Мастер-класс "Автодидактичность среды и материалы в ней"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Автодидактичность среды и материалы в ней"

Оценка 4.7
docx
21.01.2024
Мастер-класс "Автодидактичность среды и материалы в ней"
Avtodidaktika.docx

Мастер – класс «Автодидактичность среды и материалы в ней»

 

Как все мы знаем, детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных экспериментов. Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеют большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствуют построению целостной картины мира, оказывают стойкий, долговременный эффект.

Принцип автодидактичности является наиболее подходящей формой обучения и развития дошкольников. Он позволяет реализовать основную идею ФГОС ДО – ориентацию на личность ребенка, поддержку инициативы и индивидуализацию образовательного процесса, предоставление возможности быть самостоятельным.

Что же такое «Автодидактичная среда»? Все просто - это среда, в которой ребенок самообучается, самообразовывается, саморазвивается.

Конкретный собственный опыт, а не объяснения и демонстрация волшебства, скорее приведет к тому, что дети захотят учиться. Поэтому особенно важно, чтобы каждый ребенок мог сам проводить все эксперименты.

В чем секрет автодидактических материалов?
Мы много сил и времени вкладываем в создание предметной среды, в которой дети учатся. Материалы, которые мы делаем называются автодидактические материалы. Это очень близко к педагогике Марии Монтессори, но не равно ей.
Что же это за зверь такой – автодидактический материал?
Автодидактический материал, это такое пособие, которое позволяет ребенку учиться самостоятельно с минимальным участием взрослого или вообще без такого участия. идея в том, что если ребенок учится самостоятельно, то он и в жизни будет более самостоятельный, а если он все время учится под руководством взрослого, то и в жизни он все время будет нуждаться в том, чтобы им «руководили». По крайней мере автодидактика избавляет взрослого от необходимости что-то ребенку «преподавать».
Важно и то, что учебная самостоятельность не предполагает, что ребенок учится только один и ни с кем не взаимодействует. Нет. Ребенок в ходе работы с автодидактическими материалами может объединяться с другими детьми или со взрослыми, но может и один работать, если хочет этого.
Вообще, автодидактическим материалом может быть учебник, интернет-сайт, карта, игра, наглядное пособие и так далее. Тут скорее важно, не то, как он выглядит, и в какой форме существует – в физической или в цифровой, а то какие возможности дает. И чем больше таких возможностей, тем материал более «автодидактичен». Рассмотрю 6 таких возможностей, наличие каждой из которых делает материал более «автодидактичным».
1. В материале заложена возможность самопроверки ребенком правильности своих действий (ответов) без необходимости спрашивать об этом взрослого.
Разберем два типа заданий
Тип первый: напишем на листочке (или проговорим устно) несколько примеров по математике и предложим ребенку их решить
Тип второй: дадим ребенку карточку на которой с одной стороны написаны примеры, а с другой стороны их решения
Второй тип заданий предполагает возможность самопроверки, когда ребенок решает пример, а потом переворачивает карточку и проверяет свое решение
Возможности самопроверки могут быть реализованы и другими способами (контрольные карты, QR-коды, специально нанесенные на карточку узоры, перфокарты и так далее
2. Пособие содержит справочный материал (теорию) по теме.
Здесь также возможно много разных вариантов реализовать эту задачу от модели, например включить эту теорию в само пособие, сделать книжку с приложением или использовать идею дополненной реальности (AR) добавив на пособие QR-код со ссылкой на теорию размещенную в интернете или использовать какие - нибудь устройства типа «умной ручки», очков дополненной реальности и т.п.
Такая особенность автодидактических материалов дает ребенку возможность выбрать ту часть темы, которую он не знает, работать не со всем объемом информации, а с какой-то его частью, самостоятельно выбирать объем, глубину погружения в тему, а также возможность реализовать свой интерес, если он возникает в ходе работы с материалом, изучив что-то дополнительно.
3. Интересное действие. Одна задача – одна трудность.
В идеале взаимодействие с материалом должно вызывать азарт и убирать дополнительные трудности. Любое задание по русскому, где надо что-то писать (например, синтаксический разбор) содержит минимум две трудности – выполнить сам разбор и записать. Материал тем более автодидактичен чем больше он устраняет дополнительные трудности и добавляет азарта в само действие
4. Автодидактический материал - «материализованная абстракция».
Эта идея, которая в мой язык точно вошла через педагогику Марии Монтессори на первый взгляд кажется сложной. Попробую упростить.
Есть такой классический монтессори-материал – розовая башня. Это 10 кубиков розового цвета самый меленький из них 1 см3 самый большой – 1 дм3. Манипулируя с этим материалом, ребенок 3 лет осваивает такие понятия как больше –меньше самый маленький, самый большой, но подспудно закладывает основу под математику, поскольку и кубический сантиметр и кубический дециметр перестают быть просто абстракциями.
Понятно, что чем более сложными становятся абстракции, тем сложнее их «материализовать», но это возможно, чем кстати очень умело пользуются создатели рекламы. Но в образовании мы тоже можем это использовать. Приведу несколько примеров.
а) Книжки (фильмы, мультики….) это материализации , абстракций, поэтому грамотно подобранный видео контент, собранные библиотеки книг в среде это вполне себе автодидактический материал
б) Идеи, заложенные в основу некоторых игр это материализация абстракций. Например, идея времени как ленты событий, реализованная в играх типа таймлайн.

 5. Заложенный поведенческий сценарий.
Автодидактический материал предполагает определенный поведенческий сценарий (способ или способы) взаимодействия с ним. Эта идея базируется на предыдущем рассуждении о том. что способ – материализация абстракций и проектируя разные способы действия мы проектируем разное образование.
6. Наглядность
В каком то смысл эта идея тоже продолжение идеи материализации абстракций. Но тут есть одно важное дополнение. Его суть состоит в том, что материал является моделью изучаемого объекта (явления, процесса) Самым понятным примером здесь являются всевозможные наглядные пособия, а развитие цифровых технологий позволяет делать их более интерактивными. Представьте себе музей «живой науки», где все экспонаты можно трогать, в каком то смысле качественная учебная предметная среда стремится к такому же формату.

Понятно, что не всегда в каждом конкретном пособии удается реализовать все 6 перечисленных выше возможностей, но наличие каждой из них дает нам больше возможностей для самообразования.


 

Мастер – класс «Автодидактичность среды и материалы в ней»

Мастер – класс «Автодидактичность среды и материалы в ней»

И чем больше таких возможностей, тем материал более «автодидактичен»

И чем больше таких возможностей, тем материал более «автодидактичен»

Понятно, что чем более сложными становятся абстракции, тем сложнее их «материализовать», но это возможно, чем кстати очень умело пользуются создатели рекламы

Понятно, что чем более сложными становятся абстракции, тем сложнее их «материализовать», но это возможно, чем кстати очень умело пользуются создатели рекламы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2024