Мастер-класс "Автодидактичность среды и материалы в ней"

  • docx
  • 21.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Avtodidaktika.docx

Мастер – класс «Автодидактичность среды и материалы в ней»

 

Как все мы знаем, детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных экспериментов. Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеют большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствуют построению целостной картины мира, оказывают стойкий, долговременный эффект.

Принцип автодидактичности является наиболее подходящей формой обучения и развития дошкольников. Он позволяет реализовать основную идею ФГОС ДО – ориентацию на личность ребенка, поддержку инициативы и индивидуализацию образовательного процесса, предоставление возможности быть самостоятельным.

Что же такое «Автодидактичная среда»? Все просто - это среда, в которой ребенок самообучается, самообразовывается, саморазвивается.

Конкретный собственный опыт, а не объяснения и демонстрация волшебства, скорее приведет к тому, что дети захотят учиться. Поэтому особенно важно, чтобы каждый ребенок мог сам проводить все эксперименты.

В чем секрет автодидактических материалов?
Мы много сил и времени вкладываем в создание предметной среды, в которой дети учатся. Материалы, которые мы делаем называются автодидактические материалы. Это очень близко к педагогике Марии Монтессори, но не равно ей.
Что же это за зверь такой – автодидактический материал?
Автодидактический материал, это такое пособие, которое позволяет ребенку учиться самостоятельно с минимальным участием взрослого или вообще без такого участия. идея в том, что если ребенок учится самостоятельно, то он и в жизни будет более самостоятельный, а если он все время учится под руководством взрослого, то и в жизни он все время будет нуждаться в том, чтобы им «руководили». По крайней мере автодидактика избавляет взрослого от необходимости что-то ребенку «преподавать».
Важно и то, что учебная самостоятельность не предполагает, что ребенок учится только один и ни с кем не взаимодействует. Нет. Ребенок в ходе работы с автодидактическими материалами может объединяться с другими детьми или со взрослыми, но может и один работать, если хочет этого.
Вообще, автодидактическим материалом может быть учебник, интернет-сайт, карта, игра, наглядное пособие и так далее. Тут скорее важно, не то, как он выглядит, и в какой форме существует – в физической или в цифровой, а то какие возможности дает. И чем больше таких возможностей, тем материал более «автодидактичен». Рассмотрю 6 таких возможностей, наличие каждой из которых делает материал более «автодидактичным».
1. В материале заложена возможность самопроверки ребенком правильности своих действий (ответов) без необходимости спрашивать об этом взрослого.
Разберем два типа заданий
Тип первый: напишем на листочке (или проговорим устно) несколько примеров по математике и предложим ребенку их решить
Тип второй: дадим ребенку карточку на которой с одной стороны написаны примеры, а с другой стороны их решения
Второй тип заданий предполагает возможность самопроверки, когда ребенок решает пример, а потом переворачивает карточку и проверяет свое решение
Возможности самопроверки могут быть реализованы и другими способами (контрольные карты, QR-коды, специально нанесенные на карточку узоры, перфокарты и так далее
2. Пособие содержит справочный материал (теорию) по теме.
Здесь также возможно много разных вариантов реализовать эту задачу от модели, например включить эту теорию в само пособие, сделать книжку с приложением или использовать идею дополненной реальности (AR) добавив на пособие QR-код со ссылкой на теорию размещенную в интернете или использовать какие - нибудь устройства типа «умной ручки», очков дополненной реальности и т.п.
Такая особенность автодидактических материалов дает ребенку возможность выбрать ту часть темы, которую он не знает, работать не со всем объемом информации, а с какой-то его частью, самостоятельно выбирать объем, глубину погружения в тему, а также возможность реализовать свой интерес, если он возникает в ходе работы с материалом, изучив что-то дополнительно.
3. Интересное действие. Одна задача – одна трудность.
В идеале взаимодействие с материалом должно вызывать азарт и убирать дополнительные трудности. Любое задание по русскому, где надо что-то писать (например, синтаксический разбор) содержит минимум две трудности – выполнить сам разбор и записать. Материал тем более автодидактичен чем больше он устраняет дополнительные трудности и добавляет азарта в само действие
4. Автодидактический материал - «материализованная абстракция».
Эта идея, которая в мой язык точно вошла через педагогику Марии Монтессори на первый взгляд кажется сложной. Попробую упростить.
Есть такой классический монтессори-материал – розовая башня. Это 10 кубиков розового цвета самый меленький из них 1 см3 самый большой – 1 дм3. Манипулируя с этим материалом, ребенок 3 лет осваивает такие понятия как больше –меньше самый маленький, самый большой, но подспудно закладывает основу под математику, поскольку и кубический сантиметр и кубический дециметр перестают быть просто абстракциями.
Понятно, что чем более сложными становятся абстракции, тем сложнее их «материализовать», но это возможно, чем кстати очень умело пользуются создатели рекламы. Но в образовании мы тоже можем это использовать. Приведу несколько примеров.
а) Книжки (фильмы, мультики….) это материализации , абстракций, поэтому грамотно подобранный видео контент, собранные библиотеки книг в среде это вполне себе автодидактический материал
б) Идеи, заложенные в основу некоторых игр это материализация абстракций. Например, идея времени как ленты событий, реализованная в играх типа таймлайн.

 5. Заложенный поведенческий сценарий.
Автодидактический материал предполагает определенный поведенческий сценарий (способ или способы) взаимодействия с ним. Эта идея базируется на предыдущем рассуждении о том. что способ – материализация абстракций и проектируя разные способы действия мы проектируем разное образование.
6. Наглядность
В каком то смысл эта идея тоже продолжение идеи материализации абстракций. Но тут есть одно важное дополнение. Его суть состоит в том, что материал является моделью изучаемого объекта (явления, процесса) Самым понятным примером здесь являются всевозможные наглядные пособия, а развитие цифровых технологий позволяет делать их более интерактивными. Представьте себе музей «живой науки», где все экспонаты можно трогать, в каком то смысле качественная учебная предметная среда стремится к такому же формату.

Понятно, что не всегда в каждом конкретном пособии удается реализовать все 6 перечисленных выше возможностей, но наличие каждой из них дает нам больше возможностей для самообразования.