Мастер – класс «Автодидактичность среды и материалы в ней»
Как все мы знаем, детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных экспериментов. Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеют большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствуют построению целостной картины мира, оказывают стойкий, долговременный эффект.
Принцип автодидактичности является наиболее подходящей формой обучения и развития дошкольников. Он позволяет реализовать основную идею ФГОС ДО – ориентацию на личность ребенка, поддержку инициативы и индивидуализацию образовательного процесса, предоставление возможности быть самостоятельным.
Что же такое «Автодидактичная среда»? Все просто - это среда, в которой ребенок самообучается, самообразовывается, саморазвивается.
Конкретный собственный опыт, а не объяснения и демонстрация волшебства, скорее приведет к тому, что дети захотят учиться. Поэтому особенно важно, чтобы каждый ребенок мог сам проводить все эксперименты.
В чем секрет автодидактических материалов?
Мы много сил и времени вкладываем в создание предметной среды, в которой дети
учатся. Материалы, которые мы делаем называются автодидактические материалы.
Это очень близко к педагогике Марии Монтессори, но не равно ей.
Что же это за зверь такой – автодидактический материал?
Автодидактический материал, это такое пособие, которое позволяет ребенку
учиться самостоятельно с минимальным участием взрослого или вообще без такого
участия. идея в том, что если ребенок учится самостоятельно, то он и в жизни
будет более самостоятельный, а если он все время учится под руководством
взрослого, то и в жизни он все время будет нуждаться в том, чтобы им
«руководили». По крайней мере автодидактика избавляет взрослого от
необходимости что-то ребенку «преподавать».
Важно и то, что учебная самостоятельность не предполагает, что ребенок учится
только один и ни с кем не взаимодействует. Нет. Ребенок в ходе работы с
автодидактическими материалами может объединяться с другими детьми или со
взрослыми, но может и один работать, если хочет этого.
Вообще, автодидактическим материалом может быть учебник, интернет-сайт, карта,
игра, наглядное пособие и так далее. Тут скорее важно, не то, как он выглядит,
и в какой форме существует – в физической или в цифровой, а то какие
возможности дает. И чем больше таких возможностей, тем материал более
«автодидактичен». Рассмотрю 6 таких возможностей, наличие каждой из которых
делает материал более «автодидактичным».
1. В материале заложена возможность самопроверки ребенком правильности своих
действий (ответов) без необходимости спрашивать об этом взрослого.
Разберем два типа заданий
Тип первый: напишем на листочке (или проговорим устно) несколько примеров по
математике и предложим ребенку их решить
Тип второй: дадим ребенку карточку на которой с одной стороны написаны примеры,
а с другой стороны их решения
Второй тип заданий предполагает возможность самопроверки, когда ребенок решает
пример, а потом переворачивает карточку и проверяет свое решение
Возможности самопроверки могут быть реализованы и другими способами
(контрольные карты, QR-коды, специально нанесенные на карточку узоры,
перфокарты и так далее
2. Пособие содержит справочный материал (теорию) по теме.
Здесь также возможно много разных вариантов реализовать эту задачу от модели,
например включить эту теорию в само пособие, сделать книжку с приложением или
использовать идею дополненной реальности (AR) добавив на пособие QR-код со
ссылкой на теорию размещенную в интернете или использовать какие - нибудь
устройства типа «умной ручки», очков дополненной реальности и т.п.
Такая особенность автодидактических материалов дает ребенку возможность выбрать
ту часть темы, которую он не знает, работать не со всем объемом информации, а с
какой-то его частью, самостоятельно выбирать объем, глубину погружения в тему,
а также возможность реализовать свой интерес, если он возникает в ходе работы с
материалом, изучив что-то дополнительно.
3. Интересное действие. Одна задача – одна трудность.
В идеале взаимодействие с материалом должно вызывать азарт и убирать
дополнительные трудности. Любое задание по русскому, где надо что-то писать
(например, синтаксический разбор) содержит минимум две трудности – выполнить
сам разбор и записать. Материал тем более автодидактичен чем больше он
устраняет дополнительные трудности и добавляет азарта в само действие
4. Автодидактический материал - «материализованная абстракция».
Эта идея, которая в мой язык точно вошла через педагогику Марии Монтессори на
первый взгляд кажется сложной. Попробую упростить.
Есть такой классический монтессори-материал – розовая башня. Это 10 кубиков
розового цвета самый меленький из них 1 см3 самый большой – 1 дм3. Манипулируя
с этим материалом, ребенок 3 лет осваивает такие понятия как больше –меньше
самый маленький, самый большой, но подспудно закладывает основу под математику,
поскольку и кубический сантиметр и кубический дециметр перестают быть просто
абстракциями.
Понятно, что чем более сложными становятся абстракции, тем сложнее их
«материализовать», но это возможно, чем кстати очень умело пользуются создатели
рекламы. Но в образовании мы тоже можем это использовать. Приведу несколько
примеров.
а) Книжки (фильмы, мультики….) это материализации , абстракций, поэтому
грамотно подобранный видео контент, собранные библиотеки книг в среде это
вполне себе автодидактический материал
б) Идеи, заложенные в основу некоторых игр это материализация абстракций.
Например, идея времени как ленты событий, реализованная в играх типа таймлайн.
5. Заложенный поведенческий сценарий.
Автодидактический материал предполагает определенный поведенческий сценарий
(способ или способы) взаимодействия с ним. Эта идея базируется на предыдущем
рассуждении о том. что способ – материализация абстракций и проектируя разные
способы действия мы проектируем разное образование.
6. Наглядность
В каком то смысл эта идея тоже продолжение идеи материализации абстракций. Но
тут есть одно важное дополнение. Его суть состоит в том, что материал является
моделью изучаемого объекта (явления, процесса) Самым понятным примером здесь
являются всевозможные наглядные пособия, а развитие цифровых технологий
позволяет делать их более интерактивными. Представьте себе музей «живой науки»,
где все экспонаты можно трогать, в каком то смысле качественная учебная
предметная среда стремится к такому же формату.
Понятно, что не всегда в каждом конкретном пособии удается реализовать все 6 перечисленных выше возможностей, но наличие каждой из них дает нам больше возможностей для самообразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.