Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города
Новочебоксарска Чувашской Республики
Мастер – класс для педагогов
«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников»
Подготовила и провела:
Маркиданова Ирина Валерьевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №10
«Сказка» г. Новочебоксарска
Чувашской Республики
2016г
Цель мастер-класса: способствование формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации в развитии мелкой моторики и творчества дошкольников.
Задачи: познакомить педагогов с видами аппликации в технике «бумагопластика», показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Оборудование: картон, гофрированная бумага, цветная бумага, кисточки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, альбомная бумага, ластики, салфетки, подставки для кисточек, смайлики с улыбающимися и грустными лицами.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом зале, и я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
1. Вступление
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна, и помогать ее развитию нужно с пеленок.
Я обратила внимание, что некоторым детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, не в полной мере развита моторика рук.
Как же правильно подойти к решению этой проблемы на практике?
Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое.
Я остановилась на аппликации. Но в своей работе с детьми я решила использовать нетрадиционные техники, которые редко практикуются в изобразительной деятельности в детском саду, так как не являются обязательными в программах дошкольного образования. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников, мелкой моторики рук.
Одним из видов такой техники является бумагопластика. Она способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач в этом виде техники, который приносит много радости дошкольникам
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Любая работа с бумагой -
складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и
познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить
замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный
характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми
простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и,
вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки
конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе,
умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать
целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги.
Существует множество разных направлений бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, обрывная аппликация и т.д.
Сегодня я остановлюсь на тех, что использовала в работе с детьми. Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества.
(Показ на слайде, практический показ)
Бумагокручение из салфеток - вид бумажного конструирования, когда, путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, жгутики, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки и жгутики на определенные места.
(Показ на слайде, практический показ)
Для изготовления поделок необходимо следующее оборудование: салфетки, клей ПВА или клей-карандаш, емкость для хранения бумажных заготовок;
Основа: картон, бархатная бумага, плотная бумага с нанесенным контуром предмета или сюжета.
Этапы работы: из цветных салфеток, нарезают или нарывают маленькие лоскутки, скручивают их в комочки круговыми движениями пальчиков или в жгутики прямыми движениями пальчиков; на основу наносят клей; заготовки приклеивают на основу, плотно прикладывая друг к другу или в определенном месте (в соответствии с замыслом).
Торцевание из гофрированной бумаги - достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания: объемное, контурное, многослойное и плоскостное.
(Показ на слайде)
Сегодня я вам предлагаю плоскостное торцевание, когда трубочки-торцовки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу под прямым углом. (Практический показ)
Для изготовления поделок в технике торцевания необходимо следующее оборудование:
❖ Креповая (гофрированная бумага) или салфетки
❖Пластилин или клей ПВА (возможно использование клея-карандаша)
❖ Ножницы
❖ Емкость для хранения бумажных заготовок
❖ Стержни от шариковых или гелевых ручек, или ватные палочки, или кисточки с тупым концом
Основа: бархатная бумага, картон, объемные формы, пенопласт, плотная бумага, форма из пластилина и т.д.
Этапы работы:
❖ из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, размером от 1 – 1,5 см
❖ на середину квадратика ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и плотно закручивают бумагу вокруг стержня. Получается трубочка - торцовка.
❖ Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Работа готова.
Работы, выполненные в технике торцевания необыкновенно красивы, объемны и очень нравятся детям и их родителям.
Обе техники достаточно простые, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовками», комочками или жгутиками. Коллективные работы, которые выполнены данной техникой, отличаются красочностью, художественным вкусом. Работа с гофрированной бумагой и салфетками развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка.
3. Практикум
- А сейчас я хочу поделиться своими результатами работы кружка «Волшебная бумага», который посещали 6 детей. Мной разработан перспективный план работы кружка, конспекты занятий, подготовлены основы для работ детей, консультации для родителей. Занятия проводились 1 раз в неделю. Вот некоторые фрагменты этих занятий (показ слайдов). Итог – выставка работ детей (показ работ на выставке). Здесь представлена часть работ детей, но они охватывают весь период работы кружка.
- Итоговым этапом нашего мастер-класса будет творческий альбом. Первую страничку этого альбома сделала я. Вам я предлагаю выполнить аппликации, используя техники, о которых я вам рассказала: обрывная аппликация, торцевание, скручивание салфеток. На ваших столах есть всё необходимое для его создания. Поделитесь, пожалуйста, на три группы.
(Педагоги делятся на три группы и самостоятельно оформляют страничку творческого альбома по одной из предложенных техник, представленной на мастер-классе аппликации. Если педагоги затрудняются в выполнении работы, оказываю им помощь.)
- Давайте полюбуемся на дело рук наших. Посмотрите, сколько всего красивого и интересного они умеют создавать. Теперь соединим странички в один альбом «Нетрадиционные техники аппликации».
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Мастер-класс подошел к концу. Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающееся личико.
- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустное личико.
Благодарю вас за сотрудничество!
Творческих вам успехов!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.