Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды обрадовались первому морозу и сверкали
гораздо ярче, чем в тёплые летние дни.
(К. Г. Паустовский)

Общие вопросы

Что можно сказать об авторе текста К.Г.Паустовском? Каково его отношение к природе?
Что удивительного вы открыли для себя, прочитав фрагмент?
Помог ли вам текст внимательнее понаблюдать за природой, чтобы увидеть то, что она, возможно, скрывает от посторонних глаз?
В чём, на ваш взгляд, состоит любовь к
природе?

Концептный подход

Концепты русской культуры

Истина

Добро

Совесть

Любовь
и др.

Красота

Вера

Зло

Правда

«Моцарт и Сальери» (1884 г.) Художник М.А.Врубель

Правила работы в группе

1. Критикую идеи, а не людей.
2. Выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
3. Стараюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
4. Изменяю свою точку зрения, когда факты
дают для этого основание.

Группа «Лингвисты»

Задание: Создайте словарный портрет концепта «зависть».
1. Найдите определение данного слова в словаре С.И.Ожегова. Запишите в тетрадь. Оформите запись на компьютере, при проверке выведите информацию на экран.
2. Сравните слова «зависть», «зависеть»,
«зависимость». Одного ли они значения?
Ответ обоснуйте.

Группа «Знатоки литературы»

Задание: П.Я.Чаадаев, друг А.С.Пушкина, сказал: «Бессильный враг – наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов».
Вспомните литературных героев, к которым может быть применима данная цитата. Что произошло с завистниками? Можно ли о их судьбе сказать словами святителя Тихона
Задонского: «Завистник, желая погубить
иного, и самого себя погубляет»?

Джотто ди Бондоне (1267-1337), изображение Зависти в Часовне Скровени, г. Падуя

Памятники зависти

В городе Дубно

В городе Бердянске

Отрывок из письма Д.С.Лихачёва «Про зависть»

Как избавиться от крайне болезненного чувства зависти? Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не
отличаете себя от других.
Завидуете – значит, не нашли себя.

Приём «Чтение с остановками»

1 стадия - вызов. Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. Приём «Корзина идей»
2 стадия – осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания и прогнозом развития сюжета. Приём «Ромашка Блума». Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему? Приём «Дерево предсказаний».
3 стадия – рефлексия. Выбор
пословицы, синквейн, эссе и др.

Приём «Прогнозирование»

Приём «Корзина идей»

Обучающиеся по очереди называют какое- то предположение, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения записываются учителем в «корзине» идей без комментариев.
На стадии рефлексии происходит возврат к
корзине идей с целью анализа
предположений.

Приём «Ромашка Блума»

Приём «Дерево предсказаний»

Что будет дальше?
Чем закончится рассказ?
Как будут развиваться события после финала?

Вариант 1

Вариант 2

Отрывок из рассказа А.С.Грина «Победитель»

Она (статуя Геннисона) была относительно хороша, но сравнительно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора…
За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь…
Он взял каминные щипцы и…

Проект «Словарь одного слова»

Тема проекта – углублённое изучение слова «Родина».
Цель – используя словари, научно-популярную литературу и другие источники собрать информацию об истории, значении, употреблении одного слова в русском языке
Планируемый продукт - мини- словарь с
комплексным разносторонним
описанием одного слова.

Родина

Энциклопедиче
ская страница

Лексикографиче ская страница

Этимологиче
ская страница

Словообразова
тельная страница

Этнографиче
ская страница

Искусствоведче
ская страница

Фразеологиче
ская страница